Рецензии на произведение «Воспоминания о Литературном институте»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Спасибо за воспоминание. Очень точно передают атмосферу Литинституте, хотя я и учился там много раньше вас, в 1970-е гг.
Дополню ваше описание несколькими штрихами, несколько нарушающими вашу умилительную картину.
1. Учиться там было не у кого и нечему. Как сказала одна моя сокурсница: "Собрали шизиков и фреников со всей страны, чтобы они не буйствовали и подзуживали как дурачков: 'Будете писателями, будете писателями'". Учить было некому, потому что основной контигент состовляли либо литературные неудачники: непристроенные в более хлебные места дети литературных генералов. Либо те же самые генералы, списанные в утиль за старостью и ненадобностью. Так что все эти разговоры про мастера, которыми автор пытается пичкать наивного читателя, это из разряда хрестоматийной дидактики. Хотя попадались и очень колоритные фигуры. Современную на тот момент зарубежную литературу у нас вел Джимбинов. На его лекциях о Хемингуэе и Томасе Манне яблоку было негде упасть: из-за пришых нам студентам едва хватало места.
Нечему, потому что у нас и ранее и теперь распространено идиотское мнение, будто научить писать невозможно. И не учили. Все мы студенты это прочухали уже на первом курсе. Но добровольно никто не ушел. Ибо как иначе мог провинциальный, да и московский автор завязать контакты в литературной среде? Вот и шастали студенты не по лекциям и семинарам, а по издательствам и журналам, надеясь хоть как-то хоть где-то зацепиться.
Но nulla regula sine exeptione. Иногда что-то полезное можно было почерпнуть и от преподавателей. Богданов, который преподавал нам теорию литературы ("только дураки думают, что есть такая наука", -- любил повторять он и не гонял нам по предмету), научил нас как нужно писать рецензии ("хрен кто из вас будет писателем, а редактором многие, поэтому будьте добры умейте правильно оценитить поток (то есть поступающие в редакцию рукописи)"). Или литературные обзоры. "Не нужно подряд читать всю эту журнальную мукулатуры. Выберите тему, возьмите пару авторов разного темперамента и сравните их между собой. Читать их не обязательно. Опирайтесь на рецензии и критические отзывы. И в целом: берегите свой читательский иммунитет: не читайте современной литературы. Тургенева, Чехова, Л. Толстого хватит вам на всю жизнь, да еще и останется". Я этому правилу свято следовал и потому до старости не потерчл радости от чтения.
2. Автор правильно передала атмосферу общежития. Но было среди студентов и много москвичей. Москвичи и провинциалы и не враждовали и не дружили друг с другом. Это были две непересекающиеся диаспоры. Разными били и социальный статус и интересы. Среди москвичей преобладали москвички: дерьмовый народ: доски писателей (со мной, напрмер, училась дочь Солоухина), ученых, артистов.
Среди провинциалов преобладала наоборот, все больше демократичная, рабоче-крестьянская публика. Я сдружился со своими земляками-алтайцами. Один из них Володя Марченко обладал явными организаторскими способностями. А поскольку по национальности он был белорусом, то и у нас собирались творческие белорусы. И не только из Литинститута, но и из студенты театральных, кино- и др училищ. Они, оказывается, ни в грош не ставил ни Коласа, ни Купалу (хотя к последнему отношение было лучше). Зато они познакомили и очаровали меня Богдановичем.
А поскольку Володя был селькором, то и у нас возник своеобразный клуб сельских журналистов. Они читали и перечитывали Шукшина, Белова, Абрамова, Евгения Носова. От которых москвичи воротили свои изящые носяры. Тем подавай забугорную литературу. Хеменгуэй, Скотт Фицджеральд, Гессе не сходили у них с языка. Если кого и признавали из наших, так это т. н. "городскую прозу" и Битова в придачу, которых мы и на слух не переносили.
Владимир Дмитриевич Соколов 06.03.2023 15:19 Заявить о нарушении
Грузины, признавая наших классиков, никак не хотели соглашаться, что русская литература более великая, чем их. А вот восточные народы смотрели в прошлое и критически относились к самому понятию прогресса. После Навои, как говорил мой приятель узбек Алишер Мирзаев лучшего поэта, по крайней мере среди тюрков, быть не может. И лучшим литературным жанром они считают назирэ, если не ошибаюсь в названии. Высший шик -- это когда ты ничего не придумываешь, а можешь составить свое стихотворение из строчек Навои. У европейцев данный жанр именуется центоном.
Этот Алишер Мирзаев совмесно с Арви Сабонисом (тезка по имени и фамилии с тем самым Сабонисом, но не он) организовал своеобразный переводческий клуб. Правда, уже позднее, когда мы встретились на редакторских курсах. Оба они были поклонниками американской литературы -- ну там Хемингуэя, Сарояна, Нормана Мейлера. Собирались в общежитии человек пять-шесть и часами судили и рядили, как и что лучше переводить. Сабонис переводил на литовский, Мирзаев на узбекский. Спорили на русском. И ведь как сцепятся языками, так не оторвешь. Как это возможно? Частенько я присутствовал на этих спорах, но об'яснить феномен не могу в толк.
Потом кто-то донес на них, что они там разводят антисоветчину. И хотя это было наглой ложью, но руководство курсов потребовало эти посиделки прекратить. От греха подальше.
И вот этого межнацинального общения мне до сих пор жаль. Ну разбежались мы по разным государствам. Но зачем было рушить единое культурное пространство?
Владимир Дмитриевич Соколов 06.03.2023 15:45 Заявить о нарушении
Очень интересно написали! Жалею, что не довелось учиться там. На мой взгляд, автор или сочинитель, как Вы выразились, в первую очередь должен быть Личностью, которой есть что сказать большому количеству читателей. Спасибо!
Нина Джос 25.06.2018 20:58 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 26.06.2018 10:39 Заявить о нарушении
Нина Джос 27.06.2018 12:58 Заявить о нарушении
Елена, прочитав Ваш текст, я словно заново погрузилась в атмосферу литинститута. Я поражена, как много Вы помните, и как это соответствуем моим собственным ощущениям. Я училась заочно в 2000-2006гг на семинаре Кострова. Но довольно скоро поняла, что мне там не место, и, как и многие студенты посещала все подряд семинары, пока не попала к Торопцеву и Сефу. Это была сказка! Когда сообщила Владимиру Андреевичу, что хочу поменять мастера, он сказал, что поэт должен идти туда, куда он хочет, и на заявлении огромными буквами написал: "Я - за!" Очень жалко, что Сефа уже с нами нет. А на семинар Торопцева я нет-нет да заглядываю до сих пор.
Ольга Воробьева 01 22.11.2016 22:15 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 23.11.2016 09:22 Заявить о нарушении
Марина Терехова 2 28.02.2018 13:13 Заявить о нарушении
Елена, благодарю Вас за интереснейший рассказ о Литературном институте!
В конце 60-х не прошёл по творческому конкурсу...
Лет десять назад купил случайно "Дневники" ректора С.Н.Есина о жизни института).
Читал запоем - так переполнены фактами его дневники! Отчего же мне было так любо читать их?
И вдруг нашёл удивительное признание самого писателя - он романизировал свои дневники!
По себе знаю - как тупо, по датам и по времени я всё записывал туда. (Ну, кроме лирики и достойных событий).
Талантливый мастер щедро поделился со всеми, как разложить собранные камни - м.б., в виде литературных эскизов!..
Рад был почувствовать через Вас - созидательную атмосферу знаменитого института!
Девяткин Вячеслав Георгиевич 08.08.2016 16:14 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 09.08.2016 10:14 Заявить о нарушении
Интереснейший текст, уважаемая Елена). Прочитала с огромным удовольствием и согласна подписаться практически под каждой Вашей мыслью. Преподаватели в ЛИТе действительно замечательные, и сам опыт учёбы в этом заведении - прекрасная школа, уникальная возможность вживую соприкоснуться с людьми - легендами отечественной словесности и окунуться в культурную атмосферу Москвы. Звучит немного выспренно, но осознание всего этого приходит только сейчас, спустя годы. И со временем это чувство, уверена, только усилится). Я поступала при С. Есине, окончила ЛИТ - при Тарасове. Жаль, что мало записывала по ходу учёбы - все силы уходили именно на неё (если учился добросовестно). Мыслей - масса, разбуженных воспоминаний - ещё больше. Думаю, Ваша работа - достойная вещь, которую можно донести до любой аудитории - настолько всё интересно и увлекательно))). Всего Вам доброго! Спасибо).
Юлия Бутакова 11.03.2016 10:54 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 12.03.2016 09:52 Заявить о нарушении
Юлия Бутакова 12.03.2016 14:02 Заявить о нарушении
Я тоже благодарна за этот текст. Мысли, которые мне показались особо важными: в Лите обучает сама обстановка; это сообщество близких по духу людей; к критике, как и к написанию надо готовиться; важно найти свой стиль. И правила написания хорошего текста тоже, несомненно, полезны.
Я давно хотела узнать больше о Литинституте. Ваши мемуары для меня большое везение :)
У меня только один вопрос! Как же выпускники трудоустраиваются?...Ведь не все же могут свои тексты продать! Получается, работают не по профессии?
Мария Блажнова 11.12.2015 16:06 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 11.12.2015 16:51 Заявить о нарушении
Евгений Буймов 22.01.2016 11:25 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 23.01.2016 09:00 Заявить о нарушении
Елена, получила огромное удовольствие от Вашего опуса. Очень хорошо написано. И сколько пользы! С уважением и благодарностью Светлана Юшко.
Светлана Юшко 04.07.2015 20:34 Заявить о нарушении
Елена Суханова-Громова 05.07.2015 11:43 Заявить о нарушении