Рецензии на произведение «Мартышка перед зеркалом»

Рецензия на «Мартышка перед зеркалом» (Владимир Рысинов)

И.А. Крылов ухватывал психологические людские "заморочки", что мешают людям по человечески жить. В людях и впрямь слишком много рефлексии "от животных".
Вот цитата в тему и от Ф.М.Достоевского, из дневника об отношении России с южными братьями-славянами...

"России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своей, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтобы пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?.. Для того, чтоб жить высшей жизнью, великой жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до поднятия ими материнского ее признания — вот цель России, вот и выгода ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями высшими целями служения человечеству, а только будут служить своим «интересам», то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилят и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставить перед собой Россия, служа славянам, бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое». "Чего же мы достигли?..
Результатов странных: главное все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасла их от этого высокомерного презрения и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полное от России отречение. Не хотели европейцы почесть нас за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае.
Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более презирали они нас самих. Мы виляли перед ними, подобострастно исповедовали наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой,.. что мы это у них все «не так поняли».
Как же быть? Стать русскими во-первых и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнет и нас самих уважать. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея,.. нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу...
Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе никто иной как народ наш,.. в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода заключается, — единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...
А, впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить. Это была шутка. Но — слаб человек: авось прочтет кто-нибудь из подростков, из юного поколения..."

"облик человеческий, а не обезьяний" - опять нас, России касается.
"Стать русским значит перестать презирать народ свой..."
Презирать - это элиты касается, они по западному презирают русскость.
А если из народа глянуть - скорее стеснительность. Себя стесняемся. На мой взгляд она именно русское качество. Мы не янки с их нахрапистостью. Не англичане с их апломбом.
Что такое стеснительность по высшей оценке?
- Детская святость.
- После сделанного добра убежать от славы.
- Не навязывать свой пример, а дождаться от других осознанного следования.
- Стеснительность родителей. Да и Бог, разве он не прячется?
Русский, это Богоподобность, Покровительственность слабым, тихая неостановимая забота о возрастании духовном...
"Облик не обезьяний".
Не перестанем...

Владимир Рысинов   25.08.2019 18:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мартышка перед зеркалом» (Владимир Рысинов)

Здравствуй, Володя!
Как всегда взгляд твой (интуиция)зорок и безошибочен. Преклоняюсь перед твоим талантом.
Недавно был я на встрече с писателем Владимиром Личутиным, и он сказал коротко и ясно об этом же.
Не гонитесь за "цифрой", ведь цифра-то известно от кого, а от Бога - Слово! А нам всё говорят - цифра, цифра, цифровую экономику даже придумали... Тьфу!
По-моему образно и интуитивно верно сказал Личутин.
Жму руку,

Александр Сизухин   29.03.2019 10:17     Заявить о нарушении
Саша, спасибо тебе.
Действительно - и образно и верно - "цифра известно от кого, а от Бога - Слово".
Собственно и сам человек - от Бога. Как бы не менялись цивилизационные одёжки, человек остаётся всё тем же, всё в том же теле, с возрастающим через опыт разумом, с одной и той же задачей - Любить ближнего своего... Ближнего, а вовсе не айфонные примочки.

И Человек постигает мир только ошибками...
"Но люди неразумны. Потому
Законы жизни вписаны не в книгах,
А выкованы в дулах и клинках,
В орудьях истребленья и машинах". (М. Волошин)

Искусственный разум - нет ли в его появлении иронии над бездумной человеческой привычкой?

Владимир Рысинов   29.03.2019 11:42   Заявить о нарушении
Мысли про "искусственный разум" забросил в философию Рудольф Штейнер, но он конструируя будущее в своей антропософии всё-таки не отрывался от Христа. Ныне же про Христа творцы "искусственного интеллекта" забыли. Ибо не дремлет тот, от которого "цифра",он человеческую память отшибает.

Александр Сизухин   29.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мартышка перед зеркалом» (Владимир Рысинов)

Полностью согласен.Страшно становится за будущее. Чем дальше развивается мир цифровых технологий тем становится страшнее. Попали в трясину и двигаемся по ней все дальше и дальше.. .Уже разучились считать, запоминать...Все за нас делает техника. Может настанет тот день что она придет к выводу в бесполезности и ненужности человека. Успехов Вам! С теплои

Андрей Эйсмонт   28.03.2019 21:04     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо Вам.

Искусственный интеллект, на мой взгляд - реальная угроза человеку. Он хорошо разрабатывался в литературе (интернет поисковик)...
"01.R.U.R. Средство Макропулоса. Война с саламандрами - Чапек Карел
02.Валгалла - Аллен Роджер
03.Весь Азимов. Я, робот - Азимов Айзек
04.Генезис-2075 - Беккетт Бернард
05.Мечты роботов - Азимов Айзек
06.Первые люди на Луне - Уэллс Герберт
07.Путь кланов - Торстон Роберт
08.Рассказы о пилоте Пирксе - Лем Станислав
09.Роботы Апокалипсиса - Уилсон Дэниел
10.Смертные машины - Рив Филип"...
Фантасты всегда идут впереди реального будущего, уже не так важно - предвидя или предопределяя его. Сам человек может прекрасно может справиться с собой, и если кровная крорвнацивилизация на такое способна, то машины, для которых человек - рудимент, тем более.
Просто поражают действия в этом направлении правительств. Причём даже таких, кто уже видит негативное воздействия в странах рядом. На чужих ошибках учиться - сам Бог велит.
Стараются на отечественных.
И это старание поразительно напоминает стремление живого организма лично переболеть свежей заразой, чтобы обрести от неё иммунитет.
Всякая болезнь развивается по единому сценарию, в апогее которого кризис - решительная и определяющая схватка между вирусом и организмом. Бывают вирусы, с которыми организм просто не в силах справиться.
Очевидно вирус - мыслящая субстанция. Его злонамеренность, его изворотливость уже подают тревожные прогнозы в отношении возможного контакта человека с машинами.
Как видим - они начали воздействовать посредством приятных возможностей и эмоций. Повальные сэлфи - эпидемия. Чиновник в сэлфи - подозреваемое государственное без-умие. Мышление человечества уже поражено.
Хотя именно это адресное поражение, отмирание нестойких тканей - начало оздоровления народных организмов.

Владимир Рысинов   28.03.2019 22:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мартышка перед зеркалом» (Владимир Рысинов)

Прочитал ваши комментарии к статье из "Нью-Йорк таймс" и, глядя на картину помещённую на этой странице, становится страшно за будущее человечества. Этих, уткнувшихся в смартфоны молодых людей, можно встретить на каждом шагу. Более того, даже на детской площадке, пока дети чем-то там занимают себя, вы увидите уткнувшихся в свои гаджеты молодых мам. Реальная книга уходит из нашей жизни, уступая место экрану интернета. Но одно знаю твёрдо, что "цифра", конечно, завоюет мир, но я уже этого не увижу. И сожалеть не буду.

Стас Литвинов   28.03.2019 12:07     Заявить о нарушении
Станислав Антонович, спасибо Вам.

Согласен, так часто и меня пытается утешить эта же мысль.
Но иногда всё же кажется, что это оттенки возрастной стадии "завершения", наше субъективное состояние окрашивает мир в тона грозные и жуткие. Хорошо сказано у пророка Ездры - "Чем старше будет становиться мир, тем больше будет в нём сгущаться зло".
Но дети, молодёжь видят этот же самый мир, и они прытки, энергичны, любознательны и радостны.
Пусть послушают предохраняющие их ворчания, и пусть живут себе дальше. Вот только бы умно. Кораблём сквозь шторм.
В человечестве скрыта сила, всё одолевающая.

Владимир Рысинов   28.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
Да вот старческое ворчание молодые слушать-то и не хотят.

Стас Литвинов   28.03.2019 12:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мартышка перед зеркалом» (Владимир Рысинов)

А может быть через человечество всматривается и пытается познать себя кто-то Другой? Или Нечто? Интересные рассуждения и мысли у тебя, Володя. Заставляют задуматься.

Николай Николаевич Николаев   27.03.2019 09:08     Заявить о нарушении
Коля, спасибо.

Интересное у тебя предположение.
Взрослый тоже с интересом всматривается в ребёнка, стараясь через него вспомнить свои тогдашние соображения.
Мне видится общее невидимое течение человечества, которое почти по Штайнеру, перемещается в более прозрачный мир, нежели сегодняшний. Идущий от материи к идее. Перевоплощающийся из тела с зубами и кишками в файлы, в полевой сгусток, в силовой мыслящий всепланетный зонтик, разумной энергии. И тогда это айфонное наваждение - способ, а это цифровое соединения всех в одно - реализация библейского - Мир, начавшись одним человеком, одним и закончится. Адам двуногий обратится в Адама миллиардноголового. Я помню сражения учителей с шариковыми авторучками. Не становимся ли мы в ту же позицию, сражаясь с виртуальным уходом детей. И тогда глобализация - благо, единая валюта - добродетель, голубые колонны - та самая "любовь к ближнему".
И тогда в нашем непонимании бьасня "Мартышка и очки"...
"Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит".
Но и вспоминаю правило - По делам их узнаете их.
Бомбёжек одной только Югославии для меня вполне достаточно. ЭТО - не может действовать во благо, подминание человека прибылью - зло. Равно и айфонизация наших садиков и школ.
Странно лишь одно - я понимаю вред долгого сидения перед экраном, я замечаю тупизну айфонщиков. Я представляю, с каким физическим и душевным здоровьем выйдут в жизнь десятиклассники, с первого класса вперившиеся в мониторы. А те, за кого мы голосовали, кому доверились... этого не понимают. Они не слышат нарастающий ропот.
В конце-концов, сами они так не делают.
И тогда другая басня про обезьянок...
"
Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать,
И боже сохрани, как худо!
Я приведу пример тому из дальних стран,
Кто Обезьян видал, те знают,
Как жадно всё они перенимают.

Так в Африке, где много Обезьян,
Их стая целая сидела
По сучьям, по ветвям на дереве густом
И на ловца украдкою глядела,
Как по траве в сетях катался он кругом.
Подруга каждая тут тихо толк подругу,
И шепчут все друг другу:

«Смотрите-ка на удальца;
Затеям у него так, право, нет конца:
То кувыркнётся,
То развернётся,
То весь в комок
Он так сберется,
Что не видать ни рук, ни ног.
Уж мы ль на всё не мастерицы,
А этого у нас искусства не видать!
Красавицы сестрицы!
Не худо бы нам это перенять.
Он, кажется, себя довольно позабавил;
Авось уйдёт, тогда мы тотчас…» Глядь,
Он подлинно ушёл и сети им оставил.
«Что ж, – говорят они, – и время нам терять?
Пойдём-ка попытаться!»

Красавицы сошли. Для дорогих гостей
Разостлано внизу премножество сетей.
Ну в них они кувыркаться, кататься,
И кутаться, и завиваться;
Кричат, визжат – веселье хоть куда!
Да вот беда,
Когда пришло из сети выдираться!

Хозяин между тем стерёг
И, видя, что пора, идёт к гостям с мешками.
Они, чтоб наутёк,
Да уж никто распутаться не мог:
И всех их побрали руками"
Иван Андреевич, не наш ли он пророк?

Владимир Рысинов   27.03.2019 10:22   Заявить о нарушении