Рецензии на произведение «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах»

Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Здравствуйте, Лариса!
Конечно же каждый из нас пишет о том, что его волнует больше всего.
(Уж здесь-то, на проза.ру трудно кого-то заподозрить в работе "под заказ". Денег за публикации здесь точно не платят и "лауреатов" по-серьезному тоже не дают . Хотя некая меркантильность все-таки думаю присутствует: "кружки по интересам", общение со своими "проверенными партнерами", обмен любезностями в виде рецензий, и пр. Что Вы и без меня знаете.)
Несомненно чувствуется, что Вы переработали огромный массив разнопланового материала. Столько имен: Лужина, Володарский, Вегин, Гагарин, Ивинская, Галич, Меерхольд, Пастернак, Вертинский.... Одно перечисление займет целую страницу. Какое место и значение они занимали в жизни Высоцкого, думаю, и он сам сходу не мог бы ответить. Были ли все перечисленные "иноходцами", я лично не уверен. Или тогда надо дать определение этому термину в применении к человеку. С какого конкретного нестандартного шага его можно отнести к этой "лошадиной породе". Не очень я верю и в астрологию, мистику, совпадения судеб, цифры..... Хотя сам Высоцкий написал про цифру "37", а Гафт после его смерти про "42". Но первое и второе я лично воспринимаю, как замечательные, берущие за живое стихи, нежели как закономерность.Но это опять же лишь мое мнение и я его никому не навязываю.
Читая эту главу, я опять себя ловил на мысли, что мне по большому счету нечего Вам возразить (ну разве что какие-то несущественные мелочи, которые, приступив писать этот отзыв, уже и не помню). Но я все-время задавался тем самом вопросом: "а зачем мне это все"? (Может и от того, что уже многое знал ранее).
Наконец нашел ответ:"Я пытаюсь разобраться в его и нашей эпохе, в условиях и причинах явления народу нашего героя!"
Как по мне, так задача нечеловеческого масштаба!
Как, когда и почему рождаются гении? Ответ знает лишь Господь-Бог. Евгений Крейн вспоминал об их с Бродским общении в молодости с Анной Ахматовой, что та уже тогда выделяла Иосифа, и объясняла почему: "Его Боженька в лобик поцеловал."
Так же точно в свое время "выделил" Любимов Высоцкого, не сразу, но выделил. А потом прощал ему все "выходки", которые не простил бы больше никому.
Я во время короновируса пересмотрел наверное все, что есть на ю-тубе о Высоцком, той Таганке, которая и закончилась после его смерти, прекрасно сознавая кто и как тянет одеяло на себя в этих воспоминаниях.
Так вот мне запомнилось одно видео с репетиции спектакля "Высоцкий", еще до отъезда Любимова. Главреж недовольный тем, как играют его актеры, кричит им: "Да вы поймите!(здесь мой вольный текст). Его отец родной говорил мне на похоронах с гордостью:"Володю очень ценил Кобзон!" Вы понимаете! Отец родной не понимал, кто его сын! Для него главное, что того Кобзон ценил! Где Высоцкий и где Кобзон!"
Думаю, в этом-то и вся трагедия! Если б только далекий от искусства отец, так к нему относился.... Вот это - "иноходец"!
Конечно же он впитал многое из старшего поколения: и того же Любимова, и Пастернака....
И я считаю, что музыка Высоцкого значительно выше музыки Окуджавы!
Марина Влади вообще утверждала, что он часто музыку сочинял раньше стихов.
"Постараемся проследить предопределённость сплетений кружев судьбы и логику вязки узелков на нити жизненного пути Владимира Высоцкого – «петелька к петельке», как учил актёров общению на сцене Театра на Таганке Юрий Любимов".
Ой, Лариса! Не уверен, что удастся!
Сколько их было у него на жизненном пути всех "иноходцев", которых мы не знаем вовсе? Таких, как Вадим Туманов, например (только этот стал знаменит в кругу деятелей культуры давно, пусть не публично, но знаменит, и дружил он со многими поэтами, а вот так, по-мужицки вроде, выделял Володю). А те "иноходцы", что так и остались неизвестными, те что ушли "из подворотни ворами", например (Баллада о детстве). Ведь он скорее - беспризорник, чем мамин или папин сын! Вот бы о ком написать!
Но, повторюсь, каждый из нас вправе писать о том, что волнует прежде всего ЕГО!
Удачи Вам во всем, Лариса! Прочел с интересом!
С уважением

Григорий Ходаков   06.08.2020 21:51     Заявить о нарушении
Спасибо за такой содержательный, точный и сочувственный отклик, Григорий! Ваши рецензии на эту и предыдущую главу вполне можно объединить в одну миниатюру о Высоцком, который сам себя произвёл в «иноходцы» (то есть предпочитает «бежать» только по прямой, а не виляя по сторонам, – только вперёд!). Насчёт фактического сиротства полностью с вами согласнее – неспроста ведь слова Нины Ургант: «Володя был потрясающе одинок – он принадлежал миру и Богу…» я повторяю не единожды.
В этой части – «Клубок судьбы» – будут ещё 2 главы: «Большое видится издалека» и «Вне времени, вне боли и вериг». Затем выдам Часть 3. «Время смены полюсов» – в ней ожидается ещё 4 главы.
О «Таганке» буду писать отдельно – по воспоминаниям Любимова «Рассказы старого трепача», Губенко «Театр абсурда», Вениамина Смехова «Театр моей памяти» и др. Почти все главы пишутся, вернее, набрасываются мною, одновременно – по темам. Так что, Григорий, минимум на полгода работы мне хватит. Но надо дописать всё осмысленное уже и пережитое – ведь мистически совпадали с Высоцким и мои тропы жизни – Москва, и Питер, Байкал и Одесса, Киев, и Ростов, где его уже, было, приняли в театр с подачи первой жены – Изы, и в Крыму, и в горах Северного Кавказа бывала не раз.
В общем, вся эпоха прочувствована мной вживую – шкурой. Видимо, писать о ней мне свыше велено – а уж надо ли это кому-то меня не должно волновать – да и не особо волнует. Потому как понимаю, что силами «спонсоров» СМИ, сцены и книгоиздательства скудеет аудитория, но всё проходит – и это пройдёт! Был Золотой век Пушкина, был Серебряный век на изломе эпох, будет и Платиновый век или Бриллиантовый – Человечный, сияющий и добротворящий, за что ратовал Владимир Высоцкий. Добра нам всем! И терпения...

Лариса Бесчастная   07.08.2020 16:07   Заявить о нарушении
Завидую Вашей скорописи, Лариса!
Шесть глав за полгода! Для меня – немыслимый объем. У меня больше одной главы за такой срок не получается, хотя в голове уже давно все сложилось: от пролога до эпилога (это я про свое произведение, которое назвал «романом» и из-за которого и стал «писателем»).
А вот Ваш оптимизм насчет Платинового или Бриллиантового века разделяю! Не верю, что «человек разумный» будет вечно довольствоваться лишь тем, что ему предлагают нынешние СМИ, сцены и книгоиздательства.
Удачи Вам во всем!

Григорий Ходаков   08.08.2020 14:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Лариса! Дочитала на днях Ваш запутанный марафон о фееричном сплетении судеб иноходцев в человеческом обличье. Материал, конечно, очень трудный и для автора, и для читателя. Так как Высоцкий - ровесник моей мамы, то все перипетиии данного времени прошли и перед моими глазами тоже. Смерть артиста застала нас в Крыму...
Владимир Семёнович мог быть жив до сих пор, как моя мама. Подумать только: как мало ему было отмерено времени, и как много он успел.
Очень запомнился анализ детского рисунка будущего кумира всей страны.
Но как писал Маяковский о том, что бы было останься Есенин в Живых:

Вы бы
в день
писали
строк по сто,
утомительно
и длинно,
как Доронин.


Лариса Бережная   15.02.2020 18:39     Заявить о нарушении
Похоже, придётся мне тёзке медаль за героическое чтение выдать. Хорошо: нарисую и пришлю. Мне-то, конечно, медаль не полагается - тут уж хоть бы плётку не заработать (улыбаюсь) Хотя я сама себя наказала, взявшись за исследование явления уникальной Личности народу, за поиск диагонали от "Наше всё"до"Всё-наше", то бишь "Пушкин-Высоцкий". Вы не поверите, Лариса, я пока и сама не ведаю, насколько длинной будет эта диагональ, как "много буков" мне придётся найти и прилепить друг к дружке. Но "взялся за гуж - не говори, что дюж"... Допишу, таки, хотя уже вижу, что мало кому это нужно.
Спасибо за отклик, не поняла только зачем тут "духовитый" стишок от "Облака в штанах" - он как трёхстволка...

Лариса Бесчастная   18.02.2020 03:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Помним.... Почти сорок лет его нет!!!! А память все сильнее и масштабнее. И этим сказано все! - не мои слова, но моё отношение к Высоцкому сегодня... Помолчим...
Спасибо большое за такую работу
С Уважением,
Рита

Маргарита Давыдова   26.01.2020 22:19     Заявить о нарушении
Благодарю вас за память и за внимание, Маргарита, - да, помолчим.
Удачи и вдохновения вам!

Лариса Бесчастная   27.01.2020 20:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Потрясающе, Лариса! Даже дух захватило. От чего - всего не перечислить.
Сама метафора "иноходца" уже плодотворна. точно избрана. Она и интегрирует всё повествование и его таких дорогих нам героев в уникальную звёздную галактику, математически (не арифметически!)выверенную. Это наша Культура, ее столпы, держащую музыку мира, исполняющую дивную симфонию Красоты и Любви. И, конечно, Веры...
Нет случайностей для видящих глаз. И Вы это еще раз подтверждаете своим великолепным очерком.
Для себя выделила слова Константина Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Это великая истина.

Огромное Вам спасибо, ведь это счастье, когда есть что читать и наперёд.

P.S.Вчера написалось, в ДР Владимира Высоцкого, стихотворение в тему иноходцев: http://www.stihi.ru/2020/01/25/7964

Екатерина Щетинина   26.01.2020 19:47     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Екатерина! И за внимание, и за понимание, и за со-чувствие, со-причастность. Да это наша культура, которую расчётливо губят чужебесием и суррогатами. А Паустовский входит в группу моих избранников, о которых я пишу не только тут. Рада вашему желанию читать дальше мой "неформат" - вы меня просто вдохновили.
Ваше стихотворение прочла и отметилась там моя "близнашка" (подмигиваю) Попробуйте догадаться как её зовут. Я же давно закрыла свою страницу на Стихире, не поспеваю повсюду, да и в "дашь-на-дашь" не играю.

Лариса Бесчастная   27.01.2020 20:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

В тему замечу: Высоцкий - кумир моего поколения армянской молодежи... У кого из нас не было в конце 60-х - начале 70-х годов на бобинных магнитофонах записей "совсем не советских" песен Высоцкого!? Но не каждый в России знает, что Армения и армяне играли в жизни барда существенную роль... Во-первых, Высоцкий воспитывался своей мачехой-армянкой, которую он любил и уважал; во-вторых,верным и близким другом, всегда материально подставлявшим ему плечо в Москве, был армянин Левон Кочарян; армяне поддерживали его, когда он падал духом, оказывался на финансовой мели, организовывая ему концерты в Ереване (друзья и фанаты его творчества в Армении организовали Высоцкому выступление даже в клубе КГБ в Ереване, о чем русский бард узнал уже ПОСЛЕ концерта!) К сожалению, сам Высоцкий ПУБЛИЧНО ни словом не обмолвился об "армянских" страницах своей жизни и творческой карьеры, хотя в компаниях, по признанию друзей, не раз вспоминал добрым словом и свою мачеху-армянку, и армянских приятелей, и поездки в Армению... По-моему, он должен был хоть в каких-то изданных заметках, воспоминаниях или стихах отметить эти "армянские эпизоды" своей бурной и сумбурной жизни, тем самым выразив свое уважение к армянам, причастным к его судьбе, но через них также армянскому народу в целом... Увы, этого не произошло... Жаль...
P.S. См. через Google.ru: Тигран Арутюнян. Армянская жизнь Высоцкого. Сайт "Армянский музей Москвы и культуры наций" (19.08.2016), а также другие статьи по теме "Высоцкий и Армения".

Роберт Багдасарян   26.01.2020 16:05     Заявить о нарушении
Ну, наконец-то я услышала глас Армении! Спасибо, Роберт! Вы совершенно правы, говоря о значимости "армянских" узелков в судьбе Высоцкого. Не знаю, насколько многие об этом знаю, но я написала об этом в каждой главе, начиная с первой - о крещении Высоцкого в Армянской апостольской церкви. И обо всём перечисленном вами, включая, как трепетно и необычно в Армении отнеслись к сооружении людским теплом "памятника" поэту. Если найдёте время прочтите хотя бы первые 4 главы и поделитесь с друзьями-армянами, думаю, им будет интересно. Все статьи по теме "Высоцкий в Армении" мною изучены, многое цитируется.
С благодарностью и уважением,

Лариса Бесчастная   26.01.2020 16:31   Заявить о нарушении
Спасибо, что среагировали на мой комментарий. Обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями, прочитаю предложенные вами материалы. )))

Роберт Багдасарян   26.01.2020 16:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Лариса, добрый день. Какое масштабное расширение образа В.С.Высоцкого. Каждый «иноходец» - это значимая личность! Очень интересное переплетение их жизни и творчества, влияния на судьбу Владимира Семёновича. Понятно, что талант человека от Бога, а сердце, а пронзительная боль в стихах от кого? А темперамент? «Говорят: он иноходью скачет. Это значит иначе, чем все.» Лара, интереснейшая глава. Спасибо тебе за трудолюбие, огромную любовь к В.Высоцкому и к нам – твоим читателям. С восхищением и любовью. Люда.
Ларочка, спасибо за ссылки. Коллаж здоровский: всех уместила и диагональ от Пушкина к Высоцкому - неспроста!

Людмила Алексеева 3   26.01.2020 15:17     Заявить о нарушении
Привет, Люда. Рада тебе, очень! И не менее рада твоей цельнокупной оценке - ты явно обладаешь системным мышлением. И очень меня поддержала и взбодрила - я ведь уже всерьёз собиралась закрыть тему 9-й главой с оценкой личности и творчества Высоцкого коллегами и современниками. И знаешь, чем ты особенно удивила? Тем, что, не читая самого начала, почуяла "намёк" диагонали в коллаже. Вся суть в том, что в книге, которая будет называться "Владимир Высоцкий - глас эпохи" эта диагональ проходит всё повествование: "Пушкин - наше всё" а "Высоцкий - всё наше" - и удаль, и бесшабашность, и песни, и водка, и верность Отчизне, несмотря ни какие блага и сытость Запада - как и Пушкин писал в своих стихах. А ещё, почти мистически, мы с ним шли по жизни одними тропами: от зачатия нас в ареале Байкала до Ростова, Москвы, Одессы, Донбаса, Кавказа... короче, я была почти везде, где был он - то есть впитала в себя "Дух места", отчего легко погружаюсь в текст. Спасибо тебе, дорогая! Агроменное!

Лариса Бесчастная   26.01.2020 16:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Мне очень радостно от того, что на белом свете есть книги, которые хочется прочитать. Лариса, нужно продолжать. Эта книга даже больше, чем просто книга о ВВ, эта энциклопедия шестидесятых, и их тоже больше. В ней реализуется несочетаемое сочетание академической беспристрастности с живой страстью, это парадоксально, но мне читателю очень дорого!

И ещё очень рад, что именно сегодня прочитал, 25 января... Спасибо!

Саша Веселов   25.01.2020 23:38     Заявить о нарушении
бросилось в глаза, опечатка в этой главе, Окуджава однажды назван Борисом)

Саша Веселов   25.01.2020 23:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Порадовал - и своим появлением, и пониманием всей сложности работы. Всё таки сама эпоха объединяет многих. А меня вообще понесло - в будущее, куда приведёт оцифровывание всего и вся. Не знаю управлюсь ли. В принципе уже написано 11 а.л., ещё 2 главы и можно заканчивать, но меня тянет высказаться о маскультуре. Три части задумано - две уже почти готовы: Восхождение и Клубок судьбы. И третья намечена - Эпоха смены полюсов.
Ошибку исправила, спасибо за внимательность, Саша. Это из-за Пастернака, много его тут))) А будет ещё с Гефсиманским садом и параллели всякие. Не знаю только когда. Не теряйся! В мае, 9-го, будет 10 лет как я на сайте - и стольких уже нет рядом по разным причинам. Время с горки катится...

Лариса Бесчастная   26.01.2020 02:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Схватила удаль, бесшабашность, любовь сердечную вдвойне, с которой умереть не страшно, но топится вся боль в вине; в вине, да разве виноват он, родился в эти времена, когда «блюли» Россию свято, не дай им Бог познать до дна, что мы не так порою жили, не те творили мы дела, но как умели, рвали жилы, и напрягалась вся страна, подпольно слушая такое, чего во веки не забыть, Высоцкий – он эпоха, Лара, тебе спасибо. Будем жить!

Тамара Брославская-Погорелова   27.01.2020 00:08     Заявить о нарушении
Согласна с тобой, Тома! Память и актуальность творчества - это и есть самый верный
критерий и подтверждение звания "всенародный". Да и взрослели мы в одной эпохе...

Лариса Бесчастная   26.01.2020 10:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Сколько читано-перечитано о Вымоцком.
И кажется, что все уже о нем знаем.
но я так люблю читать о нем, когда
пишешь ты. Всегда свежо, ново и уж
очень увлекательно. Каждый раз для
меня открываешь его как-то по-новому.
Спасибо тебе, Лара.
Цем).

Екатерина Вяткина   25.01.2020 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Катюша. Согрела))) Уж ты-то знаешь чего мне это стоит. Уже жалею,
что оторвалась от нашего любимого Крыма. Хотя с другой стороны, много, открытое здесь,
использую и в "Крымской рапсодии" - ведь и здесь персоналии Серебряного века, и море.
Обнимаю тебя, дорогая. Цём!

Лариса Бесчастная   25.01.2020 18:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Высоцкий - наш человек, советский.
Наш потому что книги читал "пьянея от строк". И о Сталине писал:
"Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой".

Админиралиссимус ЕЯ Величества
НИК

Николай Иванович Кирсанов   24.01.2020 11:47     Заявить о нарушении
Да,НИКи, он советский, но не зацикленный. Вот тебе его стихи из 1978 года:
Новые левые - мальчики бравые
С красными флагами буйной оравою,
Чем вас так манят серпы да молоты?
Может, подкурены вы и подколоты?!
Слушаю полубезумных ораторов:
"Экспроприация экспроприаторов..."
Вижу портреты над клубами пара -
Мао, Дзержинский и Че Гевара.
Не разобраться, где левые, правые...
Знаю, что власть - это дело кровавое.
Что же, [валяйте] затычками в дырках,
Вам бы полгодика, только в Бутырках!
Не суетитесь, мадам переводчица,
Я не спою], мне сегодня не хочется!
И не надеюсь, что я переспорю их,
Могу подарить лишь учебник истории.

Устала смертельно работая над этой главой и набросками продолжения. Погрузилась в нашу эпоху до сердечной боли. Типа "горе от ума" получилось...
Спасибо, что заглянул ко мне! Да ещё первым. Всегда тебе рада.

Лариса Бесчастная   24.01.2020 22:34   Заявить о нарушении