Рецензии на произведение «Структура и форма. Коммуна по системе Макаренко»

Рецензия на «Структура и форма. Коммуна по системе Макаренко» (Ольга Леонова 3)

мечтаю о подобном: закрытом воспитательном доме, интернате

Дарроддин   11.08.2016 21:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Структура и форма. Коммуна по системе Макаренко» (Ольга Леонова 3)

Макаренко поступал логично как человек, обладающий знаниями будущего. Он предвосхитил педагогическую науку о социально-производственной и общественной группе

И действительно, так как перед ним стояла задача воспитать в условиях интерната из "брошенных детей" полноценных членов общества, готовых к семейной жизни и к труду в коллективе, он естественно разделил их жизнь на те две несмыкаемые части, которые требуются людям общественным: семью (это и есть отряд, и оттого он разновозрастной), и работу (включая учебу и профессиональные увлечения, вроде театра или оркестра)
Соответственно, отряд-семья, с одной стороны, и учебно-производственный социум (включая и клубные кружки по интересам), с другой, у него были построены на разных жизненных принципах коммуникабельности и управляемости

Производственный социум (что бы он ни производил: власть, как Совет командиров, стулья как цех, учебу как школьный класс, спектакль как театр или марш как оркестр) есть раздельные "семь я" то есть группа индивидуальностей, выстроенная в иерархическую шкалу
В классе один ученик не равен другому, то же самое можно сказать и о токарях (первого или шестого разряда) или театре, где идет соревнование за первые роли, или оркестре, где один трубач никогда не равен другому трубачу
Здесь отдельный человек и отдельный социум проходит закалку на развитие индивидуальности. Здесь цех соревнуется с другим цехом

Совсем другое дело "первичный коллектив" - отряд. Это цельная семья, где старший помогает младшему, сильный слабому. Здесь человек учится любить. Это арена развития нравственной человеческой личности, которая есть совсем не то, что индивидуальность. Личность есть всегда линия от "я" к другому ("мы")
И если детство человека проходит в любви и взаимопонимании, во взаимопомоши, эту же модель семьи он повторяет, когда позднее сам становится родителем

Что касается количественного размера детского коллектива, с точки зрения его управляемости - это также верные мысли. И самые размеры далеко не случайны

Однако есть еще один критерий "первичного коллектива" - общественной "ячейки" (как ни банален этот термин, пока еще не придумали лучшего)

Это частота смены поколений коллектива-семьи, потому что каждый отряд как "родовая ячейка" имеет свою диахрональную историю, точнее сказать, историческую память предыдущих поколений, свой нравственный комплекс отрядных традиций, который помогает отряду переживать динамику "смены поколений": уходят во внешнюю жизни из коммуны старшие, а младшие уже готовы им на смену в руководстве новенькими, и "смыкают строй", как любил говорить Макаренко
Такова преемственность отрядных поколений - модель славянского рода

Эта частота есть внутренняя "скорость" общественного сознания. Она также должна быть оптимальной, так как ускорение эволюции общества выше определенной нормы ведет к тому, что исторический опыт просто не успевает усваиваться и перерабатываться, и созревать (возникает "быстрый продукт")
Ведь для становления личности и усвоения её знаний жизни также необходимо некоторое время чувственного созревания как для доброго плода, и время это нельзя искусственно "пришпоривать"

То же самое можно сказать о всей коммуне как целом - это семья, где рождается коллективный опыт (основа категорий взаимопонимания) в общем для всех постепенном календаре радостей и бед (а значит, и общей иерархии ценностей, представлений о добре и зле)

Эта модель общества играет огромную роль в той спаянности, которую показывает каждый отряд как потенциал энергии. То, что старший нежно опекает младшего в отряде коллектива Макаренко - не есть свойство, само собой разумеющееся. Это качество не возникает в любом отряде автоматически
Коммуна - это микрокосм народа, хранящего в своей памяти нравственные традиции предков, энергию их взаимной любви, сочувствия и взаимопомощи

Отряд как неадекватная замена этнической парной семьи (отец, мать и дети)

Как уже говорилось, в колонии и затем коммуне Макаренко отряд выполнял ту же функцию что и семья в этносе при социальном воспитании: передаче нравственных традиций социальной культуры от поколения к поколению.
Это значит, что "первичный коллектив" готовил юношей и девушек к будущему браку как социальной "ячейке", где происходит параллельная передача гендерных и профессиональных традиций от мужчины к мужчине, от женщины к женщине.
Эти роли в отрядах Макаренко выполняли братские и сестринские коллективы раздельно. Конечно, педагог старался максимально приблизить быт коммунаров к семейному, приучая девушек быть хозяйками. Но это подготовка скорее браку чем к семье (что не совсем одно и то же)

К сожалению, это не было адекватной заменой классической семье этноса - где ребенок окружен любовью и заботой отца и матери. Впрочем, мы будем забывать, что колония Макаренко начала создаваться в то время, когда происходило разрушение семей, в 1920 году еще не закончилась даже гражданская война
Говоря конкретно, в раздельно братских и раздельно сестринских коллективах не происходило свойственных классической семье этноса передачи перекрестных традиций: от отца к дочери, от матери к сыну. Кроме того, любовь и забота между супругом и супругой, которую ребенок чувствует в классической семье, есть особая категория чувств, которая также нуждается в воспитании

Читая "Книгу для родителей" Макаренко, я убеждался, что в семейном воспитании он был великим мастером именно социальной стороны брака, но не чувственно-человеческой стороны семейных отношений. Кстати, сам он не был счастлив в семейной жизни

Из этого правильно исходить в оценке коллективов Макаренко - это плод гениального труда, это образец социального воспитания, то есть воспитания коллективом и совместным трудом - да. Это необходимость для страны, если в ней тысячи детей оказались вне семейной жизнь - тоже да
Но как образец семейной жизни - нет. Семью коммуны не заменят, как производственный социум не заменит этнос

Дмитриев   30.06.2016 08:45     Заявить о нарушении