Рецензии на произведение «Форма и суть»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мне вот тоже этот момент про Вронского и принца понравился. Некая тенденция к закоснению, забронзовению во Вронском была, но были и другие... Анна могла бы положительно влиять на него, в других обстоятельствах, если бы в целом жизнь их сложилась как-то иначе.
Об отношениях Анны с Карениным получается как бы излишне: "это углубило пропасть между ней и мужем, приведшую к полной потере взаимопонимания и желания слышать друг друга неискаженно". Им уже как-то, хоть слышь друг друга, хоть не слышь... Анне нужен Вронский - молодой, любимый, желанный, наконец, мужчина. Нет таких чудес самосовершенствования, которыми Каренин мог бы ее удержать.))
Галина Богословская 01.08.2019 20:12 Заявить о нарушении
Думаю, ты слишком возвышаешь Анну, ставя ее чуть ли не наравне с Левиным. Ее ведь помимо подлинности-неподлинности волновала еще масса вполне прозаических вещей: ее положение, ревность, конечно, ее сын. Коробила ли ее роскошь, которой Вронский их окружал? Может быть. Но ведь она могла ехать с Вронским в Ташкент, где его ждала военная карьера, там бы они вели более скромную жизнь, у нее были ли разные заботы. И она бы чувствовала себя полезной Вронскому, но она близко не выказала такого желания. Еще ведь и от света бы удалились туда, где их никто не знает, никому они не нужны.
А Вронский? Что-то он делает не то: больница не такая, хозяйство слишком новомодное... У него вообще-то было призвание - военное призвание, которым он пожертвовал ради них с Анной. И не лег на диван в депрессняке, а пытается что-то делать, как-то жить. И совершенно естественно плохо ориентируется: а откуда у него какой опыт? Если Анне это не по душе, она может деликатно направлять его: кто сделает твою жизнь не пустой и не фальшивой, если не ты сам?
Галина Богословская 01.08.2019 20:07 Заявить о нарушении
Наталия Май 02.08.2019 10:04 Заявить о нарушении
Галина Богословская 02.08.2019 10:32 Заявить о нарушении
Наталия Май 02.08.2019 11:06 Заявить о нарушении
Наталия Май 02.08.2019 11:08 Заявить о нарушении
Галина Богословская 02.08.2019 11:49 Заявить о нарушении
Галина Богословская 02.08.2019 11:52 Заявить о нарушении
Наталия Май 02.08.2019 12:57 Заявить о нарушении
Галина Богословская 02.08.2019 18:00 Заявить о нарушении
Наталия Май 02.08.2019 19:10 Заявить о нарушении
Галина Богословская 03.08.2019 17:02 Заявить о нарушении
Наталия Май 03.08.2019 18:19 Заявить о нарушении
Галина Богословская 03.08.2019 22:03 Заявить о нарушении
Наталия Май 04.08.2019 08:56 Заявить о нарушении
Ухаживать за замужней женщиной можно, если она такая, как Элен Курагина, с таким же цинизмом. Или Бетси Тверская. А Анна была совершенно другой. Ее чувство вины убивало, она была воспитана в уважении к религии, обетам, клятвам, супружеским узам, чувству долга.
У самого Вронского уважения к семейным узам, к институту брака не было. У него никогда не было нормальной семьи - это неудивительно при такой циничной распущенной матери. Толстой объясняет его поведение именно этим.
Наталия Май 04.08.2019 19:18 Заявить о нарушении
Вронский молод, он страстный человек, но не безответственный. В-общем, когда понял, что пути назад нет, он принял на себя всю ответственность, какую обязан был принять. Толстой вообще возлагает очень большую ответственность, всю ответственность на Вронского. Вообще на мужчину - всю ответственность за жизнь женщины. Как будто Анна - пешка, не человек, не может отвечать за себя и в какой-то мере за Вронского. Конечно, и она могла принимать решения, и она могла принять такое решение, которое бы спасло их обоих: почему нет? Но ее захлестывали страсти.
Желания обвинить его или ее как-то не возникает, просто констатация - один мог сделать одно, другой другое, чтобы не доводить до катастрофы. Но ни тот, ни другой не сделали - так бывает, когда страсть сильней рассудка.
Галина Богословская 04.08.2019 22:08 Заявить о нарушении
Я не могу сказать, что получила патриархальное воспитание, и никто у нас в семье не воцерковленный, но с чужими взглядами на жизнь я бы считалась, если для человека какие-то правила жизни - это святое, это его право. Мне не нравится даже не то, что делает Вронский, а то, что у него нет и мыслей и колебаний на этот счет, н даже не сомневается, правильно ли это. Даже нет размышлений наедине с собой.
Наталия Май 05.08.2019 06:34 Заявить о нарушении
Галина Богословская 05.08.2019 11:26 Заявить о нарушении
"Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина — Кити с историей Вронского — Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Конечно, такого рода «мораль» совершенно «аморальна», не говоря уже о художественной недостоверности, ведь у других представительниц света, того же высшего общества сколько угодно любовных связей, только тайных, «под темной вуалью». (Вспомните синюю вуаль Эммы во время ее прогулки с Родольфом и черную вуаль во время свидания с Леоном.) Но честная несчастная Анна не надевает этой вуали, чтобы скрыть обман. Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия".
Толстой противопоставляет чувство, в котором нет духовной (душевной - как ни назови) близости, а есть только физическая страсть (отношениям Анны с Вронским), чувству одухотворенному (Кити и Левину). Мне тоже не нравятся отношения, в которых ничего нет, кроме физиологии.
Наталия Май 05.08.2019 16:30 Заявить о нарушении
Набокова недавно на ПРозе.ру читала, его мнения о разных писателях. Интересно было почитать, хотя, понятно, много очень субъективного. Он любит Толстого, а вот нашего с тобой любимого Достоевского не любит.))
Галина Богословская 06.08.2019 08:59 Заявить о нарушении
Я так замечала, что Толстой иногда подолгу что-то расплетает, и чувство, что сам не очень понимает, для чего это, куда его кривая выведет. Все эти эпизоды в Италии с художником... Вронский не понимает художника, думаешь, наверное Анна, тонкая натура, сейчас поймет художника. Но Анна тоже не угадывает главную мысль художника. Они плохие, что не понимают живопись? Вронский пытается рисовать, через какое-то время понимает, что он не художник, и бросает. Вот если бы он этого не понял и крепко возомнил себя художником, я бы поняла, в чем дело, но он похорохорился и все правильно понял. В чем проблема?)) А описывается все это очень подробно и с такой интонацией, как будто нам сейчас расскажут что-то очень значительное об этих людях, их внутренней сути. А выходит... ничего не выходит.))
И еще есть в романе такие моменты.
Галина Богословская 06.08.2019 10:08 Заявить о нарушении
И Толстой преисполнен сознания невероятной значительности печалей и радостей этих людей, вот в чем дело.
Я понимаю, почему в конце жизни Толстой пришел к осознанию тупика аристократического образа жизни, к "опрощению" своему.
Галина Богословская 06.08.2019 10:15 Заявить о нарушении
Наталия Май 06.08.2019 16:08 Заявить о нарушении
А насчет Вронского и Анны в Италии я поняла так, что это были с его стороны некие поиски себя (искусство, хозяйство, политика, война), ему было бы больно признать себя не особенно одаренной и глубокой натурой, а просто банальным красавчиком (каковым его считал князь Щербацкий и, возможно, другие). Может, здесь это некстати, но мне припомнился персонаж сериала "Доктор Хаус" (не знаю, смотрела ты или нет), но там один красивый парень (Чейз) мучился комплексами, что ничего, кроме внешности, в нем не видят, а ему хотелось бы, чтобы вглядывались в его внутренний мир.
Наталия Май 06.08.2019 18:50 Заявить о нарушении
В Лермонтове Набокову не нравится именно то, что лично я более всего люблю, в чем, на мой взгляд, его неповторимая индивидуальность. Вот, например, Набоков пишет, что "знакомый труп" - это смешно.
И снилась ей долина Дагестана,
Знакомый труп лежал в долине той,
В груди его, дымясь, чернела рана
И кровь лилась хладеющей струей.
А я вот чувствую, что именно это должно здесь быть. Некая формулировка, неожиданная в своей сугубой обыденности. У Лермонтова такие вещи прекрасно входили в стихотворения, общее настроение которых мистическое, сновидческое, экстатическое. Как некая необходимая антитеза общему тону стиха. Вот и в "Ветке Палестины" так.
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой.
Вот именно "прохожий" должен быть здесь - не путник, не паломник, Лермонтов так чувствовал. Всего лишь "прохожий". Я тоже так чувствую.
Галина Богословская 06.08.2019 22:00 Заявить о нарушении
Галина Богословская 06.08.2019 22:02 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2015/01/08/1936
http://www.proza.ru/2015/09/28/1684
http://www.proza.ru/2014/08/21/1509
Наталия Май 07.08.2019 07:11 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2015/10/15/1814
Наталия Май 07.08.2019 07:31 Заявить о нарушении
А Хауса я совсем не знаю. У меня как-то американские сериалы "не прижились".))
Галина Богословская 07.08.2019 07:46 Заявить о нарушении