Рецензии на произведение «Потери JG. 52 на Восточном фронте. 1941 год»

Рецензия на «Потери JG. 52 на Восточном фронте. 1941 год» (Олег Каминский)

Сталин сумел реальный потенциал СССР скрыть.
Хотя и этого можно было не делать.
Скромные возможности русских недооценивают хронически еврофашисты.

А то, что русские воют бесплатно и без бух-учёта эсесовцев ставит в тупик постоянно... те кто забывают Бисмарка.

Германия и Россия -Молот и Наковальня...Наковально и Молот.

Что они ковали?
Израиль?
А стоило это того?

Россия - США, США - Россия - ось планеты, Вокруг которой бюргеры и дикари крутятся.

Александр Хопер-Урюпинский   28.04.2021 10:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери JG. 52 на Восточном фронте. 1941 год» (Олег Каминский)

Уважаемый Олег!

Я с большим интересом прочёл Вашу статью.

На мой взгляд, тут не хватает кой-какой информации:

1. Сколько пилотов в данной эскадре по штатному расписанию? Тогда можно было бы судить о проценте потерь за описываемый период, что очень интересно.

2. Написано о количестве поражений эскадры, а сколько за это время они одержали побед?

С уважением,

Григорий Рейнгольд   16.10.2016 07:18     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий!
В данных случаях я решил обойтись без высчитывания процента потерь. А о количестве побед не упомянуто потому, что тема посвящена исключительно потерям эскадры.
С уважением,

Олег Каминский   16.10.2016 10:55   Заявить о нарушении
А у Вас есть эти сведения?

Григорий Рейнгольд   16.10.2016 12:02   Заявить о нарушении
У меня много чего есть, но всему свое время...

Олег Каминский   17.10.2016 07:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери JG. 52 на Восточном фронте. 1941 год» (Олег Каминский)

Уважаемый Олег,
очень интересные сведения. Вероятно, это архивные данные (откуда — можно только гадать). Интересен (для меня) эпизод от 26 июля со сбитым Bf 109 F, который оказался жертвой трех «амбарчиков». Убедился лишний раз, что так оно и было.

Интересна также цифра, что только безвозвратные потери и только одной 52-й истребительной эскадры за первые полгода на Восточном фронте по данным противника, естественно, составили 40 чел. Если представить сколько было ранено, тем более, сколько потеряно безвозвратно (в т.ч. списанными позднее) "Мессершмидтов", картина, нарисованная на основе данных противника, получается очень показательная.

Есть замечание. «...24 июня 1941 года в полдень на истребителе Bf 109 F в воздушном бою с тремя бомбардировщиками Пе-2 над аэродромом Мамая (Румыния) был ранен пулей в грудь. При посадке на аэродром получил ещё несколько осколочных ранений от взрывов бомб. Умер на следующий день в лазарете г. Бухарест (Румыния). По данным советских источников, он был смертельно ранен бортовым огнем экипажей бомбардировщиков Пе-2 из 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота.» По данным, которые содержаться в самых разных источниках, в составе ВВС ЧФ на 22 июня Пе-2 не было. Они поступили на вооружение 40-го бап только в последних числах июня 1941 г., быстро были освоены экипажами и начали налеты на Румынию в июле (первый вылет 3 июля на Плоешти). Однако, совершенно точно, над аэродромом Мамая 24 июня был сбит «Мессершмидт», но не воздушными стрелками Пе-2, которых там не было, а СБ-2 40-го бап (по другим данным - ДБ-3 из 2-го мтап).

С лучшими пожеланиями — Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   26.09.2016 17:25     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь!
Данные о действиях эскадр Люфтваффе (в том числе JG.52) на Восточном фронте я собираю более 40 лет. Материалами служат в основном документы Фрайбургского архива, в котором я имел удовольствие их читать и переписывать, множество книг, журналов и других источников, в том числе переписка с бывшими летчиками. Со временем хочу подготовить к публикации потери других эскадр.
Вашу поправку насчет СБ учел и исправил. Спасибо!
С наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   26.09.2016 19:16   Заявить о нарушении
Олег, но есть также данные, что "Мессершмидт" сбили (как я написал) воздушные стрелки ДБ-3 из 2-го мтап ВВС ЧФ. По Д.Хазанову в тот день в налете на Констанцу было задействовано 18 СБ и 16 ДБ-3. Правильнее было бы по-моему указать, что сбит огнем бомбардировщиков 63-й бабр ВВС ЧФ. И еще одно уточнение. Там, где сказано о МБР-2 "119-го морского разведывательно-бомбардировочного авиационного полка". Эта часть называлась 119-й морской разведывательный авиационный полк - 119-й мрап.

С пожеланиями успехов в Вашей интересной работе - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   26.09.2016 20:56   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо за уточнения. Текст я подправил, в том числе мою опечатку по поводу 119-го МРАП.
С уважением,

Олег Каминский   27.09.2016 06:28   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, чувствую, что надоел, но все же рискну...

Насчет фельдфебеля Э.Тепана, который 26 июля 1941 года "в 11 часов 58 минут на истребителе Bf 109 F-4 был сбит в воздушном бою с тремя гидросамолетами МБР-2 и упал в Черное море в 40 км восточнее г. Констанца (Румыния)".

Это очень интересный эпизод и я нашел его описание у Д.Хазанова. В кн. «Борьба за господство в воздухе», М., 2008,с.264 приводятся подробные воспоминания пилота ведущего «Мессершмидта» А.Дикфельда об этом бое (полстраницы текста). Из воспоминания следует, что бой состоялся не днем, а ночью. Два «Мессершмидта» при «охоте» над заливом у Констанцы за «амбарчиками», которые посылались на постановку минных заграждений, сами напоролись на неприятность. Едва заметив в темноте силуэт МБР-2 и сообщив по рации «Летающая лодка!», ведомый Тепан увидел трассирующий след, после чего мотор остановился и пришлось воспользоваться парашютом. Тут же из Констанцы вылетели четыре немецких гидросамолета, но в темноте найти летчика не удалось.

Вообще это довольно принципиально — «амбарчику» сбить Bf 109 днем в воздушном бою или неожиданно среагировать на появление противника, который тебя толком не успел рассмотреть.

Такие вот разночтения в источниках...

С лучшими пожеланиями — Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   27.09.2016 14:45   Заявить о нарушении
Игорь, действительно бывают существенные разночтения в источниках. У меня есть английский текст рассказа Дикфельда, в котором четко сказано, что вылет был утром. Даю отдельные фразы из большого текста:
The night passed quietly except for the activities of the flies which emerged from the nearby swamp.
At dawn we climbed back into our machines.

An entire squadron of twin-engined bombers approached quickly from out of the morning sun.

Ночь прошла спокойно за исключением действий мух, которые появились из соседнего болота.
На рассвете мы поднялись назад в наши машины.

Вся эскадрилья двухмоторных бомбардировщиков приблизилась быстро от утреннего солнца.

Ну, и так далее.
К тому же время гибели Тепана (11 часов 58 минут) я тоже взял из какого-то немецкого источника.
С уважением,

Олег Каминский   28.09.2016 09:44   Заявить о нарушении
Конечно, трудно судить о том, что было, когда сталкиваешься с противоположными утверждениями. (В изложении Д.Хазанова в воспоминаниях подробно описаны чем был вызван вылет истребителей, как они действовали, что произошло и т.д. Если Вам недоступна его книга, могу набрать эти полстраницы, даже больше, и переслать - книга у меня в бумажном варианте). Но как-то странно, что пара Вf109, которые вели опытные пилоты, средь бела дня допустили такой исход воздушного боя с МБР-2. Мне кажется, само по себе подобное событие маловероятно...

Игорь Абросимов   28.09.2016 10:25   Заявить о нарушении
Если пришлете - с интересом прочитаю этот текст.

Олег Каминский   28.09.2016 16:38   Заявить о нарушении
Ниже привожу текст из книгп Д.Хазанова «Борьба за господство в воздухе» М., 2008, с. 263-264.

"26 июля при «охоте» над заливом за советскими самолетами Bf109F-4 (Wr.8300) сам был сбит. За боем наблюдал уже упомянутый лейтенант А.Дикфельд... Дикфельд отмечал:

«Румынские сторожевые катера сообщили о подходе к берегу в ночное время советских летающих лодок, пытавшихся минировать фарватер у входа в порт. Необходимо было обязательно сорвать эту акцию. Поэтому мы неоднократно высылали по две пары истребителей для поиска этих «птичек» над Черным морем. Но наши действия напоминали поиск иголки в стоге сена. Ведь дальность «мессеров» была невелика, что заметно сокращало шансы на успех. К тому же истребители были смертельно опасны для наших врагов только днем при хорошей видимости...

Снизившись насколько возможно, ведомый летчик долго не мог ничего обнаружить в вечерней дымке. Тогда он разогнал истребитель в пикировании, выйдя на горизонтальный полет над самой поверхностью воды, а затем перешел в набор. Заметив силуэт самолета, он сообщил по радио: «Летающая лодка!» - и тут же ощутил трассирующие пули, направлявшиеся в радиатор собственного мотора. (МБР-2 пилотировал ст. лейтенант А.Комаров, а меткую очередь выпустил сержант А.Ващенко — Прим. авт.). Кабина наполнилась дымом, мотор остановился, и летчику ничего не оставалось, как воспользоваться парашютом... После сообщения о случившемся из Констанцы вылетели четыре немецкие летающие лодки, которые весь следующий день провели в поисках. Но все было тщетно: ни сбитого летчика, ни русских амфибий, ни самих «иванов» обнаружить не удалось..." [Дана ссылка на - Roda, Craciunoiu. Over the Blak Sea. Bucharest, 1995, S.12, 13]

Игорь Абросимов   28.09.2016 21:18   Заявить о нарушении
Игорь, к сожалению, Хазанов допустил ошибку. Указанная Вами книга у меня есть - кстати, мне её подарил Вольфганг Фальк у которого я дважды был в гостях. Так вот, на странице 17 там написано:
That 22nd Juli, two Bf 109s of 7./JG 52 are lost. The Lt Adolf DICKFELD described that day:
"Picket boats reported that soviet flying boats were approaching the coast by night in an effort to mine the harbour. This had to be stopped, cost what it may. We therefore sent out flights of two aircraft each at dawn to search for these rare birds over the Black Sea. It was a case of the famous swarch for a needle in a haystack..."

"Лодки пикета сообщили, что советские летательные аппараты приближались к побережью ночью, чтобы разработать гавань. Это должно было останавливаться, стоиться то, что это может. Мы поэтому отсылали полеты двух самолетов каждый на рассвете, чтобы искать этих редких птиц по Черному морю. Это был случай известного swarch для иголки в стоге сена..."

Ну, и так далее. Поэтому, к Тепану, который был сбит 26 июля, это никакого отношения не имеет.
А на указанных Вами страницах 12-13, описываются события утра 26 июня.
С уважением,

Олег Каминский   29.09.2016 05:39   Заявить о нарушении
Добрый день Олег,
было бы конечно хорошо, если бы «амбарчик» смог разделаться с «Мессершмидтом» новейшей серии, который к тому же действовал парой, причем не утром 26 июня, как Вы сейчас указали, а в самый летний полдень (11час. 58 мин., при полном свете дня), как указано в перечне потерь. Но, в воспоминаниях, которые цитирует Хазанов прямо говорится, что событие произошло в позднее вечернее время, в темное время суток. Различные источники (как мемуарные, так и оперативные документы) очень часто разноречивы, Вы в этом, я не сомневаюсь, убеждались слишком часто. Но, мне кажется, случай, когда МБР-2 столь радикально разделался с Bf109F-4, в кабине которого находился отнюдь не новичок, и все это при нормальной видимости, днем или пусть даже летним утром, маловероятен.

С лучшими пожеланиями — Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   29.09.2016 13:01   Заявить о нарушении
Игорь, вот ещё одно доказательство, что Тепан был сбит 26 июля около 12 часов дня:
At 26-7-41, 11.45 hours 2 Bf 109s near the Black Sea coast in North/ East direction from Constanta searching for Russian hydroplanes.
They found 2 red hydroplanes flying 3-4 meter above the water. Together with Uffz. Ratzlaff, Fw Tepan started the attack, Ratzlaff’s attack
Was successful and the plane crashed (burning) in the Black Sea. After the 4th attack from Fw Tepan on the second Russian hydroplane he was hit
By the (tail) gunner, his Bf 109 crashed from a high of 100m in to the Black Sea – Constanta area. The Germans made a search for several hours but they found only parts from the Soviet plane shot down by Uffz Ratzlaff.
С наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   29.09.2016 14:32   Заявить о нарушении
Олег, я не пользуюсь источниками на английском, которым не владею, - только на русском и немецком языках. Это во-первых. Во-вторых, одни доказательства покрывают другие доказательства и соображения. Поэтому для меня лично в этой ситуации понятно лишь то, что "дело Тепана" запутано разночтениями и трудно судить о том, что было на самом деле. Учитывая высказанное уже суждение о малой вероятности поражения "мессершмидта", действующего в паре, "амбарчиком" в нормальной дневной обстановке, я лично в такое поверить не могу. Мне непонятно, в частности, зачем в этой обстановке для обнаружения цели надо было немецкому пилоту совершать столь стремительный вертикальный маневр. Посему склонен менее предпочтительно относиться к "дневной" версии и не считать при этом данные, приводимые Д.Хазановым, выдуманными или неверно понятыми им либо автором публикации, на которую Хазанов ссылается.

Больше ничего добавить не могу. За дальнейшими разъяснениями нужно обратиться к самому Дмитрию Борисовичу. Может быть он скажет что-то такое, что поставит в этом вопросе последнюю точку.

Успехов!

Игорь Абросимов   29.09.2016 17:09   Заявить о нарушении
Думаю, он признает свою ошибку.
С уважением,

Олег Каминский   29.09.2016 17:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Потери JG. 52 на Восточном фронте. 1941 год» (Олег Каминский)

Олег, с большим интересом прочитал Вашу сводку о потерях немецких самолетов. Достойные были противники и асы. Почти все они погибли в честных поединках с достойным противником, за исключением одного золотого и захваленного аса, который стал выпендриваться при посадке.
Спасибо! Хорошего Вам поиска и новых находок!
С уважением
коллега, историк-краевед

Валерий Ефимов   01.04.2016 18:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Рад, что Вам интересны мои работы.
С уважением

Олег Каминский   01.04.2016 18:56   Заявить о нарушении