Не получается? Сиди и долби!
Я хотела бы проанализировать занятия музыкой. Сравнить – какими они должны быть в идеале (как это задумано программой музыкальной школы) и как получается в реальной жизни. Дети, которых родители направляют учиться игре на музыкальном инструменте (не важно, в музыкальную школу или заниматься с педагогом дома), оказываются не готовыми к определенным вещам. И, прежде чем приступить к учебному процессу, им нужно многое осознать.
В одной из статей в интернете на эту тему я нашла высказывание: урок с преподавателем – это ПРОВЕРКА домашнего задания. А львиная доля учебного времени – это самостоятельные (или под руководством члена семьи) занятия дома. Так должно быть в идеале.
Если ребенок считает, что его на уроке всему научат, а дома ему заниматься не надо, то ожидаемых результатов не будет. Что такое урок? Сорок минут. Сколько можно успеть за это время? Часть (минут пять-десять) необходимо уделять чтению нотного текста с листа (скрипичный ключ и басовый), проверке, разобран ли текст заданных пьес, выучены ли произведения наизусть (это занимает еще минут двадцать). Получается – остается в лучшем случае десять минут на то, чтобы именно ПОУЧИТЬ с ребенком трудные места в нотах (или хотя бы объяснить детально, как именно их следует учить). А потом еще написать домашнее задание в дневнике.
Если считать, что «на уроке всему научат», надо время ОДНОГО урока растянуть часа на два. И заниматься ежедневно. А дети это не могут – у них, помимо музыки, еще много других дополнительных занятий (спортивные секции, иностранный язык, художественная школа и т.п.).
Сейчас в некоторых музыкальных школах в подготовительном классе сначала учат музыкальной грамоте (белые и черные клавиши рояля, простейший ритм, простые размеры и такт, понятие «тональность» и знаки при ключе, строение гаммы – мажорной и минорной, представление об интервалах и аккордах), а потом уже обучают непосредственно игре пьес на инструментах – ставят руку, дают самые элементарные произведения, постепенно усложняя материал. И делают это два разных преподавателя.
Если ребенок занимается частным образом, то с ним преподаватель (соединяя в одном лице обучающего музыкальной грамоте и игре) сначала, соответственно, изучает программу подготовительного класса музыкальной школы, а потом – приступает к постановке руки на фортепиано (если речь о тех, кто учится на этом инструменте). Надо понимать, что инструменты все разной степени трудности, фортепиано – один из самых сложных инструментов, сложнее только орган. И он требует регулярных и продолжительных занятий.
Многие считают так: мой ребенок – гений, ему не нужно столько трудиться, у него все легко должно получаться. Гений в чем? У него может быть очень высокий общий коэффициент интеллекта, он может лучше всех успевать по математике, к примеру. Но гений ли он в музыке? Каждому дано что-то свое. В музыке недостаточно иметь хорошую светлую голову и даже прекрасный слух (если он есть). Есть еще физическая составляющая – руки, пальцы…
Не все родились Рихтерами. У каждого свой «потолок». Как правило, в одном человеке все сразу не сочетается. «У каждого свои недостатки», - как говорил персонаж знаменитого фильма «В джазе только девушки».
В музыке бывает так: абсолютный слух (когда человек слышит каждую ноту и любое созвучие), но не очень хорошая память. То есть, он слышит, а запомнить последовательность аккордов не может. И ему надо играть по одному – тогда он их назовет или воспроизведет на инструменте. Или прослушать сто раз, чтобы он ЗАПОМНИЛ. И часто говорят: «абсолютники» страдают отсутствием памяти. Или наоборот – память великолепная, а слух – не очень. Бывают руки, просто созданные для игры на фортепиано, а голова соображает плоховато. Или наоборот – голова золотая, а руки – не очень. А бывает и просто нежелание чересчур напрягаться, потому что человек себя переоценивает.
Исключением из всех мыслимых правил являются гении – такие, как Моцарт. Но статья не о них. А о тех, у кого есть свои достоинства и недостатки, свой предел природных возможностей, которые, однако, можно развить и использовать по максимуму. И что для этого нужно.
К примеру, у меня были проблемы с руками. Не самое лучшее строение, растяжка… И я применила на практике высказывание: «Не получается? Сиди и долби!» Каждый день – все гаммы до пяти знаков, доведя их до того, что могла бы играть с закрытыми глазами (развив беглость). Сложные пьесы и места в них играла медленно-медленно до пятидесяти раз. Спустя года два результат появился – руки запорхали по клавиатуре с легкостью, которой прежде не было, перестали болеть и зажиматься от напряжения (как это было раньше), стали сильнее. Здесь нужно адское терпение и понимание, что результаты будут далеко не сразу, – возможно не раньше, чем год спустя. (Для человека усидчивого это не подвиг, а для гиперактивного – ужас.) Но со своими не очень пианистичными руками я достигла своего максимума – места на областных конкурсах, высший балл по фортепиано в училище и консерватории.
Позже я поняла, что есть определенное сходство занятий на инструменте не только со спортом (что очевидно), но и с печатанием на машинке «слепым методом», когда научилась это делать. Чем больше играющий «долбит», тем лучше пальцы запоминают произведение, и появляется свобода в исполнении – можно играть с закрытыми глазами. Так же начинающая машинистка совершенствует мастерство – чем больший объем напечатала, тем быстрее и легче становится для нее сам процесс (можно уже и глаза закрыть).
Секрет прогресса элементарный. Просто не всем хочется его применять на практике, хотя он гарантированно «работает». Я давала родителям одного из гиперактивных и непослушных учеников совет, как прийти в форму накануне выпускного экзамена, он нас послушался, два месяца каждый день «долбил» программу определенное количество раз (занимаясь художественным усовершенствованием с преподавателем) и в итоге сдал на «пятерку».
У профессиональных пианистов есть своя норма – 4 часа в день, как мне говорили педагоги в училище. От тех, кто учится для себя, столько не требуется, одного часа достаточно, но им и это кажется подвигом. Освоение обычной программы музыкальной школы – это вовсе не смертельная степень сложности, она по силам любому (хотя бы на «тройку»). Это не в ЦМШ учиться, куда берут вундеркиндов и требуют в 12 лет уже абсолютно взрослой игры на фортепиано.
Главное – регулярность. Если ученик будет считать, что в каникулы надо делать перерыв, праздники и выходные дни – это святое, у него будет то же, что у профессионального спортсмена, который все время делает перерывы в тренировках и теряет форму. Летом – пусть полчаса, но каждый божий день как штык, без пропусков (если только в поездке сталкиваются с тем, что нет музыкального инструмента). Со своей дочерью мы восемь лет просидели за инструментом ежедневно, практически без перерывов, в результате она всему научилась (несколько раз заняв места на сложных фортепианных конкурсах) и может теперь при желании применить эти навыки.
Она всегда приходила на занятия с выученным нотным текстом, так что педагогу не надо было тратить на это время на уроке. И в этом плане была явлением редким для современных музыкальных школ.
Очень большая ошибка – считать, что совет «долбить» - для тупых. Он для всех абсолютно. Тренируем мы в данном случае вовсе не голову, а пальцы. Труднее всего занятия для неусидчивых, непоседливых детей, которых все время тянет двигаться, а не сидеть на месте. Но с возрастом даже самые гиперактивные ученики меняются, и для них уже не таким уж кошмаром кажется сыграть произведение десять раз (для обыкновенной музыкальной школы, где учатся для себя, больше не нужно). А специализация такого рода – конечно же, не для их характера.
Свидетельство о публикации №220010901370
С вопроса, сколько нам нужно профессиональных музыкантов.
Ответ очевиден.
Очень немного.
А сколько детей пригоняют родители в музыкальные школы?
В десятки раз больше.
Отбор, отсев... Один из двух? Двое из трёх?
И всё равно, занимающихся больше чем требуется в десять раз.
Дети практичны. Они прекрасно понимают, когда не имеют шансов стать моцартами и бетховенами.
Как результат - саботаж учёбы. Невыученные ноты, "отсиженные" уроки, "положенные" часы бренчания на инструменте дома, вместо домашних занятий.
"Сидеть и долбить" - разумный совет для ребёнка фанатично желающего стать профессиональным музыкантом, но имеющего слабые природные данные.
Но применительно к ученикам-саботажникам он не имеет смысла.
Всё чего можно добиться "долбёжкой" от равнодушного к музыке ученика - это его физической и умственной деградации. Время не резиновое. Часы убитые на "музыкальное образование" уже нельзя потратить ни на развитие сердца и лёгких, ни на умение мастерить летающие модели самолётов, ни на написание компьютерных программ.
У нас есть немало дедушек и бабушек, которых не допускают к внукам родные дети.
На первом месте среди таких - дедушки и бабушки алкоголики.
На втором - те кто обучал своих детей музыке.
Беднарский Константин Викторович 12.01.2020 05:22 Заявить о нарушении
Это мнение непрофессионалов. Долбят абсолютно все. В разной мере, но тем не менее.
Наталия Май 12.01.2020 08:41 Заявить о нарушении
Наталия Май 12.01.2020 09:02 Заявить о нарушении
Таланты тоже долбят. Даже в периоды максимального успеха.
Только в применении к талантам это обычно формулируют в более возвышенных терминах: "полностью посвятил себя музыке", "растворялся в музыке", "часами музицировал" и т.п.
И в период успешного профессионального подъема дети в советах "больше работать" не нуждаются. Чувствуя отдачу, дети выкладываются очень охотно.
А "долбёжка" - это про периоды, когда дела идут через пень-колоду.
Беднарский Константин Викторович 12.01.2020 10:31 Заявить о нарушении
Что касается игры на фортепиано - не обязательно это для тех, кто будет пианистом, выбирающие себе специализацию "музыковедение" могут очень хорошо учиться по своей специальности (сольфеджио, теория музыки, гармония, история музыки, анализ и т.п.), но им фортепиано нужно поддерживать на высоком уровне, потому что рассказывая детям о музыке, они должны сесть и сыграть им то, что они проходят по программе. Так что к фанатизму это никакого отношения не имеет.
У тех, кто играет на другом инструменте, - общее фортепиано, тоже нужно хотя бы на минимальном уровне инструментом владеть.
Наталия Май 13.01.2020 12:21 Заявить о нарушении
Так Вы начали Вашу статью.
Но, мне кажется, Вам не удалось взглянуть на проблему со стороны РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Вы написали свою статью с позиции идеалиста-энтузиаста преподавателя.
А я прочитал ее с позиции человека, который подхалтуривал охранником и смотрел на всё ваше музыкально-педагогическое житьё-бытьё со стороны.
В реальной жизни, главная проблема в том, что ученики ваших музыкальных школ не желают учиться.
Не то, чтобы они все ненавидят музыку и устраивают "восстания Спартака", хотя некоторые и с уроков сбегают через окна, и даже умышленно ломают инструменты. Большинству БЕЗРАЗЛИЧНО. Часть не любит музыку, но не настолько, чтобы огорчать родителей. Часть "любит", но не настолько, чтобы идти ради музыки на сколько-нибудь серьёзные жертвы.
Все они не столько учатся, сколько отбывают время урока, а вероятнее всего, и время домашних занятий, примерно так, как заключённые отбывают срок.
Именно в этом пассивном большинстве секрет разницы между идеалистическими педагогическими задумками и реальными уроками.
Нет никакой разницы, что нужно для работы представителю той или иной музыкальной специальности, если ученику музыкальной школы не нужно ничего.
Для тех, чьей душе музыка не нужна - Ваш совет "сидеть и долбить" бесполезен и даже вреден. У них всё равно не получится.
Для успеха надо "долбить" не абы как, а творчески и даже вдохновенно. Подлавливать и закреплять малейший нюанс каждого удачного движения. Без этого, подлавливания и закрепления разве что "руки сильными" станут.
Я испробовал оба варианта "долбёжки", правда не на примере музыки, а на примере одного из способов прыжка в высоту. Но, полагаю, разницы тут никакой. Там и там сложнокоординированный моторный навык.
Пока я считал рекомендации тренера сменить технику прыжка тренерской блажью, то на новой технике я проигрывал старому способу десять сантиметров, и за год принудительной долбёжки под конвоем тренера не прибавил ни сантиметра. Все тренерские рекомендации соблюдались, а результата не было.
По чистой случайности я поверил, что рекомендации тренера разумны и упёрся на тренировках по настоящему. После того, как в тренировках кроме ног включилась голова, очень быстро выяснилось, что именно, в стандартной технике мне нужно чуть-чуть подогнать под себя. За два месяца я на новой технике прибавил двадцать пять сантиметров и стал прыгать на пятнадцать сантиметров, чем прыгал раньше. Ещё за месяц я "выдавил" из техники ещё пять сантиметров и вышел на свой физиологический максимум. Великим спортсменом я не стал, но районные соревнования, несмотря на свой смехотворный для прыгуна рост, выиграл.
Так что, разницу между двумя видами "долбёжки" я хорошо прочувствовал на себе.
Может быть, у Вас в музыке навык более сложный, чем в спорте. Значит разница в продуктивности двух видов "долбёжки" у музыкантов будет больше.
Успех даст только та "долбёжка", которая основана либо на фанатизме, либо, как минимум, на очень сильном желании.
Но разве отличие идеального учебного процесса от реального создают ученики у которых есть очень сильное желание учиться?
Беднарский Константин Викторович 14.01.2020 00:02 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:17 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:22 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 08:43 Заявить о нарушении
Возможно, Вы использовали в первом абзаце статьи неудачные формулировки, а я не понял системы ваших подразумеваний. Опасаюсь, их могут неправильно понять также и педагоги, и, что еще хуже, родители.
Если бы Вы заговорили не об отличии идеального урока от реального,
а о том, что есть ученики, в принципе желающие научиться музыке, и способные добиться выхода на профессиональный уровень, но терпящие неудачу и отступающие перед трудностями,
то, на мой взгляд это было бы правильнее.
На мой взгляд, поставленный Вами вопрос-задача стал бы понятнее,
если бы Вы упомянули о существовании вербально-теоретических знаний и о существовании моторных навыков.
На мой взгляд, Ваша мысль стала бы понятнее, если бы Вы упомянули,
что теоретические знания со слов преподавателя на уроке усвоить можно (хотя и их не грех развить самостоятельно),
а на моторные навыки (которые собственно и делают из человека музыканта), со слов преподавателя усвоить нельзя, их можно выработать только самому.
При таком вступлении, на мой взгляд, Ваша мысль о том, что на уроке нет времени для выработке качественных моторных навыков, в том числе навыков, компенсирующих недостаток естественной одаренности, была бы логична.
А так (во всяком случае в моём восприятии) задача сформулирована одна,
а решение предлагается для совсем другой задачи.
Возможно, я к Вам придираюсь.
А, возможно, первый абзац статьи заслуживает, чтобы его перередактировать.
С уважением...
Беднарский Константин Викторович 14.01.2020 12:12 Заявить о нарушении
Наталия Май 14.01.2020 12:59 Заявить о нарушении