Рецензии на произведение «Литейный дом графини Юсуповой»

Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Здравствуйте, Виктор!

Прочитала запоем. Очень интересно!
Люблю Северную столицу, но дом графини Юсуповой в прекрасном Вашем "исполнении" поразил!

С уважением,

Елена Дремова   28.06.2025 19:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Прежде я студентом подрабатывал экскурсоводом, но не в «Юсуповском», а в одном из филиалов Центрального музея Революции. Была в прошлом такая практика – быть закреплённым за каким-нибудь из факультетов общественных профессий помимо своего профильного. Впрочем, экскурсовод – это, скорее, призвание, нежели работа. Работа очень интересная и, на мой взгляд – важная. Многие из нас водили экскурсии на общественных началах, и я в том числе. Удачи Вам.

Виктор Меркушев   28.06.2025 19:21   Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Виктор.

И Вам продолжения творчества,

Елена Дремова   28.06.2025 21:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Спасибо за огромный труд, я представляю сколько нужно было переработать информации. Семья очень интересная и мне посчастливилось давно уже побывать внутри особняка.Я была под впечатлением от роскоши и богатства, хотя ,вроде, всегда ценю духовную составляющую.Но, здесь огромный эстетический потенциал сыграл роль,видимо. До сих пор помню разные интерьеры. И жемчуг я тоже очень люблю...))) Спасибо за труд и реализацию.
А в Париже я стояла у могилы Юсупова Феликса... не путаю? Все они были красавцами,так о них говорили, но легенда работала, может кто-то помогал в этом?
С теплом души-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   11.06.2025 17:46     Заявить о нарушении
Нет, не путаете. Феликс Юсупов похоронен в Париже на Сент-Женевьев-де-Буа. А легенды вокруг имени Юсуповых немало. Часть слухов относится к спрятанным кладам, часть к непосредственно к членам семьи. Да и сам особняк не обойдён молвою. Совершенно дикие истории, которые мне случалось слышать, я обошёл вниманием в этой статье, посчитав их вымыслами недавнего времени от людей, не вполне компетентных. Благодарю Вас, Ольга, за интерес к теме и комментарий. Удачи Вам!

Виктор Меркушев   11.06.2025 18:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

С удовольствием прочитала Ваше прелестное повествование о Зинаиде Юсуповой и дворце на Литейном, в котором, в пору бытовавшем в нём лектории, побывать не удосужилась. Теперь же, проходя изредка мимо. с грустью взираю на заколоченные (надолго?) двери. А вот теперь вроде и как бы побывавши... И исправила свою позорнейшую ошибку: в своём невежестве полагала, что Феликс был её сыном. Уже только за это большое спасибо. Ну, и описание истории строительства, интерьеры - всё увиделось в воображении. Представляю, каким красивым было здание в своём первоначально-светлом облике : сейчас оно шокирует своей чёрнотой. Почти как древние барочные сооружения Дрездена. Ещё раз спасибо:)

Лариса Шитова   29.05.2025 22:30     Заявить о нарушении
Лариса, там планируется множество изменений. Известно, что такие перестроения подчас разрушают значимость места. Например, по некоторым сведениям, театральную студию там хотят упразднить. Но посмотрим. Кстати, работая с материалом, который мне предоставили знакомые библиофилы и некоторые архивы, я сознательно упустил легенды и слухи, связанные с самим дворцом и его хозяйкой. Сейчас бы отнёсся к этому более внимательно. Спасибо за такой развёрнутый ответ на прочитанное. Удачи Вам и благополучия.

Виктор Меркушев   30.05.2025 05:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Виктор, здравствуйте!
С удовольствием совершила с Вами экскурсию.

У меня вопрос. В начале идёт упоминание о том, как "хозяйка дома" прихрамывала и опиралась на костыль.
Ниже упоминаются 73 ступени парадной лестницы.
Помогите, представить. Один пролёт лестницы в нашем подъезде - это 10 ступеней. Два пролёта это - один этаж. Если я поднимусь на 73 ступени, то окажусь между третьим и четвёртым этажом.

Ныне - один из залов - театральный. 73 ступени... ведут куда?
Просто заинтересовало расположение.

Блоку спасибо, что упомянул. Теперь буду внимательней относиться к упоминанием подобного рода.

Мне понравилось. Но первый репортаж, про живопись, мне, конечно, читать было интересней.

Спасибо!

Женя Портер   10.04.2025 20:35     Заявить о нарушении
Женя, это заказная вещица. Она у меня стоит особняком, я её не включаю ни в какие сборники, поэтому она здесь ещё сохранилась. Честно говоря, я в «Юсуповском» был лишь единожды и, сразу же, по свежим впечатлениям, написал эту статью. Всех подробностей уже не помню, но чтобы немного развлечь Вас, слегка коснусь темы лестниц. Зодчие всегда были очень внимательны к созданию лестниц. Джотто, например, самолично проходил какое-то количество ступенек, чтобы после спроектировать площадки между пролётами и рассчитать количество ступенек, и прислушивался к себе, когда он начинал уставать. Архитектор Виррих был человеком удивительно предупредительным, и там, где он не мог предусмотреть перила с правой и левой стороны, строил разветвляющиеся лестницы, одну для правшей, другую – для левшей. А архитектор Краснов создал в Ливадийском дворце даже специальную лестницу со смещением для Александры Фёдоровны, зная о том, что царица слегка прихрамывала и западала на одну сторону. И высота ступеней всё время менялась и зависела от эргономичесих показателей, среди которых важнейшим был рост человека. В средние века люди были мельче и это, в какой-то степени, учитывалось зодчими. Но это правило не касалось монахов: в монастырях ступени делались несоразмерными шагу, чтобы монахи совершали усилие, поднимаясь вверх, и им при подъёме не приходили в голову праздные посторонние мысли.

Виктор Меркушев   11.04.2025 05:20   Заявить о нарушении
Виктор, как интересно слушать про лестницы.
А Вы ещё можете и лестницы в живописи прокомментировать.
Вы это видее, Вы это знаете, Вы это понимаете.
Надо мне оттолкнуться и подумать на тему "душевная лестница".

Большое Вам спасибо!

Женя Портер   11.04.2025 15:37   Заявить о нарушении
Женя, дам Вам прекрасный совет, но не в качестве живописца, хотя работы с лестницами у меня есть, а в качестве искушённого читателя, имеющего в этом деле большой опыт. Как только я увидел словосочетание, которое Вас заинтересовало, то сразу вспомнил про повесть Александра Житинского «Лестница». Я был знаком с Александром Николаевичем, мы даже с ним в некотором смысле коллеги – первое образование и у него, и у меня – одинаковое. Это очень глубокий писатель. Уверен, что его «Лестница» Вас не разочарует, более того, Вы найдёте там ответ на свой вопрос.

Виктор Меркушев   11.04.2025 15:59   Заявить о нарушении
Виктор, огромное спасибо!

А нет Ваших текстов типо первого? Про живопись?

Женя Портер   11.04.2025 20:20   Заявить о нарушении
Да полно подобных текстов. До Вл Ильича с 55 томами мне ещё далеко, но пару десятков книг уже вышло. А как книжку выпустил, то всё, что в ней было написано – забывается сразу. В общих чертах что-то помню, но не более. А если носиться со своими работами – не напишешь ничего нового. Ни в литературе, ни в живописи. Говорят, Льву Толстому показали его текст, он его не узнал и лишь заметил, что текст хорошо написан. Хотя в интернете мои тексты встречаются, пылятся на каких-то литературных задворках, несмотря на то, что числятся под авторским правом издательства.

Виктор Меркушев   11.04.2025 21:21   Заявить о нарушении
Я тоже не помню своих стихов. Меня разыгрывали даже. :-)

Женя Портер   11.04.2025 21:24   Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте!

"Лестницу" прочитала. Глава 19 "Голос" порадовала. Сплошная цитата.
Нашла здесь, на Прозе, Автора со статьёй про фильм с Меншиковым. Надо посмотреть.

Тупик. Это, конечно, интересно. Но в тупиковой ситуации важно уметь развернуться на 180 градусов и направиться в обратный путь, пока не найдёшь то место, где отклонился от курса.

Кстати, прокладывая курс, важно проложить безопасную траекторию. И быть предельно осторожным там, где не знаешь "брода".

Ваши лестницы меня увлекли больше. Выверять ступеньки под возможности прихрамывющих ног, учитывать правшу-левшу, устанавливая перила, рассчитывать пролёты. Возможно ставить кресла, если человеку подниматься по лестнице (отсебятинки впрыснула)

Если все это перенести в душевную плоскость, то... (не додумала, но я в процессе)

Большое Вам спасибо!

Женя Портер   12.04.2025 19:30   Заявить о нарушении
Женя, когда я учился в художественном вузе, меня привлекли к созданию аналойных икон, одной из которых была икона преподобного Иоанна Лествичника. Ему принадлежит книга «Лествица», Лестница то есть. Её я Вам не рекомендую к прочтению, ибо той смысловой полифонии, что наличествует в произведении Александра Николаевича, там нет. Но знаменательно, что Вы упомянули про «Лестницу», а сегодня и есть день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Удивительное совпадение.

Виктор Меркушев   12.04.2025 20:05   Заявить о нарушении
Да, интересное совпадение. Я читаю философский словарь без очков, но с лупой. Мелкий шрифт. Поэтому гляну и эту лестницу.

В полтину я пешком, по вечерам бегала с 4 на 17 этаж, видом на Москву полюбоваться. Лифт работал, а я бегом через ступеньку.

Сегодня Вас вспоминала. Я сказала, что тексты Художника выстраиваются по правилам написания картины. Наверное, бессознательно. Сегодня смешной стишок написала и вспомнила о Вас. Сейчас, принесу, покажу.

Женя Портер   12.04.2025 20:17   Заявить о нарушении
Экстремальное окожурения, ироничное.

У стола четыре ножки,
На столе сидит смартфон.
Замерла в углу матрёшка:
Охраняет патефон.

Мысли в голове шнурятся.
Ох, любуюсь: натюрморт!
Апельсины - кожурятся.
В подсознании - "флайборд"*.

Композиция, конечно,
С точки зрения - бардак.
Что ж, тогда чистосердечно:
Наш поэт - большой чудак.

* досл."летающая доска" для экстремальных пируэтов.

Женя Портер   12.04.2025 20:19   Заявить о нарушении
Женя, я дружен со многими поэтами, что неудивительно, поскольку оформил более сотни их книг. Могу сказать, что несходство между художниками и поэтами просто космических масштабов, пожалуй, даже больше, чем разница между мужчиной и женщиной. Ведь принято считать, что женщины с Венеры, а мужчины – с Марса.

Виктор Меркушев   12.04.2025 20:28   Заявить о нарушении
Поэты, реально поэты, действительно люди сложные. Но глубокие. Я стараюсь иметь дело с их стихами. Но именно с Вами хочу поделиться. В 35 лет я не понимала стихов Пастернака. Сейчас он для меня как график. Не поэт, а график. И я бы многое отдала, чтобы побывать на выставке-графики стихов Пастернака. Пойду, книгу принесу, покажу пару строк. Может, Вы мне художников посоветуете.

Женя Портер   12.04.2025 20:38   Заявить о нарушении
"Душа - душа, и даль табачного
Какого-то, как мысли, цвета."

"Но в чайной, где чёрные вишни
Глядят из глазнпиц и из мисок"

"Солнце, словно кровь с ножа,
Смыл и стал необычаен.
Словно преступленья жар
Заливает чёрным чаем."

"Окно, пюпитр и, как овраги эхом, -
Полны ковры всем игранным,"

В каждом стихо две три цитаты минимум жгут мне мозг яркими образами.
Я, наверное, в Бориса Леонидович влюблена. :-)

Женя Портер   12.04.2025 20:51   Заявить о нарушении
Женя, художники ещё более сложные люди, поскольку, как правило, прагматики и не любят высоких материй. Зачастую и гуманитарное образование считают лишним, пусть иной раз и выстраивают философские концепции творчества или же сразу же всего Мироздания. Правда, за такие вещи поэты, как Вы отметили, глубокие люди, их обычно высмеивают. Достаточно вспомнить ядовитую Гиппиус, уничтожающую теоретические построения Петрова-Водкина, называя его просто дураком. Но мне, как художнику, больше интересна практическая сторона дела. Кому бы дать стихо на оформление? Вот думаю, и не нахожу подходящей кандидатуры. Хочу даже выступить как перебежчик в стан поэтов, хотя поэты, порой, наивны, как дети, в чём меня-то упрекнуть невозможно. Мой бы отец, много свершивший на ниве психиатрии, сказал бы так: «Ищите характер, а не так называемый талант». И то верно. Я всяких упёртых болванов с дурным характером, гениями не считаю, слишком хорошо вижу всё, что они в себе носят. А коммуникативная и эмоциональная связь, одухотворённая общей идеей, вполне способна принести практический результат, что будет ценно не только для художника, но и для поэта.

Виктор Меркушев   13.04.2025 07:26   Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте! Спасибо за этот разговор.

Гиппиус. Для меня ЗГ - человек, который научил меня мыслить позитивно. Ироничный, но факт. Я брала её стихи, в которых все/всё почему-то всегда умирало, оставляла её рифмы и превращала стишок в оптимистичный опус.

Как к личности отношусь неоднозначно. Под боком сидит Мережковский, круче поисковика философское подспорье для творчества, а она не смогла этого оценить.

Мой ориентир Ахматова. Она любила Пушкина. Пушкина любил Бродский. Я про настоящую любовь. Оба смогли пройти трудности, не утратив творческого лица. Не разменяв по мелочам свои убеждения.

Далее...

Женя Портер   13.04.2025 12:05   Заявить о нарушении
Ищите характер, а не талант. Полностью согласна.
Радуюсь, когда люди не считают себя творцами, творя добро.
Очень заинтересовала тема "поэт-художник". Интересно. Я об этом буду думать.

Спасибо!

Что Вы думаете о "Лестнице Иакова"?

Женя Портер   13.04.2025 12:10   Заявить о нарушении
Как отвлечённый образ – я его вполне принимаю, наделяя смыслом человеческого развития и интеллектуального преображения. В трактовке Церкви – нет, мне это не близко и даже чуждо. В детстве я хотел стать врачом и продолжить медицинскую династию, которой больше века. Из прочтённых специальных книг я вынес убеждение, что для любого человека ничего не потеряно, если у него есть такое желание – воспользоваться этой лестницей в небо, опять же не в церковном, а в духовно-интеллектуальном смысле.

Виктор Меркушев   13.04.2025 13:06   Заявить о нарушении
Виктор, есть такой фильм. "Лестница Иакова". Кратко. Парень вернулся с войны. Разворачивается история. В финале он умер на операционном столе госпиталя. Вся история произошла в его голове перед смертью.

Как соотносится название "ЛИ" с тем, что Вы сказали выше?
Мне очень интересно Вас слушать.
Спасибо!

Женя Портер   13.04.2025 13:25   Заявить о нарушении
Наверное, я Вас удивлю. Я вообще не смотрю фильмы. В детстве они меня просто не интересовали, а в юности, когда меня захватила живопись, я осознал, что кинематографическое искусство перпендикулярно моему увлечению. Единственный раз я поддался увещеваниям друзей посетить премьеру фильма «Бумажные глаза Пришвина». Мне был обещан богатый стол после показа. Запомнил красную и чёрную икру, а также хорошие французские вина. Фильм не запомнил. С трудом дождался раздачи блюд и напитков.

Виктор Меркушев   13.04.2025 14:04   Заявить о нарушении
Какая прелесть!

Надо бы глянуть "Бумажные глаза Пришвина".

Женя Портер   13.04.2025 14:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Простите! Трудно читать, не разорванный текст! А так всё хорошо. Понравилось. Спасибо! Удачи ВАМ!

Владимир Милевский   06.04.2021 00:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя! Замечание принимается. Единственный аргумент в собственную защиту: я, всё-таки, человек книжной культуры, а в рамках книжной традиции разбивать текст как-то не принято. Понимаю, в интернете иные правила, новому поколению такое принять трудно, как нам в своё время было сложно понять, как можно писать «литтература», «итти» и т.д., не говоря уже о пресловутом «уплочено».

Виктор Меркушев   11.04.2021 13:27   Заявить о нарушении
Это требования "ПРОЗЫ" - если Вы ознакамливались с ними!

Владимир Милевский   11.04.2021 16:35   Заявить о нарушении
Володе: а что стоит скопировать текст к себе и сделать им всё по своему?
Тогда и читать будет легко.

С улыбкой,

Виталий Щербаков   31.05.2021 20:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Познавательная и занимательная публикация, с детализированными комментариями. Очень понравилась.
Здоровья Вам и вдохновения в творчестве!

Айша Курбанова 3   24.05.2020 17:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Айша!

Виктор Меркушев   24.05.2020 19:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Виктор, очень рада, что вы появились на моей странице. Мне как-то довелось получить на время мемуары Феликса Юсупова. Я поделилась впечатлением: http://www.proza.ru/2019/12/04/1260. У вас сразу же отметила ваш "Литейный дом графини Юсуповой". Прочла с живейшим интересом. Спасибо вам. -

Екатерина Истоомина 2   07.04.2020 21:49     Заявить о нарушении
Приветствую, Вас, Екатерина. Да, мне понравился Ваш онтологический взгляд на проблему, которая меня также интересует. Мне, правда, ближе секулярный взгляд на мир, но выслушать другую сторону всегда бывает не только интересно, но и полезно. Касательно «Литейного дома Юсуповой» могу только сказать, что появлению тех или иных вещей из-под пера того или иного автора мы обычно обязаны сторонним интересантам. Не будь спроса на Сикстинскую капеллу или Джоконду, их так никогда бы и не появилось. Прав был В.В.: «Если звёзды зажигают, то значит это кому-нибудь нужно». Желаю Вам всяческих удач в творчестве, да и во всём остальном тоже.

Виктор Меркушев   08.04.2020 07:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда!

Виктор Меркушев   12.03.2020 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Виктор,очень интересно было читать ваше подробное описание о жизни Юсуповых. Чувствуется, что вы изучали по разным источникам все эти сведения и работали экскурсоводом.Успехов вам в творчестве.

Лидия Нарицына   29.02.2020 14:35     Заявить о нарушении
Спасибо! В «Юсуповском» я экскурсии не водил, но в двух других питерских музеях несколько лет подрабатывал экскурсоводом. А вот по городским маршрутам, особенно по литературному Петербургу водил группы вплоть до нулевых годов, правда, с небольшими перерывами. Раньше люди активно интересовались историей города.

Виктор Меркушев   29.02.2020 19:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литейный дом графини Юсуповой» (Виктор Меркушев)

Виктор! Какой великий труд Вы проделали, написав о Литейном доме графини Юсуповой. Имею непонятную тягу к подобным вещам, буду ещё не раз перечитывать. В Петербурге была два раза, но дворец Юсуповых осмотреть не получилось. Мечтаю восполнить этот пробел, а пока ещё не раз перечитаю столь подробное описание. Благодарю Вас за доставленное удовольствие!

Елена Зверева   24.06.2019 17:38     Заявить о нарушении
Елена, Вам спасибо за внимание и интерес. Я долгое время подрабатывал экскурсоводом и мог наблюдать, что таких людей, как Вы, становится всё меньше и меньше. Но они есть, и это даёт мне силы для написания подобных вещей.

Виктор Меркушев   24.06.2019 20:55   Заявить о нарушении