Рецензии на произведение «Ткань бытия»

Рецензия на «Ткань бытия» (Юрий Радзиковицкий)

Интересная, объёмная и содержательная работа о времени, хорошо проиллюстрированная лучшими стихами!

Всех благ! Александр

Александр Сергеевич Трофимов   31.08.2020 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо,Александр, за благожелательный отзыв. И Вам всех благ. Ю.М.

Юрий Радзиковицкий   31.08.2020 12:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ткань бытия» (Юрий Радзиковицкий)

Здравствуйте, Юрий!

Меня впечатлила Ваша исследовательская работа о времени в жизни человека. Спасибо за показ многогранного восприятия понятия – ВРЕМЯ поэтами, жившими в разных временных пластах. Отношение человека со временем – суть самое важное, так как, все мы знаем, влечет нас в небытие. Возможно, Вы поняли что-то самое главное в своем отношении с временем, анализируя огромный стихотворный массив, посвященный этому неуловимому, бесстрастному, космическому СУЩЕСТВУ (сущему)?

"Потому что Время - повелитель всего…"
С уважением,
Тамара.

Тамара Квитко   24.11.2018 17:54     Заявить о нарушении
Спасибо за доброжелательный комментарий. Тамара. Всех благ, Юрий

Юрий Радзиковицкий   24.11.2018 19:02   Заявить о нарушении
Юрий, пожалуйста.

Работа настолько серьёзная, что требует такого же серьёзного углубления (изучения).

Мне же остается - восхититься!!!

Тамара Квитко   25.11.2018 02:02   Заявить о нарушении
Жизнь есть небес мгновенный дар.
Г. Р. Державин
1
О, Время немое,
О, Время земное,
Беги хоть немножечко
Вспять…
Но ты — бесконечное и молодое —
Несёшься — тебя не догнать!
Давай потолкуем,
Давай поворкуем,
Как бег твой, скажи, превозмочь?
Ведь всё, что бытует,
Куда-то минует,
А всё, что приходит,
Куда-то уходит…
Пространство —
Ты Времени дочь?
2
Чем меньше событий —
Тем Времени больше.
Так, значит, кто ценит его,
Стремится забыться,
В себя углубиться,
От действия скрыться,
От мира уйти — от всего?
И в одиночестве,
Время лелея,
Растягивать сладостно миг:
Им наслаждаться,
В мгновеньях — спасаться,
Не зная того, что погиб?
3
Погиб для любимой —
Её ты не встретил,
Погиб для возможных друзей…
Зато ты во Времени что-то приметил,
Какую-то сущность узрел.
Оно для тебя растянулось — в мгновеньях:
День твой насыщен, велик
И застывает — скульптурой, в твореньях
Творцов и поэта, создавшего стих.
Едва ли сознаньем нам Вечность постигнуть
И в ней своё место найти,
И памятник — доли секунды — воздвигнуть,
Пред тем как навечно уйти…

12. 10 2003

Тамара Квитко   25.11.2018 02:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ткань бытия» (Юрий Радзиковицкий)

Забавная, но понятная страсть к классификации основного занятия литературы. Благодарю за внимание к теме, а не только к именам, рад за Чичибабина, можете посмотреть и Ивана Жданова. Добавлю вам и свои гроши: http://stihi.ru/2016/10/06/5484

Иосиф Гальперин   08.10.2018 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, хотя и не понял, чем эта "страсть забавная"?

Юрий Радзиковицкий   08.10.2018 14:15   Заявить о нарушении
Потому что всеохватное занятие, можно продолжать бесконечно.

Иосиф Гальперин   08.10.2018 14:38   Заявить о нарушении
Познание по определению бесконечно. Но от этого оно не становится забавным. Не так ли?

Юрий Радзиковицкий   08.10.2018 16:59   Заявить о нарушении
Насколько мне известно, в науке, а литературоведение - наука, классификация не должна быть произвольной. Объекты познания здесь артикулированы, поэтому довольно легко объяснить важность именно принятой классификации. В данном же случае она перечислительная, можно применить и любые другие деления. Объекты исследования не разделены по качеству поэзии (к примеру,Щипачев не равен Чичибабину, Бродский и Пнин - разного уровня, глубины, объема), к намерениям автора относятся его исходные установки (например, Маяковский - футурист, что определяет его отношение к важности нового времени). А главное, с чего я и начал: время - это основной материал сознания, то есть, его отображение - свойство литературы вообще.

Иосиф Гальперин   08.10.2018 17:18   Заявить о нарушении
Данная публикация (о времени) является десятой в ряду публикаций, посвящённых проблематике: "Топосы русской поэзии" И возможный ряд таких топосов действительно бескрайний, как бескрайняя та жизнь, что порождает поэзию.Сейчас занимаюсь топосом "Трава", приглядываюсь к "Одиночеству". А там будет видно...

Юрий Радзиковицкий   08.10.2018 17:31   Заявить о нарушении
Я потому и не отвергаю вашу классификацию, что она не ложная, но не определяющая качество. Вспоминается моя забава 50-летней давности (в связи с топосами): "Изотопает время мимо..."

Иосиф Гальперин   08.10.2018 17:49   Заявить о нарушении
У сожалению ли, а может, и к счастью, литературоведение, история, искусствоведение, обществоведение, литературоведение и т.п. дисциплины не являются точными науками.

Сие суть науки гуманитарные, то есть субъективные и не подлежащие безоговорочно проверке математическими методами, хотя в их пределах может использоваться математика.

Таковыми являются, например, э к о н о м и к а, лингвистика, психология, социология и пр., каковые используют статистику для решения своих задач.

По своим подходам (методологически) они напоминают точные наук, однако это не делает их точными науками.

Ленин был свято уверен, что учение Маркса всесильно, потому что верно. Оказалось, что не совсем и не полностью. Желаю автору и оппонентам дожить до счастливых времен, ДА.

Андрей Викторов Денисов   13.01.2021 18:54   Заявить о нарушении
Мир каждый видит в облике ином,
и каждый прав: так много смысла в нём.
И. Гёте
Жизнь коротка. Нет времени оставлять
важные слова несказанными.
П. Коэльо
Достаточно, чтобы слова выражали
смысл.
Конфуций

Вступление
Тютчевская леметация, что поэтам «не дано предугадать, как слово их отзовётся», вряд ли последних особенно волновало. Ведь понятно, что жаловаться не приходится. Слово, порожденное пером поэта, обретает жизнь в умах и душах многих современников и почитателей поэзии последующих времён. Так Ефим Эткинд, российский филолог и историк литературы, находит для себя близкие ему смыслы в стихотворении Александра Блока «Незнакомка», размышляя над его текстом: «Сквозь контрастность просвечивает призрачность, космичность незнакомки. Это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это стихотворение - о прозе и поэзии, о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, - но, хотя поэт и кончает стихотворение словами: “Ты, право, пьяное чудовище. / Я знаю: истина в вине”, - его опьянение, его “вино” иное, чем то, которым дурманят себя “пьяницы с глазами кроликов”. Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мёртвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира, - в конечном счёте, мира единого, целостного». И если обобщить этот содержательный пассаж, от очевидно, что это произведение Блока помогло сформулировать этому литературоведу ответ на вопрос: «В чём смысл поэзии?» Он состоит в следующем: «Поэзия – это то, что сохраняет миру одухотворённость и чистоту, противостоя мерзости и пошлости бытия».
Рядом с маститым ученым по праву поклонника поэзии находится анонимный автор из интернета, опубликовавший в сетях под забавным ником АлчEноК проникновенные строки об одном стихотворении Марины Цветаевой: «Меня глубоко взволновало самое первое её красноречивое стихотворение «Молитва». Сколько лихорадочной, страстной жажды жизни в этих удивительных строках!
Какой удивительной вдохновенной силы и любви исполнена лирическая героиня!».
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!

Если цветаевское произведение близко интернетовскому автору близко своим жизнеутверждающим смыслом, то пастернаковская «Рождественская звезда» явила Ирине Ракши, известной российской писательнице, преображающую силу русской природы, её пейзажа, которая стала частью созидательного фактора этого известного произведения Бориса Леонидовича:
«Лучи тёплого предзакатного солнца щедро пятнали, и рояль, и крашеный пол у нас под ногами. Словно солнце хотело как-то согреть, растопить наши сердца. Оно садилось вдали за белоснежным широким полем, за которым на взгорке средь дальнего частокола сосен темнел вечный погост, с надгробьями и крестами. А за погостом, на патриаршем подворье, золотясь, возносились в небо купола Божьего храма. Воистину вот оно, как на ладони, лежало пред нами поле судьбы. От жизни - и до конца, до погоста. «Жизнь прожить, не поле перейти» И этот классический русский чудо-пейзаж, по годно менявший свои цвета и краски, (то белоснежный, сахарный как Рождественский пряник, то весенний, тёмный и талый, в ожидании пробуждения, то в зелёном буйстве летнего разнотравья, то золотисто жёлтый и урожайный), он постоянно и щедро дарил Поэту земную силу свою. Свою любовь и дыханье. Он вдохновлял его. Взывал к новому Слову, к стихам:
«Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды надгробья.
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем полное звёзд…
………………………………………
По той же дороге чрез эту же местность,
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность.
Но шаг оставлял отпечаток стопы…
И невозможно пройти мимо воспоминания Татьяны Гнедич, известной русской переводчицы, о том, что находясь два года в тюремной камере за якобы антисоветскую деятельность постоянно твердила «постоянно твердила про себя строки Пушкина, обращенные к её далекому предку, Николаю Ивановичу Гнедичу, по поводу окончания работы над переводом гомеровской «Иллиады»:
С Гомером долго ты беседовал один,
Тебя мы долго ожидали.
И светел ты сошёл с таинственных
вершин
И вынес нам свои скрижали…»
Пушкинский текст она восприняла буквально, найдя в заточении себе постоянного собеседника - им оказался Байрон. Она по памяти переводила с английского на русский язык его большую поэму «Дон Жуан». И ей удалось вынести «свои скрижали» - через десять лет, уже после освобождения, она опубликовала этот свой перевод, что стало знаменательным событием в истории русской культуры. Так сработал для неё пафос пушкинских, высоко оценивших жертвенный подвиг Гнедича: добровольное долговременная самоизоляция ради высокой миссии – дать русскому читателю возможность познать величие греческого титана античности.
Если оглянуться на бесширное пространсво русского поэтического слова, то сразу поразишься тому многоголосью, которое его наполняет. Но по мере вслушивания в него, всё чётче начинаешь понимать, что в нём есть некое упорядочивающее действие, позволяющее время от времени объединять некоторых авторов под определённым углом зрения. Таким вот фактором может выступить топос. Вслед за академиком Дмитрием Лихачёвым можно утверждать, что топос - это общие места в текстах разных авторов: события, понятия, словесные формулы и выражения. Стоит согласиться с филологом Александром Панченко, утверждавшим, что в топасах «нераздельно слиты аспект поэтический и аспект нравственный». И более того, он полагает, что в этом случае надо говорить «о национальной аксиоматике». Под аксиоматикой в данном случае следует понимать систему выводов, суждений, понятий, исходящих из одного изначального посыла, из одной установки, из одного центра, из одного слова-понятия. Не лишне заметить, что топосы и аксиоматика в определённой степени связаны с амбивалентностью слова, с полифоничностью его смыслов.
Здесь уже произошло допущение, что существует некое метафизическое пространство, в котором звучит историческое поэтическое многоголосье. То многоголосье, которое по-своему интерпретировали здесь Эткинд, анонимный сетевой автор, Ракша и Гнедич. Однако в плане основной идеи книги интереснее допустить, что существуют пространства отдельных топосов. И созданы эти пространства смысловыми коллизиями из поэтических текстов российских пиитов разных исторических времён: от древности до наших дней. Скажем, смысловой аспект приведённого цветаевского текста относится к пространству, заданному топосом «смысл жизни», а смысловой акцент пастернаковской «Рождественской звезды» является органической частью пространства, созданного топосом «природа». Не лишне здесь заметить, что мы все живём в пространстве топосов, в мире тех значений, к которым наше отношение к ним до известного момента было вполне индифферентно. Ну, «небо», «снег», «ненависть», «одиночество», «молчание». Это всё обыденно, повседневно и незаметно. И каким–то образом неожиданно эти и другие понятия наполняются для нас личным, только нашим, смыслом. Важным, а подчас и сакральным. Например, после того как однажды вам в окно внезапно влетел камень, брошенный невменяемым человеком, до смерти перепугав, правда, не причинив никаких увечий, для вас окно стало символом угрозы. Вы его сторонитесь, оно вызывает у вас страхи и опасения. И это не просто «окно». Оно стало частью вашего личного пространства, каким-то образом определяющим ваше поведение и отношение к миру. И представляю, как удивиться ваш знакомый на вашу негативную реакцию в ответ на его предложение: «Давай, постоим у окна. Смотри, какой чудесный вид на нашу гавань!» Ему ведь не известно, какое у вас отношение с топосом «окно». И любопытно сравнить свои восприятия существенных топосов нашего бытия с восприятием их русскими поэтами, обратив при этом внимание на поэтические, нравственные, мировоззренческие и личностно-смысловые аспекты.

Юрий Радзиковицкий   13.01.2021 23:24   Заявить о нарушении
Так что речь не идёт о классификациях, не о ранжировании по качеству творчества.Это попытка уяснить, хотя бы частично(слишком огромен контент стихов) ту полифонию смыслов, которую создали российские поэты, работая в пространстве разных топосов: огонь, вода, дождь, трава, одиночество, ночь, страх... Скажем так ЭТО ответ на следущий и подобные вопросы в части разных топосов. Что есть время Ддля Пушкина, Лермонтова, батюшкова, Надсоа, Фофанова, Мережковского, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Чичибанина, Жданова ... и других поэтов?

Юрий Радзиковицкий   13.01.2021 23:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ткань бытия» (Юрий Радзиковицкий)

Исключительно интересно, но слишком много информации, чтобы зараз это переварить.

По поводу эпиграфа:
Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.
(Э. Берлиоз)

Хорошо помогает известное средство - убивать время.

У меня масса знакомых, которые только этим и занимаются.
Время не властно над ними.

Михаил Гольдентул   04.10.2018 21:03     Заявить о нарушении
А зачем "зараз переваривать"? Можно и за "три раз". Спасибо за отклик.

Юрий Радзиковицкий   04.10.2018 22:00   Заявить о нарушении
Разумеется.

Михаил Гольдентул   04.10.2018 22:45   Заявить о нарушении
вот Вам в коллекцию Миши Любина стихотворение о времени, хотя у Вас настолько исчерпывающе, что добавить уже ничего нельзя:
"Который час? - спросил я у Земли,
Она ответила мне – только утро,
Еще не все планеты круг свой завершили,
Еще цветы не распустили лепестки,
Но табуны коней уж рвутся на просторы,
Открой загон и их на волю отпусти".

Михаил Гольдентул   05.10.2018 23:18   Заявить о нарушении