Рецензия на «Высоцкий. Глава 8. Иноходцы на семи ветрах» (Лариса Бесчастная)

Здравствуйте, Лариса!
Конечно же каждый из нас пишет о том, что его волнует больше всего.
(Уж здесь-то, на проза.ру трудно кого-то заподозрить в работе "под заказ". Денег за публикации здесь точно не платят и "лауреатов" по-серьезному тоже не дают . Хотя некая меркантильность все-таки думаю присутствует: "кружки по интересам", общение со своими "проверенными партнерами", обмен любезностями в виде рецензий, и пр. Что Вы и без меня знаете.)
Несомненно чувствуется, что Вы переработали огромный массив разнопланового материала. Столько имен: Лужина, Володарский, Вегин, Гагарин, Ивинская, Галич, Меерхольд, Пастернак, Вертинский.... Одно перечисление займет целую страницу. Какое место и значение они занимали в жизни Высоцкого, думаю, и он сам сходу не мог бы ответить. Были ли все перечисленные "иноходцами", я лично не уверен. Или тогда надо дать определение этому термину в применении к человеку. С какого конкретного нестандартного шага его можно отнести к этой "лошадиной породе". Не очень я верю и в астрологию, мистику, совпадения судеб, цифры..... Хотя сам Высоцкий написал про цифру "37", а Гафт после его смерти про "42". Но первое и второе я лично воспринимаю, как замечательные, берущие за живое стихи, нежели как закономерность.Но это опять же лишь мое мнение и я его никому не навязываю.
Читая эту главу, я опять себя ловил на мысли, что мне по большому счету нечего Вам возразить (ну разве что какие-то несущественные мелочи, которые, приступив писать этот отзыв, уже и не помню). Но я все-время задавался тем самом вопросом: "а зачем мне это все"? (Может и от того, что уже многое знал ранее).
Наконец нашел ответ:"Я пытаюсь разобраться в его и нашей эпохе, в условиях и причинах явления народу нашего героя!"
Как по мне, так задача нечеловеческого масштаба!
Как, когда и почему рождаются гении? Ответ знает лишь Господь-Бог. Евгений Крейн вспоминал об их с Бродским общении в молодости с Анной Ахматовой, что та уже тогда выделяла Иосифа, и объясняла почему: "Его Боженька в лобик поцеловал."
Так же точно в свое время "выделил" Любимов Высоцкого, не сразу, но выделил. А потом прощал ему все "выходки", которые не простил бы больше никому.
Я во время короновируса пересмотрел наверное все, что есть на ю-тубе о Высоцком, той Таганке, которая и закончилась после его смерти, прекрасно сознавая кто и как тянет одеяло на себя в этих воспоминаниях.
Так вот мне запомнилось одно видео с репетиции спектакля "Высоцкий", еще до отъезда Любимова. Главреж недовольный тем, как играют его актеры, кричит им: "Да вы поймите!(здесь мой вольный текст). Его отец родной говорил мне на похоронах с гордостью:"Володю очень ценил Кобзон!" Вы понимаете! Отец родной не понимал, кто его сын! Для него главное, что того Кобзон ценил! Где Высоцкий и где Кобзон!"
Думаю, в этом-то и вся трагедия! Если б только далекий от искусства отец, так к нему относился.... Вот это - "иноходец"!
Конечно же он впитал многое из старшего поколения: и того же Любимова, и Пастернака....
И я считаю, что музыка Высоцкого значительно выше музыки Окуджавы!
Марина Влади вообще утверждала, что он часто музыку сочинял раньше стихов.
"Постараемся проследить предопределённость сплетений кружев судьбы и логику вязки узелков на нити жизненного пути Владимира Высоцкого – «петелька к петельке», как учил актёров общению на сцене Театра на Таганке Юрий Любимов".
Ой, Лариса! Не уверен, что удастся!
Сколько их было у него на жизненном пути всех "иноходцев", которых мы не знаем вовсе? Таких, как Вадим Туманов, например (только этот стал знаменит в кругу деятелей культуры давно, пусть не публично, но знаменит, и дружил он со многими поэтами, а вот так, по-мужицки вроде, выделял Володю). А те "иноходцы", что так и остались неизвестными, те что ушли "из подворотни ворами", например (Баллада о детстве). Ведь он скорее - беспризорник, чем мамин или папин сын! Вот бы о ком написать!
Но, повторюсь, каждый из нас вправе писать о том, что волнует прежде всего ЕГО!
Удачи Вам во всем, Лариса! Прочел с интересом!
С уважением

Григорий Ходаков   06.08.2020 21:51     Заявить о нарушении
Спасибо за такой содержательный, точный и сочувственный отклик, Григорий! Ваши рецензии на эту и предыдущую главу вполне можно объединить в одну миниатюру о Высоцком, который сам себя произвёл в «иноходцы» (то есть предпочитает «бежать» только по прямой, а не виляя по сторонам, – только вперёд!). Насчёт фактического сиротства полностью с вами согласнее – неспроста ведь слова Нины Ургант: «Володя был потрясающе одинок – он принадлежал миру и Богу…» я повторяю не единожды.
В этой части – «Клубок судьбы» – будут ещё 2 главы: «Большое видится издалека» и «Вне времени, вне боли и вериг». Затем выдам Часть 3. «Время смены полюсов» – в ней ожидается ещё 4 главы.
О «Таганке» буду писать отдельно – по воспоминаниям Любимова «Рассказы старого трепача», Губенко «Театр абсурда», Вениамина Смехова «Театр моей памяти» и др. Почти все главы пишутся, вернее, набрасываются мною, одновременно – по темам. Так что, Григорий, минимум на полгода работы мне хватит. Но надо дописать всё осмысленное уже и пережитое – ведь мистически совпадали с Высоцким и мои тропы жизни – Москва, и Питер, Байкал и Одесса, Киев, и Ростов, где его уже, было, приняли в театр с подачи первой жены – Изы, и в Крыму, и в горах Северного Кавказа бывала не раз.
В общем, вся эпоха прочувствована мной вживую – шкурой. Видимо, писать о ней мне свыше велено – а уж надо ли это кому-то меня не должно волновать – да и не особо волнует. Потому как понимаю, что силами «спонсоров» СМИ, сцены и книгоиздательства скудеет аудитория, но всё проходит – и это пройдёт! Был Золотой век Пушкина, был Серебряный век на изломе эпох, будет и Платиновый век или Бриллиантовый – Человечный, сияющий и добротворящий, за что ратовал Владимир Высоцкий. Добра нам всем! И терпения...

Лариса Бесчастная   07.08.2020 16:07   Заявить о нарушении
Завидую Вашей скорописи, Лариса!
Шесть глав за полгода! Для меня – немыслимый объем. У меня больше одной главы за такой срок не получается, хотя в голове уже давно все сложилось: от пролога до эпилога (это я про свое произведение, которое назвал «романом» и из-за которого и стал «писателем»).
А вот Ваш оптимизм насчет Платинового или Бриллиантового века разделяю! Не верю, что «человек разумный» будет вечно довольствоваться лишь тем, что ему предлагают нынешние СМИ, сцены и книгоиздательства.
Удачи Вам во всем!

Григорий Ходаков   08.08.2020 14:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лариса Бесчастная
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Ходаков
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.08.2020