Рецензии на произведение «Школа школе рознь - Части II и III»

Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Алексей, здравствуйте!
Прочитал ряд Ваших публикаций о проблемах образования (в том числе "Паровоз) В очень многом с Вами согласен. ЕГЭ и вся система современного оборазования - полный маразм, критиковать который уже давно бессмысленно, как сказал Высоцкий: "Значит рядом с тобой чужой, ты его не брани - гони".
А вот по поводу советского образования имею особое мнение ( предвижу, что Вы с ним не согласитесь). Дело в том, что советская школа была почти полностью скопирована с дореволюционной гимназии, предназначенной для образования, а главное - воспитания эксплуататоров трудящихся дворян и буржуазии, а так же их помощников - чиновников и интеллигенции, но никак не самих рабочих и крестьян.
Идея бесклассового социалистического общества подразумевала отсутствие противоречий не только между трудом и капиталом, но и между умственным и физическим трудом. Именно этого пыталась добиться советская власть, сделав всех людей образованными. Но классно-урочная система обучения сыграла с ней злую шутку.
Вылечить отсталую Россию от дремучести, классового неравенства – такова была цель коммунистической партии и советского правительства. Но любое лекарство при превышении дозы становится ядом. Так и классно-урочная система, много веков служившая исключительно паразитическим эксплуататорским классам, оказалась смертельной отравой для советского общества. В первую очередь из-за того, что её оказалось слишком много. Десять лет сидеть за партами и слушать преподавателей для будущих рабочих и колхозников – противоестественно. Полный отрыв от живого дела, от производительного труда, изучение наук, которые большинству скорее всего никогда не понадобятся, превратил их не в гордых званием « рабочий» созидателей, а в люмпенов и в сознательных неудачников, завидующим своим бывшим одноклассникам, которым удалось выбиться в начальство и в интеллигенцию. С другой стороны, те учащиеся, которые пошли после школы в институты, прониклись той же самой психологией, которая была присуща барчукам, закончившим гимназии и поступившим в университеты – осознание себя «элитой», сливками общества, презрение к физическому труду и простому народу. Вот вам и противоречие, и даже раскол общества на классы.
Предвижу Ваши возражения: в советской школе существовали профориентация и политехническое обучение! Да, существовали, но преподносились они слишком поздно - в основном после 8 класса. В самым "дурном" возрасте, когда бушует гормон и думают не столько о выборе профессии ( не где больше платят, а которая даёт моральное удовлетворение), сколько о противоположном поле. А вот о профориентации в дошкольном и младшешкольном возрасте ни в одном из советских учебников по педагогике вообще нет ни слова. Основная масса первоклассников, да и четвероклассников, если и мечтала кем-то стать, то летчиками, моряками , пограничниками ( романтика из фильмов и книг), врачами, учителями, шоферами, мороженщиками (профессии, с которыми знакомы воочую), художниками, артистами, писателями ( будущая творческая интеллигенция, желающими стать которой на много порядков больше, чем требуется не только в советском, а в любом обществе), наконец ( обычно не раньше четвертого класса) начальниками. Но никак не токарями, фрезеровщиками, животноводами, текстильщиками....
Таким образом, людей, выбравших работу по призванию, а значит относящихся к ней, как к жизненной потребности (необходимое качество строителя коммунизма), в СССР почти не было.
Более подробно на эту тему на моей странице в разделе "Школа" ( пока только 5 глав)
Буду рад, Алексей, Вашему мнению по этому вопросу. Если сочтёте бредом - извините.
С уважением.
Николай.

Голубев Николай   03.07.2021 16:34     Заявить о нарушении
Приношу свои извинения Голубеву Николаю за задержку ответа на его мнение.
Я иногда пропадаю месяцами из Интернета, а потом ударными темпами пишу на своих страницах «замечания».

«Идея бесклассового социалистического общества подразумевала отсутствие противоречий не только между трудом и капиталом, но и между умственным и физическим трудом. Именно этого пыталась добиться советская власть, сделав всех людей образованными. Но классно-урочная система обучения сыграла с ней злую шутку».

Несмотря на некоторые заимствования из классно-урочной системы старой, дореволюционной, школы, никак не могу согласиться с такой оценкой.

Во-первых, никаких противоречий между умственным и физическим трудом в природе вообще не существует. Так приложение физических сил к сознательному и общественно-полезному труду всегда осмысленно и опирается на элементарные законы физики, в частности, механики, математики, геометрии, биологии, физиологии, географии, агрономии и так далее, и так далее. Разве что тупой и грубый подневольный труд из-под палки, кнута, под надзором рабовладельца, может классифицироваться оторванным от необходимости приложения и умственных усилий непосредственно в трудовой процесс.
Так альпинист или геолог, забираясь в гору, внимательно осматривает место на скале, куда ставит ногу и рассчитывает нагрузку своего тела, возможности снаряжения, оценивает риски, принимает решение, и, прилагая необходимые физические усилия, действует осознанно, добираясь до интересующего его объекта. Затем использует элементарные и профессиональные знания, например, по оценке пород или залежей полезных ископаемых.
Кстати, и любой зверь, забираясь на дерево, прежде внимательно изучает опору, на которую ставит лапу, автоматически используя свой опыт и навыки, приобретённые ещё в молокососном возрасте…

И любой более-менее грамотный современный строитель должен знать элементарную физику, планиметрию, основные законы механики и приёмы их использования в работе. Можно, конечно, как кроту, активно использовать лишь физическую силу передних лап, вырывая просто глубокую спасительную норку для укрытия от врагов своих…
Но посмотрите на закопанные в ряд столбы линий электропередач, или на постройку чего угодно. Так, при установке любых опор и при грамотном строительстве обязательно используется главный закон механики – правило рычага и понятие вертикали, иначе столбы завалятся, стена рухнет, башенный кран обрушится на головы горе-строителей…
В отрасли металлообработки квалифицированному рабочему в век НТР невозможно обойтись без знаний о свойствах металлов, о допусках и посадках, об инструментах для обработки металлов, их геометрии, о теории резания металлов и приёмах их обработки, опыте использования станков и оборудования, измерительного инструмента. А это богатство знаний, оказывается, было заложено ещё в советском учебнике черчения (7-8 классы), как обязательного предмета средней советской политехнической школы. Если даже выпускник не станет квалифицированным рабочим или инженером, полученные знания и навыки всегда могут пригодиться ему, чем бы он не занимался в своей дальнейшей жизни.
Скажете, теперь другие технологии, другой подход к организации производства? А всё равно, без элементарных знаний, в том же отрасли машиностроения, никакой современный программист на автоматизированном производстве не способен создать чего-либо толкового для отечественной промышленности, если нет у него элементарных знаний и трудового опыта по элементарным и современным приёмам работы.

Во-вторых. А что плохого в том, что Советская власть пыталась сделать из большинства граждан не просто образованных людей, но и гармонично развитых? Гуманитарный цикл обязательных школьных предметов не был помехой к тому, наверно. Конечно, были и недостатки в советской системе образования, и даже злоупотребления и глупости, исходящие сверху от чиновников из системы образования. Но было и главное: Учитель в советской школе был, прежде всего, Воспитателем!

Профориентация. В советских домах пионеров работали всевозможные бесплатные кружки: технические, литературные, музыкальные и культурные, в которых с раннего возраста детей знакомили с основами той или иной профессии (в музыкальные школы принимали уже с первого класса). А в старших классах применялось практическое и раздельное обучение юношей и девушек основам той или иной, необходимой для народного хозяйства, профессии (два дня в неделю производственная практика на заводах, предприятиях). После окончания школы, вместе с аттестатом зрелости выпускнику выдавалось и свидетельство о присвоении разряда по конкретной рабочей специальности. Для того, кто хотел учиться дальше по настоящему, был огромный выбор бесплатного обучения в ВУЗе, с последующим предоставлением места работы.
Ну и зачем надо было рушить то, что было необходимо и полезно для отечественной промышленности, для великих достижений в науке и технике, для всестороннего развития Человека, его культуры Труда? Что в этом было плохого??!
. . .

Мнение Президент США Джон Кеннеди:
«Советское образование – лучшее в мире.
СССР выиграл космическую гонку за школьной партой»

Мнение современного фашиста, управляющего Сбербанком РФ Грефа:
«Мы проиграли конкуренцию из-за советской,
абсолютно негодной системы образования»
. . .

Ничего мы не проигрывали, а подверглись предательству антисоветчиков,
хитро притворявшихся коммунистами, пробравшихся во власть в девяностые
и давно продавшихся Западу, Америке.

Такие и по сей день «управляют» уже колониальной страной Эрэфия из кремля,
к великому огорчению Человека Труда.

Поэтому ждать чего-либо хорошего от предателей Родины –
индустриально-развитой Страны СССР – не приходится.

Алексей Крутов-2   01.10.2021 19:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Здравствуйте, Алексей! Вот только что, сегодня, на канале Культура застал кусочек дискуссии о проблемах школьного воспитания.
Там присутствовал и представитель церкви. Что любопытно - говоря о необходимости контакта учителя с учеником (в том числе и о воспитательном аспекте этого контакта), он резко негативно отозвался о влиянии коллектива.
Но ведь для советской школы такое мнение о коллективе нонсенс - было общепринято мнение, что именно коллектив является лучшим воспитателем. Вспомним соревнование между пионерскими звеньями. Помощь отстающим. Стенгазеты. Внеклассные мероприятия. И это всё работало. Наш народ с давних времён жил в коллективизме. Совершенная глупость отказываться от проверенного и хорошего.
И были классные руководители. Не знаю, чем они сейчас занимаются. Отчёты вероятнее всего пишут, в духе требований Института Педагогических Измерений
!!! тоже нонсенс
А ведь в советское время главной задачей классного руководителя была организация этого самого коллектива, который, не совсем сам, но с помощью учителя и воспитывает школьников, и поддерживает их на должном уровне в их стремлении стать образованными людьми. Один человек, будь он семи пядей во лбу, и как Шива многорукий, без коллектива ничего с учениками не сотворит. Тем более, ему отчёт писать нужно, чтобы доказать, что он хорошо работает. Куда уж тут, дай бог тетрадки проверить.

Так что нет. Дмитрий Анатольевич Медведев, приверженец западного индивидуализма, изобрёл ЕГЭ, и как же мы теперь от ЕГЭ можем отказаться? Отказаться от ЕГЭ, отказаться от реорганизации Академии Наук, задвинуть на задний план Институт Педагогических Измерений? Как же это можно?
Это значит признать свои ошибки, и полную некомпетентность нашего руководства.
Вот поэтому так и живём.

Я-то одиннадцатилетку заканчивал, поступил на физфак МГУ, школьные знания (умение читать чертежи, и конструкторские навыки) впоследствии мне очень пригодились.

Дмитрий Маштаков   13.02.2018 03:07     Заявить о нарушении
Что касается компьютера, то это дело наживное, и для изучения совсем не обязательное. Дети и так компом интересуются, и до всего доходят сами.
Если изучать, то не новейшие программы, а как историю.
Paint старый, тот, в котором фон прозрачный есть. Турбо Бейсик.
Визуал Бейсик 6 - только самые основы. Автокад - общее знакомство.
Остальное - заморочки от лукавого.

Дмитрий Маштаков   12.02.2018 20:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Алексей, с большим интересом познакомилась с Вашими статьями.
С глубоким прискорбием, но вынуждена констатировать, и я думаю, что Вы с этим согласитесь, что не только наше Образование, но и вся наша жизнь претерпела такие жуткие изменения, что, как говорится "куда не кинь, всюду - клин".
Какую "область" нашего жития не затронь, можно зА голову схватиться в полном непонимании, что же это такое творится с нашей страной, а, главное, есть ли выход из создавшейся ситуации.
Иногда кажется, что нет, этот "выход" даже не просматривается, а на горизонте даже не маячат те люди, которые бы не только увидели пагубность той политики, что уже долгие 25 лет проводится в нашем государстве во всех областях его деятельности, но и проявили бы желание эту политику поменять.
Вот Путин что-то где-то как-то, но пытается, вроде, менять, но от его попыток остаётся только красивая риторика, а в остальном - "вода" и ощущение, что всё-таки "Один в поле не воин".
Складывается ощущение, что хоть он красиво и говорит, но сам он связан по рукам и ногам крепкими путами теми, кто его окружает.
Что касается образования, и я бы ещё добавила воспитания человека, то это самая глобальная и очень тяжёлая тема.
Ведь, и дураку понятно, что человек становится ЧЕЛОВЕКОМ только тогда, когда он получает правильный вектор воспитания, причём с раннего детства, и полноценный, объёмный пакет образования и знаний.
Вкупе это и делает человека значимой единицей общества, полезной этому обществу.
К сожалению, почему-то это нынешние чиновники в упор не хотят видеть и более того ставят огромные препоны тем, кто это видит и реально хочет что-то менять.
А с проблемами в школе знаю не по наслышке, а из первоисточников - и дочь и внучка - учителя и уже из того, что рассказывают они, достаточно понять, что ещё не скоро что-то сдвинется в нашем образовании в лучшую сторону.
И я с ними согласна!
Всего Вам доброго!

Людмила Калачева   09.12.2017 07:51     Заявить о нарушении
Людмила, понимаю Вашу тревогу и разделяю Вашу печаль. Тем не менее, лично у меня пока не иссякла надежда на долгожданные перемены к лучшему. Тот факт, что коллективный актуальный разговор на глобальную и тяжёлую тему воспитания Человека, а не потребителя, несмотря ни на что, находит понимание и у неравнодушных издателей, говорит о том, что выход, всё-таки, есть! Это, на мой взгляд, прежде всего, просвещение и отражение в приличной печати реального положения дел в системе образования, воспитания профориентации молодёжи.
И есть Люди, которые не только видят всю пагубность для общества и возможные трагические последствия проводимой с девяностых политики в сфере образования, но и готовы, несмотря на все препоны со стороны проворовавшейся власти, менять радикально эту самую политику проходимцев и временщиков.
В конце концов, для успешного развития России, нам нужна хорошо образованная, хорошо воспитанная и культурная молодёжь. Но для осуществления этих стратегических задач в Отечестве нужны другого качества министры образования, науки и культуры.
А настоящие литераторы не призваны ведь просто выпускать пар в своих литературных упражнениях, как бы не страдающих мелкотемьем… Но если уж берутся за перо, то обязаны, прежде всего, отражать именно реальную картину состояния сферы образования и воспитания. Какая власть, такая и система образования, такое и качество населения, такая и молодёжь, такое и общество, такая и жизнь в обществе, лишённом Идеологии, Национальной Идеи и потому уже летящем в тартарары…
Несложно заметить, пожилые учителя, настоящие инженеры, заслуженные работники культуры и литераторы – выпускники ещё Советских Политехнических Школ, кто и дальше учился в Советских ВУЗах бесплатно и по-настоящему, отличаются профессионализмом, грамотностью, любознательностью, неравнодушием и благородными устремлениями. И как тут не уважать людей наблюдательных, порядочных и искренних, у которых есть что сказать людям и которые не боятся говорить, что думают и называть вещи своими именами?!

Путин. Лет пятнадцать назад я ещё надеялся, что с приходом во власть, казалось бы, здорового и спортивного русского мужика в стране наконец-то произойдут реальные и существенные перемены в общественной жизни с целью её улучшения и наведения справедливого общественного порядка. Теперь же, к сожалению, я лично прихожу к выводу, что президент просто не любит русских людей, и вижу, что в окружении первого лица государства беспринципных приспособленцев и всевозможных проходимцев, взявших на вооружение выгодный конформизм, намного больше, чем людей порядочных, действительно болеющих за страну.
Оказывается, там наверху лишь немногие способны отличать настоящий патриотизм от его подделки, как личной преданности первым лицам здесь и сейчас, что бы они не делали на практике, куда бы не устремлялись их собственные дети, где бы ни находились их сокровища… Наверно, в этом ничего удивительного нет, так как людишки, быстро меняющие свои убеждения на противоположные, мало чего стоят. Лично мне теперь почему-то думается, что Путин тоже маленько запутался… Уж, извините.
Признаюсь, когда я смотрю на некоторые самодовольные лица из кремлёвской свиты президентского окружения, рисующие перед телекамерами в перерывах между рекламой продукции иностранных корпораций благополучные картины политического экономического и нравственного состояния современного российского общества, меня почему-то маленько подташнивает и хочется реально запустить ботинком в очередной лживый, льстивый и безответственный фейс…
Поэтому наверно совершенно неслучайно год назад и народился на белый свет очередной иронический куплет:

Искусство лести безупречно!
Но вот забыли отменить…
Оно нам счастье! И – навечно
Наука всем, как надо жить…

Алексей Крутов-2   09.12.2017 16:35   Заявить о нарушении
Людмила, благодарю за Вашу чистосердечную откровенность!
Всегда рад видеть Вас на своей странице!
Если Вы не против, я поставлю и Ваше полезное мнение в полемическую часть статьи "Школа школе рознь". На мой взгляд, коллективная работа при небольшой технической корректуре уже пригодна для книжной или журнальной печати, как полезный и актуальный разговор.
Здоровья вам, благополучия, человеческой радости в детях и внуках!
Творческих Удач!
С уважением,
Алексей.

Алексей Крутов-2   09.12.2017 16:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Алексей, я внимательно ознакомилась с замечаниями и дополнениями к обсуждаемой статье и полностью согласна с авторами.
И Вы тоже все правильно написали.
ЕГЭ ввели как-бы для ЭКСПЕРИМЕНТА. Но вот уже 10 лет "экспериментируют"...
Лучше ужасный конец, чем ужас без конца... Считаю, чтобы убедить министерство образования и науки в том, что ЕГЭ не просто вредная, а очень опасная задумка, которая осуществляется в России под руководством американских советников, надо усилить общественное давление. Кое-кому это нововведение в школе очень выгодно. Неслучайно после введения ЕГЭ в стране выросла коррупция. Единственная "КАЛИТКА" поступления в ВУЗ - это сданный ЕГЭ. Поэтому он имеет и судьбоносный, и вредоносный характер. Неслучайно в России появились новые миллионеры, заработавшие деньги на ЕГЭ.

Еще я усматриваю снижение качества мышления у детей, потому что они практически не читают книг.
Теперь на первом месте у детей ГАДЖЕТЫ, которые вытесняют печатные издания.
Вот если бы хорошие книги рекламировали как колбасу!..

ЕСТЬ и еще одна причина деградации школьного образования. Выросло поколение не читающих родителей. Детство сегодняшних мам и пап пришлось на девяностые. Тогда, в силу социальных причин, родители не уделяли им должного внимания; и они выросли без книжной "прививки"...

Спасибо, Алексей, за Вашу актуальную работу.
С уважением ВЛК.

Валентина Лукина-Курчанова   14.11.2017 18:32     Заявить о нарушении
Валентина, уже известно, кому именно было очень выгодно внедрение в отечественную школу ЕГЭ, который давно изобрели в Америке и использовали там изначально лишь в спецшколах для умственно-отсталых детей. Потом и французы позаимствовали удобную тестовую систему и специально использовали её в своих африканских колониях для оценки примитивных знаний местного населения. После переворота девяностых и Россия потеряла независимость и лишилась главного – Идеологии. Если в обществе отсутствует Национальная Идея и даже запрещена по конституции Идеология, то в такой стране с неприметным внешним управлением в обязательном порядке внедрят чуждые и вредные идеи, чтобы общество растеряло нравственные ориентиры и, как большое стадо баранов, побрело к своей погибели на радость чужому дяде… Вот и получается, что Национальную Идею болтливые «перестройщики» ещё в девяностые как бы нечаянно проиграли в казино Западу…
Но теперь некоторые СМИ, всё-таки, несмотря ни на что, пытаются указать обществу на как бы главных виновников диверсии в системе образования. И вот виновными во внедрения ЕГЭ в отечественную школу уже называют лишь академика РАН Асмолова – господина с двойным гражданством и верных ему бывших министров образования Фурсенко, Ливанова (http://kolokolrussia.ru/sovetuem-pochitat/----?_utl_t=fb# ).
А, на мой взгляд, виновата вся проворовавшаяся власть, проплясавшая под дудку известного куратора Сороса 25 лет…
Что касается современных молодых родителей, детство которых пришлось на девяностые, то, на мой взгляд, в отсутствии у них «прививки» к чтению, виноваты не только их родители, вечно занятые выживанием в условиях хаоса. Губительную роль сыграла и внедрённая мода на обезьянничанье в СМИ, которые по сей день остаются прозападными. Так через агрессивную рекламу потребления и гедонизма на всех каналах ТВ по-прежнему круглосуточно навязывают молодому поколению извращённые представления о смысле жизни, о счастье, о любви, о совести и человеческих ценностях.
Общественное давление. Да, оно возможно, если учителям и родителям до конца осознать, куда всё катится при такой стабильности процветания безответственных властолюбцев и откровенных проходимцев у власти.
Валентина, спасибо за изложенное мнение. Здоровья и удач!

Алексей Крутов-2   15.11.2017 01:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Все правильно Вы написали, но не слышат они нас!
Я против революций. Но писать недостаточно. Митинги, забастовки, даже перекрытие железных дорог - вот действенные мирные шаги, чтобы услышали и приняли меры.
Яркий пример - Новосибирск. Попытались в прошлом году повысить тарифы на коммунальные услуги аж на 15%, мотивируя тем, что из-за счетчиков люди стали потреблять и платить меньше. (Так и работы у них стало меньше) Разочаровал и коммунист - мэр Локоть, который молчал, одним словом, хорошо вписался во власть. Но народ выходил раз 6 на митинги - протесты. И власть дрогнула, сделали рост тарифов 4%. Были скептики, которые говорили, что ничего не добьются этими митингами. Добились.
И за качественное образование надо родителям выступать, но такое впечатление, что им не до детей.
Посмотрела фильм Звягинцева "Нелюбовь" и стало страшно. Молодые родители почти все свободное время проводят уткнувшись в гаджеты. Не любят никого, даже родного ребенка. Мало общаюсь с совсем молодыми, спросила:"Неужели такое возможно?" Ответили, что выросших после переворота 90-х таких располным полно. Сами молодые родители уже такие потребители, вот и некому воспитывать детей, тем более заботиться о хорошем образовании.

Галина Санорова   28.10.2017 03:38     Заявить о нарушении
Галина, спасибо за неравнодушие, поддержку!
Чувствую, Вы однозначно не будете против включения Вашего хорошо обоснованного мнения в часть обсуждения статьи "Школа школе рознь"...

С уважением, Алексей.

Алексей Крутов-2   28.10.2017 07:31   Заявить о нарушении
Конечно, согласна.

Галина Санорова   28.10.2017 15:46   Заявить о нарушении
Преступной власти нужны дебилы, которыми легко управлять. Вот и весь сказ.

Якоб Рэдз 2   14.11.2017 12:19   Заявить о нарушении
"Преступной власти нужны дебилы, которыми легко управлять. Вот и весь сказ.".
____________________________________________________________________________

Любая власть достойна ненависти народа. Одно дело, грамотно управлять, учитывая интересы народа, его традиции, менталитет, и устремление здорового большинства к справедливому обустройству общества, и совсем другое дело, властвовать на радость чужому дяди...

Психиатр Станислав Цветков считает, что если человек верит в божественное происхождение власти, то он страдаете олигофренией; а если человек верит в божественное происхождение власти и имеете к ней отношение, то он страдает манией величия.
И это, по мнению профессионального психиатра, пожалуй, единственный случай, когда по одному симптому можно поставить два верных диагноза...

Алексей Крутов-2   30.11.2017 19:34   Заявить о нарушении