Рецензии на произведение «Письмо с фронта»

Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Хоть и знал я, что будет тяжело читать, но дослушал письмо погибшего солдата...
Как и медсестрёнке хотелось плакать... сердце постанывает. Ночью тоже буду вспоминать это поле боя.
Спасибо, Лёша, за ваш рассказ. Написано очень хорошо, душевно. Вы молодец!!!
Будет время, гляньте стих Михайло Ледовитого «Пять минут" на тему войны.
С уважением к вам,

Сергей Домбровский   08.01.2023 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо Серёжа.Леша.

Алексей Фофанов   09.01.2023 06:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Долго думал, и решил написать так, как думаю.

Рассказ этот читатели и ругают и хвалят. Ругают меньше, хвалят больше. Я попробую и то и другое - честно и неравнодушно.

Похвалить за обращение к не заглохшей ещё памяти той войны, к теме героической, трагической и такой обыденной гибели бойцов, горечи потерь и утрат. Похвалить за простого, незамысловатого героя (и так и так героя), так простодушно верящего, что нет для него ни пули, ни штыка, ни бомбы, ни гранаты. А как воевать без этой веры? Похвалить за удачный приём - показать внутренний мир и душевный настрой героя его же словами в письме к родным.

А теперь поругать. Есть за что.

В одном комментарии (весьма, впрочем, безграмотном) перечисляются прегрешения автора против правды - неправильное наименование войскового подразделения, недостоверное описание военного обихода, традиций и примет (обувь с убитого) и много ещё чего. Половины достаточно, чтобы сделать вывод: автор плохо знает фактический материал, на основании которого взялся писать.

От себя добавлю, что санитарка Любаша, по горячим следам преследующая атакующих и бросающая все свои дела на поле боя, где наверняка есть ещё раненые, ради чтения письма- это... странно.

Есть претензии к тексту.

"30-ть метров, 20-ать, 10-ять..." - что это?! Числительные в художественных текстах пишутся словами - это устоявшаяся традиция. Допускается и цифровая запись в необходимых случаях, но грамотная, разумеется. Без этих -ть, -ать, -ять.

"Немец как-то странно вдруг взмахнул рукой,высунувшись наполовину из окопа, словно в запоздалом приветствии - Айда, мол, иди сюда!" Почему "айда" с заглавной буквы? Если это прямая речь, то её надо правильно оформить.

"- Сейчас, сейчас, касатик, - зачастила Любаша. Потерпи, милый, сейчас." И здесь прямая речь оформлена ненадлежащим образом.

Автор знает, как правильно оформлять прямую речь, но знанием своим пользуется нерегулярно. Ему, очевидно, плевать на качество текста. А на читателя - тоже? Довольно обидно мне, как читателю.

Текст письма оставляет смешанные чувства. Понятно стремление автора показать героя - его происхождение, воспитание, образование, жизнь до войны - не только содержанием письма, но и особенностями его орфографии и пунктуации - далёкими от литературных норм, "народными". Здесь не всё ладно. С одной стороны наличествуют ошибки грубые и немыслимые при том уровне образования, который был повсеместно достигнут в СССР к началу войны. Поголовно отсутствуют запятые - почти поголовно. Кое-где они есть, и стоят там, где надо. Мало того, в письме частица "то" пишется через дефис. Помилуйте! Я не у всех авторов на Прозе вижу такой уровень! Не справился автор, пропустил, не смог до конца задавить свою грамотность. А с другой стороны, слишком уж "опустил" своего героя, заставив его писать так, как пишут только те, кто ни разу в школе не был.

Мой вердикт: задумка хороша, но исполнение торопливое и неряшливое. Это тем более досадно, что даже с учётом замечаний вещь получилась сильная. Но "шершавая". А на таком ответственном материале хотелось бы этого избежать. Чтобы никто не мог придраться.

Александр Тарновский 2   24.11.2022 12:34     Заявить о нарушении
Да ты прав. И я твои замечания приним Честно и без обид. Я вижу в тебе не ошибся и дружить по настоящему правдиво ты умеешь. Тебя как читателя конечно я очень уважаю. П вот остальных

. Ты прости меня за правду неприятную но я их совсем не уваж. Более того мне на них насрать. Потому сто во первых 99% дебилов и графоманов а во вторых все равно никто не читает и сайт этот не литературный где бы мне было стыдно за погрешности. Это тусовка по интересам. Социальная сеть и я не отношусь к ней серьезно. Согласен
Ты посмотри какие идиоты друг другу пишут. Разве их мнение может меня заинтересовать. Нет конечно. Если бы я писал для тебя ч бы отшлифовал текст. Да т забросил ч этот сайт. Больше ничего не пишу и править мтаооетнееогда
Все работа да работа. СТД нет. И желание если честно
Все равно никто не читает. Вот в какой момент , в какое время мы с тобой познакомились. Когда я едете сайту потерял интерес. И только переписываюсь с друзьями. Леша

Алексей Фофанов   24.11.2022 13:38   Заявить о нарушении
Ну и смартфон
Вытворяет что захочет Леша.

Алексей Фофанов   24.11.2022 13:41   Заявить о нарушении
Возможно мое мнение индивидуально
. Кто то находит сайт интересным и хороших прозаиков тоже находит. Возможно. Но я поберчд интерес

Алексей Фофанов   24.11.2022 13:55   Заявить о нарушении
Антон Павлович Чехов (Чехов, бля!) знаешь, как относился к зрителям своих пьес и читателям рассказов? Пре-зи-рал. Понимаю и его и Тебя. Для чего мы вообще пишем, публикуем, читаем отзывы. Я думаю, для того, чтобы убедиться, что мы ещё существуем, чтобы отразиться в чьём-то сознании, срезонировать на чьих-то струнах, созвучных собственным вибрациям. И, если удаётся, то это награда. Конечно, на Прозе, как и везде, 99℅ - это малогоамотный бред. Или грамотный бред. Или скука смертная (это у всяких там членов, номинантов и призеров). Но я уважаю слово русское, язык, на котором думаю и пишу. И грешить против него не считаю возможным. В конце концов, есть на Прозе и достойные, интересные авторы. Я считаю, Проза не для тусни, а для творчества. Не все со мною согласны, да и ладно.

Александр Тарновский 2   24.11.2022 17:51   Заявить о нарушении
Я сначала всех уважал и думал читатели появятся ,будем переписываться.Теперь спустя десять почти лет тоже презираю.Им лишь бы высказаться,о литературе никто не думает.Номесть хорошие авторы.Есть.Дружил с Ваней Зориным,профессиональным выдающимся писателем.Но он умер.Царствиемему Небесное.Был чуть младше меня.Велидневник умирания.Мужкственно!Есть достойные авторы.Вот с тобой подружился.Ноиизначальнотзадуманныйскакилитературный сайт испохабили.Леша.

Алексей Фофанов   24.11.2022 20:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Потрясающе написано, уважаемый Алексей!!!
Просто нет слов, чтобы описать моё впечатление от прочитанного. Это шедевр!!! Вы заслуженно победили на этом конкурсе. Думаю победите и в любых других, если захотите в них участвовать!!!
Спасибо большое!!!

Игорь Тычинин   16.08.2022 16:14     Заявить о нарушении
Игорь!Вы не поверите как я тронут Вашим откликом.Это правда.Мне 65 лет и врать в моем возрасте глупо.Ео...В каком конкурсе я победил?Фин Елены что ли?Бедная девочка.Она очень больна.Я ей сочувствую если это действительно так.Даже не знаю сколько ей лет.На фоне болезни видимо нашла какуюхю то ментальную нишу для себя и.е.эти смешные конкурсы.Пусть так.Честно меня это мало волнует правда.Рассказ этот ьхьыл напечатан с большой помпой к 9 мая в серьезном журнале без гонорара правда.Плеаать на гонорары!Деньги у меня найдутся!Если тронул Вас то и я тронут.Но....Глпвный труд моей всей жизни это сказка Пиковый туз.Я написав ее в психушку попал.Таково было психологическое напряжение.Некоиорые весьма грамотные лит критики называют шедевром.Бог с ними!Тоже не важно.Я не шибко много о себе понимаю.Но если Вы хороший читатель то может быть и заинтересует.Не смею сокровенное мое выставлять ни на какие конкурсы.Недавно правда приняли в почитаемый журнал Звезда а СПб.Я петербуржец.Итак.Будете читать?А я Вас с интересом почитаю.Я хороший читатель и понимаю что ты мне Я тебе.Это нормально.Леша.

Алексей Фофанов   16.08.2022 16:39   Заявить о нарушении
Добавил Вас в список избранных, так что читать буду.

Игорь Тычинин   16.08.2022 19:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Алексей, прочитала, погрузилась в атмосферу событий. Ощущение такое, что пишет автор письма. Такие трогательные перспективы у парня, так он хочет просто жить.
В Вашем изложении парень получил право на вторую жизнь в сердцах читателей. С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   02.12.2021 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо,Викуся. Леша.

Алексей Фофанов   02.12.2021 18:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Уважаемый ,Алексей! Если "шел 43-ий год" ,то Серега Никулин,не рядовой третьей пехотной роты,а третьей стрелковой роты. Пехота это у немцев,у нас стрелки.Ванины сапоги на Серегу одеть не возможно,на фронте это табу.В фильме "А зори здесь тихие" старшина требует этого лишь потому ,что они в поиске и далеко от подразделения. С мертвых товарищей ,бойцы ничего не трогали.Водоноса тоже не могли убить,для снайпера это негласный запрет,иначе наши начнут в ответ бить их водоносов.Если человек ест,справляет нужду,несет воду или еду ,его не трогают. Ну и конечно не в какую баню ,в освобожденной деревне ни кто не пойдет. Это не пионерский лагерь,это передовая.Для бани всю роту ,сперва нужно отвести в тыл полка.Это 3 км от передовой и организованно сводить в баню. Там старшина выдаст кусочек мыла и свежее бельё. И ёще,я понимаю что девушка санитар это художественный прием,режиссеры обычно (для красоты кадра )посылают их на эвакуацию в юбках и с голыми коленками.Но в жизни это было исключение.Санитар это рослый дядька,так у него есть возможность хоть кого то вытащить из под огня.И он естественно в штанах ибо делает это на коленях.Ну и конечно под огнем не эвакуировали ,ждали ночи. Одно хорошо , вспомнил что Родина Советская, а для историзма ,уважаемый Алексей,вы написали это слово через букву "Ц" . Это уже для нас ,читателей,мы же должны видеть что автор вполне либеральных взглядов.Уверяю вас что в то время герой знал как писать слово "советы".И вообще это письмецо стопроцентный донос на старшину,если цензура его бы выловила(читали они не всё а выборочно)быть бы обоим в штраф роте. Ну представьте это письмо попадает к немцам,это будет пропагандистская бомба,посильнее ядерной.Советы не могут обеспечить своих солдат обувью и они снимают её с мертвых!!!А каково читать маме солдата что сын воюет в сапогах убитого друга? Не обижайтесь Алексей,на критикуя ведь по дружески.Не скажи вам это в следующий раз вы и не такое преподнесете.А так подумаете ,если" Совецкая" Родина смогла построить 50000 танков,то с сапогами уж как то справились бы.

Апарин Владимир   10.06.2021 02:25     Заявить о нарушении
Спасибо,Владимир.Леша.

Алексей Фофанов   10.06.2021 06:14   Заявить о нарушении
А почему Вы решили что я иберальных взглядов? Леша..

Алексей Фофанов   10.06.2021 06:50   Заявить о нарушении
Потому что ,ваше письмо очередная либероидная глупость.В 43 году у наступающей армии пара сапог не нашлась? Надпись погибающих защитников Брестской крепости(за нашу Советскую Родину)выскобленная на стене в момент наивысшего напряжения духа это одно,а рядовое письмо солдатика это другое.Мы победили ,потому что было лучшее оружие,организация,снабжение,умнее командиры,тверже дисциплина и выше цель.Вы же своим опусом доказываете, что только лишь потому что на ком то были одеты сапоги убитого друга.И что в своих письмах они только и поминали про СовеЦкую родину. Письма писались проще и менее многословней.

Апарин Владимир   11.06.2021 07:04   Заявить о нарушении
Вы ошиблись.Я не либеральных взглядов.Леша.

Алексей Фофанов   11.06.2021 07:13   Заявить о нарушении
Я рад если это так. Но ваше произведение наводит на такую мысль.

Апарин Владимир   11.06.2021 09:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Привет, Лёша! Как и обещал - опубликовал этот рассказ! Людям надо напоминать, через что прошли наши старики ради нас... Немного отредактировал текст, если надо, вышлю тебе, но можешь просто скопировать текст! текстhttp://zen.yandex.ru/media/id/5e302487f374862f1a6090f2/pismo-s-fronta-606d88a441e5c84b89257ef6

Дионмарк   07.04.2021 13:54     Заявить о нарушении
Спасибо тебе,Денис.Леша.

Алексей Фофанов   07.04.2021 18:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Благодарю Вас, Алексей, за этот рассказ. Словно фильм о войне посмотрела. Ярко и пронзительно написано. Надо писать о войне. Нельзя позволить вражеской нечисти переписать историю.

София Полянская   01.03.2021 20:28     Заявить о нарушении
Спасибо,дорогая Сонечка!Я писал по рассказам соседки,Марии Савельев.Она была сестричкой на фронте.Так что история правда.Хотя письмо я сочинил сам.Леша.

Алексей Фофанов   01.03.2021 20:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

И снова у Вас о Любви! Это одно из самых трогательных и сильных потрясений. Да как метко выпущена стрела, как больно отзывается сердце сотраданием! Страшно видеть смерть. Она и красива, и отталкивающе-черна. Она беспощадна, потому что ничего нельзя исправить. За Родину, за своих близких погиб герой. Письмо, которое читала медсестра - это его посмертная исповедь. Любовь - имя медсестры. И оно не случайно! Любовь согрела и оплакала Сережу. Она же сдавила мне сердце, пробуждая совесть, сострадание, раскаяние. Простите нас, живых! Простите нас, мальчики, не вернувшиеся с войны...

Галина Пухова   22.02.2021 23:36     Заявить о нарушении
Благодарю от всего сердца!Леша.

Алексей Фофанов   23.02.2021 01:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо с фронта» (Алексей Фофанов)

Алексей, вот сижу, и сквозь слёзы перечитываю снова. Ведь это - сама жизнь. Это письмо не Вы сочинили. У Вас кто-то из родных был на фронте? Должно быть, это письмо существует, подлинное, со всей этой наивной грамматикой. На мой взгляд Вы - совершенно профессиональный писатель.
Признательна за коммуникацию.

Любушка Лихачева   07.12.2019 23:58     Заявить о нарушении
Дорогая Любушка!Огромное Вам спасибо за неравнодушие!Эту историю рассказала мне соседка,Царствие ей Небесное!Она всю войну медсестричкой прошла.А письмо я сочинил сам от слова Дж о слова.Еще раз спасибо!С теплом,Леша.

Алексей Фофанов   08.12.2019 04:25   Заявить о нарушении