Лучшие учебники по математике и физике из опыта

Илл.:Николай Ульянов. В лаборатории.

"Вся Русь учила физику по Пёрышкину".
 
Рекомендую. Учебники Александра Васильевича Перышкина.
 
А.В. Перышкин(см википедия) признавался, что хотел создать курс физики так, чтобы это было понятно всем. И чтобы не слишком объемно, сравнительно немного и хорошо изложено, и тогда прочно осядет в памяти.
 
Марк Яковлевич Выгодский строил свои курсы в историческом ключе, как развитие идей математики, а не преподнесение как застывших понятий. Этим его учебники принципиально отличаются от большого числа учебников математики:наличием историко-диалектического подхода. Выгодский был ученый и методист-марксист. И подчеркивал, что даёт математику методом марксисткой диалектики развития.
То же Марк Яковлевич Выгодский по математике. Революционер, и ученый-марксист.

Лучшие учебники для всех написал он. Бесчисленные переиздания. Хотя есть и работы его, о которых кажется захотела власть забыть.

 
В любой сфере есть такой проверенный временем и опытом поколений читателей ряд лучших книг и учебников. Вот их надо выявлять и держаться. Пухлые труды поначалу только отпугнут. Образование уму научает или нет, то дискуссионно. Но если уму нечем питаться, то он зачахнет. Учиться надо всегда. 

Придите самостоятельно к методам, которые ввели Эвклид, Кардано, Декарт, Эйлер, Галуа...И Галилей, Ньютон, Фарадей, Эйнштейн, а может быть, и Тесла. Только стараясь изо всех сил повторить путь титанов, на плечах которых мы стоим(по выражению Ньютона, неверно понимаемого)- мы может ПОНЯТЬ что откуда в науке берется. Иначе мы просто зубрилки и ничего более.


http://proza.ru/2020/12/15/1627
Аналитический ум и синтетический ум

http://proza.ru/2018/01/27/1789
О преподавании математики в будущем

http://proza.ru/2019/01/17/376
Лучшие учебники по математике и физике из опыта


Афоризм Софьи Ковалевской
http://proza.ru/2019/01/15/673

Запоминание не должно быть целью учебы
http://proza.ru/2017/08/10/1506


http://proza.ru/2018/11/08/172
Значительнее ли математика древнего Египта нашей?

http://www.proza.ru/2017/11/26/235
"Недоставало фантазии, чтобы заниматься математикой"(Д. Гилберт)

http://proza.ru/2020/11/25/180
Что главное в ночь перед экзаменом

https://zera-cherkesov.livejournal.com/190234.html
 


Рецензии
Понравилась первая рецензия к этому тексту.

Собственно же к тексту отмечу недосказанность важного явления:
специальное создавание плохих учебников.

Они не называются "плохими", но ДОЛЖНЫ не давать знать в полноте.
http://proza.ru/2019/05/16/1156
Школа второго коридора - называется этот текст по ссылке. Создание недоучек поставлено как осознанный процесс давно. Широко.
После 1991 года - и у нас.
Не говорить об этом - тоже ведь нельзя.

Недавно после моей полемики с Михаил Анохин
заглянул в поиск на слова "Курт Гёдель" и в википедию
Ужасы, что выложено сейчас о теореме о неполноте. Сравниваю с брошурками советскими - и вижу :

Пакости сознательные, за ради того, что бы сложно было разобраться.
Т.е. захваченная экономически страна ещё не определилась с правилами в экономике, а "бойцы невидимого фронта" ушли далеко далеко вперёд,
заботятся о глупости подрастающих.

Как сложится в дальнейшем ?
Не ведаю.
И обращу косвенно внимание на похваленную мной рецензию: у автора там не видится нисколько усилий обратить внимание на алкоголь как социальную ( ! ) болезнь,
опять же - сознательно распространяемую.
к этому поэтому ещё ссылка: http://proza.ru/2018/06/01/1576
и приглашение заглянуть в сборник Триз.

Да, учебники нужно выбирать, оберегать выбранное. Успехов.

Георгий Сотула   08.12.2019 03:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий!
Позвольте о маленьком одолжении. Фразу "И в таких рядах..." можно удалить, отредактировав рецензию? Есть тут всякие троли, еще в модерацию побегут.
А так согласна, что ситуация с образованием аховая. Все менять!

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо за упоминание ТРИЗ, о которой я знаю со школьной скамьи, читала и даже кое-что до сих пор использую из Теории решения изобретательских задач Генриха Альтшулера. Изложена в серии "Эврика"- книжка Н.Петрович. В.Цуриков. "Путь к изобретению". Вот она сейчас предо мной с полки. Рекомендую скачать. Тоже в свою очередь.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:29   Заявить о нарушении
"Они не называются "плохими", но ДОЛЖНЫ не давать знать в полноте".

Совершенно согласна! И с тем, что делается это вполне осознанно.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:30   Заявить о нарушении
А что до теоремы Гёделя о неполноте.
Можно написать об этой знаменитой теории статью, может быть. Я сторонница того, чтобы математические науки, тем более, физика, химия излагались максимально приближенными к той реальности, предметного мира, которая нас окружает.
Давид Гилберт однажды написал Список Гилберта. Он задал задачи на 20 век математикам мира. Это был список из 23 проблем математики, которые предстоит решить.
Этот список получил большую известность как программа развития математики.
П.2 Списка значился так:доказать непротиворечивость аксиом арифметики.
Что такое арифметика? Это сложение, вычитание, умножение, деление. 4 действия.
Нужно доказать, что та аксиоматика, на которой строится арифметика полна и непротиворечива. И по ней можно решить любую задачу арифметики и доказать любое утверждение, его истинность или ложность.
Однозначно и твердо. Это истинно. Это ложно.
2+2=4
Это истинное арифметическое высказывание, основывающееся на аксиоматике арифметики.

Задача поставленная Гилбертом состояла в том, чтобы строгими методами математической логики доказать, что аксиоматика арифметики ПОЛНА, то есть нет такого арифметического высказывания(примера), которого нельзя доказать или его истинность, или ложность, только на базе аксиом арифметики.
И что аксиоматика арифметики самодостаточна и внутренно непротиворечива. Ну вспомним, что в геометрии аксиоматика Эвклида содержала камень преткновения, 5-ый постулат, о параллельности прямых. Который потом стал основанием геометрии Лобачевского.

То есть что такое внутренняя непротиворечивость? Это если аксиома А утверждает, что 2+2=4, а по аксиоме B 2+2 не равно 4. И какая аксиома тогда верна?

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:45   Заявить о нарушении
Точнее, это внутренняя противоречивость аксиом А и В друг другу.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:47   Заявить о нарушении
И вот явился студент Курт Гёдель и заявил, что нет такой системы аксиом и быть не может! Любая аксиоматика НЕПОЛНА И ПРОТИВОРЕЧИВА. Никакая система аксиом не объемлет реальность. Поэтому теорема называется теоремой о неполноте. В широком смысле теории познания: о неполноте нашего познания. агностицизм.
Продолжая наглядный пример.
2+2=4
4+2=6
До сих пор правильно в соотв. с аксиомами и правилами арифметики?
Истинные утверждения эти примеры и четыре плюс два равно шести карандашам в пенале или 6 ягодам в вазе.
А если сформулировать 2-4=?
Это высказывание истинно или ложно? В соответствии с системой аксиом классической арифметики это высказывание ложно, потому что нельзя из пенала вытащить больше карандашей, чем та лежало, и из вазы больше малины, чем там было.

Таким образом, высказывание 2-4 является ложным.
Так или нет?
Да, если опираться на классическую аксиоматику арифметики.
А если ввести ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА?
и ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ С НИМИ?
НО тогда 2-4=-2
А такие числа в арифметике не были известны тысячелетия. Были известны натуральные числа от 0 до 9 и действия с ними.

НО может быть тогда мы просто добавим новые аксиомы и теория станет полной и непротиворечивой?
Гёделева теорема принципиально накладывает запрет на это. ПО его теореме нет такой системы аксиом, чтобы описывала всю реальность, всякое наше зннаие изначально неполно.

А также:любое утверждение может быть как истинным, так и ложным. Как А так и не А. И в обоих случаях истинно.
Все зависит от аксиоматики, системы постулатов. Именно поэтому теорема Геделя о неполноте наряду с Теорией относительности Эйнштейна получила такой успех. Это сходные теории, верно? Все относительно. Гедель и Эйнштейн, кстати, дружили.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 00:58   Заявить о нарушении
Еще античные философы, некоторые школы это развивали. Истинно как А, так и не А.
Не или-или, но и-и. И так истинно, и так истинно. И так ложно, и наоборот ложно.
Это антики любили:парадоксы.

Является ли теорема Геделя сама по себе верной?
Я бы сказала так:она в русле эпохи, которая стремилась подвергнуть все сомнению, и всему придать статус относительности, когда незыблемость была отброшена от монархических режимов до физики, от искусств до поэзии итд.
Сейчас Теория относительности активно оспаривается, но каждое время мыслит в своих трендах, по своему решает вечные вопросы.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 01:03   Заявить о нарушении
Для меня теорема Гёделя это яркий пример диалектики познания. Всё внутренно противоречиво и все неполно, процесс познания бесконечен и поэтому любое кажущееся незыблемым наше знание завтра может бтыь опровергнуто и скорее всего будет опровергнуто новым знанием. Более глубоким и полным приближением к истине.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 01:07   Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Напишу вам рецензию завтра. С вами интересно общаться.

Зера Черкесова 2   08.12.2019 01:08   Заявить о нарушении
Мою просьбу все ж выполните, пуганая ворона стала от трольских хулиганов:))

Зера Черкесова 2   08.12.2019 01:09   Заявить о нарушении
Зера ! Просьбу исполнил, конкретизирующее предложение убрал.

К Гёделю:
Собирался отдельно обозначить текстом. М.б. чуть позже. Собирался вот о чём в разрезе вами помянутого: ни Эйнштейн, ни Гёдель - как математики практики, способные новое создать - к например атомату стреляния зенитки рассчитать что то - по своим умениям не нужны.
А вот пристонский центр, где собрались после "нового курса" от Даллеса
в т.ч. специалисты по "заморачиванию мозгов" - оказались нужны . И Эйнштейн - там герой.
Что полезное от него ?
Сами физики говорят - НИЧЕГО. И это говорят ещё вежливо.

(кстати: наш Сахаров включён в список группы физиков только по письму помощников СССР информацией из за рубежа. Возможно без этого письма мы бы так и не узнали как умён этот физик)

Возвращаюсь к Гёделю:
Его первое заявление у меня никаких возражений не вызывает. А вот последующие - подозреваю уже не им лично инициированы. А как раз для глупости внешних читателей.
Не в обиду, попробую с Вами об этом. На примере вами написаного.

Хотя бы вот:
2-4=?
Вы говорите ложное. Я - никак нет . Не ложное. Показывает -2 - сколько недостаёт.
А далее смотрим аксиомы. Они могут быть разные в разных арифметиках. Если арифметика ТОЛЬКО с натуральными. То этот недостаток числа. Никакого противоречия.
Противоречию НЕОТКУДА взяться, если вопрос из правил аксиом.

Арифметика непротиворечива.
И параллельность прямых легко доказывается.

Всё разрешение теорем Геделя - в усмотрении аксиом и правил.
В интернете приводят глупо примеры, не приводя исходные правила. Которые могут быть разные.

А цель "организаторов" Шума о Гёделе была борьба с однозначностью. С иерархичностью правил человечества.
Успех организаторы имели закономерно колоссальный, особенно если учесть имещиеся наличия у них в подчинении СМИ и наработанный опыт лукавства.

По 2-4=
прошу высказаться.

Георгий Сотула   08.12.2019 03:59   Заявить о нарушении
Могу с вами согласиться в том, что любой грандиозный успех, особенно внезапный, когда все СМИ словно сговорившись, начинают превозносить кого-то - мы уже не так наивны, чтобы полагать, что просто "повезло". Конечно, за каждый крупным и шумным успехом, тем боле, всемирном, стоят определенные силы и некие цели, не всегда те, что декларируются. Поэтому к внезапной славе кого-то нужно относиться с определенным здравым скепсисом. Особенно в науке, которая вообще мало кому понятна в отличие от литературы и искусства.

Но есть еще дух времени. Цайт гайст(немецк. дух времени).И выше я об этом тоже сказала, упомянув внутренне сходство теоремы Геделя о неполноте и теорию относительности Эйнштейна.

Я не готова сейчас сходу опровергать эти концепции, и не считаю, что это правильно. Любые научные теории утсревают, это так, как и люди. Ни одна самая революционная некогда научная теория не может быть незыблема навечно, она обязательно подвергнется пересмотру. займет свое место в процессе бесконечного познания.
Примеры, что я привела по арифметике, я, вообще, взяла из комментов под статьей о теореме Геделя, где комментаторы просто делились мнениями. Мне показалось, что эти примеры хорошо иллюстрируют для нематематиков суть этой теоремы. Чтобы доказать или опровергнуть теорему Геделя нужно вникнуть в нее, в те силлогизмы, что у автора, то есть у Курта Гёделя.

Зера Черкесова 2   09.12.2019 19:36   Заявить о нарушении
Сама эта теорема обсуждается в литературе по теории познания, то есть в науковедении, философии.

Зера Черкесова 2   09.12.2019 19:38   Заявить о нарушении
Зера, успехов в ваших занятиях!
Это тех. сообщение позже к удалению мною, как м.б. и некоторые вами ваши здесь не особо содержательные.
Не об этом:
прошу при рассмотрении теоремы. Не вникать глубоко в термины. ВСё переводить на язык школьника. Если кто и хотел заморочить голову терминами, нам с вами их не одолеть в этом. Этому искусству тысячелетия.
А вот когда Только на простой смысл опираешься - тогда есть шанс.

Пример Системы аксиоматики: чисел всего пять начальных от единицы. Действий - только сложение. И только два последовательных плюсования возможны, третьи плюсования - уже запрещены. складывать с собой нельзя. (едиственность конкретного числа в формуле).
Вопрос (чтобы понять сам принцип аксиом) : сколько есть и какие числа "выводимые - производные"
Вопрос: какие границы системы. Есть ли границы не расчётные, а заданные начально.

..... Не забываем о упражнениях для глаз - бережём зрение.

Георгий Сотула   09.12.2019 21:48   Заявить о нарушении
Нет, ничего не удаляйте, азговор интересный и конструктивный с обеих сторон. Только если что-то попросят, тогда удалить. А это не надо.

Зера Черкесова 2   09.12.2019 22:12   Заявить о нарушении
Зера, обратите внимание: Вам был задан вопрос, на который Вы по каким то причинам не имеете желания отвечать.
К сожалению. И сказанное Вами "конструктивный" о диалоге ставится этим под подозрение.
По моему мнению: причина - в вашей загипнотизированности научными терминами, которых Вы не понимаете, как и иные многие, в т.ч. академики.
Я поставлен в положение: вести монолог, а не диалог, вещать в "пустоту". Но раз ввязался, постараюсь до окончить, а потом видно будет.

Приведеный мной пример о пяти числах может быть здраво использован и о пальцах. Которых пять на руке.
Давняя потребность считать не могла их не спользовать.
Как?
Каждый палец получил имя. И палец на второй руке - тоже своё, как и каждая рука.
Начальное сложение - это простое прибавление по единице определённое количество раз. Получается ответ - имя пальца, на котором остановились.
Вычитание - аналогично перебор, но от результата в обратную сторону.
Ничего не натурального здесь нет.
Соответственно,
если тот, кто был должен четыре, а принёс в погашение долга пока только два, получит в результате ответ: теперь долг стал Два.

Но это написал, ещё раз обращая ваше внимание как преподавателя на обязательность опоры при обучении на понятное для ученика, на принесение ему вреда от иных математических терминов, которые никак не могут быть усвоены даже и много старшими людьми, и даже психологическими здоровыми.
Не для того эти термины вводились.
А вводились с целью уродовать психику. В т.ч. и применённый вами "силлогизм" без перевода на родной ныне учеником употребляемый язык.
Ведь математика, как никакой иной предмет - преподаётся во всём мире.
К Вашим словам о "Дух времени" :
Да,1930-е годы - это время экономического "пожинания плодов" некой банковской талмудической общности на планете. Со стеснительно умалчиваемым центром, но..
покорена Германия в Первой мировой, теперь платит. Россия и иные использованы в этом за бесплатно, теперь будут брать кредиты, и т.п...

Иногда вспыхиваемые то там, то там, призывы к прояснению цифр экономики процесса периода времнени, успешно и легко подавляются.
Ведь заметьте: не обращая внимания на то, что там Гёдель сказал, - изначальная тема тема - однозначность.
И она имеет место быть. И в обществе, и в экономике тоже.
Иначе нет и бухгалтерии.
Вот против однозначности и среагировали своевременно, не давая пустить обсуждения на "вольные хлеба". Мало ли..

Очень интересные сорок лет после 1930х. В 1970х - казалось бы - вот она, планетарная человечность в её становлении.
Совершенно удивительные постановления ООН. И в отношении наркотиков, и во многих других вопросах.
.....
Не продолжаю, дабы и вовсе не увести взгляд от начальной темы. С постоянством пожелания чёткости и успешности -

Георгий Сотула   21.12.2019 03:02   Заявить о нарушении
Георгий, я прошу извинить. Очень загружена. С большим интересом прочла Ваш Монолог, приглашение к обсуждению дальше сложнейших вопросов. Вы философ с своим почерком мысли, вдруг вот так сформулировалось. Буду рада читать еще. Извините, что до сих пор не была у вас с ответным визитом, постараюсь почитать ваше и ответить рецензией, но и ваши длинные мне письма тоже произведения. На ваши вопросы я возможно отвечу уже в рамках своей вам рецензии.
Засим с уважением.
С Новым годом! С наилучшими пожеланиями!

Зера Черкесова 2   24.12.2019 09:07   Заявить о нарушении
Приятно оживление от Вашего отклика. Взаимно с наступающим !
Прошу в планируемом Вашем рецензионном как то отметить и о упомянутой с Вами игре детям "ДА НЕТ". Успехов им.

Георгий Сотула   24.12.2019 10:16   Заявить о нарушении
Пириветствую, Зера ! м.б. полезно: рец к тексту автора Прозы Пётр Басков
Как СТО Эйнштейна стала фундаментальной теорией.
с мои дополнением.
http://proza.ru/rec.html?2019/09/15/1441

Георгий Сотула   29.12.2019 04:17   Заявить о нарушении
Георгий здравствуйте. С Вами всё ли впорядке? Ответьте пожалуйста. Простите.

Ильгиз Исламгулов   29.03.2020 04:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.