Рецензия на «Школа школе рознь - Части II и III» (Алексей Крутов-2)

Алексей, здравствуйте!
Прочитал ряд Ваших публикаций о проблемах образования (в том числе "Паровоз) В очень многом с Вами согласен. ЕГЭ и вся система современного оборазования - полный маразм, критиковать который уже давно бессмысленно, как сказал Высоцкий: "Значит рядом с тобой чужой, ты его не брани - гони".
А вот по поводу советского образования имею особое мнение ( предвижу, что Вы с ним не согласитесь). Дело в том, что советская школа была почти полностью скопирована с дореволюционной гимназии, предназначенной для образования, а главное - воспитания эксплуататоров трудящихся дворян и буржуазии, а так же их помощников - чиновников и интеллигенции, но никак не самих рабочих и крестьян.
Идея бесклассового социалистического общества подразумевала отсутствие противоречий не только между трудом и капиталом, но и между умственным и физическим трудом. Именно этого пыталась добиться советская власть, сделав всех людей образованными. Но классно-урочная система обучения сыграла с ней злую шутку.
Вылечить отсталую Россию от дремучести, классового неравенства – такова была цель коммунистической партии и советского правительства. Но любое лекарство при превышении дозы становится ядом. Так и классно-урочная система, много веков служившая исключительно паразитическим эксплуататорским классам, оказалась смертельной отравой для советского общества. В первую очередь из-за того, что её оказалось слишком много. Десять лет сидеть за партами и слушать преподавателей для будущих рабочих и колхозников – противоестественно. Полный отрыв от живого дела, от производительного труда, изучение наук, которые большинству скорее всего никогда не понадобятся, превратил их не в гордых званием « рабочий» созидателей, а в люмпенов и в сознательных неудачников, завидующим своим бывшим одноклассникам, которым удалось выбиться в начальство и в интеллигенцию. С другой стороны, те учащиеся, которые пошли после школы в институты, прониклись той же самой психологией, которая была присуща барчукам, закончившим гимназии и поступившим в университеты – осознание себя «элитой», сливками общества, презрение к физическому труду и простому народу. Вот вам и противоречие, и даже раскол общества на классы.
Предвижу Ваши возражения: в советской школе существовали профориентация и политехническое обучение! Да, существовали, но преподносились они слишком поздно - в основном после 8 класса. В самым "дурном" возрасте, когда бушует гормон и думают не столько о выборе профессии ( не где больше платят, а которая даёт моральное удовлетворение), сколько о противоположном поле. А вот о профориентации в дошкольном и младшешкольном возрасте ни в одном из советских учебников по педагогике вообще нет ни слова. Основная масса первоклассников, да и четвероклассников, если и мечтала кем-то стать, то летчиками, моряками , пограничниками ( романтика из фильмов и книг), врачами, учителями, шоферами, мороженщиками (профессии, с которыми знакомы воочую), художниками, артистами, писателями ( будущая творческая интеллигенция, желающими стать которой на много порядков больше, чем требуется не только в советском, а в любом обществе), наконец ( обычно не раньше четвертого класса) начальниками. Но никак не токарями, фрезеровщиками, животноводами, текстильщиками....
Таким образом, людей, выбравших работу по призванию, а значит относящихся к ней, как к жизненной потребности (необходимое качество строителя коммунизма), в СССР почти не было.
Более подробно на эту тему на моей странице в разделе "Школа" ( пока только 5 глав)
Буду рад, Алексей, Вашему мнению по этому вопросу. Если сочтёте бредом - извините.
С уважением.
Николай.

Голубев Николай   03.07.2021 16:34     Заявить о нарушении
Приношу свои извинения Голубеву Николаю за задержку ответа на его мнение.
Я иногда пропадаю месяцами из Интернета, а потом ударными темпами пишу на своих страницах «замечания».

«Идея бесклассового социалистического общества подразумевала отсутствие противоречий не только между трудом и капиталом, но и между умственным и физическим трудом. Именно этого пыталась добиться советская власть, сделав всех людей образованными. Но классно-урочная система обучения сыграла с ней злую шутку».

Несмотря на некоторые заимствования из классно-урочной системы старой, дореволюционной, школы, никак не могу согласиться с такой оценкой.

Во-первых, никаких противоречий между умственным и физическим трудом в природе вообще не существует. Так приложение физических сил к сознательному и общественно-полезному труду всегда осмысленно и опирается на элементарные законы физики, в частности, механики, математики, геометрии, биологии, физиологии, географии, агрономии и так далее, и так далее. Разве что тупой и грубый подневольный труд из-под палки, кнута, под надзором рабовладельца, может классифицироваться оторванным от необходимости приложения и умственных усилий непосредственно в трудовой процесс.
Так альпинист или геолог, забираясь в гору, внимательно осматривает место на скале, куда ставит ногу и рассчитывает нагрузку своего тела, возможности снаряжения, оценивает риски, принимает решение, и, прилагая необходимые физические усилия, действует осознанно, добираясь до интересующего его объекта. Затем использует элементарные и профессиональные знания, например, по оценке пород или залежей полезных ископаемых.
Кстати, и любой зверь, забираясь на дерево, прежде внимательно изучает опору, на которую ставит лапу, автоматически используя свой опыт и навыки, приобретённые ещё в молокососном возрасте…

И любой более-менее грамотный современный строитель должен знать элементарную физику, планиметрию, основные законы механики и приёмы их использования в работе. Можно, конечно, как кроту, активно использовать лишь физическую силу передних лап, вырывая просто глубокую спасительную норку для укрытия от врагов своих…
Но посмотрите на закопанные в ряд столбы линий электропередач, или на постройку чего угодно. Так, при установке любых опор и при грамотном строительстве обязательно используется главный закон механики – правило рычага и понятие вертикали, иначе столбы завалятся, стена рухнет, башенный кран обрушится на головы горе-строителей…
В отрасли металлообработки квалифицированному рабочему в век НТР невозможно обойтись без знаний о свойствах металлов, о допусках и посадках, об инструментах для обработки металлов, их геометрии, о теории резания металлов и приёмах их обработки, опыте использования станков и оборудования, измерительного инструмента. А это богатство знаний, оказывается, было заложено ещё в советском учебнике черчения (7-8 классы), как обязательного предмета средней советской политехнической школы. Если даже выпускник не станет квалифицированным рабочим или инженером, полученные знания и навыки всегда могут пригодиться ему, чем бы он не занимался в своей дальнейшей жизни.
Скажете, теперь другие технологии, другой подход к организации производства? А всё равно, без элементарных знаний, в том же отрасли машиностроения, никакой современный программист на автоматизированном производстве не способен создать чего-либо толкового для отечественной промышленности, если нет у него элементарных знаний и трудового опыта по элементарным и современным приёмам работы.

Во-вторых. А что плохого в том, что Советская власть пыталась сделать из большинства граждан не просто образованных людей, но и гармонично развитых? Гуманитарный цикл обязательных школьных предметов не был помехой к тому, наверно. Конечно, были и недостатки в советской системе образования, и даже злоупотребления и глупости, исходящие сверху от чиновников из системы образования. Но было и главное: Учитель в советской школе был, прежде всего, Воспитателем!

Профориентация. В советских домах пионеров работали всевозможные бесплатные кружки: технические, литературные, музыкальные и культурные, в которых с раннего возраста детей знакомили с основами той или иной профессии (в музыкальные школы принимали уже с первого класса). А в старших классах применялось практическое и раздельное обучение юношей и девушек основам той или иной, необходимой для народного хозяйства, профессии (два дня в неделю производственная практика на заводах, предприятиях). После окончания школы, вместе с аттестатом зрелости выпускнику выдавалось и свидетельство о присвоении разряда по конкретной рабочей специальности. Для того, кто хотел учиться дальше по настоящему, был огромный выбор бесплатного обучения в ВУЗе, с последующим предоставлением места работы.
Ну и зачем надо было рушить то, что было необходимо и полезно для отечественной промышленности, для великих достижений в науке и технике, для всестороннего развития Человека, его культуры Труда? Что в этом было плохого??!
. . .

Мнение Президент США Джон Кеннеди:
«Советское образование – лучшее в мире.
СССР выиграл космическую гонку за школьной партой»

Мнение современного фашиста, управляющего Сбербанком РФ Грефа:
«Мы проиграли конкуренцию из-за советской,
абсолютно негодной системы образования»
. . .

Ничего мы не проигрывали, а подверглись предательству антисоветчиков,
хитро притворявшихся коммунистами, пробравшихся во власть в девяностые
и давно продавшихся Западу, Америке.

Такие и по сей день «управляют» уже колониальной страной Эрэфия из кремля,
к великому огорчению Человека Труда.

Поэтому ждать чего-либо хорошего от предателей Родины –
индустриально-развитой Страны СССР – не приходится.

Алексей Крутов-2   01.10.2021 19:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Крутов-2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Голубев Николай
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.07.2021