Рецензии на произведение «Лермонтов. Место дуэли»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Больше ста лет назад закрылся первый музей Лермонтова, который был в нашем "городе музеев" Петербурге. Случайно, хотя ничего случайного не бывает, коснулось меня известие о возможной утрате квартиры, которую снимал Лермонтов для бабушки, в которой мог бы разместиться музей поэта. Помогите! http://vk.com/dom_lermontova
Ольга-Гось Литвинова 17.01.2019 09:16 Заявить о нарушении
Ольга-Гось Литвинова 08.06.2022 09:24 Заявить о нарушении
Николай! Спасибо за очерк о моем земляке Лермонтове. Рад, что есть люди, которые неравнодушны к нашему историческому прошлому. С уважением Евгений
Евгений Кошелев 22.11.2018 08:44 Заявить о нарушении
Уважаемый Николай, спасибо за цитату о ПРЕДПОЛАГАЕМОМ месте дуэли:
«Это место отстоит на расстоянии от города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в немецкую Николаевскую колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои, изгибаясь к горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния».
Действительно, наверное, избрали это место-поляну, когда дуэль была решена Лермонтовым и Мартыновым вечером 13 июля в разговоре тэт-а-тэт, как всем (и секундантам тоже)знакомое место офицерских пикников. Но в роковой день вечером 15 июля была сырая погода с предгрозовым дождём. И секунданты из-за этого не пошли на мокрую поляну, окружённую кустарниками, размечать барьеры для дуэли, а устроили разметку прямо на дороге (а может быть и с умыслом, так как дорога лучше всего просматривалась для прицельной стрельбы из нарезного ружья, с упора, из караулки на "небольшой горе", см. версию убийства "Нелепая гибель").
Обоснования для реального места состоявшихся при дуэли событий содержатся в скрупулёзном почасовом исследовании всех обстоятельств того дня, включая метеорологические, местного пятигорского краеведа В. А. Хачикова (В.А. Хачиков, "Лермонтов. Роковое лето 1841 года", Пятигорск, 2013).
С уважением,
Александр Белислав 13.02.2017 13:49 Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Николай! К сожалению, не знаю вашего отчества, потому что, прочитав Вашу статью, понял, что имею дело с давним приверженцем, исследователем проблемы, о которой и я скромно написал своё эссе.
Ваша цитата:
Предпринимались неоднократные попытки найти его и увековечить, восстановив таким образом историческую истину и справедливость, однако содержащегося в найденном документе описания местности недостаточно, чтобы осуществить задуманное, не совершив еще оной ошибки.
А в конце совсем пессимистично:
Не нужно быть пророком, чтобы предугадать – ничего, абсолютно ничего не изменится. Такие мы люди, уточним – русские люди, увы.
И:
Неужели нас так и не хватит на то, что мы должны, что по элементарным понятиям чести и долга обязаны сделать для великого поэта и гражданина Государства Российского?!
Совсем становится уныло и погружаешься в скорбь, в прострацию. Господи, Боже мой! Может это рок такой над одним из величайших поэтов России? Неужели нас всех устраивает, что мы Иваны, не помнящие родства?
Если в лучшие времена в стране, когда ценилось слово и писатель был одним из самых уважаемых авторитетов не смогли сдвинуть эту проблему с мертвой точки, то сейчас и пытаться бесполезно. Я занимался, например, еще такой проблемой. Есть у нас здесь первая на Кавказе гидроэлектростанция "Белый Уголь" - памятник энергетики ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. О ГЭС, ее людях, династиях, строивших, работающих на ней, воевавших и восстанавливавших ГЭС после войны, поскольку она была взорвана фашистами, я написал сказание в стихах и очерк в прозе. Обратился к энергетикам, к властям, железнодорожникам об увековечении памяти ГЭС. Там всего-то нужно было установить для начала типа баннера на остановке электропоездов, с указанием, что станция получила название в честь... Да открыть музей в здании ГЭС, где сохранилось все в первозданном виде. Дело дошло до самых верхов. Москва сказала "нет".
Так что мне это все до боли знакомо. А свое эссе я писал и исследовал, насколько мог эту тему, и тоже получил холодное: "У нас таких писателей было-перебыло, еще и покруче. Есть официальная версия, на том и стоим!"
Но я верю, что мы, долго запрягая, в конце концов доедем до места. Не знаю, что и кто нужен, чтобы решить эту многовековую проблему, может иностранцы нам помогут? Смех, смехом, но когда нам стыдно, то вдруг включаются какие-то скрытые механизмы и наша бюрократическая машина начинает со скрипом прокручиваться... Может, отыскать живущих шотландских предков Томаса-Рифмача, прародителя ветви поэта? Тут уж наши расшаркаются и дело быстро закрутится, кто знает, может и поставят если не точку, то жирную точку с запятой. Может хоть с местом дуэли как-то определимся?..
Александр Головко 14.10.2016 18:42 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай. С большим интересом прочла Вашу статью о месте дуэли
М. Ю. Лермонтова. В середина апреля 1991 года была на экскурсии в Пятигорске, посетили и памятник М. Ю. Лермонтова, даже всей группой сфотографировались около него на память. Но что удивительного, экскурсовод доказывала, что поэт погиб не от пули Мартынова, а что в него стреляли совсем из другого места и даже указывала это место. Откуда появилась данная версия? Что послужило причиной ее появления она нам не объяснила. Она упирала на то, что он был очень конфликтным человеком и у него было много недругов. Жаль, что во время экскурсии
больше говорили о его недостатках, чем о его гениальности. Прекрасно, что Вы своей статьей пытаетесь привлечь внимание всех россиян к тому. чтобы выяснить истинное место трагедии и исправить ошибку. Понравилось.
Творческого Вам успеха.
С уважением, Галина.
Галина Гостева 02.08.2016 19:40 Заявить о нарушении
То, что Ваш экскурсовод изложила версию неизвестного убийцы Лермонтова - это давно не новость. Этой версии многие десятки лет. Если не ошибюсь, идет она от К.Паустовского (повесть "Разливы рек..."). В начале 1966 года развернулась нешуточная дискуссия на эту тему на страницах газет и журналов между лермонтоведами (И.Кучеров, В.Стешиц, сторонники версии неизвестного убийцы) и учеными мэтрами (С.Латышев, В.Мануйлов, вариант дуэли Лермонтов - Мартынов). Результат дискуссии - нулевой. С тех пор переломаны в спорах сотни копьев (или копий?), написаны десятки книг, тысячи статей. Результат все тот же. Одна из последних книг на эту тему, насколько мне известно, работа А.Карпенко и В.Прищепа "Оправдание Лермонтову", в котором рассматривается вариант внедуэльного убийства поэта Мартыновым. Лично я этот вариант не могу принять, если Вы хотите с ним познакомиться подробней, можно зайти на блог Александра Карпенко здесь на Прозе.ру, публикация "Гибель Лермонтова можно было предотвратить", или что-то в этом роде, пишу по памяти. Названную выше книгу найти практически невозможно, она издана в Майкопе мизерным тиражом.
Откуда появилась версия постороннего стрелка?
Все дело в характере раны Лермонтова. Пуля вошла (на тот случай, если Вам неизвестно) под нижнее ребро правого бока, вышла между правым и шестым ребрами левого бока, т.е. прошла под углом примерно 35 градусом. Но подобное возможно, если бы убийца стрелял лежа и то рядом или стоя в полуметре, но опустив пистолет на угол согнутой руки и разрядив его снизу вверх. Неровная площадка, на что некоторые все еще ссылаются, не может быть причиной необычной раны. Ну, где-то так, если кратко.
А Вас, Галина, еще раз благодарю за отклик.
С уважением,
Николай Калмыков 04.08.2016 13:28 Заявить о нарушении
С благодарностью, Галина.
Галина Гостева 04.08.2016 15:56 Заявить о нарушении
С уважением, Александр.
Александр Белислав 13.02.2017 12:35 Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай!
С большим удовольствием прочитал Ваше исследование. В процессе чтения вспомнились интересные телепередачи периода собственной молодости, в частности, цикл передач Ираклия Луарсабовича Андроникова, в одной из которых он подробно рассказывает о собственных поисках места гибели поэта, используя для этого (если не ошибаюсь) репродукцию с картины Лермонтова. С каким восторгом мы всей семьёй смотрели и слушали его. Теперь таких художественных чтецов нет - перевелись.
Читая Вашу вещь всё ждал: вот сейчас Вы расскажете об этой передаче. И... дождался оценки его собственной деятельности, как монополиста, некой "истины в последней инстанции". Не берусь давать оценки глубине его знаний как ученого-лермонтоведа, но, согласитесь, что он был не из последних.
Есть и актёр и режиссёр Николай Бурляев (мне лично он очень симпатичен не только как художник, но и как культурный и общественный деятель страны), снявший художественный фильм о поэте, где сыграл главную роль сам.
После прочтения этой вещи я "нырнул" в инет в поисках Андроникова, но "зацепился" и застрял на этой замечательной статье:
http://форум.ооои-брс.рф/topic/10916-mihail-yurevich-lermontov/
Пробегите на досуге - думаю, получите если не удовольствие, то удивление от широты материала.
С уважением,
Виталий
Виталий Голышев 02.08.2016 13:16 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Калмыков 04.08.2016 14:12 Заявить о нарушении
Николай!
Вопрос о дуэли Лермонтова заинтересовал меня в пятом классе, когда прочла книгу А.Ваксберга "Преступник будет найден". Потом посчастливилось побывать в том самом домике, куда привезли окровавленное тело молодого поэта после убийства у Машука.
Столько пришлось прочесть в последствие!
Даже о том, что Лермонтов, тяготящийся службой на Кавказе, упросил Мартынова "стрельнуть" ему в, допустим, ногу, чтобы более к военной службе не возвращаться.
С глубоким уважением отношусь к людям, кто тратит свое время и силы, чтобы пролить хоть какой-то свет на жуткую историю гибели поэта, но...
Прошло слишком много времени с тех пор и найти то самое место просто невозможно. Еще и по причине вранья всех участников дуэли, которые старались обелить себя самым неблагородным образом.
Это лично мое мнение, никому его не навязываю.
Я была в этом году на предполагаемом месте гибели поэта и видела по-настоящему печальные лица экскурсантов. Правее-левее - так ли это важно?
Важно другое: у поэта не было настоящих друзей!
Но их много сейчас: его почитателей и поклонников.
С интересом прочла Ваши исследования и желаю дальнейших успехов.
С уважением - Я.
Наталья Малиновская 30.01.2016 23:39 Заявить о нарушении
С теплом,
Николай Калмыков 31.01.2016 21:27 Заявить о нарушении
Когда говорят: "Пушкин-наше все", я возмущаюсь. А Лермонтов, а Веневитинов, а Блок, а Маяковский - и это только так, не задумываясь - они чье ВСЕ? Разве не наше?
Ведь каждый из них однажды постучался в нашу душу своим "глаголом". Ну, ладно, не каждому довелось окунуться в творчество поэтов и прозаиков нашей страны, но каждый из них болел сердцем за Отчизну и пытался донести свои мысли до читателя.
А уж о Лермонтове, такой противоречивой личности, хочется узнавать как можно больше. Многие современники пишут о нем, как о желчном, ехидном, остром на язык человеке.
Пусть даже так.
Вопрос в другом: а каковы они сами, эти судьи?
И потом, Господь вкладывает талант в человеческие руки, а это - тяжелейшая ноша. И как не рухнуть под ней, суметь выдюжить и остаться при этом приятным во всех отношениях - возможно ли это?
Они, великие, по-разному несли свой талант, но почти все ушли недопустимо рано, просто внутренне сгорев, а большинству помогли уйти, создав необходимые условия: затравили или просто, не мудрствуя лукаво, убили.
Вот такой тоже многословный ответ.
Буду ждать Ваших новых трудов.
Желаю здравствовать - Я.
Наталья Малиновская 01.02.2016 14:27 Заявить о нарушении
Искренне
Николай Калмыков 01.02.2016 16:13 Заявить о нарушении
Не знаю, кто там прав, кто не прав, но статья отличная.
Прочитал с интересом, потому что давно интересуюсь лермонтовской темой.
Есть у меня и двухтомник Андроникова. Вы очень хорошо сказали, что Андроников "маленький Сталин в лермонтоведении" ) Как бы то ни было, но заслуги его в лермонтоведении бесспорны.
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 13.05.2015 23:52 Заявить о нарушении
С уважением...
Николай Калмыков 14.05.2015 18:13 Заявить о нарушении