Рецензии на произведение «Лучшие учебники по математике и физике из опыта»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Понравилась первая рецензия к этому тексту.
Собственно же к тексту отмечу недосказанность важного явления:
специальное создавание плохих учебников.
Они не называются "плохими", но ДОЛЖНЫ не давать знать в полноте.
http://proza.ru/2019/05/16/1156
Школа второго коридора - называется этот текст по ссылке. Создание недоучек поставлено как осознанный процесс давно. Широко.
После 1991 года - и у нас.
Не говорить об этом - тоже ведь нельзя.
Недавно после моей полемики с Михаил Анохин
заглянул в поиск на слова "Курт Гёдель" и в википедию
Ужасы, что выложено сейчас о теореме о неполноте. Сравниваю с брошурками советскими - и вижу :
Пакости сознательные, за ради того, что бы сложно было разобраться.
Т.е. захваченная экономически страна ещё не определилась с правилами в экономике, а "бойцы невидимого фронта" ушли далеко далеко вперёд,
заботятся о глупости подрастающих.
Как сложится в дальнейшем ?
Не ведаю.
И обращу косвенно внимание на похваленную мной рецензию: у автора там не видится нисколько усилий обратить внимание на алкоголь как социальную ( ! ) болезнь,
опять же - сознательно распространяемую.
к этому поэтому ещё ссылка: http://proza.ru/2018/06/01/1576
и приглашение заглянуть в сборник Триз.
Да, учебники нужно выбирать, оберегать выбранное. Успехов.
Георгий Сотула 08.12.2019 03:30 Заявить о нарушении
Позвольте о маленьком одолжении. Фразу "И в таких рядах..." можно удалить, отредактировав рецензию? Есть тут всякие троли, еще в модерацию побегут.
А так согласна, что ситуация с образованием аховая. Все менять!
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:26 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:29 Заявить о нарушении
Совершенно согласна! И с тем, что делается это вполне осознанно.
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:30 Заявить о нарушении
Можно написать об этой знаменитой теории статью, может быть. Я сторонница того, чтобы математические науки, тем более, физика, химия излагались максимально приближенными к той реальности, предметного мира, которая нас окружает.
Давид Гилберт однажды написал Список Гилберта. Он задал задачи на 20 век математикам мира. Это был список из 23 проблем математики, которые предстоит решить.
Этот список получил большую известность как программа развития математики.
П.2 Списка значился так:доказать непротиворечивость аксиом арифметики.
Что такое арифметика? Это сложение, вычитание, умножение, деление. 4 действия.
Нужно доказать, что та аксиоматика, на которой строится арифметика полна и непротиворечива. И по ней можно решить любую задачу арифметики и доказать любое утверждение, его истинность или ложность.
Однозначно и твердо. Это истинно. Это ложно.
2+2=4
Это истинное арифметическое высказывание, основывающееся на аксиоматике арифметики.
Задача поставленная Гилбертом состояла в том, чтобы строгими методами математической логики доказать, что аксиоматика арифметики ПОЛНА, то есть нет такого арифметического высказывания(примера), которого нельзя доказать или его истинность, или ложность, только на базе аксиом арифметики.
И что аксиоматика арифметики самодостаточна и внутренно непротиворечива. Ну вспомним, что в геометрии аксиоматика Эвклида содержала камень преткновения, 5-ый постулат, о параллельности прямых. Который потом стал основанием геометрии Лобачевского.
То есть что такое внутренняя непротиворечивость? Это если аксиома А утверждает, что 2+2=4, а по аксиоме B 2+2 не равно 4. И какая аксиома тогда верна?
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:45 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:47 Заявить о нарушении
Продолжая наглядный пример.
2+2=4
4+2=6
До сих пор правильно в соотв. с аксиомами и правилами арифметики?
Истинные утверждения эти примеры и четыре плюс два равно шести карандашам в пенале или 6 ягодам в вазе.
А если сформулировать 2-4=?
Это высказывание истинно или ложно? В соответствии с системой аксиом классической арифметики это высказывание ложно, потому что нельзя из пенала вытащить больше карандашей, чем та лежало, и из вазы больше малины, чем там было.
Таким образом, высказывание 2-4 является ложным.
Так или нет?
Да, если опираться на классическую аксиоматику арифметики.
А если ввести ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА?
и ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ С НИМИ?
НО тогда 2-4=-2
А такие числа в арифметике не были известны тысячелетия. Были известны натуральные числа от 0 до 9 и действия с ними.
НО может быть тогда мы просто добавим новые аксиомы и теория станет полной и непротиворечивой?
Гёделева теорема принципиально накладывает запрет на это. ПО его теореме нет такой системы аксиом, чтобы описывала всю реальность, всякое наше зннаие изначально неполно.
А также:любое утверждение может быть как истинным, так и ложным. Как А так и не А. И в обоих случаях истинно.
Все зависит от аксиоматики, системы постулатов. Именно поэтому теорема Геделя о неполноте наряду с Теорией относительности Эйнштейна получила такой успех. Это сходные теории, верно? Все относительно. Гедель и Эйнштейн, кстати, дружили.
Зера Черкесова 2 08.12.2019 00:58 Заявить о нарушении
Не или-или, но и-и. И так истинно, и так истинно. И так ложно, и наоборот ложно.
Это антики любили:парадоксы.
Является ли теорема Геделя сама по себе верной?
Я бы сказала так:она в русле эпохи, которая стремилась подвергнуть все сомнению, и всему придать статус относительности, когда незыблемость была отброшена от монархических режимов до физики, от искусств до поэзии итд.
Сейчас Теория относительности активно оспаривается, но каждое время мыслит в своих трендах, по своему решает вечные вопросы.
Зера Черкесова 2 08.12.2019 01:03 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 08.12.2019 01:07 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 08.12.2019 01:08 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 08.12.2019 01:09 Заявить о нарушении
К Гёделю:
Собирался отдельно обозначить текстом. М.б. чуть позже. Собирался вот о чём в разрезе вами помянутого: ни Эйнштейн, ни Гёдель - как математики практики, способные новое создать - к например атомату стреляния зенитки рассчитать что то - по своим умениям не нужны.
А вот пристонский центр, где собрались после "нового курса" от Даллеса
в т.ч. специалисты по "заморачиванию мозгов" - оказались нужны . И Эйнштейн - там герой.
Что полезное от него ?
Сами физики говорят - НИЧЕГО. И это говорят ещё вежливо.
(кстати: наш Сахаров включён в список группы физиков только по письму помощников СССР информацией из за рубежа. Возможно без этого письма мы бы так и не узнали как умён этот физик)
Возвращаюсь к Гёделю:
Его первое заявление у меня никаких возражений не вызывает. А вот последующие - подозреваю уже не им лично инициированы. А как раз для глупости внешних читателей.
Не в обиду, попробую с Вами об этом. На примере вами написаного.
Хотя бы вот:
2-4=?
Вы говорите ложное. Я - никак нет . Не ложное. Показывает -2 - сколько недостаёт.
А далее смотрим аксиомы. Они могут быть разные в разных арифметиках. Если арифметика ТОЛЬКО с натуральными. То этот недостаток числа. Никакого противоречия.
Противоречию НЕОТКУДА взяться, если вопрос из правил аксиом.
Арифметика непротиворечива.
И параллельность прямых легко доказывается.
Всё разрешение теорем Геделя - в усмотрении аксиом и правил.
В интернете приводят глупо примеры, не приводя исходные правила. Которые могут быть разные.
А цель "организаторов" Шума о Гёделе была борьба с однозначностью. С иерархичностью правил человечества.
Успех организаторы имели закономерно колоссальный, особенно если учесть имещиеся наличия у них в подчинении СМИ и наработанный опыт лукавства.
По 2-4=
прошу высказаться.
Георгий Сотула 08.12.2019 03:59 Заявить о нарушении
Но есть еще дух времени. Цайт гайст(немецк. дух времени).И выше я об этом тоже сказала, упомянув внутренне сходство теоремы Геделя о неполноте и теорию относительности Эйнштейна.
Я не готова сейчас сходу опровергать эти концепции, и не считаю, что это правильно. Любые научные теории утсревают, это так, как и люди. Ни одна самая революционная некогда научная теория не может быть незыблема навечно, она обязательно подвергнется пересмотру. займет свое место в процессе бесконечного познания.
Примеры, что я привела по арифметике, я, вообще, взяла из комментов под статьей о теореме Геделя, где комментаторы просто делились мнениями. Мне показалось, что эти примеры хорошо иллюстрируют для нематематиков суть этой теоремы. Чтобы доказать или опровергнуть теорему Геделя нужно вникнуть в нее, в те силлогизмы, что у автора, то есть у Курта Гёделя.
Зера Черкесова 2 09.12.2019 19:36 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 09.12.2019 19:38 Заявить о нарушении
Это тех. сообщение позже к удалению мною, как м.б. и некоторые вами ваши здесь не особо содержательные.
Не об этом:
прошу при рассмотрении теоремы. Не вникать глубоко в термины. ВСё переводить на язык школьника. Если кто и хотел заморочить голову терминами, нам с вами их не одолеть в этом. Этому искусству тысячелетия.
А вот когда Только на простой смысл опираешься - тогда есть шанс.
Пример Системы аксиоматики: чисел всего пять начальных от единицы. Действий - только сложение. И только два последовательных плюсования возможны, третьи плюсования - уже запрещены. складывать с собой нельзя. (едиственность конкретного числа в формуле).
Вопрос (чтобы понять сам принцип аксиом) : сколько есть и какие числа "выводимые - производные"
Вопрос: какие границы системы. Есть ли границы не расчётные, а заданные начально.
..... Не забываем о упражнениях для глаз - бережём зрение.
Георгий Сотула 09.12.2019 21:48 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 09.12.2019 22:12 Заявить о нарушении
К сожалению. И сказанное Вами "конструктивный" о диалоге ставится этим под подозрение.
По моему мнению: причина - в вашей загипнотизированности научными терминами, которых Вы не понимаете, как и иные многие, в т.ч. академики.
Я поставлен в положение: вести монолог, а не диалог, вещать в "пустоту". Но раз ввязался, постараюсь до окончить, а потом видно будет.
Приведеный мной пример о пяти числах может быть здраво использован и о пальцах. Которых пять на руке.
Давняя потребность считать не могла их не спользовать.
Как?
Каждый палец получил имя. И палец на второй руке - тоже своё, как и каждая рука.
Начальное сложение - это простое прибавление по единице определённое количество раз. Получается ответ - имя пальца, на котором остановились.
Вычитание - аналогично перебор, но от результата в обратную сторону.
Ничего не натурального здесь нет.
Соответственно,
если тот, кто был должен четыре, а принёс в погашение долга пока только два, получит в результате ответ: теперь долг стал Два.
Но это написал, ещё раз обращая ваше внимание как преподавателя на обязательность опоры при обучении на понятное для ученика, на принесение ему вреда от иных математических терминов, которые никак не могут быть усвоены даже и много старшими людьми, и даже психологическими здоровыми.
Не для того эти термины вводились.
А вводились с целью уродовать психику. В т.ч. и применённый вами "силлогизм" без перевода на родной ныне учеником употребляемый язык.
Ведь математика, как никакой иной предмет - преподаётся во всём мире.
К Вашим словам о "Дух времени" :
Да,1930-е годы - это время экономического "пожинания плодов" некой банковской талмудической общности на планете. Со стеснительно умалчиваемым центром, но..
покорена Германия в Первой мировой, теперь платит. Россия и иные использованы в этом за бесплатно, теперь будут брать кредиты, и т.п...
Иногда вспыхиваемые то там, то там, призывы к прояснению цифр экономики процесса периода времнени, успешно и легко подавляются.
Ведь заметьте: не обращая внимания на то, что там Гёдель сказал, - изначальная тема тема - однозначность.
И она имеет место быть. И в обществе, и в экономике тоже.
Иначе нет и бухгалтерии.
Вот против однозначности и среагировали своевременно, не давая пустить обсуждения на "вольные хлеба". Мало ли..
Очень интересные сорок лет после 1930х. В 1970х - казалось бы - вот она, планетарная человечность в её становлении.
Совершенно удивительные постановления ООН. И в отношении наркотиков, и во многих других вопросах.
.....
Не продолжаю, дабы и вовсе не увести взгляд от начальной темы. С постоянством пожелания чёткости и успешности -
Георгий Сотула 21.12.2019 03:02 Заявить о нарушении
Засим с уважением.
С Новым годом! С наилучшими пожеланиями!
Зера Черкесова 2 24.12.2019 09:07 Заявить о нарушении
Прошу в планируемом Вашем рецензионном как то отметить и о упомянутой с Вами игре детям "ДА НЕТ". Успехов им.
Георгий Сотула 24.12.2019 10:16 Заявить о нарушении
Как СТО Эйнштейна стала фундаментальной теорией.
с мои дополнением.
http://proza.ru/rec.html?2019/09/15/1441
Георгий Сотула 29.12.2019 04:17 Заявить о нарушении
Ильгиз Исламгулов 29.03.2020 04:16 Заявить о нарушении
ДВАДЦАТЬ КОПЕЕК студенческая байка.
В точных науках я всегда был полный баран.
Впрочем, в гуманитарных дело обстояло, пожалуй, немного хуже. Но об этом – после.
Итак я второй раз прочно завалил экзамен по высшей математике.
Екатерина Петровна Шамова – так звали мою любимую преподавательницу математики – как-то вяло, даже, пожалуй, сонно промолвила:
- Студент Айбазов, я вам дам третий и последний шанс. Приходите ровно через неделю в это же время в этот кабинет, здесь будет экзамен…После третьего «неуда» вы, как мужчина, как благородный человек, без эксцессов, без душераздирающих сцен идете в деканат, и забираете свои документы. Я очень плохо переношу, когда студент, особенно мужчина начинает унижаться, канючить…Вы, наверное, в курсе..
Я был в курсе. Мы все ей ужасно сочувствовали – недавно разбился ее муж во время прыжков с парашютом. И ее следовало оберегать от стрессов.
Я еще подумал – может прямо сейчас пойти и забрать документы? Чудес не бывает – если за два года у меня в голове не зацепилось ни одно уравнение, ни одна теорема, то за эту неделю я навряд ли стану Лобачевским. И даже Евклидом стать не светит…
Надо попутно заметить – после описываемых событий прошло более трети века, тем более – дело происходило в Сибири, да в какой точке Сибири – старинном студенческом, научном граде Томске… То есть – о подношениях, подарках, знакомствах, и проч.. и думать как-то было диковато.
Я шел по городу, в голове лениво ворочались мысли… ну, словом – всё по классике – был самый разгар весны.. а может, начала лета…
В общем – я шел, и думал: на какого чёрта биологу эта высшая математика? Ну в какой ситуации он использует интегральное исчисление, или, скажем – теорию больших чисел…
- Парень, дай двадцать копеек… - услышал я совсем рядом проникновенный, даже, пожалуй – задушевный голос. Голос потрепанного, замурзанного мужичка в самом деле проникал в душу. И то, что я, не раздумывая полез в карман за мелочью, скорее объяснялось тем, что он возвращал мне уверенность в себе, подсказывал, что я еще далеко не на дне, что есть люди куда несчастнее меня.. Он возвращал меня к жизни..
А может быть – это была судьба, рука ангела хранителя… как там еще говорят поэты?
Я дал ему, пожалуй, больше двадцати копеек, вполголоса пробормотал:
- Мне б твои проблемы, мужик, ты хоть слово такое слыхал – высшая математика.. Я экзамен завалил и меня из университета вот-вот турнут..
Видимо, я рассчитывал, что он после этих моих слов придет в благоговейный ужас от того, с какой грандиозной личностью столкнула его судьба, но…
- А.. да это ерунда – высшая математика. Это дело мы быстро поправим.. – как-то уж очень легковесно что ли, беспечно заявил он.
«Вот бывают такие сволочи… - мелькнула мысль, - Я человека выручаю, а он издевается. Нет в жизни справедливости… И подзатыльник давать нельзя – руку себе испачкаю в какой-нибудь дряни..»
Он, видимо, почуял каким-то звериным чутьем мое состояние, заговорил скороговоркой:
- У тебя там что – матанализ, дифференциальное исчисление, ряды...?
- Ты, мужичок, такие мудреные словечки где-то нахватал.. Даже слышал такое слово – высшая математика, - с нажимом сказал я.
- Да уж слыхал.. Лет пятнадцать работал преподавателем в твоем университете, на физико-техническом факультете. До того инженерил на номерном заводе.. Давай, я тебе быстренько объясню – ты пойдешь пересдашь..
Экзамен сдавала какая-то группа, я взял билет, прошел – сел в заднем ряду , стал готовиться… В билете обычно были три вопроса – две задачи и немного теории. Екатерина Петровна теорию и не смотрела – прекрасно понимала, что ловкому студенту перерисовать из книги особого труда не составит. Она смотрела задачи.
Она несколько раз оглядела группу, бросила на меня пару быстрых взглядов - действительно ли перед ней сидит тот самый оболтус – студент Айбазов, а то ведь в жизни всякие истории бывают – находят удивительно похожего двойника…
- Скажите мне честно, кто вам помогал? Я вам поставлю положительную оценку в любом случае. Эта группа – первокурсники, они эту тему еще не проходили, не могли вам подсказать…
- Екатерина Петровна, задачи я сам решил. Можете задать еще несколько…
Ну, то, что она была просто поражена – ничего странного. Я сам обалдел от своих способностей – вот что интересно.
- Но этого не может быть.. – растерянно бормотала она. – Такого не должно быть… Где здесь подвох…
- Фокус – мокус, - пожалуй, слишком самоуверенно говорил я. Кстати, надо заметить – в молодости я был очень нахальный, развязанный малый. Это теперь я стал удивительно скромный, деликатный… Ну, это к слову. – Отметочку мне какую-нибудь поставьте, а объясню я вам потом.
- Ну, «отл» я вам, конечно, не поставлю – не положено с третьего раза. А «хор» - пожалуйста. А можно я вам еще несколько задачек задам?
- Да-да, конечно, - говорил я, на всякий случай подвигая к ней зачетку.
Кстати – я могу показать желающим ксерокопию с тем самым «хором».
Прошло несколько лет. Такая уж вышла судьба, я сдружился с Володей Шкаликовым, корреспондентом областной молодежной газеты кажется – «Молодой Ленинец». А Володя был другом ее мужа, вместе занимались парашютным спортом. И вот он случайно пригласил вместе друзей семьи – её и меня, на какое-то торжество – день рождения то ли дочери, дочери, то ли жены…
Мы оба, конечно, немного удивились этой неожиданной встрече, она и спрашивает:
- Ну теперь-то объясните мне честно – где был подвох, Айбазов..
Я честно попытался рассказать ту историю с того момента, как я второй раз провалился на экзамене, но она осталась неудовлетворенной, ожидала услышать какую-то невероятную историю.
А ничего невероятного, всё просто и банально.
Алексей Белозеров, так звали моего спасителя, когда-то окончил физико-технический факультет того же ТГУ, судьба у него складывалась поначалу прекрасно, потом, как часто бывает с одаренными личностями, он стал попивать, начались семейные нелады (или – наоборот, я уж не помню), словом надломился человек, покатился…
Одет он был в резиновые сапоги и совершенно обшарпанный плащ, несмотря на то, что прилично припекало, зарос как черт рыжей щетиной… Я ему предложил платить пять рублей за пару (часов), это, по-моему, по тем временам была профессорская ставка. Но он скромно отказался, сказал, что это слишком большие деньги для него, что он быстро угорит.. За большую бутылку портвейна, ценой, если мне не изменяет память – в рубль сорок в день, и ёмкостью в три четверти литра, плюс скромная закуска, он взялся обучить меня высшей математике, пройти со мной полный курс за пять дней.. Да, он поставил условие, что проведет собеседование (а вдруг я совсем непробиваемо тупой!), результатами беседы остался доволен…
Я, конечно, сводил его в баню, переодел в свою старую одежду, сводил в парикмахерскую, так что рядом с ним вполне можно было уже находиться…
Я тогда снимал угол у старика Якова Лукьяныча Шейдемана, немца, фронтовика, инвалида, бывшего машиниста паровоза, который два раза слетал под откос со своим паровозом и составом. Кстати, был весьма занятный старикан, со своей философией, шутками-прибаутками, увлекательными историями.. Но не будем на Лукьяныча отвлекаться, а то выйдет целая повесть… Так вот мы занимались в нашей халупке.
Алексей проводил со мной два занятия в день по два часа. Проводил он занятия всегда одинаково. Большую часть времени занимали байки, анекдоты, головоломки, задачки…а под конец он сообщал, что это такая-то тема, а задачи стал ставить всё сложнее и сложнее, под конец объявлял, что я прекрасно владею материалом….
После экзамена я ему вполне искренне предложил держаться вместе, стал заверять, что никогда его не брошу, попробую вытащить…
- Да нет… - говорил он как-то обреченно за «прощальным ужином». – Зачем я тебе.. У тебя своя жизнь, вся жизнь впереди.. А моя… уже кончилась..
История эта вполне реальная, совпадения имен, событий неслучайны, возможно – найдутся люди, которые знали героев данной истории – отзовитесь…
Юсуф Айбазов 12.03.2019 23:22 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 14.03.2019 18:29 Заявить о нарушении
Действительно, книги М.Я.Выгодского по математике много раз переиздавались. Ценность их бесспорна.
С уважением,
Асламбек Гайтукаев 18.01.2019 15:45 Заявить о нарушении
К сожалению, новейшие переиздания, как и старые, грешат карманным форматом и мелким шрифтом, как для справочников, а надо переиздавать уже как настоящие учебники. М.Я.Выгодский сам стал классиком научно-педагогической литературы и заслуживает более активных переизданий и переводов на другие языки.
Спасибо.
Зера Черкесова 2 18.01.2019 01:01 Заявить о нарушении
Асламбек Гайтукаев 21.01.2019 10:50 Заявить о нарушении