Рецензии на произведение «Вершки и Корешки»

Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Геля, ваши трагикомические миниатюры хороши по форме (слог, стиль, тропы - все на месте), грустны, возмутительны и шокирующи - по содержанию.

Про знакомых-рептилоидов, открывшихся ночью своей "тёмной стороной" (зеркало, револьвер, скользкие признания)... Про психиатра (просто таки чеховский Ионыч!), пресыщенного чужими страданиями. Подозреваю, что немалый процент психиатров страдает от мании величия; портится человеческая натура, когда постоянно к тебе обращаются за помощью, так сказать, вверяют и поверяют свои страхи, мучения, а ты эти страхи в воле "разрешить". Редко когда человек такой профессии сохраняет здравый (здоровый) взгляд на себя и окружающих. Но исключения - бывают. И "разрешает" (очень условно) проблемы не столько врач, сколько рецепт и таблетка (так что переоценка себя и своей роли вдвойне неоправданна). Увы, психиатрия - наука однобокая. Как и психотерапия. Последняя, на мой взгляд, лишь приспосабливает человека к "стрессовым реалиям", помогает более-менее встроиться в механику социального взаимодействия. На этом её возможности исчерпываются.

И какой вы нарисовали - психологически точный - портрет друга дочери. Ноль рефлексии, психика стабильна, лишнего в голову не берут. Можно было бы сказать, - портрет современного поколения. Но вспомните (возможно, вы его знаете) фильм Лукино Висконти "Семейный портрет в интерьере" 1974 года и героя Хельмута Бергера, сугубого материалиста "левых взглядов", бряцающего своим цинизмом, презирающего культуру, книги, искусство (словом все, чем живёт профессор, эстет, интеллектуал, персонаж Берта Ланкастера). То же самое. Тот же тип одностороннего, варварского сознания. Поколения сменяются - личность остаётся неизменной. Бывают и случаи ножниц, что гораздо занимательнее - когда низкая этика соседствует с высокой эстетикой. Восемнадцатое столетие даёт нам примеры таких типов десятками. Однако и высокая эстетика без живой души, со-радующей и со-страдающей - пустышка.

Извините, Геля, если отзыв слишком "пространный." Я стараюсь проводить и на прозе.ру время с пользой. Читать умных и отвечать умно)

Приятно было познакомиться с вашей прозой.

Ps Добавлю (чтобы мои слова не звучали как обесценивание). Если психотерапевт может помочь "встроиться в механику социального взаимодействия" - это уже немало.

Екатерина Киппер   05.06.2023 13:28     Заявить о нарушении
Екатерина, спасибо огромное за ваш замечательный комментарий. Хочется ответить на него так же развернуто, а значит -буду ждать доступности компьютера (сейчас в поездке).И заодно познакомлюсь ближе с понятием "тропы")
Не прощаюсь,

Геля Островская   19.05.2023 22:05   Заявить о нарушении
Вот пример одного из художественных тропов (метафоры) в вашем позавчерашнем комментарии (к очерку о Есенине).
"Хотя временами именно земное кусало за пятки, и уязвляло, возможно".
"Земное кусало за пятки" - я написала, что это очень звучит точно, но еще и образно, выразительно. Я, если встречаю на просторах интернета неожиданные эпитеты, сравнения и проч. - записываю их себе в блокнот, приучила себя к этому. Люди иногда говорят исключительно образным языком и даже не замечают этого. Вот недавно прочитала в чате, где ведется речь о животных и птицах: кто-то описал самца краснокрылого дрозда так: птица с оранжевыми погонами. Мне просто влетел этот образ в голову. Потому что у самцов краснокрылого дрозда оранжевые пятна на раскрытых крыльях выглядят именно как "погоны". Или, например, про бурундуков (они невероятно быстро бегают, как известно): зверек с гоночными полосами, - в этом случае сравнение "двойное": скорость и внешний вид.
Вот у вас великолепное олицетворение: "...ароматная паутина резных гераниевых листьев вся приникла к большому оконному стеклу на кухне, распласталась на нем с удовольствием и смотрела в просторный двор, ловила солнечные лучики, радовалась смеху детей на площадке, первой замечала нас...".
Надеюсь, все это не очень занудно.

Екатерина Киппер   19.05.2023 23:00   Заявить о нарушении
Увлекательно! Я написала ответ в рецензию к публикации о Есенине.
Продолжу о "ножницах" (понравилась образность)) действительно, от рептилоидов "Сделайте мне красиво" до гигантского увеличения амплитуды в обоих экстремумах, огромного минуса по шкале Этика до условно положительного в Эстетике. А есть ли в Эстетике "условно положительное"? Тут вы лучше знаете. На этом пути "Цветы зла", всего лишь цветочки).

Геля Островская   20.05.2023 12:12   Заявить о нарушении
Вот точно! Именно "присвоение"!..Критерий из Канта - опять не знала, спасибо Вам, и как раз к разным видам восхищения и любви относится (обожания, обожения и тд). У Достоевского и в Достоевском самом это как раз очень выпирает.
Как-то давно задала вопрос Сокурову об этическом и эстетическом в творчестве и сознании Достоевского и любого гения: когда творец-человек чувствует себя вне границ этического, та ли это окрыляющая свобода?..Или именно страсть и обладание, хищничество?.. Не захотел понять и ответить.

Геля Островская   20.05.2023 18:50   Заявить о нарушении
Отвечая на другой ваш комментарий: да, зарабатывать деньги легче людям прагматичного склада, во-первых, это всё, на что они способны (как у Уайльда: "работа - последнее прибежище для посредственностей"), во-вторых, это всё, что их интересует, потому что деньги связаны с предметами, а дальше "предметного мира" они не идут, в-третьих..., а в-третьих то же, что и во-первых: без денег они ничто.
Не зря люди творческие обычно сидели на мели. Не потому что не могли заработать, а потому что мотивации зарабатывать нет. Ван Гог мог бы стать прекрасным арт дилером (его родственники владели огромными художественными галереями, в Амстердаме и Лондоне, по моему, и в Париже). Но он не хотел продавать мазню. И прямо в лицо говорил это покупателям - что они приобретают дешевку, псевдоискусство. А псевдоискусства он не выносил.

Екатерина Киппер   20.05.2023 18:51   Заявить о нарушении
Да, и про "воздух" - точно. Не зря самая злая зависть - духовная.

Геля Островская   20.05.2023 18:51   Заявить о нарушении
Ну да, они "заточены" на деньги и комфорт). Но такое чувство, что у них особый нюх) и как-то не беспокоятся особо. Вот вся семья этого "героя", переселившись постепенно в Петербург, не обладая никаким особым капиталом ни в виде знаний, ни в виде финансов, очень быстро "устроилась" и живет с большим (сообразно совим представлениям) вкусом). У меня все же есть чувство, что людям такого склада сама жизнь в материальном ее проявлении (какой-то слой , страта) идёт навстречу. Типа "Обнюхайтесь, вы же родные").

Геля Островская   20.05.2023 18:55   Заявить о нарушении
P.S. Сколько раз "особо" произнесла! Видимо, они поразили меня своими качествами).

Геля Островская   20.05.2023 18:57   Заявить о нарушении
Сокурову? Режиссёру? Помню его "Фауста".
Достоевский сам, кажется, балансировал. Что-то дикое было в нем. Это очень видно по его отношениям с женой, Анной Григорьевной. По её дневнику, особенно неотредактированному, который она вела в первый год их брака. Как она все это выносила - игнор (однажды Федор Михайлович сказал ей, чтобы она не пила из какого-то ключа, она сделала глоток, он четыре дня с ней не разговаривал), его скандальность ( устраивал склоки в ресторанах), страшную ревность и тд. Из одной большой любви и выносила. И преклонения перед гением.

Екатерина Киппер   20.05.2023 18:58   Заявить о нарушении
А меня вчера зациклило на слове "вот")) Три раза повторила. Вот...вот...вот...

Екатерина Киппер   20.05.2023 18:59   Заявить о нарушении
Да, режиссеру. При посредничестве общего знакомого. Лично Сокурова не знаю, почему-то показалось (после нескольких лет моего отсутствия в России в середине 90-х), что он знает ответ. Теперь бы не спросила, точно.

Геля Островская   20.05.2023 19:13   Заявить о нарушении
В Достоевском много дикого было. Меня вот удивляет модное теперь в определенных кругах преклонение перед Иваном Карамазовым (Ольга Брейнингер, "гуру автофикшн", носит его имя татуировкой на запястье). Или я чего-то не понимаю.

Геля Островская   20.05.2023 19:17   Заявить о нарушении
Почему Иван?..Устроивший убийство отца?..Самый такой рациональный, самый "не русский"...

Геля Островская   20.05.2023 19:45   Заявить о нарушении
Ps Ада (старшая дочь)

Екатерина Киппер   20.05.2023 21:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Настолько трепетно и чувствительно описано, что я сама утратила этот цветок, который напоминал мне о детстве, бабушкином окне, уставленном различными цветами, среди которых была и она, герань.
Знаете, Геля, а я никогда не любила герани. Меня всегда раздражал этот запах. Про душистую герань не знала даже. Нашла в интернете. Оказывается, она имеет лимонный, земляничный, розовый, яблочный...запахи. И мне захотелось иметь дома такой цветок или в саду, если он переживёт крымские зимы.
Очень красочно печально.
Спасибо!

Елена Тюменская   20.03.2023 00:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена!
В детстве я, воспитанная на "фикус, герань, канарейка...как символы мещанского быта", тоже недолюбливала герань. Но все же аленький цветочек на бабушкином окне запомнился. Потом уже распробовала разные цвета и формы герани).
Мне кажется, что на улице герань (за исключением садовой, многолетней) не перезимует. А на лето если высадить- будет очень благодарна.
В Венгрии, кстати, очень много герани: украшают дворцы-купальни Эстергази и Сечени.
В герани такое вещество - гераниол, масло делают очень душистое, добавляют во многие парфюмерные композиции.
В общем, я герань от души советую.
А к молодому человеку и сейчас испытываю неприязнь.
- Книг они не читают, но идеально приспособлены к жизни: очень быстро устраиваются, богатеют, лишнего в голову не берут, Психика стабильная, рефлексия отсутствует. - Дочка находит свои плюсы...- Счиатет, что компенсация нам, рефлексирующим невротикам))). Но такие люди как трактор: переедут и не заметя. Утрамбовывают под себя. Еще примечательно: для них все, кто не кровные родственники - чужие.

Геля Островская   20.03.2023 09:46   Заявить о нарушении
Геля, сегодня насмотрелась картинок с геранями. Очень красивые есть сорта. Как-то увидела в контакте фотографию сада, настолько там всё было гармонично и красиво обустроено в плане цветоводства, что я не удержалась и похвалила хозяйку этого сада. Так вот, у неё там прямо в земле росли разные сорта герани. Я спросила, оставляет ли она их на зиму. Оказалось, что она их садит каждую весну, а осенью выкапывает и держит в домашних условиях всю зиму.
А сегодня я смотрела старый советский фильм и там на окне был горшочек с резными листьями той, душистой герани из Вашего рассказа. Если бы я не прочитала вчера рассказ, я бы и не заметила:).
В общем, загорелась я.:)

Елена Тюменская   20.03.2023 21:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Спасибо. Очевидно, можно объяснить пословицей: "Любовь зла, полюбишь и козла". А вообще-то, "что не делается, всё - к лучшему".С улыбкой,

Евгений Солнечный   08.04.2019 19:50     Заявить о нарушении
Да, Вы правы)
Спасибо!

Геля Островская   08.04.2019 20:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Дааа!... Вот это конец рассказа! Начинали то как: последнее предложение во втором абзаце непонятное, а ля модернистка Верджиния Вульф...
И в конце: "А ты, моя дочь?" (С) (восклицательного знака не хватает - я дУмую).

Это мне напомнило... Понравилась мне девушка. Пригласила меня в гости. В квартире никого. Я осмотрелся. И мне стало не хорошо: во всей огромной трёхкомнатной квартире не было НИ ОДНОЙ книги!!!..
...продолжать не буду.


Абатт   09.12.2018 16:41     Заявить о нарушении
Даааа!
У Вас на каждую ситуацию есть подходящее воспоминание из встреч с женщинами)).
Мне кажется, что Вы изрядный жизнелюб)))

Геля Островская   10.12.2018 00:41   Заявить о нарушении
Вирджиния Вулф (оказывается, что без "Ь"). Кстати, в одном её романе часто упоминается герань.
Правильнее "изрядный женолюб" (наверно).Очень люблю красивых - во всём - женщин, но... по словам мой жены я - "глядун" больше.
Но, несмотря на этот факт, ситуаций было достаточное количество. Это да.

Абатт   11.12.2018 22:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Мы разочаровывали своих родителей по-своему, дети уже нас по-своему...
Но всё же "ни одной книги" и этот "порядочек" мне бы тоже не понравились.

Капитан Медуза   01.12.2018 20:50     Заявить о нарушении
Вот именно, этот «порядочек»)) Вилка, ложка, сковородка))
И, заметьте, в первый же заход). «Что за бардак, разве так можно жить... чтобы ЧИСТО было!» и это молодежь...))

Геля Островская   01.12.2018 21:27   Заявить о нарушении
Да....
Что поделаешь ))

Капитан Медуза   02.12.2018 00:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Мне тоже нравится герань. Как-то отдыхала в Швентойи (Паланга 2, Литва) и у хозяйки во дворе была большая клумба, на которой в самом центре буйно цвела герань. Это очень красиво!

Понятно про друга: ему не ведомо, похоже, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. С годами освоит и эту науку.

Ольга Реймова   17.11.2018 21:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик)
Согласна с Вами, научится молодой человек)) хочется верить))
И прямо представила эту клумбу в Литве, с роскошными геранями посередине...
Моя старшая сестра жила в Вильнюсе много лет, и мы с детьми приезжали в гости..
Помню запах Литвы, чистоту и обилие цветов!! Везде...на клумбах, окнах, у цветочниц...

Геля Островская   18.11.2018 10:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Наша в цвету. После сухого и жаркого лета во дворе, сейчас комфортное отдохновение на подоконнике.
Но главный в их братстве декабрист. Или как ещё называют этот сокулент - рождественский кактус.
Наш в семье с 1968го года.))
Уже несколько раз хоронили, но пересаженный в новый, больший горшок, он неизменно оживал. Пережил и путешествие в контейнере из Азербайджана. Сегодня он живёт в большом ведре из под краски. Пока не жалуется, но выносить и заносить его в дом становится всё сложнее. Не знаю, как сложится судьба ветерана. Это уже нечто культовое в интерьере и часть нас самих.))

Юрий Ник   16.11.2018 22:22     Заявить о нарушении
Привет вашему декабристу от нашего)))
Наш тоже фантастически разросся и из чахлого суккулента превратился в роскошное чудо, цветет долго и цветы настолько роскошные и своей многоярусной формой и королевским малиновым цветом...
Спасибо за твое, как всегда живое и образное слово, Юра!

Геля Островская   17.11.2018 11:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Изменился мир. И даже если не сокрушаться по этому поводу, все больше чувствую свою инородность. А у меня 4 герани, из семечек выросли. И все разные!

Елена Гвозденко   16.11.2018 12:22     Заявить о нарушении
Из семечек никогда не пробовала и даже не слышала о такой возможности! Буду исследовать, спасибо, Лена))

Геля Островская   17.11.2018 11:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Слов нет. Просто настырное, без оглядки на этикет - вытеснение старого молодым.
И не в лучшей форме. Жаль герань.
Охошеньки...
Если шутить, то вспоминается классика про "конфликты" поколений.
Старшее, когда ничего не может добиться в разумлении молодого, говорит:
- Ничего, внуки за нас отомстят!

Всё вернется на круги своя. Только роли поменяются.

Кандидыч   15.11.2018 16:33     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за понимание, поддержку и добрую шутку!
Но кроме шуток, люди сейчас формируются непонятные, механистические...Хочется крикнуть: Берегите детей! нас окружили гуманоиды!

Геля Островская   15.11.2018 19:14   Заявить о нарушении
Не думаю, Геля. Это "старая песня" - если бы молодость знала.
Во все времена.
Просто анекдоты про зятей и тёщ, невесток и сверковь - не на пустом месте появились.
Это надо учиться немного предвидеть заранее.
Мы тоже не сразу готовы к новым ролям.
И многое бывает обидно и неожиданно.
Тут главное мудро, без конфликта всё постараться решить.
Но герань жалко.

Кандидыч   15.11.2018 19:26   Заявить о нарушении
Не...конфликта нет)) парень неплохой, не вредный) мы даже дружим)
но мир точно за последние 100 лет стал другим
человека в нем все меньше)

Геля Островская   15.11.2018 19:34   Заявить о нарушении
Ну уже хорошо. Может сам догадается купить такую редкость.
А мир - конечно. Было бы нелепо.:)
Лет восемьдесят назад - пахали на лошадях, топили печь и на телефон с лампочкой
смотрели как на чудо, полеты в космос вообще считались сказками.
А сейчас? И всё в пределах одного поколения.:)

Кандидыч   15.11.2018 19:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вершки и Корешки» (Геля Островская)

Знакомая ситуация и это худо, когда нет своего личного пространства, своего дома, куда никому не придёт в голову сунуться со своими представлениями об уюте.
Велика Россия а голову негде приклонить: везде найдутся распорядители.

Леотим   15.11.2018 01:42     Заявить о нарушении
Есть свой дом, и не один даже))
Речь о новом человеке, который деятелен и механистичен, и мы (люди) со своей культурой ему абсолютно неинтересны.

Геля Островская   15.11.2018 12:14   Заявить о нарушении