Рецензии на произведение «Дело корнета Малка»

Рецензия на «Дело корнета Малка» (Паша Цвибышев)

Прекрасная работа, Павел. Никакой воды, всё предельно наполнено, отточено и интересно. Неизменно впечатляет список прилагаемой литературы. Подобная эрудиция, разумеется, вкупе с талантом Ваши блестящие инструменты для создания цельных, и в то же время широкоохватных небанальных очерков, где философская составляющая достигает высокой планки. Всё напоминает виртуозность довольно непростых для осмысления математических формул, или жизненных, ответы на которые кажутся непостижимыми. И, тем не менее, не дают уснуть. Отсюда Ваша каждая новая работа резкий вызов для ума и познания. Надеюсь, когда-нибудь и для признания.

Соглашусь с фактором невольной привлекательности, облагороженности искусства, давно подмечал нечто подобное. Буквально на днях закончил смотреть небольшой сериал "Trust.", основанный на реальных событиях. Глубокая драма, блестящий актёрский состав. В конце создатели показали настоящее фото одного из ведущих персонажей и, как мной и ожидалось, вполне обычная, "дворовая" физиономия никак не соответствовала ангелоподобному киновоплощению. Каждый раз в таких случаях градус трагедии как-то обманчиво снижается, переходит в какую-то вполне житейскую область, словно реальная смерть обычное дело.

Впервые встретил необычную метафору о "рифмах истории". Несмотря на поэтичность, похоже, это близко к истине, что, собственно, Вы достаточно чётко отразили. В свою очередь скажу, что последние личные роковые события оказались настолько наполнены мистическими... закономерностями, что любой остаточный атеизм тает без следа. Иной раз смотришь глубже и видишь свою жизнь как заранее запрограммированную чуть ли не с рождения. Где уже не пьеса основана на реальных событиях, а реальные события на пьесе. В которую играть и играть...

И Вы также отмечаете эту мистику. Вообще, рассуждать о ранних смертях неблагодарная задача. Моим соседом по парте был самый талантливый парень в нашем математическом классе, и утонул. А мы, бездари, остались. Что тут скажешь?
Ничего.

Андрей Рамодин   17.09.2019 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за вашу искренность. Однако, недавно стал за собой замечать, что очень падок на лесть и охоч до похвалы и внимания - в моей душе живет развращенная девка. А если серьезно, рад, что мои опусы наводят на размышления, хотя мне часто кажется, что все, что я пишу такая ерунда.

С помощью искусства, пожалуй, можно добиваться и противоположного облагораживанию эффекта. Посмотрите, например, минисериал "Прикуп" с нынешним сердцеедом Томом Харди. Его персонаж там настолько омерзителен, что даже не спасает внешняя привлекательность самого актера. Я правда не понял, действительно ли такого эффекта намеревались добиться создатели фильма или это всецело заслуга харизматика Харди. Но я бы хотел посмотреть на того, кого бы прельстил этот дегенеративный маньяк, садист, убийца и насильник, сыгранный Харди. Даже персонаж Сухорукова "Амбал" в "Антикиллере" куда более привлекателен, как по мне.

С другой стороны, есть т. н. "эффект нарратива", о котором упоминал, кажется, экзистенциалист Сартр. Банальнейшая история, пропущенная талантливым рассказчиком сквозь призму восприятия благодатного слушателя, приобретает поистине фантастические коннотации и обертоны. Отсюда мы имеем витринный эффект инстаграм-культуры: миллионы людей с жадностью поглощают миллионы изображений современных инста-идолов, снедаемые мечтой о недоступной им красивой жизни, хотя в действительности это все дым, постановка, фикция. Сегодня достаточно сфоткать ужин и выложить в сеть - вот уже готовое событие. Если вас нет в соц сетях - то вы как бы невидимы для мира. Раньше восторженные барышни вздыхали по героям бульварных романов - ну а сегодня имеем то что имеем - в любом случае, в основе всего лежат повышенные романтические вкусы - что в песнях Стаса Михайлова, что в страданиях юного Вертера, как это ни парадоксально.

"История не повторяется, она рифмуется" - эта сентенция приписывается Марку Твену. Я тоже наткнулся на эту фразу относительно недавно, обычно в ходу только первая ее часть.

От мистики не уйти. Всегда забавляли рафинированные рационалисты, у которых все якобы подсчитанно и рассчитанно. Но господин-случай не преминет скорчить забавную физиономию.
2+2=4 - мертвая абстракция, хрустальный дворец, как сказал Достоевский. На голой абстракции действительную жизнь не построить.

Паша Цвибышев   17.09.2019 21:10   Заявить о нарушении
Не ругайте себя так.) Ваши очерки, повторюсь, серьёзная работа, что достойно уважения, да и здесь, по моему опыту, никто никому не льстит. Всё, действительно, искренняя дружеская оценка.
Ну, разве что, какие-нибудь виртуальные романы.)

Ваши ответы являются по духу и мысли продолжением Ваших статей, гармонично вливаясь в рассматриваемый вопрос, материал, нисколько не теряя накала и глубины. Это, кстати, положительный формат порталов, автор как-будто продолжает беседу, выйдя, там, на крыльцо), и, дымя сигаретой, копает дальше и дальше. Собственно, к Вашим словам мне даже нечего добавить, всё точно и верно. Единственное, что Ваша современная озабоченность инстаграммами чужда мне, которому остаётся только догадываться об океанах, в которых плавает "шпана, которая сотрёт нас с лица земли". А насчёт повышенных романтических чувств - кажется, это идёт от века первобытных костров в ночи. Легендарные герои и истории, ничего с этим не поделать. Думается, если в нас и есть что-то от Бога, то эта странная тяга к возвышенному. А, может, и не странная, если мы и в самом деле потерявшиеся боги.)

Да, Вы правы, иногда искусство действует обратным образом. Особенно это заметно в биографических лентах, где хорошо известных, полюбившихся харизматичных личностей играют так себе актёры. Это как играть Наполеона - в редких случаях не чувствуется фальшь и, мягко сказать, внутреннее недотягивание.

Построить жизнь - блаженная иллюзия. Только строить - а там...

Андрей Рамодин   17.09.2019 23:28   Заявить о нарушении