Рецензии на произведение «Виктор Васнецов. Алёнушка»

Рецензия на «Виктор Васнецов. Алёнушка» (Геннадий Мартынов)

На месте, где сидит Алёнушка в Абрамцево, на другой стороне реки от усадьбы находится Сергиев Посадка психиатрическая больница.
Вероятно, знали о картине, выбирая место для больницы.

Игорь Леванов   11.03.2021 16:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Виктор Васнецов. Алёнушка» (Геннадий Мартынов)

Вспомнила, что в детстве меня эта картина необычайно трогала своей тоскливой надеждой. И сейчас, когда изредка удаётся побывать в Третьяковке, смотрю на неё как на что-то из детства, а вот долго не задерживаюсь... Вы правы, что состраданию учит "Алёнушка", а, наверное, у меня с возрастом притупилось это чувство - больше собой любимой занята.
Спасибо, так хорошо и как-то бережно рассказали об "Алёнушке"

Наталья Караева   03.11.2018 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо и вам за тёплый отклик. В Третьяковке очень много интересных полотен. До и вообще каждое полотно имеет свою историю, как и её автор тоже. Я по делам службы довольно часто прихожу в этот музей. И уж как давно прихожу. Просто как в дом родной. И понятно, что я проникся душой ко многому, что в ней находится. И иначе и не могло и быть. И с некоторых пор у меня появилась идея описать мои чувства и мысли. по поводу того, что там находится. Как получается – не мне судить. Для меня это интересно, конечно, но главное не это. Для меня важно самому в себе разбираться, когда я вижу эти картины в Третьяковке. И когда я пишу у меня это лучше получается и закрепляется в памяти. Спасибо ещё раз.

Геннадий Мартынов   04.11.2018 22:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Виктор Васнецов. Алёнушка» (Геннадий Мартынов)

Вот на такие мысли, казалось бы не к месту, наводит Ваш интересный рассказ, Геннадий. Почему-то уверен, что Ваши товарищи, "односадовцы", вряд ли помнят что о той деревне, да и улице московской, их истории. Почему у Вас это на всю жизнь, а многие и не вспомнят? Они, конечно, могли запомнить что-то другое, что Вы в своё время не увидели. Удивительно, что помниться ясно и до мелочей одно, начисто стирается другое. Наверное, что задевает, что интересует? Что по характеру и натуре отзовётся в нас? Ходил по улицам своего Оренбурга и что-то вспоминалось о домах, событиях. Вспоминалось потому, что искал и находил занимательные исторические факты, судьбы людей. И город по другому видится, не с бездушными фасадами, уютными или непроходимыми дворами, а обиталищем, домом людей, домом времён и народов, судеб их. Непримечательный дом, оказывается, был приютом в своё время известных по разному людей. И думаешь, порой, "ну тебе-то это зачем?". Не знаю, думаю, просто так жить интереснее, время растягивается как бы. Спасибо за интересно рассказанное специалистом, знающим, заинтересованным человеком. С уважением!

Валерий Слюньков   01.11.2018 10:41     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за интересный отклик. Я был в Оренбурге. Да и только один день.Кое-что осталось в памяти. Хотя при имени Оренбург приходит на память «Капитанская дочка» Думаю, и уверен, что не только у меня. И это понятно. А Обрамцево у всех в сознании связано с очень многими произведениями и их авторами. Даже и у тех, кто никогда в Абрамцево не были. И это естественно. А вот у меня оно так счастливо связывается с моими первыми детскими воспоминаниями и ощущениями. И я все-таки думаю Абрамцево осталось в памяти у всех моих ровесников из того же детского сада. Не могло не остаться. Слишком уж примечательное место. И потом всё, что связано с детством., для нас драгоценно. И это правильно. Я думаю, что и у Вас есть такие драгоценные места. И воспоминания.
.

Геннадий Мартынов   04.11.2018 22:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Виктор Васнецов. Алёнушка» (Геннадий Мартынов)

Геннадий, как счастливы посетители выставки, ведомые вами от полотна к полотну.
Рассказ, начатый издалека, подводит и приоткрывает тайны, связанные с картиной. Замечательные тайны.

Общим прочтением мне увиделась одна, единая...
Магия места, не только собравшего, но наверное и родившего столько замечательных талантов, культурных реперов страны.
И средоточие печали. Не только в девочке, а ещё и в судьбах моделей картин.
Случайно ли это единение?

Художник привносит свой взгляд в модель. Художник переносит из модели на полотно душу. Художник видит обширный, общий, символически-синтетический образ действительности. Он творит незримое... душу без-телесную, тело обездушенное.
И вот оно, воронка ли, сияние ли... а может и одновременно оба разнонаправленных притяжения... в магическом изобразительном действии.
Провидит? Белую стёжку судьбы намечает мазками кисти?
Не отсюда ли, не оттого ли, так грустен лик и судьба не только Алёнушки, не только Верушина и других моделей-ребятишек... но даже и всей современной России?

Владимир Рысинов   01.11.2018 07:50     Заявить о нарушении
В тему о Репине.. "http://gallerix.ru/pic/_EX/2037947957/671453857.jpeg
"Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?
Его творчество сопровождало одно весьма странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…
«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д'Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.
16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».
Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.
Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.
После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы".

Владимир Рысинов   02.11.2018 13:40   Заявить о нарушении
Спасибо за ещё очень детальное дополнение. Из приведённых примеров я многое не знал. Теперь будет, что рассказать. А ещё при этом я подумал о том, что в известном полотне «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года.». преобладает, просто довлеет именно красный цвет. А Репин был не совсем чужд революционным идеям. Можно вспомнить «Арест пропагандиста» и «Не ждали». Ещё несколько лет после написания этого огромного полотна, находящегося ныне в Русском музее и Россия была впервые потрясена первой революции, которая сопровождалась многими смертями. А потом и Первая мировая, и снова революции ещё гражданская война И все в красном цвете, цвета крови. Правда в иконографии красный цвет – это скорее цвет жертвенного подвига.
Я знал, что у Репина опасались заказывать портрет. Но не знал, что их было так много. В зале Репина я не упускаю случая, чтобы не подойти к портрету Мусоргского. А все французы его хорошо знают. И не могу рассказать его печальный конец. ОН много пил. Это видно даже и по его портрету. ОН был в больнице. Уже тяжело больным. И Репин пришёл к нему чтобы успеть сделать этот портрет. Через три дня наступил этот конец Он бы наступил и без прихода Репина. Но ведь сам факт остался в истории.
Вот и у Перова. та же история, .Картина стройка. Мальчик в центре тоже ведь вскоре умер. И тут тоже печальный конец был предрешен. Это видно по его болезненному лицу. А мать так не хотела, чтобы Вася позировал художнику. Знала она эту нехорошую примету. А он хорошо заплатил и она согласилась.
А к Абрамцево у меня отношение особенное. Так уж случилось, что место оказалось связано с моими детскими воспоминаниями. Оно мне не чужое. Иногда время от времени я приезжаю туда. Чаше всего по служебной обязанности. Экскурсии. Нет, я сам там экскурсии там не веду. Я работаю под перевод. И каждый раз у меня такое ощущение, что приезжаю как к себе домой. Возвращаюсь в детство.
А вот сейчас у меня на столе в разработке другая тема. НЕ картина. Памятник. Он находится в Москве. Не все его знают. Памятники Венечке Ерофееву. Тоже произведение искусства. Только отношение мое к Ерофееву и его самого известного персонажа совсем не вписывается в общепринятое. Дошли до того даже, что его считают чуть ли не гением русской литературы. И я очень внимательно прочёл его «шедевр» «Москва – Петушки» И каждый раз мне хотелось вымыть руки после этого чтива. Ещё раз спасибо за отклик и помощь в понимании текста.

Геннадий Мартынов   04.11.2018 22:40   Заявить о нарушении
Очень интересная биография, можно сказать - трагическая судьба. И здесь же пример напророчествования - в "Москва - Петушки" ЛГ получает удар шилом в горло, через 20 лет автор умирает от рака горла.

Владимир Рысинов   04.11.2018 23:19   Заявить о нарушении