Не получается? Сиди и долби!

               

Я хотела бы проанализировать занятия музыкой. Сравнить – какими они должны быть в идеале (как это задумано программой музыкальной школы) и как получается в реальной жизни. Дети, которых родители направляют учиться игре на музыкальном инструменте (не важно, в музыкальную школу или заниматься с педагогом дома), оказываются не готовыми к определенным вещам. И, прежде чем приступить к учебному процессу, им нужно многое осознать.

В одной из статей в интернете на эту тему я нашла высказывание: урок с преподавателем – это ПРОВЕРКА домашнего задания. А львиная доля учебного времени – это самостоятельные (или под руководством члена семьи) занятия дома. Так должно быть в идеале.

Если ребенок считает, что его на уроке всему научат, а дома ему заниматься не надо, то ожидаемых результатов не будет. Что такое урок? Сорок минут. Сколько можно успеть за это время? Часть (минут пять-десять) необходимо уделять чтению нотного текста с листа (скрипичный ключ и басовый), проверке, разобран ли текст заданных пьес, выучены ли произведения наизусть (это занимает еще минут двадцать). Получается – остается в лучшем случае десять минут на то, чтобы именно ПОУЧИТЬ с ребенком трудные места в нотах (или хотя бы объяснить детально, как именно их следует учить). А потом еще написать домашнее задание в дневнике.

Если считать, что «на уроке всему научат», надо время ОДНОГО урока растянуть часа на два. И заниматься ежедневно. А дети это не могут – у них, помимо музыки, еще много других дополнительных занятий (спортивные секции, иностранный язык, художественная школа и т.п.).

Сейчас в некоторых музыкальных школах в подготовительном классе сначала учат музыкальной грамоте (белые и черные клавиши рояля, простейший ритм, простые размеры и такт, понятие «тональность» и знаки при ключе, строение гаммы – мажорной и минорной, представление об интервалах и аккордах), а потом уже обучают непосредственно игре пьес на инструментах – ставят руку, дают самые элементарные произведения, постепенно усложняя материал. И делают это два разных преподавателя.

Если ребенок занимается частным образом, то с ним преподаватель (соединяя в одном лице обучающего музыкальной грамоте и игре) сначала, соответственно, изучает программу подготовительного класса музыкальной школы, а потом – приступает к постановке руки на фортепиано (если речь о тех, кто учится на этом инструменте). Надо понимать, что инструменты все разной степени трудности, фортепиано – один из самых сложных инструментов, сложнее только орган. И он требует регулярных и продолжительных занятий.

Многие считают так: мой ребенок – гений, ему не нужно столько трудиться, у него все легко должно получаться. Гений в чем? У него может быть очень высокий общий коэффициент интеллекта, он может лучше всех успевать по математике, к примеру. Но гений ли он в музыке? Каждому дано что-то свое. В музыке недостаточно иметь хорошую светлую голову и даже прекрасный слух (если он есть). Есть еще физическая составляющая – руки, пальцы…

Не все родились Рихтерами. У каждого свой «потолок». Как правило, в одном человеке все сразу не сочетается. «У каждого свои недостатки», - как говорил персонаж знаменитого фильма «В джазе только девушки». 

В музыке бывает так: абсолютный слух (когда человек слышит каждую ноту и любое созвучие), но не очень хорошая память. То есть, он слышит, а запомнить последовательность аккордов не может. И ему надо играть по одному – тогда он их назовет или воспроизведет на инструменте. Или прослушать сто раз, чтобы он ЗАПОМНИЛ. И часто говорят: «абсолютники» страдают отсутствием памяти. Или наоборот – память великолепная, а слух – не очень. Бывают руки, просто созданные для игры на фортепиано, а голова соображает плоховато. Или наоборот – голова золотая, а руки – не очень. А бывает и просто нежелание чересчур напрягаться, потому что человек себя переоценивает.

Исключением из всех мыслимых правил являются гении – такие, как Моцарт. Но статья не о них. А о тех, у кого есть свои достоинства и недостатки, свой предел природных возможностей, которые, однако, можно развить и использовать по максимуму. И что для этого нужно.

К примеру, у меня были проблемы с руками. Не самое лучшее строение, растяжка… И я применила на практике высказывание: «Не получается? Сиди и долби!» Каждый день – все гаммы до пяти знаков, доведя их до того, что могла бы играть с закрытыми глазами (развив беглость). Сложные пьесы и места в них играла медленно-медленно до пятидесяти раз.  Спустя года два результат появился – руки запорхали по клавиатуре с легкостью, которой прежде не было, перестали болеть и зажиматься от напряжения (как это было раньше), стали сильнее. Здесь нужно адское терпение и понимание, что результаты будут далеко не сразу, – возможно не раньше, чем год спустя. (Для человека усидчивого это не подвиг, а для гиперактивного – ужас.) Но со своими не очень пианистичными руками я достигла своего максимума  –  места на областных конкурсах, высший балл по фортепиано в училище и консерватории.

Позже я поняла, что есть определенное сходство занятий на инструменте не только со спортом (что очевидно), но и с печатанием на машинке «слепым методом», когда научилась это делать. Чем больше играющий «долбит», тем лучше пальцы запоминают произведение, и появляется свобода в исполнении – можно играть с закрытыми глазами. Так же начинающая машинистка совершенствует мастерство – чем больший объем напечатала, тем быстрее и легче становится для нее сам процесс (можно уже и глаза закрыть).

Секрет прогресса элементарный. Просто не всем хочется его применять на практике, хотя он гарантированно «работает». Я давала родителям одного из гиперактивных и непослушных учеников совет, как прийти в форму накануне выпускного экзамена, он нас послушался, два месяца каждый день «долбил» программу определенное количество раз (занимаясь художественным усовершенствованием с преподавателем) и в итоге сдал на «пятерку».

У профессиональных пианистов есть своя норма – 4 часа в день, как мне говорили педагоги в училище. От тех, кто учится для себя, столько не требуется, одного часа достаточно, но им и это кажется подвигом. Освоение обычной программы музыкальной школы – это вовсе не смертельная степень сложности, она по силам любому (хотя бы на «тройку»). Это не в ЦМШ учиться, куда берут вундеркиндов и требуют в 12 лет уже абсолютно взрослой игры на фортепиано.

Главное – регулярность. Если ученик будет считать, что в каникулы надо делать перерыв, праздники и выходные дни – это святое, у него будет то же, что у профессионального спортсмена, который все время делает перерывы в тренировках  и теряет форму. Летом – пусть полчаса, но каждый божий день как штык, без пропусков (если только в поездке сталкиваются с тем, что нет музыкального инструмента). Со своей дочерью мы восемь лет просидели за инструментом ежедневно, практически без перерывов, в результате она всему научилась (несколько раз заняв места на сложных фортепианных конкурсах) и может теперь при желании применить эти навыки.

Она всегда приходила на занятия с выученным нотным текстом, так что педагогу не надо было тратить на это время на уроке. И в этом плане была явлением редким для современных музыкальных школ.

Очень большая ошибка – считать, что совет «долбить» - для тупых. Он для всех абсолютно. Тренируем мы в данном случае вовсе не голову, а пальцы. Труднее всего занятия для неусидчивых, непоседливых детей, которых все время тянет двигаться, а не сидеть на месте. Но с возрастом даже самые гиперактивные ученики меняются, и для них уже не таким уж кошмаром кажется сыграть произведение десять раз (для обыкновенной музыкальной школы, где учатся для себя, больше не нужно). А специализация такого рода – конечно же, не для их характера.


Рецензии
Начнём с элементарного.
С вопроса, сколько нам нужно профессиональных музыкантов.
Ответ очевиден.
Очень немного.

А сколько детей пригоняют родители в музыкальные школы?
В десятки раз больше.
Отбор, отсев... Один из двух? Двое из трёх?
И всё равно, занимающихся больше чем требуется в десять раз.

Дети практичны. Они прекрасно понимают, когда не имеют шансов стать моцартами и бетховенами.
Как результат - саботаж учёбы. Невыученные ноты, "отсиженные" уроки, "положенные" часы бренчания на инструменте дома, вместо домашних занятий.

"Сидеть и долбить" - разумный совет для ребёнка фанатично желающего стать профессиональным музыкантом, но имеющего слабые природные данные.
Но применительно к ученикам-саботажникам он не имеет смысла.
Всё чего можно добиться "долбёжкой" от равнодушного к музыке ученика - это его физической и умственной деградации. Время не резиновое. Часы убитые на "музыкальное образование" уже нельзя потратить ни на развитие сердца и лёгких, ни на умение мастерить летающие модели самолётов, ни на написание компьютерных программ.

У нас есть немало дедушек и бабушек, которых не допускают к внукам родные дети.
На первом месте среди таких - дедушки и бабушки алкоголики.
На втором - те кто обучал своих детей музыке.

Беднарский Константин Викторович   12.01.2020 05:22     Заявить о нарушении
"Сидеть и долбить" - разумный совет для ребёнка фанатично желающего стать профессиональным музыкантом, но имеющего слабые природные данные".
Это мнение непрофессионалов. Долбят абсолютно все. В разной мере, но тем не менее.

Наталия Май   12.01.2020 08:41   Заявить о нарушении
А у кого саботаж учебы - это проблема взаимоотношений детей и родителей, это не проблема музыкальной школы. Пусть у себя дома разбираются.

Наталия Май   12.01.2020 09:02   Заявить о нарушении
Согласен.
Таланты тоже долбят. Даже в периоды максимального успеха.

Только в применении к талантам это обычно формулируют в более возвышенных терминах: "полностью посвятил себя музыке", "растворялся в музыке", "часами музицировал" и т.п.

И в период успешного профессионального подъема дети в советах "больше работать" не нуждаются. Чувствуя отдачу, дети выкладываются очень охотно.
А "долбёжка" - это про периоды, когда дела идут через пень-колоду.

Беднарский Константин Викторович   12.01.2020 10:31   Заявить о нарушении
Да, я здесь намеренно избегала высокопарного слога, чтобы люди реально представляли себе проблемы, с которыми столкнутся. Красивые слова ни о чем им не скажут.

Что касается игры на фортепиано - не обязательно это для тех, кто будет пианистом, выбирающие себе специализацию "музыковедение" могут очень хорошо учиться по своей специальности (сольфеджио, теория музыки, гармония, история музыки, анализ и т.п.), но им фортепиано нужно поддерживать на высоком уровне, потому что рассказывая детям о музыке, они должны сесть и сыграть им то, что они проходят по программе. Так что к фанатизму это никакого отношения не имеет.

У тех, кто играет на другом инструменте, - общее фортепиано, тоже нужно хотя бы на минимальном уровне инструментом владеть.

Наталия Май   13.01.2020 12:21   Заявить о нарушении
"Я хотела бы проанализировать занятия музыкой. Сравнить – какими они должны быть в идеале (как это задумано программой музыкальной школы) и как получается в реальной жизни. Дети, которых родители направляют учиться игре на музыкальном инструменте..."

Так Вы начали Вашу статью.
Но, мне кажется, Вам не удалось взглянуть на проблему со стороны РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Вы написали свою статью с позиции идеалиста-энтузиаста преподавателя.
А я прочитал ее с позиции человека, который подхалтуривал охранником и смотрел на всё ваше музыкально-педагогическое житьё-бытьё со стороны.

В реальной жизни, главная проблема в том, что ученики ваших музыкальных школ не желают учиться.

Не то, чтобы они все ненавидят музыку и устраивают "восстания Спартака", хотя некоторые и с уроков сбегают через окна, и даже умышленно ломают инструменты. Большинству БЕЗРАЗЛИЧНО. Часть не любит музыку, но не настолько, чтобы огорчать родителей. Часть "любит", но не настолько, чтобы идти ради музыки на сколько-нибудь серьёзные жертвы.
Все они не столько учатся, сколько отбывают время урока, а вероятнее всего, и время домашних занятий, примерно так, как заключённые отбывают срок.

Именно в этом пассивном большинстве секрет разницы между идеалистическими педагогическими задумками и реальными уроками.
Нет никакой разницы, что нужно для работы представителю той или иной музыкальной специальности, если ученику музыкальной школы не нужно ничего.

Для тех, чьей душе музыка не нужна - Ваш совет "сидеть и долбить" бесполезен и даже вреден. У них всё равно не получится.

Для успеха надо "долбить" не абы как, а творчески и даже вдохновенно. Подлавливать и закреплять малейший нюанс каждого удачного движения. Без этого, подлавливания и закрепления разве что "руки сильными" станут.

Я испробовал оба варианта "долбёжки", правда не на примере музыки, а на примере одного из способов прыжка в высоту. Но, полагаю, разницы тут никакой. Там и там сложнокоординированный моторный навык.
Пока я считал рекомендации тренера сменить технику прыжка тренерской блажью, то на новой технике я проигрывал старому способу десять сантиметров, и за год принудительной долбёжки под конвоем тренера не прибавил ни сантиметра. Все тренерские рекомендации соблюдались, а результата не было.
По чистой случайности я поверил, что рекомендации тренера разумны и упёрся на тренировках по настоящему. После того, как в тренировках кроме ног включилась голова, очень быстро выяснилось, что именно, в стандартной технике мне нужно чуть-чуть подогнать под себя. За два месяца я на новой технике прибавил двадцать пять сантиметров и стал прыгать на пятнадцать сантиметров, чем прыгал раньше. Ещё за месяц я "выдавил" из техники ещё пять сантиметров и вышел на свой физиологический максимум. Великим спортсменом я не стал, но районные соревнования, несмотря на свой смехотворный для прыгуна рост, выиграл.
Так что, разницу между двумя видами "долбёжки" я хорошо прочувствовал на себе.
Может быть, у Вас в музыке навык более сложный, чем в спорте. Значит разница в продуктивности двух видов "долбёжки" у музыкантов будет больше.

Успех даст только та "долбёжка", которая основана либо на фанатизме, либо, как минимум, на очень сильном желании.

Но разве отличие идеального учебного процесса от реального создают ученики у которых есть очень сильное желание учиться?

Беднарский Константин Викторович   14.01.2020 00:02   Заявить о нарушении
Меня лично такие, которые совсем не любят музыку и не хотят учиться вообще, не интересуют, статья им не адресована, так что на эту тему разговор не замышлялся. Это только тем, кто реально хочет, но не понимает, какая разница между их абстрактным представлением и реализацией. А результаты у меня лично есть - и все советы другим ученикам помогали.

Наталия Май   14.01.2020 08:17   Заявить о нарушении
Вы никак не можете понять, что художественность исполнения, - это следующий этап работы после того, как произведение стало "в пальцах", то есть пальцы все задолбили. Это ПОТОМ, а не сразу же. Кому-то вообще надо лишь бы сдать на тройку - вот им эти советы точно пригодятся.

Наталия Май   14.01.2020 08:22   Заявить о нарушении
А почему не хотят учиться - я, например, прекрасно понимаю. И даже не потому, что к музыке равнодушны. Просто было время, когда знание классики, умение музицировать что-то давало в жизни, это было в девятнадцатом веке, когда дворяне в обществе демонстрировали свои навыки - и так могли своим дочерям найти выгодную партию или что-то в этом роде. Это имело смысл. А потом наступила эпоха, когда домашнее бытовое музицирование стало затухать, если не умерло. И это в жизни теперь вообще ничего не дает в плане конкретной выгоды.

Наталия Май   14.01.2020 08:43   Заявить о нарушении
Мне кажется, мы сходимся во многом в понимании вопроса, но не можем сойтись в словах.

Возможно, Вы использовали в первом абзаце статьи неудачные формулировки, а я не понял системы ваших подразумеваний. Опасаюсь, их могут неправильно понять также и педагоги, и, что еще хуже, родители.

Если бы Вы заговорили не об отличии идеального урока от реального,

а о том, что есть ученики, в принципе желающие научиться музыке, и способные добиться выхода на профессиональный уровень, но терпящие неудачу и отступающие перед трудностями,
то, на мой взгляд это было бы правильнее.

На мой взгляд, поставленный Вами вопрос-задача стал бы понятнее,
если бы Вы упомянули о существовании вербально-теоретических знаний и о существовании моторных навыков.
На мой взгляд, Ваша мысль стала бы понятнее, если бы Вы упомянули,
что теоретические знания со слов преподавателя на уроке усвоить можно (хотя и их не грех развить самостоятельно),
а на моторные навыки (которые собственно и делают из человека музыканта), со слов преподавателя усвоить нельзя, их можно выработать только самому.

При таком вступлении, на мой взгляд, Ваша мысль о том, что на уроке нет времени для выработке качественных моторных навыков, в том числе навыков, компенсирующих недостаток естественной одаренности, была бы логична.

А так (во всяком случае в моём восприятии) задача сформулирована одна,
а решение предлагается для совсем другой задачи.

Возможно, я к Вам придираюсь.
А, возможно, первый абзац статьи заслуживает, чтобы его перередактировать.

С уважением...

Беднарский Константин Викторович   14.01.2020 12:12   Заявить о нарушении
Просто у любого процесса есть лицевая сторона, а есть изнаночная. И с изнаночной придется столкнуться, если человек попробует учиться, его она в любом случае может отпугнуть (какими бы словами ее не называли). Об изнанке спорта и балета много написано и снято фильмов, а об изнанке обучения музыке - меньше.

Наталия Май   14.01.2020 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.