Рецензии на произведение «Последние самураи на Высокой»

Рецензия на «Последние самураи на Высокой» (Александр Иваненко Север)

Оборона Порт-Артура (17 июля 1904 г. – 20 декабря 1904 г.)

В 1898 г. Россия арендовала на 25 лет у Китая военно-морскую базу Порт-Артур. Первоначально к сентябрю 1898 г. было установлено 20 орудий береговой артиллерии (8 ед. – 9 дм, 6 ед. – 6 дм, 6 ед. – 57-мм). С 1900 г. началось строительство новых укреплений и их вооружение. Работы планировали завершить к 1909 г., на вооружении крепости на приморском и сухопутном рубежах обороны предполагалось использовать 552 орудия, в том числе 124 орудия в береговой артиллерии. К 1904 г. было выполнено около 30% запланированных работ. В начале обороны с кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры было снято 171 орудие, из них 50 использовалось в береговой артиллерии. Береговая артиллерия крепости не имела достаточного количества бронебойных и фугасных снарядов, поэтому до конца обороны снабжалась этими боеприпасами их запасов эскадры.

Для справки: Таб. 3.2.1-0. Состояние береговой артиллерии Порт-Артура на 9 февраля 1904 г.
--Наименование
артиллерийских орудий-- -Количество орудий- --Количество снарядов--
Имелось
в Порт-Артуре- Факти-чески на батареях- Полагалось по норме- Имелось фактически-
На одно орудие- На все орудия- На одно орудие- На все орудия
254-мм/45 кл. (10-дм) пушки обр.1892г.-- -5- -5- -250- -1 250- -158- -790-
229-мм/22 кл. (9-дм) пушки обр.1877г.- -12- -12- -250- -3 000- -241- -2 889-
152-мм/45 кл. (6-дм) пушки Канне обр.1892г.- -20- -15- -300- -6 000- -247- -4 951-
152-мм/22 кл. (6-дм) креп. пушки 190 пд обр.1877г. - -12- -12- -250- -3 000- -583- -7 005-
107-мм/20 кл. (4,2-дм) батарейные пушки обр.1877г.- -12- -4- -250- -3 000- -200- -2 409-
280-мм/10 кл. (11-дм) мортиры обр.1877г.- -10- -10- -200- -2 000- -200- -2 004-
229-мм/10 кл. (9-дм) мортиры обр.1877г.- -32- -22- -200- -6 400- -244- -7 819-
57-мм/48 кл. береговые пушки- -28- -28- -1 000- -28 000- -860- -24 078-
Всего------ -131- -108- --- -52 650- ---- -51 945-

Прим. Из этого количества мелинитом были снаряжены около 3100 (кл. 152 мм), а пироксилином - 3150 (кл. 254-мм и 229 мм).
После потери Цзиньжоу русские войска заняли позиции в 20 км от Порт-Артура на Зеленых горах. Кроме гарнизона крепости численностью 12 тыс. чел. и 8 тыс. моряков из 1-й Тихоокеанской эскадры Порт-Артур защищали 4-я и 7-я Восточно-Сибирские стрелковые дивизии численностью около 30 тыс. чел. Армия генерала Ноги 13-15 июля 1904 года штурмом овладела позициями на Зеленых горах. Защитники Порт-Артура отступили в Волчьи горы, а затем 17 июля 1904 г. отошли в район крепости, с этого дня началась оборона Порт-Артура. Гарнизон численностью 42 тыс. чел. располагал 646 орудиями и 62 пулеметами. Первый штурм Порт-Артура (6-12 августа 1904 г.) закончился неудачей, японцы потеряли 15 тыс. чел, наши потери составили 6 тыс. чел. Через месяц начался второй штурм (6-9 сентября 1904 г.) Порт-Артура. Японцы овладели 2 редутами и г. Длинной. Но господствующую над городом и крепостью гору Высокую (высота 203) им взять не удалось. Их потери составили 7,5 тыс. чел. (в т.ч. 5 тыс. при штурме Высокой), наши потери - 1,5 тыс. человек. С 18 сентября 1904 г. начался обстрел крепости 11-дюймовыми осадными орудиями. Третий штурм (17-18 октября 1904 г.) Порт-Артура стоил японцам потери 12 тыс. чел., но тоже был безуспешным. В ноябре основная борьба развернулась за гору Высокую. Во время четвертого штурма (13-22 ноября 1904 г.) главному удару подверглась гора Высокая. В штурме участвовало 50 тыс. солдат 3-й армии Ноги. Высокую защищал гарнизон в 2,2 тыс.чел. под командованием героя Цзиньжоу полковника Н.А.Третьякова. За 10 дней штурма японцы дважды захватывали гору Высокую и дважды русскими контратаками были выбиты оттуда. Наконец, 22 ноября они уже окончательно захватили Высокую. Наша ночная контратака с целью отбить ключевую высоту была ими отбита. За время штурма японцы потеряли 11 тыс. чел. Русский гарнизон г. Высокой погиб почти полностью. С момента падения г.Высокой судьба кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры была решена. Все корабли эскадры к 25.11.1904 г. были выведены из строя огнем из 11-дюймовых орудий. Броненосец «Севастополь» 26 ноября перешел в бухту Белый Волк, где в течение 6 ночей отражал атаки японских эсминцев и потопил два из них. После полученных тяжелых повреждений от японских торпед броненосец был затоплен. В декабре 1904 года с потерей нескольких фортов положение гарнизона Порт-Артура стало крайне тяжелым. После падения к 15 декабря всей линии фортов защитники крепости отступили на 3-ю последнюю линию обороны. Скоро командующий гарнизоном генерал Стессель (20 декабря 1904г.) сдал крепость Порт-Артур противнику. Сдача крепости, несомненно, была преждевременной. В строю оставалось не менее 19 тыс. чел. боеспособных войск, потери гарнизона крепости и флота за все время обороны составили погибшими - 14,1 тыс. человек, ранеными и больными – 17,3 тыс. человек. Орудий было потеряно 238, пулеметов 54. Снарядов было расстреляно 196 тыс. шт. Оставалось боеприпасов: снарядов – около 200 тыс. шт., патронов – 7 млн. шт. (их хватило бы еще на два штурма). Продуктов питания оставалось на 1,5 месяца. В крепости оставалось около 3 тыс. лошадей, их тоже можно было использовать для снабжения войск питанием. В плен попало 23 тыс. чел (без учета раненых и больных в госпиталях). 19-20 декабря 1904 г. из Порт-Артура прорвались 6 эсминцев и 3 минных катера. 3-я армия Ноги на день сдачи Порт-Артура составляла 97 тыс. чел. Японская 3-я армия потеряли убитыми и ранеными под Порт-Артуром не менее 58 тыс. чел. Потери японского флота погибшими около 2 тыс. чел. Кораблей потеряно было 20 единиц: броненосцев - 2, крейсеров – 3 (в т.ч. 1 от аварии), канонерских лодок - 6, эсминцев и миноносцев - 9. Сразу после Порт-Артура 3-я армия (80 тыс. чел.) была направлена в Маньчжурию и приняла участие в Мукденском сражении.
*****************

Александр Рифеев 3   03.08.2016 12:38     Заявить о нарушении
Справка.

Порт-Артур как крепость; условия его возведения и состояние к началу осады в 1904 г. Условия проектирования и постройки крепости Порт-Артур.

В мае 1896 г. Россия заключила с Китаем договор о постройке Маньчжурской железной дороги, а в следующем 1897 г. Германия получила от Китая право на арендное пользование бухтой Киао-Чау на Шандунском полуострове. Это обстоятельство, а также видимое намерение Англии приобрести здесь такую же гавань, привело Россию к немедленному занятию двух лучших стоянок на Ляодунском полуострове: Порт-Артур и Талиенван . 3 декабря 1897 г. русские суда появились на внешнем рейде Порт-Артура, а 15 марта 1898 г. в Пекине была подписана конвенция, по которой Китай уступал России Порт-Артур и Талиенван в арендное пользование на 25 лет с правом соединить эти гавани железнодорожной линией с Маньчжурской магистралью. В Талиенване для защиты прохода на рейд китайцами было построено несколько береговых батарей, но они были сильно повреждены японцами при занятии Талиенвана в 1894 г. и китайцами не исправлялись так же точно, как и русскими в период владения ими Квантунской областью, так как Талиенван и Дальний предполагалось оборудовать исключительно как коммерческие порты, военный же порт устроить только в Порт-Артуре. Порт-Артур в руках китайцев тоже был военным портом, соответственным образом укрепленным: там имелось 4 береговых батареи и несколько высоких земляных сомкнутых укреплений, окружавших город с востока и севера и соединившихся между собой земляным валом, получившим впоследствии название китайской стенки. Кроме того по окрестностям города было разбросано свыше двух десятков инпаней, т. е. казарм, обнесенных глинобитной стеной и имевших в плане форму квадрата; большинство из этих инпаней были, однако, разрушены. В общем укрепления Порт-Артура при передаче его китайцами никакой боевой ценности по тогдашнему времени не имели, и поэтому, заняв город и желая иметь здесь военный порт и базу для флота, России приходилось создавать здесь заново приморскую крепость, к составлению проекта которой и было приступлено на месте в том же 1898 г., когда Порт-Артур был захвачен. [287]

По мнению местной комиссии, прежде всего надлежало воспользоваться некоторыми старыми береговыми батареями, усовершенствовав их и надлежаще вооружив, а затем постепенно заменять эти батареи новыми. Что касается сухопутного фронта, то признавалось необходимым вынести линию фортов проектируемой крепости на Волчьи горы (фиг. 139), километрах в 8 от окраин старого города. Однако проект этот одобрен не был, и в Порт-Артур в октябре 1898 г. была командирована особая комиссия, которая составила другой проект. Последний отличался от первого тем, что его линия фортов не доходила до Волчьих гор, а шла примерно километрах в 4 1/2 от окраин города, по линии Дагушань — Драконов хребет — Панлуншан — Угловые горы — Высокая гора и высота Белый волк. Эта линия сухопутной обороны соответствовала требованиям прикрытия ядра крепости [288] от бомбардирования, но имела протяжение около 70 км и требовала 70-тысячного гарнизона и 528 орудий сухопутного вооружения, не считая вооружения берегового и резервного. Междуведомственное совещание, на рассмотрение которого попал этот проект, стремясь к возможной экономии расходов на Квантуй как людьми, так и деньгами, высказалось против проекта, и последний одобрен не был. При этом высказано было пожелание, чтобы вообще гарнизон Квантуна не превышал наличного тогда там числа штыков и сабель, а именно 11 300 человек, дабы «организация охраны полуострова не являлась чрезмерно дорогой и опасной в политическом отношении». Военное ведомство, приняв эту директиву, командировало летом 1899 г. в Порт-Артур профессора Величко, занимавшего тогда должность члена Инженерного и Крепостного комитетов, и дало ему для составления проекта крепости руководящие указания, среди которых в инженерном отношении наиболее важным было следующее: «Надо не бояться командующих высот, разброска сил хуже всего; недостатки местности можно исправить усилением возводимых укреплений». В соответствии с этими указаниями профессором Величко был составлен новый проект, на который, как указывал в своем отчете автор его, чрезвычайное влияние имела местность: «Подобного рельефа, особенностей почвы и поверхности, — писал профессор Величко, — не встречалось ни в одной из наших крепостей». В конечном результате, согласно составленному проекту протяжение сухопутной линии обороны, прошедшей по высотам Драконова хребта, на возвышенность впереди Кладбищенской горы, на Зубчатую гору, на возвышенность у д. Саншугоу, на Вальдшнепиный холм, на высоты у южного угла Западного бассейна и на гору Белый волк, вышло около 19 км, и проект этот был в 1900 г. утвержден. Можно видеть, что центром дуги, по которой расположились форты сухопутной линии обороны крепости, был вход во внутренний рейд у оконечности так называемого Тигрового хвоста, а радиус этой дуги был около 4 км; дуга фортовой линии огибала внутренние бассейны, минуя горный массив Ляотешан, и замыкалась 8,5-км приморской позицией в виде тупого входящего угла около 12°. Кроме главной оборонительной линии, состоявшей из фортов и промежуточных укреплений, батарей и редутов, проект предусматривал еще окружение старого города и восточного бассейна непрерывной центральной оградой из опорных пунктов временного характера на командующих пунктах и связывающих их ломаных линий — куртин кремальерного, бастионного и полигонального начертаний — в виде вала со рвом, имеющим [289] отвесный контрэскарп и фланковую оборону, частью открытую, частью — из фланкирующих построек.
Возведение главной оборонительной линии намечалось в первую очередь, но так как эта линия обладала явными недостатками, вызывавшимися экономическими соображениями, то во вторую очередь предусмотрены были различные передовые постройки и позиции (например, на горе Дагушань и впереди северо-западного угла крепости). Приморский фронт должен был состоять из 25 береговых батарей, расположенных тремя группами: 1) группа Тигрового полуострова; 2) группа Золотой горы и Плоского мыса и 3) группа Крестовой горы. Кроме того, предусматривалась отдельная батарея на Перепелочной горе. На все береговые батареи было назначено 124 орудия, среди которых были следующие калибры: 25-см и 15-см пушки, 28-см, 22,8-см мортиры, 57-мм береговые пушки, полевые батарейные пушки и 6-дм в 3 т пушки. Стоимость всех инженерных построек исчислялась в сумме около 7,5 млн. рублей; почти во столько же должны были обойтись артиллерийские средства. В общем на постройку Порт-Артурской крепости должно было быть отпущено около 15 млн рублей.



Александр Рифеев 3   03.08.2016 12:39   Заявить о нарушении
Хотя проект крепости был утвержден окончательно в 1900 г., к работам все же приступлено было несколько раньше. Но в силу малых денежных отпусков работы велись не сразу, а были разделены на три очереди, с расчетом окончить постройку всей крепости в 1909 г. До 1904 г., когда разразилась русско-японская война, всего на оборонительные работы Порт-Артура было отпущено 4 1/4 млн рублей, т. е. менее одной трети необходимого. Поэтому к означенному сроку в крепости было произведено немного более половины всех работ, причем наибольшее внимание было обращено на приморский фронт, который и оказался в большей степени готовности: на нем были возведены 21 батарея и 2 пороховых погреба, причем половина построек была в законченном виде. На сухопутном фронте окончен был только один форт — № 4, 2 укрепления (4-е и 5-е), 3 батареи (лит. А, Б и В) и 2 питательных погреба. Остальные сооружения были или не окончены, или только начаты постройкой, или совсем не начаты. К числу неоконченных, но имевших как раз первостепенное значение при обороне крепости (так как на них велась сухопутная атака), относились форты № 2, 3 и временное укрепление 3-е.

В конечном результате Порт-Артур не удовлетворял прежде всего теоретическим условиям тогдашней нормальной крепости, так как некоторые укрепления наружного обвода отстояли от города на расстояние меньшее минимального предела — 4 км; так как форт № 3 был удален от него на 2,5 км, а форты № 4 [290] и 5 находились от окраины нового города даже в 1,5 км. Если даже считать охраняемой площадью только восточный бассейн, где укрывалась русская эскадра, то и тогда оказывается, что линия сухопутных фортов отстояла от границы местами (например, форты № 1—2) всего лишь на 3 км. Понятно, что такая близость укреплений к городу вызывала бомбардирование последнего и порта с первых же выстрелов, причем страдали суда, склады, госпитали, а по улицам города летали не только снаряды, но и ружейные пули. Такое сужение обвода, как мы видели выше, было вызвано исключительно экономическими соображениями и желанием вогнать протяжение обвода в соответствие со строго выделенной для Порт-Артура живой силой. Это же сокращение длины оборонительной линии крепости привело к тому, что в нее не был включен на приморском фронте горный массив и полуостров Ляотешан, чем и воспользовались японцы: начиная с февраля 1904 г. (а война началась в ночь с 26 на 27 января) японский флот стал подходить на расстояние около 2 км к западному берегу Ляотешанского полуострова и безнаказанно обстреливать порт и город с дистанции 12—13 км. Впоследствии эту безнаказанность, а вскоре и бомбардировку с моря удалось ликвидировать постановкой на Ляотешане нескольких 6-дм сухопутных и морских орудий на импровизированных батареях.

Гораздо труднее было бороться с бомбардировкой на сухопутном фронте, а к этой бомбардировке японцы приступили после того, как убедились в невозможности овладеть крепостью с приморского фронта, который оказался в наибольшей степени готовности. Чрезмерно близкое расположение главной крепостной позиции от окраин города и восточного бассейна и [291] незанятие долговременными укреплениями таких важных передовых позиций, как Дагушань, Волчьи горы, Панлуншан и гора Высокая (занятие которых было предусмотрено в третью очередь работ, до которых дело не дошло) привело к катастрофическому концу. С каждым месяцем у японцев появлялись все новые и новые орудия: сначала — 13-см, потом 15-см, наконец, 28-см, которые они последовательно устанавливали на Волчьих горах, на Панлуншане, за Дагушанем в расстоянии от города всего 6,5—4 км, а от восточного бассейна и судов эскадры — в 7,5—5 км. Сначала целью бомбардировки японцы поставили передовые укрепления полевого и временного характера и форты северного участка крепостной позиции, а затем — в конце ноября 1904 г., когда им удалось постепенной атакой овладеть горой Высокой, с которой можно было видеть восточный бассейн, отстоявший от нее на 6 км, — они сосредоточили огонь по судам эскадры, которые и были вскоре выведены из строя. Помимо недостатков в общем расположении крепости Порт-Артур нельзя не указать и на целый ряд технических недостатков в отдельных ее укреплениях, что также должно быть отнесено к причинам экономического характера. Хотя профессор Величко в своем отчете о проекте крепости и указывал, что «слабость гарнизона крепости в сравнении с растянутостью позиции должна быть восполнена тем, чтобы гарнизон этот мог найти в укреплениях надежное подспорье, и потому должно быть обращено внимание на придание веркам крепости значительной фортификационной силы, в особенности снабжение их солидными, фланкируемыми из кофров, рвами и надежными убежищами против артиллерийского огня», тем не менее на деле не все было так выполнено. Прежде всего при проектировании порт-артурских укреплений базировались на официальной справке, данной азиатской частью тогдашнего Главного штаба, по которой у японцев предполагалось отсутствие артиллерии свыше 15-см калибра. Это привело для удовлетворения экономических условий к отказу от принятых тогда инженерным ведомством толщин [292] бетонных сводов казематированных построек в 1,5—1,8—2,4 м и сокращению в артурских укреплениях толщин сводов и стен на 0,3 м. Но во время производства работ, вследствие тех же экономических соображений, местное начальство разрешило военным инженерам сократить толщину сводов еще на 0,3 м, а местами и на 0,6 м. В конечном результате, на важнейших укреплениях, подвергавшихся сильнейшей бомбардировке, толщина сводов в жилых казармах и других важных органах обороны оказалась всего в 0,91 м. Были также нарекания на качество бетона, но компетентная комиссия выявила несправедливость этих нареканий. Но во всяком случае 0,9-м своды могли выдержать снаряды не свыше 15-см калибра. Между тем японцы подвезли 28-см береговые гаубицы, выгрузили их, пользуясь прекрасно оборудованным Россией портом Дальним, и стали бомбардировать их мощными снарядами порт-артурские укрепления. Этой бомбардировки 0,9-м своды построек, конечно, выдержать не смогли и пробивались с одного попадания. На 2-м форту два 11-дм снаряда попали в одну и ту же точку, и вторым попаданием был убит на месте начальник сухопутной обороны генерал Кондратенко, руководивший, в сущности говоря, почти всей обороной крепости.

Целый ряд других технических несовершенств порт-артурских укреплений, как то: необеспеченность кофров контрминными системами, отсутствие во многих постройках надежных входов и выходов, обеспеченных сквозниками, отсутствие долговременных органов фланкирования промежутков, не уничтоженные заблаговременно мертвые пространства впереди некоторых укреплений, незаконченность и отсутствие некоторых дополнительных укреплений и целый ряд мелких недоделок на фортах и укреплениях — все это, вместе взятое и имевшее ту же первопричину — экономию средств и неаккуратные отпуски кредитов, в сильной степени затрудняло оборону крепости и способствовало моральному истощению сил защитников. Указанные обстоятельства настолько отдаляли крепость Порт-Артур от теоретического идеала крепости начала XX века, что многие военные писатели имели полное основание после русско-японской войны, говоря об обороне Порт-Артура, считать эту крепость не «долговременного», а лишь «полудолговременного» характера и с большой осторожностью делать из эпизода ее борьбы выводы для будущего. Тем не менее выводы эти делались большинством, заполнили собой не только русскую, но и иностранную литературу, причем последнюю даже в большей степени, и повлияли на дальнейшее развитие крепостного дела, почему и нуждаются хотя бы в кратком рассмотрении.

Александр Рифеев 3   03.08.2016 12:39   Заявить о нарушении