Рецензии на произведение «А я, как курва с котелком. По следам поговорки»

Рецензия на «А я, как курва с котелком. По следам поговорки» (Фима Жиганец)

Добрый день, Александр!
Как всегда - читаю ваш текст с интересом. Но пишу ещё и в поисках информации. Читаю сейчас автобиографическую книгу Заура Зугумова "Бродяга". На 359-й странице этой книги встретил такой перечень - (из обращения "кума" к новоприбывшему этапу):

"Предупреждаю, зона воровская, "раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Из перечисленных я могу дать определение "ломом подпоясанным" и "один на льдине", а вот с остальными чётких определений не нашёл. Может вы окажете помощь? Или подскажете, в каких словарях можно найти соответствующую действительности дефиницию. А то я заглянул в двухтомник Д.С. Балдаева, нашёл там только "раковую шейку", но его толкование меня не устраивает...

Извините, что пишу в рецензиях, но личные сообщения на сайте "Прозы" работают отвратительно. Мой электронный адрес - malhan20@gmail.com

Мальхан   31.03.2017 00:59     Заявить о нарушении
Дорогой Мальхан, для начала вынужден сказать, что, несмотря на грозный список и боевую биографию Заура Зугумова, доверять ему в полной мере я бы поостерёгся. Тем более в области жаргона. Недавно вышел его "историко-этимологический толковый словарь преступного мира", от которого, извини, просто уши вянут. Этот "Заур - Золотая Ручка" порою не имеет представления об элементарных словах уголовного жаргона, толкует их вкривь и вкось, а нередко выдаёт такое, что со стула падаешь. Например, есть у него словарная статья "Вы не отмашетесь ни боталом, ни пушкой" с пометой "Известно с дореволюционных времён". Какую революцию он имеет в виду, если я написал эти строки (блатной перевод Лермонтова "На смерть Поэта") в 1995 году?! И такой голимой пурги - по крайней мере две трети. А Балдаева можно вообще не упоминать: в отличие от своего папаши, он был обыкновенным прощелыгой и брехуном. Большинство "составителей" подобных "жаргонных" словарей - абсолютные лохи и просто мешают в кучу лексику, нахватанную из различных "словариков", начиная с 19 века, придумывают собственную лабуду и потом сочиняют из всего этого сумасшедшую херь.

Это не минуло и Зугумова. Я подозреваю, минимум половину своих "приключений" он попросту выдумал, будучи уверенным, что никто проверять не будет. Например, рассказывает, что бежал из детской воспитательной колонии в городе Шахты. Но такой колонии там сроду не было :). Но это ерунда, мог спутать ДВК с приемником-распределителем. Но косяков и без того можно насчитать выше крыши, особенно по жаргону.

Поэтому я просто смеюсь, читая его предисловие: "Некоторые доморощенные писаки в погоне за деньгами в своих романах до такой степени замусорили эту мало кому известную сферу жизни враньем и выдуманными историями, что мне не осталось ничего другого, как взяться за перо. Я провел в застенках ГУЛАГА около двадцати лет, из них более половины - в камерной системе. Моя честно прожитая жизнь в преступном мире дает мне право поведать читателям правду обо всех испытаниях, которые мне пришлось пережить. Уверен, что в этой книге каждый может найти пищу для размышлений".

Ну, понятно, что человек, родившийся в 1947 году, не мог провести в ГУЛАГе ни дня, поскольку ко времени первого попадания в ДВК Каспийска (в 12 лет) ГУЛАГа уже не существовало.
Однако опять-таки - простим неточность. Ну, называл ГУЛАГом вообще исправительно-трудовую систему СССР. Художественное преувеличение.

Тогда перейдём к приведённой цитате:

"Предупреждаю, зона воровская, "раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".
Итак, дело происходить в "чудовищном лагере" Княж-Погост-3. Да, существовал такой посёлок в 30-е - 40-е годы. В нём даже располагалось управление Севжелдорлага (Северного железнодорожного лагеря), он и построен был вместе с лаготделениями и лагпунктами именно для этого. Только Севжелдорлаг существовал... с 1938 по 1950 годы! Потом его закрыли, а вместе с ним - и лагеря, ему подчинённые (а нехер делать там было, бессмысленно толпу зэков кормить). Так как туда мог попасть Зугумов?! Да прочитал у Разгона и Солженицына, я так мыслю. Или опять чего-то "попутал". Но не думаю.

Но - ближе к теме. Не помню точно, но дело, видимо происходит в конце 60-х-начале 70-х (раз в детской колонии автор был в 1961-м, в 14 лет, а на взросляк уходят в 18).

В это время только конченый дебил из "кумовьёв" мог заявить этапу, что "зона - воровская!!!!!!!! А кум заявляет:

"Предупреждаю, зона воровская".

Для второй половины 1940-х, времени "сучьей войны", такая объява была сама собой разумеющейся. Тогда, чтобы развести противоборствующих уголовников-блатных, действительно создали "воровские" и "сучьи" зоны и "келешевали" арестантов (то есть сортировали по "мастям").

В 1960-е ЭТО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ! С конца 50-х Хрущёв объявил войну воровскому миру, начались чудовищные "ломки", пропаганда честной жизни, воров гнобили и забивали в спецлагерях... Вступил в действие новый Исправительно-трудовой кодекс (положение о местах лишения свободы), где были закручены гайки, наступил для сидельцев полный душняк...

И если бы "кум" объявил зону "воровской", ему бы в момент башку снесли! То есть в 70-е НЕГЛАСНО зоны стали делиться на "чёрные" и "красные" (в последних вся власть была у администрации), позже появились "махновские". Но в любом случае ни один опер НЕ СМЕЛ ДАЖЕ ЖУМАТЬ О ТОМ, чтобы назвать зону "воровской"! А на кой хер ты там вообще присутствуешь, если она "воровская"?!

Проще говоря, Зугумов, начитавшись Шаламова или Солженицына, перенёс реалии 40-х в 80-е-70-е! Исходя из этого, мы и продолжаем дальше.

Идёт перечисление:

"Раковые шейки", "красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Наиболее интересны "раковые шейки". Зугумов и сам не знает, что это такое. А я - знаю. Ещё в середине 30-х в среде тюремных "начальников" появилось ироническое выражение: "Петушки - к петушкам, а "раковые шейки - в сторону". Оно означало на тюрьме, на крытке вообще (напр., СИЗО) СОРТИРОВКУ ЗАКЛЮЧЁННЫХ ИЛИ ПОДСЛЕДСТВЕННЫХ! По аналогии с конфетами "Петушки" и "Раковые шейки".
Так вот, под "петушками" подразумевались люди, далёкие от профессиональных преступников, а "раковыми шейками" называли блатных, законченных уркаганов. Их определяли нередко по наколкам, да и сами они шли к "своим".

Позднее из "петушков" произошло оскорбительное "петух" - пассивный гомосексуалист (также славянское пивень, певень). Кстати, до этого бытовала и другая версия поговорки: "Петушки к петушкам, - гребешки - к гребешкам". Однако после придания "петуху" уничижительного смысла она исчезла, а "гребешками", "гребнями" тоже стали называть пассивных педерастов.
Похожим образом возникло "пинч" в том же смысле - пассивный педераст. Во время войны тех зэков, которые не принадлежали к блатному миру, стали называть среди прочего иронически "пинчерами" (это, например, зафиксировал лагерник Игорь Михайлов в 1942 году в поэме "Аська"). Потом "пинчеров" обрезали до "пинчей".

Так что "раковые шейки" в воровской зоне должны были бы считаться своими :).

Это второй косяк.

Далее:

"красные шапочки", "ломом подпоясанные", "один на льдине", "крестовые дамы" и остальная шушера, разберитесь по мастям и по росту".

Ну, ломом подпоясанные и один на льдине - так говорят и сейчас, тут объяснять не надо, ты сам догнал. А вот "красные шапочки" - во время сучьей войны 40-х так называли бывших сотрудников правоохранительных органов (часто - и бывших вояк). Но вояк всё же в основном так и называли "вояки" и "автоматчики". То есть тех, кто не принадлежал прежде к блатному миру. Блатных вояк называли "суками".

Но к 1960-70-м годам "красная шапочка" - это стало неактуально. Для бывших сотрудников правоохраны, судей, прокуроров были созданы отдельные зоны. Хотя на воле милицию продолжали кликать "красные шапочки" :). А вояк на зоне так и называют "автоматчики".

То есть опять - явный "косяк". 40-е перенесены в 60-70-е.

Что касается "крестовых дам", то в лагерях сталинских позднего периода так называли опять-таки пассивных гомиков.
Другими словами, Зугумов вешает лапшу доверчивому читателю, на мой взгляд. И судя по использованию жаргона. В жаргоне он вообще слаб, не понимает, как легко человека выкупить, когда тот, как говорится, клеит муде к бороде.

Вот где-то так.

Фима Жиганец   31.03.2017 15:30   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Прежде всего - благодарю за столь подробный и обстоятельный ответ. Мне и самому довольно многие вещи в его писаниях показались несоответствующими реалиям мест заключения в 60-е и 70-е годы (когда и мне пришлось побывать в местах "не столь отдалённых"). Но я списывал эту архаику за счёт того, что жизнь таких южных ИТУ (а также и тогдашних северных зон) мне почти незнакома. Я весь свой срок провёл в тюрьмах и зонах Эстонской ССР, хотя общаться приходилось с такими сидельцами, которые по двадцать (и более) годков на волю не выходили. Таких людей встречал на больничке, да и у нас (на усиленном режиме) было несколько з/к - тяжеловесов. Досиживали свои срока "лесные братья" (активисты СВП - секции внутреннего порядка), помню и деревенского насильника Хуго, который (будучи сельским пастухом) изнасиловал и убил девочку-цыганку, а потом еще пару дней поливал её горячей водой и продолжал насиловать труп. Попался и получил по совокупности содеянного (и тогдашним законам) двадцатку.
Братья убитой девочки сами специально попались на какой-то краже, пришли в зону и "опустили" этого Хуго. Так он и отбывал все эти годы, стал со временем самым опустившимся чушком, которым доже другие опущенные брезговали.
Но дело не в этих давних историях, просто мне приходилось общаться с людьми, которые реально застали "сучьи" войны и прошли множество зон,тюрем и этапов. И реальность от "облагороженного" воровского мира Заура Зугумова отличалась. У Зугумова "воровской ход" и "воровская идея" (о которой он пишет неизменно с большой буквы) выступают чуть ли не как новая религия. Добавлю, что его перечисления знаменитых воров (того же Дато Ташкентского, Карандаша или Цыруля) отдают неким бахвальством, которое ещё можно списать на кавказское происхождение самого Заура. Но это не избавляет книгу от множества нестыковок. Вот и вам удалось найти несколько несоответствий. А я ещё нашёл такое - в лагерном бараке под фундамент подкладывали таёжное растение "хопра", от которого крысы шарахаются, как чёрт от ладана. В тайге я провёл больше десяти лет, а вот о таком растении не слышал. Попытался искать в "Гугле" и "Яндексе" - ничего похожего не нашёл.
Ещё раз благодарю вас за развёрнутый ответ.
С уважением,
Сергей.

Мальхан   01.04.2017 21:21   Заявить о нарушении
Серёжа, душевно рад, что у нас мнение совпали. Если покопаться, много ещё чего можно выгрести. Но смысл? Увы... Давно мы с Вами не пересекались. Надо обязательно зайти к Вам на страницу. Она мне всегда нравилась. Очень информативная, зачастую даже излишне лапидарная, всегда хотелось узнать побольше :).

Всех Вам благ.

Фима Жиганец   01.04.2017 23:04   Заявить о нарушении