Рецензии на произведение «Что управляет историей?»

Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Евгений Шейнман, очень интересную и противоречивую тему вы проработали.
Не всё сразу понятно да и тема непростая.
Сам целый реферат "нацарапал". А кстати, сам реферат-письмо к моему институтскому товарищу можно уже прочитать в http://proza.ru/2021/07/21/1000
Мне особо интересными показалось место с выводами группы Хайнеса и учёного Харриса. Наверное на самом деле так и есть.
Что то похожее об этом говорит и наша учёный-академик Бехтерева: «Я часто думаю о мозге так, будто ОН- отдельный организм, как бы существо в существе».
Вот тут ещё можно и поговорить о духовных подвижниках, как они абстрагируюясь от своей свободы и зависимости от внешнего мира, эмоций, мыслей и чувств познавали пространство и время.
И здесь похоже прав Толстой написав "...Необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать неощущаемую нами зависимость"

С уважением к автору, Николай С.

Николай Скороход   01.05.2022 21:14     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай!
Спасибо за Ваш интересный комментарий.
Искренне.
Евгений

Евгений Шейнман   13.05.2022 06:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

"Непосредственно уловить и обнять словом –описать жизнь не только человечества, но одного народа,представляется невозможным."
-------
Дорогу истории протоптала толпа.
------------------------------------------------
Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану. - Л.Толстой(письмо Фету 1871г)

Александр Рухваров   31.01.2020 13:00     Заявить о нарушении
Очень интересно.
Об этом письме Л.Толстого Фету я не знал...
Спасибо.
С уважением.
Евгений

Евгений Шейнман   31.01.2020 21:30   Заявить о нарушении
К теме: "Лев Толстой в поисках истины" - http://www.proza.ru/2016/10/10/82

Раиса Беляева   20.02.2020 11:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Уважаемый тёзка! Буду перечитывать эту Вашу статью. Последние слова в ней: "Предоставляю это другим". Спасибо. Я подумаю. Мне тоже у Л.Т. нравились вот эти его рассуждения. Предварительное моё суждение идёт ещё дальше Толстого. Оно исходит из моей статьи "Общественная теория относительности". Но мне почему-то от этого не столько грустно, сколько смешно.
Но на часах сейчас 2.45, поэтому заканчиваю

Евгений Ширяев   09.06.2018 02:50     Заявить о нарушении
Перечитал. Продолжаю. Для этого просто цитирую начальную строку Л.Т., которую, видимо, и Вы имеете в виду:"История, по Толстому, - результат совпадения интересов и поступков множества людей, составляющих народную массу". Всё правильно, просто Л.Т. не договорил, т.к. не знал общественной теории относительности (ОТО). А договорить нужно так: Из этого множества людей у каждого индивидуума свой процент влияния на историю. У Наполеона и Кутузова он очень велик, у Платона Каратаева и Пети Ростова маловат, у какого-то чукчи того времени почти равен нулю. Конкретные значения этих %% влияния каждый историк может поставить сам, и будет одновременно прав и неправ.
А все дополнительные рассуждения упоминаемых Вами мыслителей не имеют значения, т.к. они просто и не предполагали в возможности подхода в соответствии с ОТО.
Вы тоже этого не сделали, но Вы поступили мудрее - просто не стали определять эти %%. Я тоже не буду этого делать. Ну разве не весело это понять?

Евгений Ширяев   09.06.2018 08:51   Заявить о нарушении
На 2 опечатки прошу не обращать внимания.

Евгений Ширяев   09.06.2018 08:55   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений!
Спасибо за столь обширную рецензию.
Очень интересны Ваши рассуждения.
Увы,я не знаком с общественной теорией относительности.
Надеюсь ознакомиться с ней.
Ещё раз спасибо,тем более на эту статью было немного рецензий.
Искренне.
Евгений

Евгений Шейнман   11.06.2018 00:36   Заявить о нарушении
А я после чтения Вашей статьи внёс в ОТО маленькую добавку (про Толстого).

Евгений Ширяев   11.06.2018 08:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Конечно, это важно для себя ответить, где моё место в этом историческом потоке, и вообще, насколько я важен миру...Могу ли я этот поток повернуть....
И ведь страшно, если вдруг я решу, что я обязана , допустим, убивать неверных, или учить детей ненавидеть русских... Да, больные вопросы и на них каждый должен искать ответ...

Натали Буш   13.11.2017 15:19     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и за интересные мысли.
Искренне.
Евгений

Евгений Шейнман   14.11.2017 20:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Война и миръ

или

Война и мiръ?

Зус Вайман   26.03.2017 18:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Я много лет находился под влиянием Толстовского понимания исторических процессов. Даже поссорился в молодости из за своих "Толстовских" взглядов с отцом моей подружки - профессором истории в университете, о чём потом очень жалел!
Мне сейчас кажется, что если единичный человек обладает свободой (хотя и ограниченной, подобно пассажиру океанского лайнера, свободно перемещающимся по палубе, но не в силах выйти за её пределы, или изменить курс корабля), то Исторический Процесс "не свободен", хотя и истинная причина порождающая этот процесс нам в принципе не может быть доступной, по той простой причине, что мы можем наблюдать Исторический Процесс, только тогда, когда он уже находится в процессе своего развития. Мы никогда не можем указать на начало ряда событий, поскольку любой событийный ряд тянется в недоступную для нашего обзора в бесконечность (или скажем в очень отдалённое прошлое)! Бессмысленно говорить о причине события, так как этой причине предшествовала своя прична и.т.д.
Человеческое Сознание обладает Свободой. Без этой внутренней Свободы, процесс мышления и творчества были бы невозможны. Но поступки человека в среде его физического обитания безусловно детерминированы. Это не противоречит Внутренней Свободе Сознания, Воли и Выбора, потому что подчиняясь событиям, человек совершает это Сознательно - то есть Свободно. Причина же такого Сознательного Выбора лежит в области психики, обстоятельств, воспитания, свойств характера и.т.д. Историческое событие это волна, которая захватывает щепки, поднимает песок со дна и в ярости швыряет неспособный бороться со стихией сор на берег.
Почему Гитлер пришёл к власти? Почему евреи как безгласные овцы шли толпами на смерть в концлагерях? Почему сразу в нескольких местах вспыхнули арабские революции несколько лет назад? Почему ИГИЛ даже сейчас, когда его гонят и бъют, продолжает поплнять свои ряды безумцами? Создаётся впечатление, что человек невольно подчиняется власти мощных Эгрегоров - Сверхознательных энергетических конгламератов или Юнговских "Архетипов", теряя волю и рассудок, но наивно считающий свои решения свободными и правильными!
Об этом гениально написал Достоевский в отрывке о болезни Раскольникова, отрывке который слишком актуален теперь, на фоне того безумия, которое как гигантская воронка затягивает в свой гибельный водоворот всё больше и больше жертв:

"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса."

Евгений Цион   01.03.2017 03:13     Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений!
Спасибо,что заинтересовались моими статьями.
Ваши суждения-впечатляющи.
Ваша эрудиция поражает.
И всё-таки....Какие законы управляют историей?
Искренне.
Евгений

Евгений Шейнман   02.03.2017 21:54   Заявить о нарушении
Вы ожидаете от меня ответа на вопрос, на который не было ответа у Льва Толстого?
Вы мне льстите!
И всё таки:
Толстой писал что законы управляющие историей нам неизвестны, но таковые законы существуют, и цель исторической науки это находить и исследовать эти законы (это не дословная цитата, но её смысл).
Я же утверждаю, что законов управляющими историческими событиями не существует и не может существовать, поскольку всё что подпадает под определения Закона, отвечает требованию порядка и детерминированных процессов, тогда как исторические процессы как выражение жизни общества подпадают под определение сложных, нелинейных Хаотических Процессов, математику для описания которых разработал Пуанкаре. Для таких процессов не существуе детерминированного поведения по определению!
Так же как в Физике задача для взаимодействия более трёх тел не имеет математического решения, точно так же, когда мы говорим о развитии Общества, мы не имеем принципиального решения для определения законов, по которым это общество развивается.
Мы можем лишь приблизительно говорить о некоторых тенденциях, измышлять некоторые теории, которые более или менее удачно могут объяснить тот или иной феномен, но говорить о Законах управляющих Обществом (историческими событиями) мы строго говоря не можем.

Евгений Цион   02.03.2017 22:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Очень вдумчивая статья.

Белов Андрей Викторович   30.12.2016 11:11     Заявить о нарушении
Спасибо,Андрей!
С уважением.
Евгений

Евгений Шейнман   30.12.2016 21:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

Трудность в одном.
Не рассмеяться.
Над измышлизмами.
Описания муравья из спасённого, вновь оживающего муравейника, перенесённого юными натуралистами на новое место, после очистки от нашествия ламехуз.
Или воспоминания об ужасах детства подрастающего ягнёнка, которого выкрали с мясокомбината, чтобы откормить и получить побольше удовольствия.
А взгляните на аквариумных рыбок, которые устойчиво сочиняют изторыю создания "их предками" средневекового замка, который, однако, несколько дней назад был куплен на птичьем рынке.
Можете представить другие варианты!?!

Солнца Г.И.   26.12.2016 14:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Что управляет историей?» (Евгений Шейнман)

"Открыты ли сейчас  эти  законы или нет – это уже  выходит за пределы моего анализа философского трактата гениального писателя..."

Возможно эти законы известны определенным личностям. Но не думаю, что эти знания в их откровенном виде должны быть доступны всему обществу, поскольку их "правда" и "необходимость" могут быть не своевременны. Эти знания должны быть осознаны самостоятельно.
(Это мое личное мнение, возможно я ошибаюсь!)

Маришка 22   26.12.2016 13:21     Заявить о нарушении
Возможно и я ошибаюсь....

Евгений Шейнман   27.12.2016 01:23   Заявить о нарушении