Рецензии на произведение «Реорганизация российской науки»

Рецензия на «Реорганизация российской науки» (Александр Васильевич Гринь)

Идея верная, вопрос в том, кто и как ее будет реализовывать. И сейчас есть еще Академия Естественных Наук. Лучше бы ее не было.

Анатолий Белаш   26.01.2020 20:51     Заявить о нарушении
Вот ее и упразднить, а РАН разделить надвое. Подождать лет 5-10 и одну из РАН упразднить, а вторую опять разделить надвое. Идея в том, что разделённые академии начнут конкурировать за ценные "осколки" мозгов из рухнувших академий, а балласт будет от отмирать быстрее.

Александр Васильевич Гринь   27.01.2020 08:35   Заявить о нарушении
"А судьи кто?" Может быть, РАН ликвидируют, а АЕН оставят?

Анатолий Белаш   27.01.2020 14:23   Заявить о нарушении
А сейчас судьи кто? А когда МИГ и СУ делали, кто судил? В сути научных исследований чиновникам трудно разобраться, а вот в результатах - легче, хотя и тоже непросто, но легче намного. Тут и индексы цитируемости, тут и экономика, тут и публикации. Смысл в том, что в возникшей конкуренции здоровые осколки ликвидированных академий будут расхватаны конкурентами, а балласт можно под предлогом сбросить. Сейчас уже давно происходит то же самое, только в качестве конкурентов выступают зарубежные институты и академии, ворующие мозги из России.

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 10:12   Заявить о нарушении
При этом балласт массово копится в России, а всё интеллектуально ценное уходит к конкурентам. Получается, что удержать мозги можно только через большие траты на балласт. И это характерно даже для новых проектов, типа Сколково. Многие идут в науку, но оказывается, что это - не для них. Но, начав карьеру, уже не могут остановиться. Нужен механизм конкурентного отсева.

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 10:16   Заявить о нарушении
Все верно,Александр, согласен, хочу только сказать, что на принятие решений нередко влияют корысть и глупость решающих или приближенных.Это мы видим на примере гражданского авиастроения в настоящее время. При гонении на генетику были две конкурирующие научные школы. Вавилов погиб, победил Лысенко.

Анатолий Белаш   28.01.2020 11:53   Заявить о нарушении
Конечно, дело - тонкое. Но... 1). Лысенко, как раз, и добился монополии. А 2).Вавилов был уничтожен физически. Вот в этой схеме надо убрать эти два принципиальных фактора, тогда конкуренция состоится автоматически и неизбежно, и с общей пользой. Достаточно посчитать в такой схеме варианты и прогнозы.

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 15:01   Заявить о нарушении
Правильно было бы распределить генетику тогда на две академии и подождать лет 5-10... Но Сталин умел управлять страной только через механизмы низших инстинктов, чему научился в цугундере. А по-другому не умел. Сейчас, похоже, с этим не так плохо, но и не так хорошо... :))

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 15:07   Заявить о нарушении
Беда в том, что монополии гниют постепенно. Вот у нас "Алмаз" и "Антей" объединили в "Алмаз-Антей", вроде как-то там через ж. пытаются конкуренцию наладить, но всё-равно в этой схеме скоро всё должно обюрократиться и потонуть в рутине и коррупции.

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 15:14   Заявить о нарушении
Это объединение в гремучих 90-х было типичным рейдерским захватом государственного рынка с убийством гендиректора и прочими сопутствующими причандалами. Может сейчас, что поменяется...

Александр Васильевич Гринь   28.01.2020 15:18   Заявить о нарушении
Остается надеяться.

Анатолий Белаш   28.01.2020 15:40   Заявить о нарушении
"Попробовали денег давать (даже Сколково построили), - пока никакого прорыва."
А какое отношение Сколково имеет к РАН? Это - сугубо пилорамный прожект с нулевым научным выхлопом, и его финансирование никак не относится к финансированию РАН.
Далее, к чему поминать РАЕН? Упразднить ее никак не получится, при всей бестолковости РАЕН. РАЕН - это ОБЩЕСТВЕННАЯ, а не научная организация, и большинство ее членов - обыкновенные сумасшедшие, вознамерившиеся осчастливить мир открытиями вроде гравицап, вечных двигателей, безопорных движителей и прочей лабуды. Финансирования у них нет, имущества нет, офисов нет.
Создание кучи академий в попытках распараллелить работу приведет к тому, что вместо одной нищей академии будет много абсолютно нищих. А уничтожение ВАК (вместо глубокого реформирования) приведет к тому, что исчезнут стимулы для роста специалистов. Рассказы про то, что бедных МНС грабят начальники, не соответствуют действительности: начальник заинтересован в росте молодых кадров, от этого роста зависит его престиж. И продвижение тоже.
Наши беды не от того, что в РАН жулики и мерзавцы, а от того, что над академией и страной в целом сидят проходимцы, развращающие и оглупляющие людей - во всех сферах и отраслях.

Алексей Степанов 5   17.11.2020 15:16   Заявить о нарушении
Привет, Алексей! Начальник заинтересован в росте молодых кадров, от этого зависит его престиж. Ключевое звено в аргументации. Теперь честнейшим образом ответьте себе на два вопроса:
1. В росте каких молодых кадров заинтересован начальник.
2. Должен ли зависеть престиж насальника от роста этих молодых кадров? Или от чего-нибудь другого в первую очередь?
Потом и возникает вопрос третий, а как это сделать в условиях научной и админисиративной монополии?

Александр Васильевич Гринь   17.11.2020 17:52   Заявить о нарушении
Забавные получились очепятки...

Александр Васильевич Гринь   17.11.2020 17:53   Заявить о нарушении
Если отвлечься от вопроса о том, кто и как руководит наукой, то конкуренция важна в прикладной науке. В фундаментальной - предвидеть, а тем более планировать результаты невозможно. Кроме того, одни и те же проблемы решаются в разных странах и научных школах,обмен идет, так что дух соревновательности присутствует.

Анатолий Белаш   17.11.2020 22:04   Заявить о нарушении
Я, пожалуй, приму точку зрения Анатолия.
"1. В росте каких молодых кадров заинтересован начальник".
В росте нормальных кадров. Это в натуре человека - предать опыт, видеть рост молодежи, научить чему-то. Помните отношения Капицы старшего и Ландау? Как Петр Леонидович вытащил Дау из тюрьмы, рискуя жизнью? Вот это и есть пример отношений начальника и подчиненного. Кстати, моих учителей и начальников вспоминаю с признательностью.
"2. Должен ли зависеть престиж насальника от роста этих молодых кадров? Или от чего-нибудь другого в первую очередь?" Если приходилось начальствовать, то понимаете, вероятно, что у престижа много составляющих.
"Потом и возникает вопрос третий, а как это сделать в условиях научной и админисиративной монополии?"
Очень просто: оставить науку в покое - фундаментальную, по крайней мере. Академическая наука сама должна определять направление работы и способы выполнения, сама должна делить финансирование. И она же должна оценивать результаты. Попытки вмешательства власти в дела фундаментальной науки, да еще и с идеологических позиций, хорошо известны на примере генетики, кибернетики и т.д. Виноват не карьерист и неуч Лысенко, а Сталин с присными.
С прикладной наукой, конечно, сложнее - но и там проекты должны проходить экспертизу РАН (как это и было в лучшие советские времена). И конкурировать нужно не в проектах, а в способах их реализации.
Не настаиваю, конечно, на своей правоте.

Алексей Степанов 5   18.11.2020 16:59   Заявить о нарушении
Конгениально!
1. А разве не Лысенко стал родоначальником научной монополии в советской биологической науке? И как быстро пострадала наука в лице Вавилова, как только такая монополия возникла? А, если бы неуч Сталин догадался открыть две академии (Лысенковскую и Вавиловскую), чьи результаты доказали бы научную правоту для неуча Сталина уже лет через пять только из-за оценок и публикаций конкурирующих зарубежных академий?
2. А самого Капицу разве не спасла от верной смерти суровая конкуренция СССР с ядерными и фундаментальными научными разработками в западных странах?
Везде, где был успех вы заметите след конкуренции.
В политике государства должна состоять развитая внутренняя научная конкуренция, а не только внешняя!
А сейчас в России мы видим только монополии, за исключением военной сферы и приближенных к ней наук. Остальное деградирует, поскольку транснациональная система нивелирует уже и внешнюю конкуренцию, превращая ее из государственной в КОРПОРАТИВНУЮ!
2.

Александр Васильевич Гринь   18.11.2020 23:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реорганизация российской науки» (Александр Васильевич Гринь)

<<отсутствие критериев эффективности научных исследований>>
Замечу, что критерии как раз есть (хоть и не очень хорошие) - это индекс ссылок. Если на научную работу ссылаются, значит что-то в ней важное заложено. Чем большее ссылок - тем более важная работа. Чем больше ссылаются на работы института, тем больше науки там делается. Это не самый совершенный критерий, но лучше пока не придумали. И надо сказать, что российские институты в списке цитируемости не на первых местах.

Соревновательность конечно важна - мы все заметили, что лучше всего наука развивалась, когда шло соревнование систем. Сейчас медленнее, так как развивать рос. науку и при этом не давать людям возможность заработать после - значит выгнать их за границу.

Соня Ляцкая   12.08.2019 00:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Реорганизация российской науки» (Александр Васильевич Гринь)

Заранее прошу прощения за многословность: тема-то больно близкая.

Начну с того, что ни Сколково, ни Роснано не имеют отношения ни к РАН, ни к науке вообще. Это чистой воды прачечные, направленные на отмывание денег и – еще в большей степени – на относительно честное их «освоение» в рамках национального клептократического устройства. Знаю, о чем говорю: приходилось представлять в «роснано» программу работ. Вы можете представить себе заседание экспертного совета, на котором председательствует не профильный специалист, а профессиональный телеведущий? По окончании моего доклада сей актер сделал такие замечания: «суть доклада мне непонятна, слишком много формул, и дикция слаба, и выразительность декламации….» Вот такой там уровень. В Сколково с виду благостнее, но те «исследования», которые там ведут – чистой воды профанация, причем за очень большие деньги.

ВАК – структура, формально независимая от РАН. Это, по сути, квалификационная комиссия, назначение которой – следить за «чистотой рядов». Нужна ли она – не знаю. То, что она куплена-перекуплена, то, что нынешняя кандидатская, а то и докторская диссертация по уровню значимости в половине случаев слабее, чем дипломная работа семидесятых-восьмидесятых – это факт. Вижу два способа борьбы: рекомендация видных специалистов как основание для выдачи диплома PhD, причем без процедур сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертации, либо полный отказ от института ученых степеней. Другой вариант – создание комитета по этике в ВАК на основе членов РАН, причем на выборной основе, и уголовное преследование за «липу» как для соискателей, так и для членов ВАК.

Теперь – о главных, на мой взгляд, проблемах в науке. Для начала напомню, что есть две ветви науки – фундаментальная и отраслевая, причем вторая, по сути, наукой не является, а относится к инженерной деятельности. Если, скажем, в АН появляется тема «Изучение механизмов и кинетики превращения бутерброда в пищеварительном тракте», то в отраслевом НИИ она будет называться так: «Разработка технологических процессов и оборудование для производства бутербродов из продуктов их переваривания». Эти две ветви взаимодействуют, и вторая без первой почти невозможна, и поэтому давайте поговорим о науке фундаментальной.

Наука начинается не с АН, а со школьной скамьи. Но учителей вот уже три десятка лет шельмуют, обирают, а школу насилуют все, кому не лень. Вот и идут в пединституты те, кому больше податься некуда, заранее зная о будущих нищенских зарплатах, бесправии и отсутствии перспектив. Многие учителя не блещут талантами - но все равно нужно отдать должное им, потому что не их вина, а их беда и в том, что они такие, и в том, что приходится работать в собачьих условиях. Урезаны программы по математике, физике, химии, а астрономии не стало вообще. Зато введен идиотский ЕГ. На выходе имеем неучей.

Далее – поступление в ВУЗ. Зарплата университетского профессора в провинции такова, что стыдно и сказать – она унизительна. Зато к каждому педагогу приставлены вертухаи из администрации, требующие гор отчетных бумаг. Нищета порождает коррупцию – взяточничество в ВУЗах процветает. Еще одна причина взяточничества - нищета студентов. Стипендий-то, как правило, нет, да и те что есть - чистой воды издевательство (от 1500 рублей в месяц - и только для тех, кто учится на бюджетном, а таких в некоторых ВУЗах нет вовсе). Вот и вынужден студент с первого курса идти работать. Нет, не по специальности: курьером, разносчиком, в кафе, секретаршей… Только так он может прокормиться, снять жилье и «отстегивать» за зачеты и экзамены. Причем это не всякий студент: парень или девчонка из провинции, оттуда, где низкие зарплаты, вовсе не может поступить в ВУЗ: родители не потянут. Вот и получается, что вертикальной мобильности в обществе нет, что нормально учиться могут только относительно обеспеченные, и социальная база для обора талантливых ребят сильно урезана. Но если у чада родитель имеет бизнес, то пойдет ли чадо в науку – к нищете? Нет, оно пойдет к предку под крылышко.
А какой уровень знаний у студента, три-четыре дня в неделю пропускающего занятия? Правильно,никакой. И только на взятках он дотягивает до защиты диплома - убогого диплома, на три четверти написанного кем-то и за деньги. Вот таковы реалии.

Еще одна беда, у нынешних ВУЗов, особенно в провинции, сильно подорвана (а по сути - уничтожена) материальная база. Заехал как-то в университет, в котором учился: приборы из семидесятых, стены облупленные, приятель – зав. кафедрой – в пиджачишке с протертыми локтями… Грустно. Зато во дворе университета за счет бюджета ВУЗа отгрохали церковь. Стыдоба.

Едем дальше.

Вот окончил студент ВУЗ – нужно думать о достатке, а не только о высоких материях. На науку он уже нагляделся: чем-то таким во всех ВУЗах занимаются, он понимает, что этим и самому не прокормиться, а тут еще и пора о своей семье подумать. И ищет он что-то хоть чуть-чуть денежное. И находит, если не совсем дурак. А что же НИИ? А в НИИ доживают век мамонты вроде меня: давным-давно на пенсии, сделал бы что-то – да руки коротки, мозги заскорузлые, работать отучили в лихие девяностые, двухтысячные, десятые… И опыт передать некому, потому что молодые, которых черт занес в науку, не тянут. Их впору в школу снова отдавать. Нет, бывают самородки – но их невероятно мало, и жизнь быстро уносит их в коммерческие фирмы.

Но есть и еще одна беда: наши научные школы уже вымерли. Напомню: Германия дала миру Гейзенберга, Вейерштрасса, Герца, Эйнштейна, Гельмгольца, Байера, Гильберта, Макса Борна, Бухнера, Бунзена, Кирхгоффа, Вина, Отто Гана, Гаусса, Клаузиуса, Зоммерфельда, Клейна, Рентгена, Лауэ, Мебиуса, Минковского, Нернста, Оствальда, Ома, Планка, Штерна, Римана, Штерна, Маркса, тьму философов – и ничего от великой немецкой науки не осталось. Во время второй мировой войны все великие ученые либо бежали, либо погибли - и несмотря на последующие денежные вливания до былого уровня немцы не доросли. Но стремительно рванула вперед американская наука, ибо именно в Америке ученая братия и осела. Это дает основания для сильного скепсиса относительно перспектив науки. Кстати сказать, большевики после революции в разоренной и нищей стране создали более чем благоприятные условия для ученых и толковых инженеров. Спрашивали, правда, по-драконовски, но и платили: в конце тридцатых зарплата инженера примерно в 4 раза превосходила зарплату рабочего, а профессура вообще жила роскошно. И в этом – одна из причин стремительной индустриализации: много давали, много спрашивали.

Теперь – о главном, о конкуренции в науке. Дублирование исследований есть, по одной и той же тематике можно найти десятки статей от разных коллективов. И это плохо, потому что уровень работ остается низким. Средства распыляются, а получение достоверных результатов подменяется ритуалом, лишь имитирующим исследования. Причина – формализованность, нищета, безразличие к своей репутации, не востребованность результата промышленностью. В крупных проектах конкуренция и вовсе лишена смысла. Скажем, в России нет ни одного приличного телескопа (тот, что в Зеленчукской обсерватории, давно устарел). Есть ли смысл строить три, пять телескопов, если астрономов раз-два и обчелся? И есть ли смысл всех их допускать даже к одной трубе? Нет смысла. Должен быть конкурс научных программ, курируемый специалистами РАН – и на основании конкурса должно распределяться время у трубы. Так, кстати, делается на БАК и других крупных приборах, и очень успешно. Это не означает, что параллельных проектов не должно быть: должны, но только в том случае, когда проекты обещают близкие результаты, будучи разными по сути, когда нет обоснованных предпочтений при выборе проекта, когда достижение целевого результата чрезвычайно важно и можно рискнуть деньгами.

Вы же предлагаете распылить средства, дать всем сестрам по серьгам – в то время как средств-то и нет, все они пущены на разворовывание в ублюдочные роснаны и сколковы.

Честно говоря, я думаю, что наша наука померла окончательно и бесповоротно. Слишком много нужно сделать для реанимации ее трупа, слишком далеко мы отстали. Пока труп будут эксгумировать, гальванизировать, реанимировать и дезодорировать, другие уйдут бесконечно далеко, и нам (вернее, уже нашим внукам) придется довольствоваться чужими объедками.

Вт как-то так.

Алексей Степанов 5   18.05.2019 15:57     Заявить о нарушении
Дорогой Алексей!

1. Всё очень точно вы описали, в т.ч. Сколково,с которым я тоже столкнулся. Что-то у меня впечатление, что попса заполонила не только телик, но и фундаментальную науку.
2. "Должен быть конкурс научных программ, курируемый специалистами РАН – и на основании конкурса должно распределяться время у трубы. Так, кстати, делается на БАК и других крупных приборах, и очень успешно". Вот я что-то подобное и представляю. Много телескопов строить не надо (не утверждал).И средства не распылять. Наоборот - не делать из телескопов ведомственную собственность.
3. "Теперь – о главном, о конкуренции в науке. Дублирование исследований есть, по одной и той же тематике можно найти десятки статей от разных коллективов. И это плохо, потому что уровень работ остается низким". Рационально было бы оценить у кого (всё-таки) всех лучше. Этот коллектив разделить надвое, а остальных разогнать. Две разделённые "академии" (или коллектива) из осколков себе более-менее толковых людей наберут, а остальных - к чёрту. и т.д. с периодичностью 5-10 лет.
4. "создание комитета по этике в ВАК на основе членов РАН" Тоже - монополия. Не прокатит. Я к тому, что в какой-нибудь ипостаси в науке надо культивировать конкуренцию. Может я и не прав в деталях, но, по крайней мере, эксперименты ставить в этом деле в отдельных отраслях науки я бы попробовал (на месте Самого - (к стати) кандидата экономических наук).


Александр Васильевич Гринь   19.05.2019 02:01   Заявить о нарушении
Степанов, ржу - ни магу. Ты рассуждаешь о судьбах науки и при этом даже не знаешь, что такое наука. Ты думаешь, что Наука - это совокупность точных и сверхточных наук, а наука - это всего лишь поиск. И поиск не ошибок и ошибочек в чьих-то научных текстах, а поиск новых технологий, новых знаний. Короче, наука - это попытка опровержения всего того, что для тебя является наукой. Прочти это письмо и узнай в нём себя.

Письмо Галилея Кеплеру.

«Посмеёмся, мой Кеплер, великой глупости людской. Что сказать о первых философах здешней гимназии, которые с каким-то упорством аспида, несмотря на тысячекратное приглашение, не хотели даже взглянуть ни на планеты, ни на Луну, ни на телескоп. Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины. Замечательно, но меня не дивит. Этот род людей думает, что философия какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов. Почему не могу посмеяться вместе с тобой? Как громко расхохотался бы ты, если бы слышал, что толковал против меня в присутствии великого герцога Пизанского первый учёный здешней гимназии, как усиливался он логическими аргументами как бы магическими прельщениями отозвать и удалить с неба новые планеты».

С тех времён ничего не изменилось: есть и галилеи, есть и учёные.

Виктор Бабинцев   19.05.2019 15:40   Заявить о нарушении
Бабинцев, ты, разумеется, причисяешь себя к Галилеям, по крайности, к Коперникам -но ты лишь дешевый пакостник, так и не освоивший азов грамоты. Шел бы ты отсюда, брысь, нечистая. Тебя твои "открытия" заждались. И галоперидол.

Алексей Степанов 5   19.05.2019 19:39   Заявить о нарушении
Конечно, к галилеям, ведь хотя бы истинную картину движения Земли вокруг Солнца открыл именно я. А ты, как те учёные из Средневековья, боишься даже заглянуть по ссылке "Новая логика, или Азбука от будущих гениев". Ты, Степанов, и есть тормоз развития мысли и знаний.

Виктор Бабинцев   19.05.2019 19:48   Заявить о нарушении
Александр Васильевич,
если хотите вдоволь посмеяться, загляните в опусы Виктора Бабинцева, создателя "открытий чудных", переоткрывателя всех разделов физики - от термодинамики до теории тяготения. Сильно подозреваю, что его духовный папа встречался еще Антону Палычу Чехову - иначе тот вряд ли сочинил бы известное "Письмо к ученому соседу". Заранее предупреждаю: ваши рецензии он будет удалять, если они не будут благосклонными. А станете настаивать на своей правоте или, тем паче, сошлетесь на науку традиционнной ориентации - он вас занесет в черный список и задолбит, влезая всюду, где у вас будет хоть полстрочки.

Алексей Степанов 5   19.05.2019 21:21   Заявить о нарушении