Рецензии на произведение «Ещё раз о Понтии Пилате»

Рецензия на «Ещё раз о Понтии Пилате» (Юрий Берг)

" Привилегии были дарованы им Юлием Цезарем, Октавианом Августом, Тиберием и Клавдием."
Тиберий в особых симпатиях к иудеям не замечен. Цезарь и Август имели представление о специфике Иудеи. Они понимали значение религии (иудаизма) в этой стране. Поэтому при Цезаре был принят закон, освобождавший иудеев от службы в вспомогательных войсках римской армии. Хотя сами иудеи нередко служили в армиях чужих владык еще до римского владычества (например, в Элефантине - на южной границе эллинистического Египта и даже имели там жертвенник Яхве; царь Ирод держал армию, часть которой набиралась из египетских эллинизированных иудеев). Что касается налогов, то иудеи платили их наравне со всеми остальными провинциалами. При Августе в Риме было принято постановление, согласно которому Иудея признавалась независимым царством. На самом деле речь шла о политике "разделяй и властвуй", и Август, познакомившись с Иродом, видимо, решил, что для Рима будет пока лучше держать верного сателлита, а Ирода провозгласить "другом", чем иметь мятежную провинцию. В конце правления Августа Иудея (после смерти Ирода) превратилась в прокураторскую провинцию, разделенную на четыре части - тетрархии. При Тиберии страна по сути вошла в состав провинции Сирия, с прокуратором, подчинявшемся не сенату (формально), а императору (реально).Стремясь пресечь влияние чужеземных культов, а также уничтожить замкнутые объединения иностранцев в Риме, Тиберий изгнал всех иудеев мужского пола из города (часть из них была выслана на Сардинию служить в тамошних войсках, а отказавшихся "по религиозным соображениям" поступить на военную службу попросту казнили). Клавдий было сделал Иудею снова полунезависимой (отдав в управление одному тетрарху - марионетке). Но Нерон снова ввел прямое правление. О Калигуле лучше не говорить, хотя он и дружил с одним из таких иудейских тетрархов. Если бы римляне на местах не понимали, что принуждение поклоняться Калигуле как богу чревато тяжелейшими последствиями для обеих сторон, то Иудейская война началась бы при Калигуле, а не при Нероне.
"евреи на протяжении римской истории успели показать себя общиной, чрезвычайно заинтересованной в порядке и стабильности в бассейне Средиземного моря: они уже тогда играли крупную роль в ремесле и международной торговле (которая являлась де-факто внутриимперской торговлей)."
Это преувеличение. Роль Иудеи в средиземноморской торговле была незначительна. В Сиро-Палестинском регионе традиционно большую торговую роль играли финикийские города. Транзитная торговля Рима с Парфией и Индией (и далее с Китаем) шла через набатейских арабов и сирийцев. Изделия иудейских ремесел в Риме не были известны, из Сирии (а не из собственно Иудеи) вывозились в Рим вино, пурпур, предметы роскоши. С другой стороны, крупные иудейские диаспоры в Египте и Кирене действительно занимали заметные позиции в торговле с Италией, нуждавшейся в привозном зерне, которое с избытком выращивалось в этих провинциях.
"девять когорт наемных гвардейцев-преторианцев во главе с их командиром – Элием Сеяном."
Вся римская армия той эпохи, была наемной. Но служить в ней могли только римские граждане. Провинциалы служили в вспомогательных войсках - auxilia.
"что и завершилось его убийством – он был задушен"
Это лишь одна из версий, причем надо понимать, что Тиберий, ставший императором в преклонном возрасте, царствовал довольно долго и если и был задушен, то уже будучи на смертном одре. Он не был, как вы пишите. "молодым наследником" Августа. Плохо знаете римскую историю. Ваши конструкции насчет "двоевластия император-сенат" и "император-Сеян" неточны. Сенатская оппозиция действительно существовала в эпоху ранней Республики, но Сеян (из всаднического сословия) - лишь эпизод; это был типичный временщик, каких не мало знала история, в том числе и римская. Взять того же Макрона при Калигуле. Должность префекта претория давала в руки его обладателя большие полномочия, и императоры это понимали.
"назначение Пилата пятым прокуратором Иудеи было инспирировано в 25 году н. э. его покровителем – Сеяном."
При этом Филон Александрийский почему-то называет Пилата "человеком Тиберия", а не Сеяна ("Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи...")
"оперевшись на уцелевших сенаторов,"
Прочитав вашу статью, читатель может решить, что Тиберий извел большую часть сената, что совершенно не так. Большая часть сената оставалась лояльной Тиберию, хотя сенаторов и тяготило правление дряхлеющего императора, превращавшегося в старого маразматика. Сам факт его уединения на Капри свидетельствует, насколько Тиберию была ненавистна римская жизнь с ее лестью и закулисными интригами.
"«начать с демонстрации своего презрения к еврейским законам»."
Что говорит о непонимании в Риме (центральной властью) того времени иудейской специфики: нельзя было направлять в Иудею невежественного и жестокого человека.
"Но те смирились с изображением божественного Августа на улицах? Смирились. Вот и евреи пусть смирятся"
Снова неточность. Культ императора, введенный Августом в империи, не встретил на местах неприятия. Не буду говорить о западных провинциях, а римский Восток подвергся глубокой эллинизации еще в 4 в. до н.э. На Востоке обожествление владыки было обычным делом и введение поклонения "гению императора" с энтузиазмом было поддержано провинциальной верхушкой в Малой Азии и Сирии и не встречено в штыки "массами", привыкшими к практике обожествления главы государства.
"еврейские руководители отнеслись к Пилату, как к еще неиспытанному новичку"
Дело не в "руководителях", а в иудейской элите (жречестве, саддукеях, отчасти фарисеях), которая в целом была лояльна римской власти и пыталась терпеливо объяснять представителям местной римской администрации, что акции, вроде демонстрации "человеческих образов" в иудейском обществе - святотатство, вопиющее нарушение Закона.
"Почему легионеры не пустили тогда в ход оружие?"
По той же причине, что и в аналогичной ситуации, случившейся при Калигуле, который обязал иудеев поклоняться ему как богу, - до римлян на месте дошло, что в итоге вся Иудея восстанет. Фактически римский эмиссар Калигулы не выполнил его приказа (умертвить всех, кто откажется поклоняться статуе божественного императора), и спасла его лишь гибель безумного Гая Цезаря. Отмечу здесь, что когда Адриан подавил последнее крупное иудейское восстание, он воздвиг-таки в Иерусалиме, переименованном в Элию Капитолину, свое так сказать скульптурное изображение (перед храмом Юпитера).
"Видимо, это было первая зафиксированная в мировой истории победа «движения пассивного сопротивления».
Видимо, вторая.
"Прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, был врагом не только еврейского народа, но и скрытым врагом императора Тиберия, старавшегося не обострять отношения с порабощённым, но свободолюбивым народом Израиля."
Это вряд ли ("порабощенного, но свободолюбивого" - чудно сказано). Мудрость Тиберия состояла в том, чтобы уровень налогов, взимаемых с подданных, не выходил за пределы разумного. Может быть, исторический Понтий Пилат и питал какую-то особую ненависть к иудеям, но в оппозиции к своему суверену подозревать его не стоит. Это был ограниченный, жестокий, алчный ("командировка" в провинцию традиционно рассматривалась сенаторами и всадниками как возможность нажиться и разбогатеть), возможно, хитрый человек, не хуже и не лучше своих предшественников и преемников. Его деятельность в Иудее вызвала многочисленные жалобы иудейской элиты, заставившие наместника провинции Сирия отозвать прокуратора в Рим для отчета (такие действия наместник в исключительных случаях мог себе позволить).
"Кесария Палестинская, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее."
Кесария была зимней резиденцией прокураторов, летом они располагались в Иерусалиме.
"называемый традиционно прокуратором, должен был быть по причине военно-политической ситуации в Иудее её префектом"
По мнению современных историков, название должности "префект" (в императорских провинциях) в годы жизни Тацита уже не использовалось. При Клавдии вошло в употребление наименование "прокуратор".

Алексей Аксельрод   28.09.2020 09:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ещё раз о Понтии Пилате» (Юрий Берг)

Чудесная статья...

Олег Михайлишин   27.09.2020 11:36     Заявить о нарушении