Рецензии на произведение «Письмо доктору Лизе»

Рецензия на «Письмо доктору Лизе» (Дмитрий Лазутов)

В определенном смысле взрослые - это такие же дети, такие же слепые котята, брошенный на произвол судьбы, может быть только чуть посильнее и поумнее.

Алексей Честнейшин   28.02.2016 21:01     Заявить о нарушении
Да... Спасибо.

Дмитрий Лазутов   28.02.2016 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо доктору Лизе» (Дмитрий Лазутов)

Не знаю, Дмитрий, что и как сказать. Трудный текст для меня.
Разные дети, разное детство и разные взрослые, в среде которых проходит воспитание детей.
Но дети в рассказе мыслят по-взрослому и как взрослые. Но все-таки они - дети...
И к детям нужен особый подход через иносказания, символы, притчи. Впрочем, и взрослые-то не многие понимают притчи-символы и иносказания.

То, что сейчас опубликую, скорее подходит к другому рассказу "Жить или не жить", но и во многом все же касается и данного рассказа-письма...
Не могу здесь "судить" и выступать "оценщиком". Здесь должно склонить ухо к тишине молчания и в молчании почувствовать Понимание через Символы-притчи...

***

"Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,
Вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе.
Тот, у кого есть хороший жизненный план,
Вряд ли будет думать о чем-то другом...

Мы пьем чай в старых квартирах,
Ждем лета в старых квартирах.
В старых квартирах, где есть свет, газ,
телефон, горячая вода,
радиоточка, пол - паркет, санузел
раздельный, дом кирпичный.
Одна семья, две семьи, три семьи.
Много подсобных помещений.
Первый и последний не предлагать.
Рядом с метро. Центр...

Все говорят, что мы в месте,
Все говорят, но немногие знают - в каком...
А из наших труб идет необычный дым.
Стой! Опасная зона: работа мозга...

Бошетунмай... Бошетунмай..."
(В.Р. Цой).

("... Прежде чем говорить, что означает это слово, надо уточнить вопрос: означает для кого? В одном интеревью Цой ответил, что он не имел в виду того, что это слово означает. Т.е. есть собственно значение (точнее несколько значений) слова БОШЕТУНМАЙ, а есть то, что имел в виду Цой. И это разные вещи.
Цой минимум дважды ответил на вопрос, что он имел в виду под этим словом: "просто такое вот волшебное слово"...
...А собственно само слово имеет несколько значений, "несколько версий происхождения", как Цой говорил. Вполне возможно это именно эти версии:

1."Некий наркотик";
2."Не продавайся";
3."Будь достоин"...

...Цой пользуется приемом, которым любили пользоваться Высоцкий и Окуджава. В определенный момент он расширяет смысл песни: после слов "пьем чай в старых квартирах, в старых квартирах, где есть..." После этих слов идет обычный текст объявления об обмене квартиры, в том числе слово ЦЕНТР. Если сравнить технику написания "Алюминивых огурцов" и "Бошетунмая", то видна общая структура: вступление, перечисление, припев. Тескст объявы об обмене квартиры превращается в реалистическую зарисовку быта сер. 80-х гг. "Одна семья, две семьи" - это же о коммуналке. Слово бошетунмай придает этой картинке - немножко абсурда.
... Но в целом, конечно, эта песня Цоя о понимании. О том, что люди друг друга не понимают.
Не понимают, потому что у них разное было детстсво;
не понимают, потому что "квартирный вопрос" заел (кому в бывшем Союзе это не знакомо?);
не понимают, потому что большинству легче занимаются кликушеством ("все говорят, что мы вместе"winking smiley, чем "думать о чем-то другом".
И Цой предлагает реальный выход из этой ситуации: "Бошетунмай". Логика абсурда: чтобы победить зло, нужно посмеяться над ним. Но только у Цоя не смех, а только одному ему свойственная ирония. Эта ирония есть почти во всех песнях. Она сразу узнаваема... и любима.
Эта убийственная ирония... Понимание - центральная тема многих песен Цоя. В одном интервью он признался: "Я ищу не популярности, а понимания"..."
(Андрей Степанов "О чем пел Цой" М., 2004) // Электр-й ресурс).

Метафраза текста по З.Кадикову:

"Выбравший с детства свободу вместо
сытости
Отвергнет того, кто в неволе воспитан.
Увлеченность и наркотик ослепляют.

Вам уютно в ветхом теле,
Хотите в ветхом теле в обновленный мир
войти.
В ветхом теле и привычно, и удобно,
В нем обыденность и фундаментальность.
Но раздроблена душа, и много хлама.
Торгуетесь и цените вы все это.

Вы верите декларациям, иллюзиям,
Но избранные видят: вы в непотребном
месте.

А в человеке заложено нечто высшее.
Жить мыслящему опасно, но подумай!"
(З.Кадиков "По следам пророка света. Расшифровка песен В.Цоя", 1999).

Верны ли толкования? Но во всяком случае, есть Вопрос для мыслящего человека:

"...Жить мыслящему опасно, но подумай!"

БОШЕТУНМАЙ - версии:

1."Некий наркотик";
2."Не продавайся";
3."Будь достоин"...

Во всяком случае, каждому дана возможность - подумать над вопросом: для чего Быть свободным человеком и почему в духовной свободе сокрыто его достоинство...

С уважением,

Бармин Виктор   17.01.2016 11:03     Заявить о нарушении
Всё правильно. Дети не могут так рассуждать, но они так чувствуют. По отношению к сироте или детдомовцу со стороны взрослого человека самым коварным поступком будет просто улыбнуться ребёнку и подарить ему конфетку. Потому что этим поступком взрослый бросает в душу ребёнка зерно надежды, которое на 99% даже не собирается выращивать в полноценную веру, а значит, он выращивает вероломного ублюдка.

Дмитрий Лазутов   17.01.2016 15:09   Заявить о нарушении
Дмитрий, согласен с твоими размышлениями.
Дети очень тонко чувствуют ФАЛЬШЬ в жизни, ФАЛЬШЬ у взрослых и все-таки, они как дети, бывают доверительными ко взрослым, которые, мягко говоря, бесчестны...

Например, вот в этом отрывке и проговаривается ребенком о фальшивости поступков взрослых:

"...Тётя Лиза, мы втроём часто смотрим вас в телевизоре. Павлик вас не любит и всегда ругается, говорит, что вы занимаетесь пиаризмом и самоуважанием за счёт детишек. А ещё, когда случается, что где-нибудь другим детям плохо и по телевизору все красивые тёти начинают очень сильно жалеть тех детишек, тогда Павлик снова злится и говорит, что все они врут. Он говорит, что любая тётя любит и жалеет не чужих детишек, которым плохо, а любит и жалеет саму себя, потому что она мама, и думает, будто это её ребёнку плохо. Но её ребёнку хорошо, он дома. Павлик плачет и говорит, что в телевизоре все тёти любят детишек, а к нам почти никто не приходит. А если приходят, то оставляют какие-то подарки и снова уходят. У нас много подарков. Тёти любят дарить подарки, а нас не любят, поэтому все тёти врут, что любят чужих детишек. Тётя Лиза, Павлик и правда много ругает вас и других красивых тётенек, у которых есть много денег и фонды. Но курточку, которую ему подарили ваши фонды, он не снимает..." (Дмитрий Лазутов "Письмо...").

По-моему, ключевое и центральное слово вот здесь, как:
"...Тёти любят дарить подарки, а нас не любят, поэтому все тёти врут, что любят чужих детишек...".

Вот проблема, отсутствие подлинной любви в людях вообще и конкретно у взрослых к детям. Именно, широкая во весь рот улыбка с лошадиными белыми зубами и куча подарков в виде вещей и сладостей - эти поступки (казалось бы, доброжелательные) не отражают подлинные чувства сердца человека к другому, а потому сердца детей чувствуют ФАЛЬШЬ СО-бытий и действий взрослых. Эта тонкая связь проступает по иному и в другом качестве, как пронзает все нутро электротоком, иль подобное тому.

Отсутствие подлинной Любви у взрослых к детям в детских сердцах зарождает семена крайнего сомнения в возможность, как вообще и в конкретном, Любви с большой буквы. Вот проблема. Причем, проблема эта касается не только детей, которые без родителей, но и детей, которые живут в семьях.

Например, А.С.Пушкин воспитывался нежной няней и это при живых-то родителях. Вот отсутствие и недостаток любви, как того, что ребенку в первую очередь необходимо в детстве (да и не только в детстве, разве взрослые не есть ли большие дети)...

У того же Виктора Цоя есть ТЕКСТы на тему "ДЕТИ" (и проблемы, но не только проблемы войны, но и понимания ФАЛЬШИ в жизни и отсутствия Любви)...

"ДЕТИ" в текстах В.Цоя.

"В этом мотиве есть какая-то фальшь,
Но где найти тех, что услышат её?
Подросший ребенок, воспитанный жизнью за шкафом,
Теперь ты видишь Солнце.
"Возьми: это твое!"...

Как непрочны стены наших квартир.
Но кто-то один не подставит за всех плечо.
Я вижу Дом, я беру в руки мел.
Нет Замка, но я владею Ключом...

Я объявляю свой Дом - безъядерной зоной.
Я объявляю свой двор - безъядерной зоной.
Я объявляю свой город - безъядерной зоной.
Я объявляю свой..."
(В.Р. Цой)

"Я знаю, что если ночь - должно быть темно.
А если утро - должен быть свет.
Так было всегда и будет много лет.
И это закон.
И дети проходных дворов знают, что это так.

Я знаю, что если зима - должен быть снег.
А если лето - должно быть солнце.
И я это знаю, я об этом пою,
И надеюсь на то,
Что дети проходных дворов услышат меня.

Есть два цвета - черный и белый.
А есть оттенки, которых больше.
Но нам нет никакого дела
До тех, кто черный, кто белый.
Мы, дети проходных дворов,
Найдем сами свой цвет..."
(В.Р. Цой)

"Один любит рок, другой любит сок,
А третий идет по стране чудес,
А четвертый все поет о трех-четырех.
Но какой в этом прок, какой в этом прок?
Раньше у нас было так много комнат,
Полных людей полных идей,
А сейчас ничего, только рыба гниет
С головы у фашистских детей.

И один все кричит, а другой все молчит,
Ну а третий торчит, забивая болты.
А машине, которая шла на восток,
Обломали рога менты.
И я хотел бы спросить: почему и зачем
Ты повесил на грудь золотую медаль?
В этом зале все думают так же, как ты,
А ты смотришь вдаль, ты смотришь вдаль.

А еще я хотел бы узнать: почему
Так легко променяли вы море на таз?
Но друзья тут же хором ответили мне:
"Ты не с нами, значит, ты против нас".
Но если это проблема, то она так легка,
Если это задача, то она так легка.
Это дети минут ломают Дверь,
Не заметив, что на ней нет Замка...

Дети минут никогда не поймут
Круговороты часов.
И придут НА ПОРОГ, и сломают Дверь,
И расколят чаши весов.
Они не верят в победы добра над злом,
Как в победы зла над добром.
Они знают, что у них есть только серый день,
И они хотят жить этим днем.
Дети минут.
Улицы ждут ваших слез,
Улицы ждут ваших слез..."
(В.Р. Цой).

«Здесь непонятно, где Лицо, а где рыло.
И кому, и зачем здесь петь?…
И мне не нравится то, что здесь было.
И мне не нравится то, что здесь есть»
(В. Цой, с. 356, 2003).
С уважением,

Бармин Виктор   17.01.2016 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо доктору Лизе» (Дмитрий Лазутов)

Здравствуйте, Дмитрий!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2015/12/23/320
для новых авторов.
Тема свободная. Объём: НЕ БОЛЕЕ 10000 знаков с пробелами(4-5 страниц).
С уважением и пожеланием удачи.

Евгения Козачок   14.01.2016 09:25     Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение. Евгения, хочу спросить, Вы приглашаете меня как новичка на этом сайте, у которого мало читателей, или, прочитав, приглашаете моё "Письмо доктору Лизе"?

Дмитрий Лазутов   14.01.2016 09:44   Заявить о нарушении
"Письмо доктору Лизе" проникновенное и трогательное до слёз.

Приглашаю как молодого автора прекрасного рассказа.
Я думаю, что Жюри тоже понравится Ваш рассказ!
Желаю успехов!

Евгения Козачок   14.01.2016 09:57   Заявить о нарушении
Евгения, ещё раз спасибо Вам. И ещё один вопрос, у Вас есть какие-нибудь полномочия приглашать на конкурс или это Ваша частная инициатива?

Дмитрий Лазутов   14.01.2016 14:27   Заявить о нарушении
Приглашаю по инициативе Международного Фонда ВСМ.
Посмотрите, пожалуйста, как опубликовали свои Рецензии авторы участвующие в этом Конкурсе и повторите публикацию. Если снова не получится, то опубликуйте свою ссылку на рассказ и эл.почту под рецензией какого-то автора. Если и в таком варианте не откроется ссылка, тогда обратитесь,пожалуйста, за консультацией по этому вопросу к директору Международного Фонда ВСМ Илане Арад -
"Илана Арад" <ilara49@mail.ru>
Успехов!

Евгения Козачок   16.01.2016 05:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо доктору Лизе» (Дмитрий Лазутов)

Хорошо написано, однако стиль не очень ровный.

Алекс Ершов   13.01.2016 16:48     Заявить о нарушении