Рецензии на произведение «Макаровы крылья полностью»

Рецензия на «Макаровы крылья полностью» (Светлана Коппел-Ковтун)

Особенность повести в том, что её главный герой - крылья (которые не от мира сего по определению). Меня интересовал путь крыльев в мире людей и волновали исключительно их проблемы. Отсюда замеченное Мариной Алёшиной:

«Понравилось, как странно представлены читателю герои: внутренние портреты, словно бы обратная перспектива.

То, что обычно считается умозрительным, сокровенным, невидимым - свойством души - представляется почти зримо. Не знаю, нарочно ли это было сделано так, или нет, но ощущения необычные».

Немощные помогают немощным, причем "мощные" порой оказываются слабее немощных.

Кто из героев больше человек? Возможно, бескрылый Скорик. У него и "тараканов в голове", таких, как водятся у крылатых, нету. Но и крылья у него не растут по определению: они ему не нужны.

Люди и нелюди - да, но в двух направлениях: вверх (выше) и вниз (ниже). Это нужно, чтобы понять что-то важное о крыльях.

Главные вопросы, пожалуй: А нужны ли крылья человеку? И если нужны, то как с ними не стать невольным убийцей (себя или другого) или скотом? Такой вот парадокс, который коренится в знакомом нам: кому много дано, с того и спрос. Но спрос - не формальность, а реальность. И готовность Макара расстаться с крыльями, которые, как говорит Скорик, "Красиво" - важен, хоть и нелеп. Быть имеющим, словно неимеющим и жить в согласии с крыльями, а не собой - таков ответ Макара.

Но в этом его суть. То есть, Макар крылат именно потому, что не занимается самоугождением. Однако крылья ему всегда мешают, пока он не отказывается от них. Мешают именно потому, что не вписываются в человеческую реальность. Они - подвиг, но оказывается и подвиг может быть не к добру, пока не научишься жить в свободе от себя, а для этого надо найти себя, поймать в акте действия и рассмотреть - это и пытается сделать Макар. Он хочет понять, какие силы в нём работают, наблюдает за собой, блюдёт себя - не выходит из послушания крыльям, даже когда их обрезает.

Погруженность мира во зло сказывается на судьбе Макара. Он слишком чуток, чтобы жить, как все. Но он не одинок. Крылья возможны только как дар цельности («кругооборот крыльев»), они никогда не собственность человека и к ним так и надо относиться. Крылья - связь с другими крыльями. Стоит понять, что крылья - не твои, а принадлежат всем тем - другим, что ты - не сам на сам с адом мира, а связан с другими крыльями в самом буквальном смысле, то станет возможна жизнь посреди ада без обрезания крыльев.

Но важно и то, что мир не может отнять крылья, когда ты сам - крылья. И не надо поддаваться на провокации. Однако путь одолевает идущий, то есть тот, кто ошибается. Крылья вытаскивают своего носителя из пропасти именно потому, что он за них не цепляется, но остается внутри крылатым, т.е. верным высокому.

И важно, что Вера стновится тоже крылатой, и за спиной у неё конечно Макаровы крылья (она знает это) - чтобы пролететь над всеми её безднами. Любовь Макара и её нужда в этой любви - тоже загадка. Это не плотская любовь. Хотя Макар нормальный в половом отношении человек, он послушен не зову пола, но крыльям, которые свято чтут свободу. Он предчувствует её монашеское призвание. Внутренне Вера ещё не готова к равным отношениям с "крыльями Макара", в ней живо потребительское отношение к другому, но в монашестве ей предстоит приручить, вырастить своими усилиями те самые Макаровы крылья, чтобы носить их законно. Крылья как дар и крылья как плод труда - ещё одна тема. Дар - выше, но он - искушение, а не просто сладкая конфетка. Макар проходит искушение не благодаря своим каким-то трудам, а потому, что он - настоящий, его крылья растут из сердца - он сам крылья. Если бы это было не так, он бы не смог сохранить крылья. Сможет ли Вера, когда придет её час - вопрос, на который как бы и пытается ответить повесть заранее - делая те или иные выводы о пути самого Макара. Но ответа нет. Это книга вопросов больше, чем книга ответов. Хотя и ответы есть. Все они непрямые, не толкающие, а только направляющие. Толкать в данном случае - бессмысленно и даже вредно. Потому здесь внешнего действия мало. Как верно заметила Марина в комментарии ниже, портреты написаны как бы изнутри, обратная перспектива. В данном случае это единственно возможный подход, на мой взгляд.

Кстати, это важно, и Вы это заметили - крылья вырастают новые, т.е. старые, которые перестали расти, он как бы выбросил. Отказ реально произошёл, но природу не обмануть. Только новые крылья уже не просто дар, но результат совместного труда Неба и самого Макара. Если бы Макар стал носиться со своими крыльями, он бы погиб. Решимость остричь крылья продиктована верностью крыльям. Макару пришлось подтверждать своё право на крылья. То же самое предстоит Вере - инокине Анне.

Вспомнила и два своих стишка:

ороги убоги, ведущие к Богу,
но я лицезрею святые чертоги
живущих у самого краешка неба,
которые хлеба дают на потребу —
небесного хлеба, равного зову,
и каждый берёт,
чтобы стать ему новым...
22.11.2013

Когда тоска по родине земной
сменяется тоской небесной,
дороги жизни следуют за мной,
как по дороге безупречно тесной.

Пути земные — скорбные пути,
небесные — гораздо строже,
но птицами живут на них прохожие,
умеющие в скорби вознести.
29.12.2013

Светлана Коппел-Ковтун   30.04.2017 20:48     Заявить о нарушении