Рецензии на произведение «Не получается? Сиди и долби!»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Начнём с элементарного.
С вопроса, сколько нам нужно профессиональных музыкантов.
Ответ очевиден.
Очень немного.
А сколько детей пригоняют родители в музыкальные школы?
В десятки раз больше.
Отбор, отсев... Один из двух? Двое из трёх?
И всё равно, занимающихся больше чем требуется в десять раз.
Дети практичны. Они прекрасно понимают, когда не имеют шансов стать моцартами и бетховенами.
Как результат - саботаж учёбы. Невыученные ноты, "отсиженные" уроки, "положенные" часы бренчания на инструменте дома, вместо домашних занятий.
"Сидеть и долбить" - разумный совет для ребёнка фанатично желающего стать профессиональным музыкантом, но имеющего слабые природные данные.
Но применительно к ученикам-саботажникам он не имеет смысла.
Всё чего можно добиться "долбёжкой" от равнодушного к музыке ученика - это его физической и умственной деградации. Время не резиновое. Часы убитые на "музыкальное образование" уже нельзя потратить ни на развитие сердца и лёгких, ни на умение мастерить летающие модели самолётов, ни на написание компьютерных программ.
У нас есть немало дедушек и бабушек, которых не допускают к внукам родные дети.
На первом месте среди таких - дедушки и бабушки алкоголики.
На втором - те кто обучал своих детей музыке.
Беднарский Константин Викторович 12.01.2020 05:22 Заявить о нарушении
Это мнение непрофессионалов. Долбят абсолютно все. В разной мере, но тем не менее.
Наталия Май 12.01.2020 08:41 Заявить о нарушении
Наталия Май 12.01.2020 09:02 Заявить о нарушении
Таланты тоже долбят. Даже в периоды максимального успеха.
Только в применении к талантам это обычно формулируют в более возвышенных терминах: "полностью посвятил себя музыке", "растворялся в музыке", "часами музицировал" и т.п.
И в период успешного профессионального подъема дети в советах "больше работать" не нуждаются. Чувствуя отдачу, дети выкладываются очень охотно.
А "долбёжка" - это про периоды, когда дела идут через пень-колоду.
Беднарский Константин Викторович 12.01.2020 10:31 Заявить о нарушении
Что касается игры на фортепиано - не обязательно это для тех, кто будет пианистом, выбирающие себе специализацию "музыковедение" могут очень хорошо учиться по своей специальности (сольфеджио, теория музыки, гармония, история музыки, анализ и т.п.), но им фортепиано нужно поддерживать на высоком уровне, потому что рассказывая детям о музыке, они должны сесть и сыграть им то, что они проходят по программе. Так что к фанатизму это никакого отношения не имеет.
У тех, кто играет на другом инструменте, - общее фортепиано, тоже нужно хотя бы на минимальном уровне инструментом владеть.
Наталия Май 13.01.2020 12:21 Заявить о нарушении
Так Вы начали Вашу статью.
Но, мне кажется, Вам не удалось взглянуть на проблему со стороны РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Вы написали свою статью с позиции идеалиста-энтузиаста преподавателя.
А я прочитал ее с позиции человека, который подхалтуривал охранником и смотрел на всё ваше музыкально-педагогическое житьё-бытьё со стороны.
В реальной жизни, главная проблема в том, что ученики ваших музыкальных школ не желают учиться.
Не то, чтобы они все ненавидят музыку и устраивают "восстания Спартака", хотя некоторые и с уроков сбегают через окна, и даже умышленно ломают инструменты. Большинству БЕЗРАЗЛИЧНО. Часть не любит музыку, но не настолько, чтобы огорчать родителей. Часть "любит", но не настолько, чтобы идти ради музыки на сколько-нибудь серьёзные жертвы.
Все они не столько учатся, сколько отбывают время урока, а вероятнее всего, и время домашних занятий, примерно так, как заключённые отбывают срок.
Именно в этом пассивном большинстве секрет разницы между идеалистическими педагогическими задумками и реальными уроками.
Нет никакой разницы, что нужно для работы представителю той или иной музыкальной специальности, если ученику музыкальной школы не нужно ничего.
Для тех, чьей душе музыка не нужна - Ваш совет "сидеть и долбить" бесполезен и даже вреден. У них всё равно не получится.
Для успеха надо "долбить" не абы как, а творчески и даже вдохновенно. Подлавливать и закреплять малейший нюанс каждого удачного движения. Без этого, подлавливания и закрепления разве что "руки сильными" станут.
Я испробовал оба варианта "долбёжки", правда не на примере музыки, а на примере одного из способов прыжка в высоту. Но, полагаю, разницы тут никакой. Там и там сложнокоординированный моторный навык.
Пока я считал рекомендации тренера сменить технику прыжка тренерской блажью, то на новой технике я проигрывал старому способу десять сантиметров, и за год принудительной долбёжки под конвоем тренера не прибавил ни сантиметра. Все тренерские рекомендации соблюдались, а результата не было.
По чистой случайности я поверил, что рекомендации тренера разумны и упёрся на тренировках по настоящему. После того, как в тренировках кроме ног включилась голова, очень быстро выяснилось, что именно, в стандартной технике мне нужно чуть-чуть подогнать под себя. За два месяца я на новой технике прибавил двадцать пять сантиметров и стал прыгать на пятнадцать сантиметров, чем прыгал раньше. Ещё за месяц я "выдавил" из техники ещё пять сантиметров и вышел на свой физиологический максимум. Великим спортсменом я не стал, но районные соревнования, несмотря на свой смехотворный для прыгуна рост, выиграл.
Так что, разницу между двумя видами "долбёжки" я хорошо прочувствовал на себе.
Может быть, у Вас в музыке навык более сложный, чем в спорте. Значит разница в продуктивности двух видов "долбёжки" у музыкантов будет больше.
Успех даст только та "долбёжка", которая основана либо на фанатизме, либо, как минимум, на очень сильном желании.
Но разве отличие идеального учебного процесса от реального создают ученики у которых есть очень сильное желание учиться?
Беднарский Константин Викторович 14.01.2020 00:02 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:17 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:22 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:43 Заявить о нарушении
Возможно, Вы использовали в первом абзаце статьи неудачные формулировки, а я не понял системы ваших подразумеваний. Опасаюсь, их могут неправильно понять также и педагоги, и, что еще хуже, родители.
Если бы Вы заговорили не об отличии идеального урока от реального,
а о том, что есть ученики, в принципе желающие научиться музыке, и способные добиться выхода на профессиональный уровень, но терпящие неудачу и отступающие перед трудностями,
то, на мой взгляд это было бы правильнее.
На мой взгляд, поставленный Вами вопрос-задача стал бы понятнее,
если бы Вы упомянули о существовании вербально-теоретических знаний и о существовании моторных навыков.
На мой взгляд, Ваша мысль стала бы понятнее, если бы Вы упомянули,
что теоретические знания со слов преподавателя на уроке усвоить можно (хотя и их не грех развить самостоятельно),
а на моторные навыки (которые собственно и делают из человека музыканта), со слов преподавателя усвоить нельзя, их можно выработать только самому.
При таком вступлении, на мой взгляд, Ваша мысль о том, что на уроке нет времени для выработке качественных моторных навыков, в том числе навыков, компенсирующих недостаток естественной одаренности, была бы логична.
А так (во всяком случае в моём восприятии) задача сформулирована одна,
а решение предлагается для совсем другой задачи.
Возможно, я к Вам придираюсь.
А, возможно, первый абзац статьи заслуживает, чтобы его перередактировать.
С уважением...
Беднарский Константин Викторович 14.01.2020 12:12 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 12:59 Заявить о нарушении
«Каждый день — все гаммы до пяти знаков…» Наверно, не всем понятно, что за этим стоит упорство и характер. Не каждый это сможет, особенно в детском возрасте, когда, собственно, и надо «делать» себе руку. Но как усидишь за инструментом, когда во дворе шумят пацаны и стучат мячом о забор? В детстве мне приходилось вставать как можно раньше, чтобы успеть до школы поиграть на пианино хоть немного. С утра отделаться… И это каждый день! Представляю себе, как проклинали нашу семью соседи!
А может, в этом и таится единственный секрет? «Не все родились Рихтерами», Листами, Гленнам Гульдами и пр. Но и у остальных есть выход: сидеть и долбить до хорошего результата. В молодые годы любую руку можно растянуть до полутора октав, приноровить к клавиатуре, и ничего мистического, непознаваемого тут нет. Каждый день по полтора часа – и через года три уже будет результат: Григ, Бах, Шопен... Точно так же учат иностранный язык (там вообще двадцать минут в день – и через год заговоришь), точно так же и в шахматы учатся играть (каждый день по паре партий) или в изобразительном искусстве осваивают азы рисунка…
По-моему, напрашивается оптимистичный вывод… если бы не знать, что есть ещё и дети с повышенной подвижностью. И что же им делать? Пожалуй, в игре на фортепиано или на скрипке — ничего. Им — в гимнастику или в теннис. Но в двадцать или в сорок лет они обязательно упрекнут родителей: почему не научили музыке?!
Алексей Станиславович Петров 12.01.2020 01:10 Заявить о нарушении