Рецензии на произведение «Писните по понятиям»

Рецензия на «Писните по понятиям» (Виктор Лупа)

Виктор!

Для меня главное - это сюжет. А когда в него вложен интересный
смысл, есть интрига и интересная развязка - это... почти удача.))
Когда написан рассказ литературным языком и без ошибок - читать
вдвойне приятно.
Спасибо за юмор!

Пыжьянова Татьяна   11.04.2017 11:28     Заявить о нарушении
Татьяна, тут я с Вашим мнением полностью согласен!

Виктор Лупа   11.04.2017 12:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Писните по понятиям» (Виктор Лупа)

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ.
Рассказ должен иметь сюжет. Потому что, если рассказ без сюжета, то это не рассказ, а галиматья, белиберда, ералаш, ерунда, чепуха. Это то, что узбек называет: «Что вижу, о том пою». А поёт он: «Гора крутой, ишак худой».

«» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»«» «» «»

Одна женщина оспаривала это правило. А как же Александр Грин? Он что, плохой писатель, с укором спрашивает меня. Я Грина читал только «Алые паруса». Так там сюжет есть.
Я не против. Пусть спит на потолке. Правда, неудобно, одеяло падает. Пусть пишет без сюжета. Возможно, что это будет хорошая вещь. Но это будет не рассказ.

Что такое сюжет?

Это слово, естественно, французского происхождения. Да и как должно быть иначе? Помните, какой всплеск французской литературы XVII, XVIII и XIX веков?
Так вот. Слово «сюжет» имеет очень простое определение: «Последовательность и связь описания событий». Под словом «последовательность» понимается не последовательность совершения событий, а их изображение. Можно, например, написать рассказ по порядку, как происходили события. Ярчайшим примером такого решения в сюжете - роман Дюма «Граф Монте-Кристо». А можно и по-другому. Например у Чехова Каштанка, уже будучи у клоуна, вспоминает, как она жила у столяра.
Итак, для рассказа значение сюжета очень важное.

Есть ещё понятие «фабула». Это латинское слово. Означает примерно то же самое, что и сюжет. Правда, есть отличия. Но в литературоведении нет общей точки зрения, чем они отличаются. Можно счиать эти термины примерно сходными.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Не употребляй литературных штампов. Штампы в произведении - признак отсутствия таланта и наличия глупости у автора.

Вот такой начинающий сопливенький писатель увидит красивую фразу у кого-то и бормочет: «Хорошая штучка, надо взять на вооружение». Не понимает, дурья головушка, что этого не следует делать. Копирование чужого как раз и есть признак его глупости.

Может быть, я утомлю читателя обилием приведённых штампов. Но я иду на это, чтобы показать, какими жалкими являются красивые фразы, если они становятся штампами.

Голубая планета. Мало того, что это сам по себе штамп, относящийся к Земле. Так образ ещё и неверный. Из космоса Земля видится не голубой. Она рябая: белые шапки полюсов, снежные поля Сибири и Канады, облака и вершины гор, рыжие пустыни, зелёные джунгли. Сама атмосфера не голубого цвета. Это нам с поверхности Земли так она представляется. Больше «голубая планета» подходит к Урану из-за метановой дымки.

Когда впервые верблюда назвали кораблем пустыни, это было очень поэтично. Сравнение давно стало штампом. Или «отец семейства». Тоже штамп.

На Прозе.ру часто повторяется такой штамп. «Но это уже другая история». Ах, как жалки и сопливы эти авторы! Они напоминают детей, сосущих свой палец. Или мужчину, смотрящего на всех свысока и презрительно, с чувством собственного достоинства, а у самого ширинка расстёгнута.
Вот ещё несколько примеров: без вредных привычек, я весь обратился в слух, во рту не было маковой росинки.
Как узнать, штамп это или нет? Это определяет талант. Если автор эту фразу где-то читал или слышал, ни в коем случае нельзя её повторять.

Все пословицы и поговорки - штампы.
«Так что же? - кто-нибудь «затопает» на меня ногами, - Их нельзя применять в литературе?! Так же можно обеднить родной народный язык!».

Спешу предупредить писателей, что в данном контексте «затопать ногами» - не штамп. Потому что здесь это приводится ВПЕРВЫЕ и в переносном смысле.

Вернёмся к пословицам. В авторской речи применение пословиц и поговорок, кроме использования их в переносном смысле, недопустимо. А вот в речах героев произведения пословицы и поговорки приветствуются. Они вносят колорит в характеристику героя. Если же автор пишет от первого лица (от имени одного из героев), то пословицы допустимы. Но всё-таки надо бы поменьше злоупотреблять пословицами.
Большинство глаголов не являются штампами, сколько бы их ни употребляли: есть, пить, бежать, бегать, ждать, спать, работать, воевать...

Много имён существительных тоже никогда не станут штампами, небо, отец, хлеб, любовь, ложка, кровать, река, ласточка...

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ.
Не пиши для сытых! Я впервые услышал эту фразу от курского гениального писателя Евгения Ивановича Носова.

На Прозе есть две категории так называемых «писателей», пишущих для сытых.

Одна категория – это богатые люди.
Да простят они меня, но характерная черта этих писателей – грамматические ошибки, отсутствие сюжета или пустопорожний сюжет «о любви». Вот характерные ошибки этих грамотеев. НЕ и НИ, ТАКЖЕ и ТАК ЖЕ, не знают, как писать слова, начинающиеся с «пол», то есть «половина». Подсказываю. Через чёрточку пишутся, когда второе слово начинается на букву «л». Например, пол-литра, пол-лица, пол-ладони. Через чёрточку также пишутся слова, когда второе слово начинается с гласной буквы: пол-абрикоса, пол-оборота, пол-унитаза. Через чёрточку также пишется в том случае, когда второе слово - имя собственное: «Пол-Европы прошагали пол-Земли, этот день мы приближали, как могли». В остальных случаях пишутся слитно: полгектара, полдня, полмиски. Но самая распространённая ошибка: где надо, запятых не ставят, а где не надо, ляпают.

Очень распространённая ошибка с написанием слова «Вы». Здесь правило очень простое, хотя многие его не знают.

Слова «Вы», «Вас», «Ваш» с большой буквы пишутся ТОЛЬКО в личных письмах! И только в единственном числе! Например. Сын пишет письмо: «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю вас с Новым годом!». Такое написание будет грамотным. А если он напишет «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю Вас с Новым годом!», то это будет безграмотно. «А я уважаю своих родителей и буду писать с большой буквы» - ответит оболтус. Это не уважение к родителям, а неуважение к грамматике, к русскому языку.

Когда я служил в армии, восьмилетняя сестрёнка моего одноклассника написала мне: «Здравствуй, Коляь!». Спрашиваю: «Люда, почему Коля с мягким знаком?». «Чтоб мягче было». Что взять с ребёнка? А тут автор мнит себя писателем.

В художественной литературе «вы» пишется только с маленькой буквы. Меня могут спросить: а если автор книги обращается к читателю? Отвечаю. Если даже автор обращается в книге, а не в личном письме, к одному читателю, то на самом деле он обращается к каждому в отдельности, но предполагается, что ко всем читателям. В этом случае автор не пишет личное письмо читателю. И писать надо с маленькой буквы. Тем более, если автор обращается к читателям (множественное число!), то надо писать с маленькой буквы. Так как письмо не личное.

Многие не знают, когда следует писать «одевать», а когда надевать». Надевать можно одежду: пальто, трусы, рубашку. Одевать можно того, кто или что носит одежду: ребёнка, собаку, куклу.

Или вот ещё слово «таки». Что оно такое? Союз, частица, предлог или междометие? И как его писать: отдельно, через чёрточку или вместе?

«Таки» - это разговорная частица. Её любят одесситы и евреи. Потому что она многозначна. У Шолома Алейхема часто попадается, и у Исаака Бабеля... Она означает: тем не менее, всё же, однако же, действительно, в самом деле, в конце концов.

Таки ни с каким словом не пишется вместе. Это уже хорошо.

Если «таки» стоит после глагола или наречия, то присоединяется к ним дефисом. «Пришёл-таки». «Долго-таки».

Через чёрточку пишется и в том случае, если образуется сложная частица: всё-таки, так-таки, довольно-таки, вот-таки.

Во всех остальных случаях пишется отдельно. «Мы с тобой таки давненько не виделись».
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ. Следует, на мой взгляд, умеренно и со вкусом пользоваться знаками препинания. В авторском тексте надо до минимума убрать восклицательные знаки. Эти знаки можно сравнить со сваренными из рельсов противотанковыми «ежами. Некоторые авторы думают, что если он поставит пять восклицательных знаков подряд, то читатель будет внимательно читать эти слова. Пропустит как мусор. На весь рассказ достаточно один, в крайнем случае два, восклицательных знака. В прямой речи, то есть речи героев, допускается ставить восклицательный знак, если он орёт благим матом. Но два или три ставить бесполезно. В математике есть понятие бесконечность». Что такое бесконечность, понятно. А что больше одна бесконечность или сто бесконечностей? Одинаково - бесконечность. Так и с восклицательными знаками.

Тире тоже надо свести до минимума. Тире - это противотанковый ров. Текст при встрече с тире спотыкается. И читатель зашвырнёт книгу, где много восклицательных знаков и тире, на помойку.

Из всех знаков самым вредным являются скобки. Их надо в художественной прозе исключить, как заразу.

Самым лучшим знаком препинания можно назвать точку, королеву прозы. Серебряную медаль заслуживает запятая. Нужно стремиться писать по возможности короткими предложениями. Они и читаются легче. И вредных знаков препинания меньше.
Как пишутся в художественном произведении числительные. Общее правило: в художественном произведении все числительные пишутся словами, а не цифрами. Допускается числа, содержащие большие четырёх цифр.
ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ. Писать повести следует по тем же правилам, что и рассказы.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ. Написание романов имеет особенности.
В романе должно быть, как минимум, две сюжетные линии, события в которых должны переплетаться. И, тоже как минимум, хотя бы один из героев должен действовать в обеих сюжетных линиях.

Сергей Петрович Верга   17.02.2017 19:11     Заявить о нарушении
Достойное дополнение.

Виктор Лупа   19.02.2017 23:12   Заявить о нарушении