Рецензии на произведение «Тухачевский-возможный диктатор или невинная жертва»

Рецензия на «Тухачевский-возможный диктатор или невинная жертва» (Владимир Колтовский)

С интересом прочитал вашу статью.
Учитывая ваше похвальное стремление «использовать в своём исследовании только факты», могу кое-что дополнить и поправить в вашем исследовании.
(Объем, из-за приведенной фактологии, получился большой, поэтому размещу комментарий в 2-х частях)
1. Об участии Тухачевского в ПМВ. Вы пишете: «…немного было младших офицеров в Русской армии, награжденных пятью орденами за шесть месяцев службы». Безусловно, таких офицеров было немного (для ОЧЕНЬ многих русских пехотных офицеров той поры первая же атака на германские пулеметы заканчивалась гибелью, или ранением). Так что пробыть 5 месяцев в пехоте на фронте – это уже было достижением. Что же касается орденов, полученных Тухачевским и его службы в годы ПМВ, то есть очень авторитетное свидетельство его однополчанина, шт.-капитана Ю.В. Макарова, написавшего очень интересные воспоминания «Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917» , изданные в Буэнос-Айресе в 1951году.
Надо сказать, что и Макаров и Тухачевский служили в одном из самых привилегированных и прославленных полков царской армии, л.-гв. Семеновском. А Тухачевский попал младшим офицером в лучшую (6-ю) роту этого полка, которой командовал всеобщий любимец, капитан Феодосий Александрович Веселаго.
В ноябре 14-го года Феодосий Веселаго получил Георгиевский крест за то, что по словам официальной реляции: «2-го сентября во главе своей роты бросился на горящий мост и с боем, перейдя реку Сан, овладел переправой». Разумеется, за этот лихой подвиг 6-й роты получили награды и подчиненные Веселаго офицеры и солдаты, в т.ч. и подпоручик Тухачевский.
Вот что о нем вспоминает Ю.В. Семенов: «Тухачевский был смелый юноша. В первый месяц войны, при преследовании австрийцев он отличился, забрав два пулемета. Молодой человек был с большой амбицией. Тухачевский пожелал получить за это Георгиевское оружие, но так как он не мог доказать, что пулеметы были «действующие»…был он представлен всего лишь к Владимиру.
Близкие его товарищи рассказывали потом, что когда он узнал, что Георгиевского оружия не получит, от огорчения и злости будущий маршал расплакался».
В гвардии в начале войны награды офицерам давали очень щедро (исключением были лишь суперпрестижные Георгиевские: оружие и ордена).
Ю.В. Семенов в своей книге вспоминает, как командир л.-гв. Семеновского полка Иван Севастьянович Эттер (имевший кличку «Ванечка») «выхлопотал орден Владимира с мечами и бантом молодому офицеру, который ни одного дня не был в строю. Офицер этот, подпоручик К., официально состоял начальником обоза 1-го разряда, т. е. — заведывал перевозкой офицерских вещей и офицерского собрания.
Хотя и сын почтенного человека, К. с первых же шагов на войне выявил себя ловчилой самого высокого класса. По собственной охоте он занял при командире полка должность среднюю между метрдотелем, личным секретарем и старшим денщиком…»
Это вызвало такое возмущение среди офицеров полка, что они «послали в Петербург к Фокину (самый лучший магазин офицерских вещей), весьма необыкновенный заказ…
По подробной инструкции с рисунком, Фокину поручалось изготовить самой лучшей работы орден Владимира, IV степени, но в то место, куда крест на крест вставляются золотые мечи, ему предлагалось вставить, золотые же... нож и вилку.
За такую необычайную работу Фокин запросил полтораста рублей. Заговорщиков это не остановило. На войне у всех денег было много и заказ был подтвержден».
Потом этот орден и был вручен подпоручику К, то вызвало настоящую истерику и у него и у «Ванечки».

Так что ничего ОСОБЕННО удивительного в том, что Тухачевский получил свои 5 орденов нет.
Ю.В. Макаров подробно рассказывает и про обстоятельства пленения Тухачевского:
« В Ломжинских боях полк наш участвовал 3-го, 5-го, 7-го и 19-го февраля 1915 г….
С начала войны 6-ой ротой командовал Феодосий Веселаго и младшими офицерами у него в это время были прапорщик барон Типольт и подпоручик Михаил Тухачевский.
…Вечером 19-го февраля, после упорного боя и тяжелых потерь, полк наш зарылся в землю одной извилистой линией, имея одну свою 6-ую роту далеко впереди.
Всякий военный поймет, что такое положение представляло для этой выпяченной роты большую опасность, но штаб наш до этого не додумался и никаких распоряжений не отдал. Отходить назад сам, без приказания, Веселаго не захотел. Ночью, перед рассветом, поднялся густой туман.
Пользуясь этим туманом немцы подошли почти вплотную, без выстрела, а затем закидали роту ручными гранатами и бросились в атаку…
Веселаго схватил винтовку и довольно долго отбивался, но наконец упал, получив одну пулевую рану и две штыковых. С ним вместе бешено отбивались человек 30 его верных солдат. И все они полегли рядом со своим командиром.
Человек 40 с прапорщиком Типольтом, раненым в руку, отстреливаясь, успели отбежать назад и присоединиться к полку.
Человек 30 были забраны в плен и вместе с ними Тухачевский. Как говорили, он получил удар прикладом по голове и был подобран в бессознательном состоянии. Славная 6-ая рота фактически перестала существовать».
Как видим, к-н Веселаго допустил тактическую ошибку, оставив на ночь свою роту далеко впереди линии окопов полка, в полуокружении, и «не захотев» отойти без особого приказа от штаба полка.
Немцы воспользовались этим, и Веселаго заплатил за эту ошибку своей головой и смертью десятков своих подчиненных…

2. По его участию в Гражданской можно кое-что добавить.
Тухачевский добровольно вступил в Красную армию в марте 1918 года, работал в Военном отделе ВЦИК(!!!) . Скорее всего там он и сумел понравиться Л.Д. Троцкому, который занимался созданием первых частей РККА.
Вскоре (ранней весной 1918 года) Тухачевский вступил в РКП(б), что для бывшего подпоручика тогда было ОЧЕНЬ непросто сделать (интересно, кто дал ему рекомендации для вступления в партию, уж не сам ли Лев Давыдович?!)
И затем он был назначен «военным комиссаром Московского района обороны».
В июне 1918 года он уже назначен командующим создаваемой 1-й армии Восточного фронта.
На самом деле, под громким названием «1-я армия» тогда имелось несколько полуанархических ватаг красноармейцев, именовавшихся «полками».
К примеру, около Уфы тогда находились отряды т.н. 3-й армии, которой командовал, ныне совершенно забытый, «бывший капитан Блохин». Вся эта «3-я армия тов. Блохина» состояла из разномастных отрядов и в сумме насчитывала менее 700 бойцов. (это -менее батальона по штатам царской армии)
Кстати, в ходе июльского мятежа, поднятого командующим Восточным фронтом М. А. Муравьёвым, Тухачевского там едва расстреляли.

3. Вы пишете, что при подавлении Тамбовского восстания, Тухачевский: «крестьян он победил, затравив газами». Это НЕВЕРНО.
Видимо, вы не обратили внимания на эту ссылку Андрея Рамодина к вашей статье: http://scepsis.net/library/id_2974.html, а напрасно.
Прочитав ее, Вы бы узнали, что, вопреки широко распространенной ныне легенде о том, что части РККА там «травили газом» целые деревни, на деле было всего ДВЕ попытки (крайне неудачные) применения химических снарядов по лесному острову, где засел Антонов (никаких деревень там не было).
При прочесывании острова выяснилось, что никаких жертв среди повстанцев от этого обстрела не было, а 3 брошенные лошади (Антонова и его приближенных) спокойно перенесли эту газовую атаку.
Продолжение во 2-й части.

Сергей Дроздов   05.09.2019 13:53     Заявить о нарушении
4. Вы пишете, что Пилсудский в 1920 году был « опытным полководцем».
Даже если сравнивать его с Тухачевским (просидевшим почти всю ПМВ в лагере для военнопленных), то Пилсудского (который до ПМВ был простым террористом и не имел никакого военного образования) трудно назвать «опытным полководцем». В годы ПМВ он командовал отрядом поляков-добровольцев, который воевал на стороне Австро-Венгрии, на второстепенных участках Восточного фронта, и был, для солидности», назван «легионом».
Почитайте книгу Ю. Пилсудского «Война 1920 года», в которой он откровенно издевается над бездарными действиями Тухачевского, пытавшегося «управлять» войсками стоявшими под Варшавой, сидя в своем салон-вагоне, в Минске и, нередко, не имея с ними никакой связи, кроме посыльных.

5. Еще небольшая поправка Вы пишете: «Разногласия между министром обороны Ворошиловым и его заместителем Тухачевским». В то время в РККА не было никаких «министров». Должность Ворошилова называлась «народный комиссар обороны», или «нарком», как тогда было принято говорить.

6. Одной из версий того, почему «вдруг» Тухачевский и его подельники почти сразу после ареста начали каяться и писать подробнейшие многостраничные показания, было то, что им были предъявлены магнитофонные записи их телефонных (и других) разговоров об участии в заговоре. (По тем временам это было неслыханной и никому не известной новинкой).
Услышав собственные голоса и слова, им становилось понятно, что запираться смысла нет. Поэтому Тухачевский и написал: «Признаю наличие антисоветского военно-троцкистского заговора и то, что я был во главе его. Обязуюсь самостоятельно изложить следствию все касающееся заговора, не утаивая никого из его участников и ни одного факта и документа...», а затем 124 страницы (ЕМНИП) своих показаний.
А те, арестованные, на кого не было такого потрясающего «компромата» (перечисленные в вашей статье), имели все основания «запираться», и следователи применяли к ним «меры физического давления».
7. Тухачевский обвинялся в том, что являлся «членом антисоветской троцкистской военной организации, стремящейся к насильственному захвату власти в СССР в обстановке военного поражения от Германии и Польши».

Не думаю, что Польша, как вы пишете, была «просто притянута за уши в связи с тем, что поражение в советско-польской войне было списано на Тухачевского».
На самом деле, вплоть до весны 1939 года Польша поддерживала тесные, практически союзнические отношения с гитлеровской Германией и открыто заявляла о готовности совместного похода с Германией на СССР:

- В 1935 году, после известия о кончине Ю. Пилсудского, Геринг, во главе нацистской траурной делегации, шел в Польше за телом в первом ряду. Völkischer Beobachter писал: "Новая Германия склоняет свои флаги и штандарты перед гробом этого великого государственного деятеля, который впервые имел мужество открытого доверия и полного союза с национал-социалистическим Рейхом"

- Адольф Гитлер объявил в Рейхе всенародный траур (!!!) и отослал телеграмму польскому президенту, где писал:
"Я глубоко тронут известием о смерти маршала Пилсудского и выражаю Вашему Превосходительству и польскому правительству мои искренние соболезнования.
Мало того - Гитлер приказал организовать в берлинском кафедральном соборе мессу у символического гроба Пилсудского. (имеются фото этого) После отпевания пустого гроба фашисткий почетный караул отдал гробу военные почести.
Это был последний раз, когда Гитлер участвовал в богослужении.
Когда в 1939 году немцы заняли Краков, где была могила вождя Пилсудского, при ней первым делом там был выставлен почетный караул;
- 31 августа 1937 года польский Генштаб издал директиву №2304/2/37, в которой конечной целью польской политики назвал «уничтожение всякой России»;
- 1 октября совместно с нацистской Германией, Польша ввела войска и оккупировала чехословацкую Тешинскую Силезию;
- Польский посол в Париже Ю. Лукасевич 25.09.38 г. сказал американскому послу У. Буллиту: «Начинается религиозная война между фашизмом и большевизмом... Польша готова к войне с СССР плечом к плечу с Германией. Польское правительство уверено в том, что в течение трех месяцев русские войска будут полностью разгромлены и Россия не будет более представлять собой даже подобия государства»";
- В декабре 1938 года польский дипломат Ян Каршо-Седлевский говорил своим германским коллегам: «Политическая перспектива для европейского Востока ясна. Через несколько лет Германия будет воевать с Советским Союзом, а Польша поддержит в этой войне Германию. Для Польши лучше до конфликта совершенно определенно стать на сторону Германии, так как территориальные интересы Польши на Востоке, прежде всего за счет Украины, могут быть обеспечены лишь путем заранее достигнутого польско-германского соглашения».
- Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп после встречи в январе 1939 года с Юзефом Беком записал: «Господин Бек не скрывает, что Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю»;

Обо всей этой «великой дружбе» панской Польши и гитлеровской Германии, в СССР прекрасно знали, так что вариант совместной агрессии Польши и Германии против СССР был тогда вполне возможен и его у нас всерьез рассматривали.

Сергей Дроздов   05.09.2019 13:55   Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо за столь огромный и информативный комментарий! Прочитал его с ОГРОМНЫМ интересом и подчерпнул для себя много нового (п.5, правда, описка или опечатка, конечно же "нарком"!). Но очерк больше именно о том, конечно же, заслуженно ли был репрессирован М.Н.Тухачевский. И Ваша информация о магнитофонных записях подтверждает то, что всё-таки он мой вывод верен - он и его подельники были действительно виновны. Виновны в нарушении закона, но, скорее всего, в случае их удачи мы избежали бы 2-й Мировой войны и её огромных потерь. Жаль, конечно же, невиновных, попавших под каток репрессий. Еще раз - с огромной благодарностью!

Владимир Колтовский   05.09.2019 19:01   Заявить о нарушении
Cпасибо за отклик, Владимир!
Рад, что Вам было интересно и полезно.
С уважением,

Сергей Дроздов   05.09.2019 22:31   Заявить о нарушении
И кстати, насчет того, что победа заговора Тухачевского могла, якобы, предотвратить ВМВ, Вы ошибаетесь.
Её причиной было унижение Версальского договора, тупость польского руководства (не хотевшего предоставить Германии "коридор" в немецкий Данциг), которое "подстегивала" Англия, давшая полякам военные "гарантии" (Которые на деле НИЧЕГО не стоили).
Война была НЕИЗБЕЖНА.

Сергей Дроздов   05.09.2019 22:36   Заявить о нарушении
Дело в том, что осуществление сговора между Тухачевским и немцами привело бы к свержению и Гитлера, и Сталина. В этом случае 2-я Мировая война выродилась бы в ряд межгосударственных конфликтов, которые привели бы к минимальному числу жертв, либо просто к дипломатическим конфликтам.

Владимир Колтовский   05.09.2019 23:06   Заявить о нарушении
Кстати, если бы не Гитлер, то к 1933 году немцы бы забыли о Версале. Гораздо большей проблемой в то время были результаты "Великой депрессии" в САСШ. Но они затронули не только Германию, но и весь мир.

Владимир Колтовский   05.09.2019 23:10   Заявить о нарушении
Это все из раздела "если бы у бабушки была борода..."
Германию "демократический" Запад целенаправленно натравливали на СССР и Польша была верным сторонником Гитлера в этом деле вплоть до весны 1939 года.
НИКАКИХ шансов заговор Тухачевского не имел.
Бенеш (президент Чехословакии) тогда его и "сдал".

Сергей Дроздов   05.09.2019 23:10   Заявить о нарушении
Как сказать. Вермахт против Гитлера (а командование было с Тухачевским) в 1937-м однозначно выигрывал. Кстати, Чемберлен в 1938-м своим подписанием спас Гитлера от смерти. В случае отказа от подписания сговора Гитлера должны были убить его же генералы при штурме рейхсканцелярии.

Владимир Колтовский   05.09.2019 23:18   Заявить о нарушении
Не думаю, Владимир.
Тухачевский был спесивым и нагловатым "барином", никакого авторитета в войсках он не имел.
А войска НКВД, охранявшие Кремль и руководство страны и вовсе ему не подчинялись.
Даже если бы он, каким-то чудом, убил Сталина, то вместо него стал бы править Молотов, или Ворошилов, к примеру. Оба были на порядок популярнее Тухачевского в армии и стране.
То же и в Германии. Гитлер был на пике популярности. Если бы его убили, стал бы править Гесс, или Гиммлер.
Вспомните покушение 1944 года. У руля страны стал Геббельс и задавил всех тыловых генеральчиков, как клопов.
Причина ВМВ была не в личностях вождей, а в унижении Германии Версальским договором и стремлением Англии не дать "подняться" набиравшей силу Германии.

Сергей Дроздов   06.09.2019 09:08   Заявить о нарушении
История, как известно, сослагательного наклонения не имеет, поэтому мы уже не сможем узнать, что могло бы быть. А вывод такой, что заговор Тухачевского был и наказан он был (в отличие от многих других) справедливо.

Владимир Колтовский   06.09.2019 13:19   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Владимир!
Спасибо за спокойную дискуссию.
С уважением,

Сергей Дроздов   06.09.2019 13:41   Заявить о нарушении
И Вам огромная благодарность!

Владимир Колтовский   06.09.2019 14:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тухачевский-возможный диктатор или невинная жертва» (Владимир Колтовский)

Много есть вопросов по Тухачевскому.
- Да он был жесток и с крестьянами и с Кроншдтатом, но этого ему в вину не ставили.
- Главное во что я не верю. Уже с 1935 года культ Сталина был вознесен на столько высоко в стране, что его уничтожение и, тем более занятие его места, было не реально. Мне было 7 лет и я помню его портреты на каждом шагу, здравицы по каждому поводу. Тухачевский идиотом не был, и он должен был понимать, что заменить Сталина было бы абсурдом.
- Он занимал пост первого маршала страны,а на что он мог расчитывать, при поражении? Быть марионеткой чужой страны?
- Он был арестован 20 мая 1937 года а суд и приговор состоялись 10 июня 1937 года. 20 дней. Пьяного драчуна расследуют 3 месяца.
- Физическое воздействие он бы наверное выдержал бы. Но, допустим женщин его семьи поствили около двери камеры заполненной уголовниками, не видевщих женщин несколько лет. И говорят не подпишешь, что нам надо, откроем дверь и через час вынесем косточки. А он уже по своим сослуживцам знал, что в этом заведении проигрышей не бывает

Артем Кресин   24.08.2019 23:30     Заявить о нарушении
В принципе, в моём рассказе есть ответы на все Ваши вопросы. Он и его коллеги не планировали поражение СССР (тем более от Германии, почти не имевшей в то время войск). Они хотели, объединившись с немецкими военными, смены власти в этих странах. Показания он дал буквально на след. день после доставки его в Москву. Так же быстро "раскололись" и его подельники. Это в корне отличается от тех, кто был невиновен: Блюхер, Рокоссовский и многие другие. Они ничего не подписали, несмотря на пытки.

Владимир Колтовский   25.08.2019 19:12   Заявить о нарушении
Так простенько и так примитивно?!

Артем Кресин   25.08.2019 19:33   Заявить о нарушении
Зачем усложнять?

Владимир Колтовский   25.08.2019 20:32   Заявить о нарушении
Конечно, зачем напрягать мозги? Подумаешь - человечеакая жизнь, или жизнь семьи. Также не заслуживает напряжения судьба армии и судьба страны.

Артем Кресин   26.08.2019 16:43   Заявить о нарушении
У многих других репрессированных тоже были семьи. Однако они держались до последнего, ничего не подписывая. Потому что им не в чем было признаваться. А Тухачевский и его группа - сознались и подписали все протоколы почти сразу. Как это можно объяснить (причем всем сразу) - низким болевым порогом или нелюбовью к семьям? Почитайте показания Тухачевского, написанные им собственноручно за ночь, после прибытия его в Москву из Куйбышева.

Владимир Колтовский   26.08.2019 17:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тухачевский-возможный диктатор или невинная жертва» (Владимир Колтовский)

.....Скорее всего, именно в польской кампании явно проявилось то обстоятельство, что он не имел опыта командования большими соединениями в противоборствах с армиями, равными им по силе. И, тем более, имеющими таких опытных полководцев, как Пилсудский......

Ну Пильсудский в то время тоже не имел большого опыта.Другое дело, что планы операций поляков разрабатывались французкими советниками, имеющих большой опыт.
В тоже время судьба Польши действительно висела на волоске и если бы не сталинское решение не выполнять приказ о переброске 1 Конной и не образования в результате бреши между фронтами,которую и использовали поляки, чем бы кончился поход на Варшаву неизвестно.

Александр Ресин   09.05.2019 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку. Возможно, Вы правы. Но я читал статью о взглядах Тухачевского на организацию наступления, и говорил он о том что, якобы, нет необходимости организовывать тылы фронта и второй эшелон - ведь всё равно польский пролетариат поднимет восстание и Польша будет советской. Просчитался "красный маршал" и в результате проиграл.

Владимир Колтовский   09.05.2019 23:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тухачевский-возможный диктатор или невинная жертва» (Владимир Колтовский)

"К вопросу об использовании удушающих газов при подавлении Тамбовского восстания."
http://scepsis.net/library/id_2974.html

Андрей Рамодин   19.01.2019 21:47     Заявить о нарушении