Рецензии на произведение «Воительницы у апачей. Лозен»

Рецензия на «Воительницы у апачей. Лозен» (Андрей Катков)

Андрюха это похоже из работ Евы Болл.
То, что мы сегодня знаем о Лозен, исходит от американского исследователя апачей миссис Ив (Ева) Болл. Многие другие исследователи, перелопатившие не одну сотню документов, (Морис Оплер, Эдвин Суини), а также мемуаристы (Джон Бурк, Бритон Дэвис), и апачи очевидцы событий того времени, воспоминания которых легли в основу многих работ американских антропологов, вообще о ней не упоминают, либо упоминают вскользь.
Общеизвестно, что единственным источником информации, который указывал на женщину-воина по имени Лозен в работах Ив Болл был Джеймс Кавайкла – внук Наны. Книга «В дни Викторио» основана на его воспоминаниях. Не трудно установить, что во время описываемых событий Кавайкле было всего 3-4 года. Вот и представьте себе, что он мог помнить, когда был еще дитем неразумным. А когда его воспоминания записывала Ив Болл, ему исполнилось уже 60 лет. Поэтому сообщения, оставленные Кавайклой при посредничестве Ив Болл нам необходимо расценивать не более как предание, а не историческую правду. Кавайкла утверждает, что Лозен в период 1879 – 1880 годы находилась среди повстанцев Викторио, что вполне соответствует действительности, но дальше возникают сплошные догадки и не точности.
Установлено и подтверждено документами того времени, а также закреплено в исследованиях Э.Суини, что в июне 1883 года после экспедиции генерала Крука в горах Сьерра-Мадре апачи сдались. Лозен и Локо, в этой связи, вернулись в резервацию Сан-Карлос. С этого момента и вплоть до отправки во Флориду Лозен оставалась в Сан-Карлос. Поэтому утверждения Ив Болл о том, что в период с 1885 – 1886 годы Лозен сражалась в отрядах повстанцев Джеронимо, неверны. На знаменитом фото (смотрите в фото приложении к главе Метаморфозы «Кампании Джеронимо»), женщина сидит на железнодорожной насыпи среди ренегатов Джеронимо у поезда перед отправкой во Флориду идентифицируется как Лозен. Но на самом деле Лозен в этой группе ренегатов не было, женщина с которой ее ранее идентифицировали исследователи никто иной как Баянетта – жена брата Джеронимо Перико. Как утверждает Суини, тогда среди этой группы чирикауа не было ни одного чихине (мимбреньо) к которым этнически принадлежала Лозен. Во Флориду ренегатов отправляли с семьями, а у Лозен, как известно, ни мужа, ни семьи никогда не было.
Многие исследователи апачей утверждали, что, мол, Лозен принимала участие в сражениях заключительного периода апачского сопротивления, то есть в финале «Кампании Джеронимо» 1886 года, и тем самым ставили под сомнение слова Кавайклы о том, что Лозен в 1886 году находилась с ним вагоне поезда на Холбрук. А это говорит о том, что ее не было среди повстанцев Джеронимо на момент сдачи апачей генералу Майлзу в 1886 году.
Удивительно то, что, зная о заслугах Лозен, ее уникальности и дарованиях, а также о родственной принадлежности к легендарному Викторио, современники Лозен практически не оставили о ней никаких воспоминаний, кроме, конечно же, информатора Ив Болл Джеймса Кавайклы.
Ясон Джейсон) Бетцинес в книге «Я сражался вместе с Джеронимо» ничего не говорит о Лозен. Джеронимо в своем жизнеописании Барретом также не упоминает о Лозен, хотя должен был бы это сделать, если бы она плечом к плечу сражалась бы с ним. В мемуарах Бурка, который как известно был помешан на сборе информации о индейских шаманах и провидцах абсолютно ничего не говориться о Лозен, но есть сведения о двух женщинах шаманах апачи. Бриттон Дэвис в своих мемуарах упоминает о женщине шамане апачей по имени Хуэра. Но если Лозен так была знаменита среди апачей, как это утверждает американская пропаганда, так почему Дэвису и о ней не написать.
Общеизвестно, что многие военнопленные апачи были отправлены для отбывания наказания в казармы Маунт Вернон в штате Алабама, и среди них находилась Лозен. Э.Суини среди тысячи страниц архивных документов обнаружил один – «Реестр заключенных индейцев Маунт Вернон» от 17 июня 1889 года, в котором указывается: «… женщина по имени Лозен скончалась».
Морис Оплер авторитет которого среди исследователей апачи не вызывает сомнения писал: «У меня есть тысячи записей о женщинах апачи, так или иначе, проявивших себя в истории этого народа, но нет ни одной записи, где бы упоминалось имя Лозен. На девятистах страницах интервью, которые я записал с чирикауа, нет ни одного, в котором бы они говорили о Лозен. Среди массы других материалов относящихся к событиям, в которых Лозен, по словам Ив Болл фигурировала, также нет о ней ни единого слова. Я работал с Чарли Исти – сыном Викторио и ничего не слышал от него о шаманских и воинских достижениях своей тетки по имени Лозен».
Я не хотел бы однозначно утверждать или опровергать факт существования Лозен и легенду о ее доблести, но вместе с тем в вышеописанном эссе, хочу показать, что в мир по сей день не отказался от принципа – если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. И в таком предмете как история данный принцип не является исключением.

Игнат Костян   14.08.2015 15:36     Заявить о нарушении
Почти точь-в-точь те же сомнения, в таких же словах имеются в форуме Месоамерика в теме трехлетней давности о Лозен.
Отвечу, что Лозен,-это реальное лицо. В этом нет никаких сомнений, и все её деяния не миф. Ковэйкле было не три-четыре года, а около десяти. Его собственные слова: "Мне уже было около десяти, а я ещё не знал, что человек умирает как-то иначе, кроме насилия. Потому что я был апачем Уорм Спрингс...". Лозен была до конца с группой Джеронимо. Она и Датесте были его посланниками. Датесте,-это вдова скаута Куни, или позже жена Анандиа. На знаменитой фотографии на железнодорожной насыпи не жена Перико, а Лозен. Это подтвердили как минимум два человека, один из них племянник Джеронимо и ещё один пленник мескалеро, -оба находились до последнего в группе Джеронимо.
Суини, со всем уважением к его прекрасным работам, почему-то порой отстаивает свою версию, как бы не замечая очевидного противоположного. Оплеру апачи могли не доверять так, как они доверяли Ив Болл.


Андрей Катков   16.08.2015 11:11   Заявить о нарушении
Понятно, спасибо. Я не сомневаюсь в реальности существования Лозен,но мнение существующее высказать был обязан. Для того и нужна изыскательская работа, чтобы искать истину. Хотя Кавайкла по- моему где-то передергивает. Битцинез не опознал в женщине на железнодорожном переезде почему-то Лозен. Если это она,то почему нет других ее фото в том же Сан-Антонио на пересылке или в заключении в форту Марион. Все же я больше склоняюсь к позиции высказанной Суини,он все-таки исследователь, а мы чайники-любители.

Игнат Костян   17.08.2015 09:08   Заявить о нарушении
Далее, что значит апачи могли не доверять Оплеру, а доверять Ив Болл. Андрюха это смешной довод согласись.... Поэтому истина где-то рядом.

Игнат Костян   17.08.2015 09:11   Заявить о нарушении
Читай англоязычную литературу по теме, тогда доводы не будут казаться смешными. На тему сомнений Оплера и работы Болл, в том числе доверия к ней чирикауа, в сравнении с ним есть тексты. В плане общения с чирикауа Болл-уникальная личность. Сравниться с ней может, например, Гудвин, работавший с западными апачами.Энжи Дебо-автор книги о Джеронимо-первой высказала, что это не Лозен на фото Суини повторил за ней (у них есть кстати книга в соавторстве). Её информантом был Бетцинес, которого не было в вагоне с Джеронимо. Информантами Болл по этому поводу были племянник Джеронимо и пленный ( тогда, достаточно взрослый) мальчик мескалеро. Они и показали ей, что это Лозен. Правда мескалеро называл её ЛОса. В общем, много ещё чего можно привести в доводы. А что значит за общеизвестно, что Болл писала В Дни Викторио только по Ковэйкле? Эта женщина имела ряд очень значимых информантов, так что книга её в ряду лучших про индейцев вообще.

Андрей Катков   17.08.2015 13:24   Заявить о нарушении
Да я и не спорю что Ив Болл крутая исследовательница. За инфу спасибо.

Игнат Костян   17.08.2015 17:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воительницы у апачей. Лозен» (Андрей Катков)

Как всё-таки это интересно и познавательно! Здорово пишете, Андрей! Столько узнала!
Помню, с детства увлекалась играми "в индейцев", книгами и фильмами про них! - это такая романтика была!!! :)
А вот что интересно: всякие нынешние наглые и жестокие рейдерские захваты и грабительские походы/война на Украине тоже, наверное, ОТТУДА идут - от апачей?!? ㋡
А безбашенные террористки-смертницы, исламистки-вахабистки в Чечне и в др. местах, тоже ТАК же, как воительницы апачки, мстят за погибших мужчин из числа их родственников!..
И Горные Духи и шаманы (у меня в цикле "Далеко от фронта. В горах Киргизии" тоже немножко про это говорится!) - ОТТУДА ЖЕ?
Как всё в мире взаимосвязано и исторически обусловлено, имеет общие корни, традиции!
Спасибо Вам за столь глубокое, увлекательное историческое и научное повествование!
Удачи!

Ольга Благодарёва   21.01.2015 17:43     Заявить о нарушении
Нынешние рейдерские захваты это как захват земель апачей и других индейцев белыми-испанцами, англо. У апачей не было фанатизма ваххабисток-смертниц. Да и вообще они не были фанатичными убийцами маньяками. Всё обуславливалось жизненной необходимостью, борьбой за само существование, не было никакой религиозной нетерпимости, и не старались убивать всех подряд, только по необходимости и когда мстили. Испанцев, мексиканцев ненавидели конечно, и было за что, но женщин и детей- то есть гражданское население- не истребляли целенаправленно, хотя жестокости имели место, в частности со стороны Джеронимо, который готов был убивать всех подряд мексиканцев. Но его первую семью-жена, трое малолетних- мексиканцы уничтожили полностью в его молодости, вероятно с этим связана его месть.

Андрей Катков   21.01.2015 18:07   Заявить о нарушении
Понятно! Спасибо!

Ольга Благодарёва   21.01.2015 18:16   Заявить о нарушении
И вам Оля, спасибо!

Андрей Катков   21.01.2015 18:57   Заявить о нарушении