Рецензии на произведение «Думка о Родине»

Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

У нас при независимости уничтожается культурное наследие, которое было сохранено в ненавистную эпоху большевиков-империалистов по современной интерпретации истории. Мечеть середины 19 века снесли, мавзолей 13 века снесли и построили новодел. Заповедники жгут, деревья в городах рубят на систематической основе, моратории на рубку деревьев игнорируют, никто не может их остановить. Сожалеть? От этого ничего не изменится. История реальная скрывается, фальсифицируется. Это период взросления. Думаю, правду когда люди повзрослеют, то уже не останется ни природы, ни культурного наследия, не ресурсов. Что можно с этим сделать? Ничего. У нас страшное и достойное наследие прошлого, неустойчивое настоящее и туманное будущее.
С уважением
Искандар

Заметки Географа   22.10.2021 09:23     Заявить о нарушении
Историю всегда подстраивали под текущие нужды. Кому мало было своей, те беззастенчиво прихватывали и чужую. Новодел, это понятие которое можно отнести и ко многим странам новообразованным. Даже в вашем случае, есть нюансы. Хива, Бухара это безусловное и богатое наследие, но нация и литературный язык сформировались сравнительно недавно и до сих пор проходят стадию самоутверждения. Помимо атрибутов внешних, нужно и наполнение внутреннее из него по сути вырастает настоящая самодосточная без пугалок и "врагов" культура а из последней - Патриотизм.
Как мне кажется, чрезмерное перетягивание одеяла на себя, без приятия лучшего в отличном скатывает народ к национализму. Простой путь, но за него приходится платить ограниченностью духовной.
Рад вам, Искандар.

Юрий Ник   22.10.2021 10:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Посчастливилось тебе, Юра (уже запуталась, как надо: ты или Вы, - не обижайся, если что. Ко мне желательно на «ты») в ТАКОМ городе жить.

Я уж не говорю об убогом целинном (казахстанском) городке, в котором прошло мое школьное детство (отца направили в краевую редакцию), где я боялась даже на пыльную пустую улицу выйти и сидела под столом с книгой дни напролет)

Но именно о таком - южном, тенистом, дружелюбном, многонациональном и с историей, запечатленной надписями на стенах древних и ступенях - мечтала всегда.

Вот уж повезло, так повезло. Я тоже туда хочу.

Геля Островская   31.03.2021 18:34     Заявить о нарушении
Сегодня знакомая прислала ролик о Закаталах нынешних, после первых фраз комментария выключил. Не принимается никак их попытка переписать в свой актив то, что моё по праву. Это моя история и тех тысяч, что тоже оставили дома и могилы.
Регион был действительно уникальным и цену за него отдали приличную. Усмирили и утихомирили считаясь со всеми. А ныне отуречено всё нахрапом и обезличено. Больное для меня это. Но Вы (😀ты) правы, я один из "Могикан". Понял это когда выехал из своего рая учиться, служить. Хотя в принципе большинство Закатальцев рассеивалось по миру и раньше, но какую-то ниточку старались оставить и берегли.

Юрий Ник   31.03.2021 21:01   Заявить о нарушении
Эх...
Что уж о таком заповедном месте говорить, волшебном, с которым кровными нитями связан..
Даже я, когда о своем целинном полустанке жизненном вижу современное видео, тоже звук выключаю.
Внутренний голос свой, памятный, со своей мелодией, со своим молчанием хочу слышать.
Все ж очень посчастливилось тебе, Юра. Из такой дивной великолепной местности, из такого яркого сообщества людей в остальной мир пошел.

Геля Островская   31.03.2021 21:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Юрий, нам конечно не изменить случившегося. Но наше отношение к собственной истории и её материальному архитектурному воплощению точно меняется к лучшему. Как нибудь, при случае, устройте себе экскурсию по Краснодару. Это же недалеко, всё одно иногда приезжаете за какой надобностью.

Сначала пройдитесь по парку Горького, которому вернули первоначальное имя: "Городской сад". Это, ведь, первый парк Екатеринодара. И в нём ещё живы пару дубов, которые росли в роще, когда ещё никакого города не было. И его как-то всё таки поддерживают в приличном образе парка. А через голые сейчас ветви его деревьев видны корпуса завода им.Седина, которому хоть и не вернули первоначальное название "Кубаноль"(может, и правильно - в советское время он перестроен фактически полностью и стал крупнейшим в Европе станкостроительным заводом), но сам завод сохранили. На грани сноса под очередной элитный жил.комплекс. Ведь стоит он на самом берегу р.Кубань. И уже партия его вертикальных многошпиндельных вновь поехала на экспорт. На Остров Свободы.

Выйдя из парка идите по ул.Постовой(первой улице города), мимо памятнику освободителям города от фашистов (где всегда живые цветы. Не забыты) к Войсковому Собору. Который большевики разрушили, а теперь его воссоздали. Правда не там, где он был раньше, но здесь он красиво стоит. Главная улица города - Красная (а повезло ей с именем! Изначально её название трактовалось как "красивая", во время советской власти - как символ революционной борьбы, цвет знамени, теперь - вновь по прежнему. И без всяких смен табличек!) ведёт к нему. Или начинается со ступеней, а заканчивается кинотеатром "Аврора" - советским символом города. Все наборы открыток с видами Краснодара начинались именно изображением этого здания. Оно, правда, сейчас в лесах, но избежало сноса! К которому долго готовили краснодарцев в надежде воткнуть там торговый центр. Отстояли. И Галицкий обещает восстановить.

Вот по Красной и пройдитесь. Из
Екатеринодара в Краснодар. Сразу от собора отклонитесь вправо - в Екатерининский сквер и полюбуйтесь на восстановленный памятник императрице.(вот он тут и стоял до разрушения его в революционном угаре). Полюбуйтесь старинными кирпичными кладками и лепниной, любовно очищенными от толстого слоя известкового забвения времён социализма. И обязательно зайдите в гастроном на первом этаже типовой панельной пятиэтажки этих самых советских времён. На углу с Комсомольской. Там сохранили то кафе, известное всем краснодарцам, в котором самые вкусные бутерброды с "докторской" и кофе с молоком. Отведайте. Вкус сохранился. Ну, почти.

А, дойдя до Гоголя, отклонитесь влево. До самой Кубани. До мостика "Поцелуев" Правда красивый? И пройдитесь по набережной. Полюбуйтесь речным простором, подышите. Хорошо, ведь! А всё советское время я даже и не думал, что мой город на реке. Вдоль Кубани были предприятия и пустыри со свалками.

Мне нравится как меняется мой город. Что в нём стали ценить историю, сняли глухой забор с прекрасного ботанического сада и всего за пару лет создали удивительный парк "Краснодар". Нравится обилие красивых вывесок в многочисленных кафешках, барах, клубах, книжных магазинчика старого центра. И поэтический батлы, джазовые джемы в них. Потёртый нос бронзовых собачек, материализовавшихся из текста Маяковского на углу Красной и Мира. Обилие странных маленьких театриков и симфонический оркестр, играющий по праздникам прямо на улице.

Мне нравится, что мой город вновь, как и сто лет назад можно называть "Маленький Париж". В том смысле, в котором Париж уже и не назовёшь парижем...

Конечно, полно того, что мне не нравится. Но я выбираю то, о чём написал.

А ваш родной город где-то на юго-востоке Украины? Может, там пока сложнее выбирать хорошее. Может, сейчас нечего. Но, это пока.

Алексей Земляков   08.01.2021 22:30     Заявить о нарушении
Прежде всего спасибо за такой развёрнутый отклик на моё мелкое, но тоже сказанное от души.
Меня действительно увлекли твои путевые заметки. (Надеюсь, можно на "ты") Вспомнил, что даже читал часть их. Видимо с пылу жару и даже наткнулся на свой отзыв. Но начало я тогда упустил. Опущу и реверансы по поводу языка и формы, но подкупила документальность и даже кинематографичность текста. Не плохо было бы в то время именно так показать Крым. Просто и изнутри. Слащавое и пафосное от Киселёва уже выворачивает. Россию Москва портит. Крым не исключение.
Теперь о тутошнем.
У меня кубанские корни. Дед и две мои бабушки бежали отсюда в 33м. Бежали от голода и по сути выжили именно благодаря тому, что сразу за Сочи начинался иной мир и иные нравы. Где хлеб был везде, фрукты на обочинах и было тепло практически круглый год. В Грузии им прижиться не удалось. Национализм там укрепился давно. Но по новому переделу административных границ, одна из областей Тифлиской губернии была приписана к создававшейся тогда Азербайджанской республике.
Центром её был городок Закаталы. Именно он приютил тогда мою родню. Это уникальное место даже сейчас. А в пору моего детства даже реликтовое. Сегодня там всё перелицовано и главное, от тех кто строил этот тихий мирок там не осталось практически никого. Город вырос вокруг русской крепости, стараниями армян бежавших от шедших тогда войн. И в пределах, где кто только не жил. И грузины вероотступники и азербайджанцы заместившие тех кто от веры не отступил и разноязыкие горцы тоже не упустившие шанса занять свой кусок в святом месте. А по честному это самая что ни на есть Кахетия с очень древней и интересной историей.))
Пересказывать всю не буду. Если тема интересна, то сумбурно я её тут на сайте выставлял. В двух папках "ода речкам" и "дело табак".
Теперь улыбнусь. На Седина я года четыре проработал конструктором в отделе новых станков. Когда завод разорили, а из наших акций сделали туалетную бумагу, попытался податься на вольные хлеба. Торговал правда больше васюринскими сосисками и сыром со Староминской. Но это были уже последние вехи Екатеринодарской эпопеи. Потом пытал себя уже иным и в Майкопе. Последний нравится мне больше и больше настоящего в себе сохранил. Тут мирно живёт белое с красным, да церкви примирились с новоявленными мечетями.
И ещё, что мне стало интересно. Майкоп, Грозный и мои Закаталы города ровесники. Это крепости Кавказской и Лезгинской линий. Созданных, когда стало ясно, что нахрапом Кавказ не взять.
Ну и на посошок. В последние лет двадцать я делал лестницы в домах. Из нашего дерева. Думаю сталкивался с таким. Собственно в Краснодаре собрал лишь пару, но бывали заказы в пригородах. Ну а чаще работал на побережьи и в столицах. Красиво жить не запретишь, а работа с деревом сама по себе интересна и даже удовольствие когда заказчик нормальный человек.
Собственно это я к чему:край я знаю хорошо и Краснодар тоже. Сейчас там редко, а на машине и вовсе не суюсь. Впечатлил город размерами перемен, но и дёготь за свечками небоскрёбов есть. Мне очень нравился старинный завод, что был на берегу Кубани, сразу за сенным рынком если ехать на трамвае в Юбилейный.
Этот мир снесла до основания уже новая волна переделов и грабежа.
Ладно, буду закругляться. Ещё раз спасибо, Алексей. Добрых дней и новых впечатлений.

Юрий Ник   09.01.2021 00:19   Заявить о нарушении
Я настолько не знал ничего про Закаталы, что в вашем... твоём Юр, тексте принял это слово за название района городка. Интересная история, обязательно прочту у тебя о нём.

От Сенного к Юбилейному было несколько заводов. Точно помню з-д Слесарно-монтажного инструмента и Кожзавод. Всё разрушенное очень жалко. И сам Сенной. Не было в нём какой-то архитектурной ценности, но История в нём живая была. Историческое сердце города. Рынок для юга особая статья... Тот элитный жил.квартал, что вместо него воткнули, не сердце, а опухоль. На мой взгляд.

Ну, о плохом я тоже могу много... Всегда две стороны медали, всегда битва Добра со Злом.

Седина - наш подшефный завод. Я учился в КССТ. С Седина и в армию уходил. Остановили его разрушение после 14-го, окриком сверху. Когда стало понятно, что хрен нам кто сейчас станки продаст. Восстановить сейчас очень сложно. Это по радио слышал, что 9 станков собирают для Кубы. Сказали, что карусельных, но я думаю - многошпиндельные вертикальные токарные полуавтоматы. Так как это сообщение пошло после заключения контракта РЖД на строительство железки в Кубе. Колёсные пары нужно будет восстанавливать.
Сельмаш свезли на металлолом, да ничего построить не смогли. Там бетона в земле больше чем сверху - внизу второй завод - патронный. КСК - крупнейший камвольный в Союзе и уж тем более в Европе раздолбали, да так и стоит. Сдаётся в розницу под офисы и лавки. У меня отец на нём всю жизнь проработал. Очень тяжело это переживал. Свидетельство о куче акций осталось мне в наследство памятным сувениром.

Майкоп мне очень нравится. Ещё в советские времена, когда первый раз пацаном туда попал, поразился чистотой, уютом и прекрасным состоянием старых "Икарусов" на городских линиях. В Краснодаре тогда были уже новой модели и уже раздолбанные... Вот и в "эпоху больших перемен" майкопчане сломали много меньше. Хороший советский дух остался в городе. И плотность населения нормальная. Можно ходить, можно ездить, парковаться. В Краснодаре и я на машине не езжу. Трамвайчик, а дальше пешком. Да и бываю в городе редко, вот и хожу как на экскурсии. Смысл и привлекательность больших городов мне непонятна. Три года назад взял участок земли возле Красного Дагестана (от Майкопа по прямой километров 15) пытаюсь фермерствовать помаленьку, в надежде перебраться на землю совсем. Привыкать.

Я действительно думаю, что помаленьку Союз вернётся. Вместе с Российской Империей. Уж очень правильная идея где-то внутри этого была, глубоко корни пустила. Разговаривал с близкими людьми, побывавшими недавно в Латвии, Грузии, Узбекистане. Национализм сменяется ностальгией. Смешанной с ненавистью, презрением к новым евро-американским хозяевам.

Совсем так, как было, конечно, не будет уже никогда. Но маятник уже пошёл в другую сторону.

А там, где сейчас красивый мостик поцелуев, был судоремонтный заводик. Который не только ремонтировал буксиры и баржи, но и строил свои. Специальные со сверхмалой осадкой на водомётном приводе... Река тогда тоже трудилась.

Алексей Земляков   09.01.2021 09:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Прекрасная миниатюра! Спасибо! Удачи Вам в творчестве!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   01.01.2021 04:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Сергей. Ещё раз - С новым годом! Должен же он и до Патогонии добежать.))

Юрий Ник   01.01.2021 06:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

С "ничего не изменить" - можно поспорить. Менять всё к лучшему надо, и чем скорее, тем лучше...

http://proza.ru/2020/09/02/23

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   09.10.2020 18:21     Заявить о нарушении
В краях где вырос, прошла этническая чистка. Она до сих пор аукается нескончаемой войной.
Даже русских умудрились поделить на щирых и не полноценных.
Да и там где ещё не всё разделено извне, идёт в полный рост расслоение имущественное. Определяющее наши права и возможности. Видимо большинство это устраивает и тут то как раз изменить что-то сложно.
Спасибо, что нашли время прочитать и отозватья.

Юрий Ник   09.10.2020 21:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Юра, доброго дня.
Вам повезло, ибо у вас было "Не тронутое метаморфозами государственного переустройства своеобразие старых проулков", а мне вот не довелось застать город Минск в таком виде.

Печально, что не сохраняется дух времени, ведь бродя по тихим улочкам, словно прикасаешься к истории и чувствуешь связь времен.
Но верно сказали вы: память хранит, сердце помнит, и пусть ниточка не оборвется.

Марина Павлинкина   11.09.2020 09:18     Заявить о нарушении
Доброго дня вашему краю, Марина.
Разор ему в наибольшей степени принесла последняя жуткая по остервенению людскому война. И не дай Бог новых.
А до моего местечка долетело тогда только эхо. Там были устроены госпиталя и однажды, над городом случился воздушный бой. Наш "Ишачок" был подбит и упал в горах. Но постучалась война и тут в каждый дом. Среди всех, кого знаю, был свой счёт потерь и лишений. Мой дед лежит где-то под Смоленском и осталось мне от него только фото и фамилия.
А в гражданскую тут появилось местное своеобразие, когда ни у одной из воюющих сторон руки толком не дошли до "тихого омута", бывшего по сути точкой соприкосновения четырёх, если не более, культур и традиций.
И после революции, при том, что главенство было передано в приказном порядке одной из сторон, существовала своеобразная система сдержек и противовесов. Часто русское становилось неформальным мостиком взаимопонимания и взаимообогащения культурного. Именно такую самоограниченную толерантность я принимаю и считаю таковой.
А ныне тут последовательно и безусловно проводится политика отуречивания и ассимиляции всего и вся. Многотысячелетняя яркая история, в лучшем случае, становится лишь объектом спекуляций и манипуляций. Недавнее же, в глобальных вешках, и вовсе противоречит закрепившимся установкам и сознательно стирается и искажается. Это касается и вида и духа.

Юрий Ник   11.09.2020 11:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Полностью согласна с Вами, Юра!
Память... Наше наследие и наша гордость. У нас была НАША страна. По разному жили. Всякого бывало. А вот чего не было - нынешней мышиной возни.
После первого класса родители забрали меня от бабушки. Увезли с любимого моего Кавказа, от заснеженных пиков и от быстрой Лабы на другой конец страны. Думаю, что устроила бы им невесёлую жизнь, если Черновцы не оказались настолько сказочный городком. Старина была цельной:крутые улочки, кованые балкончики и решётки, шелест лип и шуршание фонтанов.

И все чаще мне сейчас кажется, что чарование ушло не от меняюшихся условий жизни, а оттого, что не стало стержня. Страны не стало - и пошло всё колобродить вкривь и вкось... По отдельности - вроде хорошо. А собери вместе старину и современность, да ещё так бездарно, как это делается - и получится "Блеск и нищета куртизанки" (почему-то на ум такое приходит)
Но все же мы счастливые. Мне один знакомый айтишник, ещё молодой парень, сказал: "Вы счастливые. У вас есть Такие воспоминания!" И он прав.

Татьяна Танасийчук   10.08.2020 16:14     Заявить о нарушении
Мне тоже кажется, что мы были богаче счастьем чем нынешнее поколение. Наше было искренним и настоящим.

Юрий Ник   10.08.2020 20:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Однажды, многое количество лет спустя, я оказалась в старом дворике, где прошло мое детство... Там нет исторических мест, да и сам городок по меркам Истории - салага. Поразило другое - каким маленьким оказался двор, в котором когда-то помещался огромный Мир!
Удачи Вам, Юрий!

Ольга Луценко   31.07.2020 23:47     Заявить о нарушении
Говорят, всяк кулик своё болото хвалит. Но я убеждён, что мне страшно повезло быть сопричастным к уникальном месту.
Мал золотник, да дорог.
Закатальцев никогда небыло много. С 1840го,когда крепость объявили городом, до 70х двадцатого века, население его едва удвоилось составляло всего двадцать тысяч. Но даже у уехавших из местечка, всегда оставалась с ним кровная связь, которую старались не обрывать.
Репутация "тихого болота" осадила тут много интересных людей с очень сложными судьбами. Им город во многом был обязан особой аурой и даже вкусом к исключительности, которая появлялась во многом. Исключительно богатая и яркая история, персоны отметившиеся в масштабах страны, настоящая мультикультурность и великолепная природа вокруг, всё это, помноженное на климат, в России и СССР были уникальны.
Сегодня всё отуречено и нивелировано до рядовой и не любимой столицей провинции.

Юрий Ник   02.08.2020 13:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Здравствуйте, Юрий Николаевич!
Глубоко тронули вы своими раздумьями о Родине, доме, родных.
У каждого из нас есть что вспомнить, когда видишь дом, знакомый с детства.

Пусть будет священной эта память.

Эльмира Пасько   26.07.2020 14:32     Заявить о нарушении
Пусть...))
Спасибо, Эльмира Викторовна, что заглянули и отозвались.

Юрий Ник   26.07.2020 16:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Думка о Родине» (Юрий Ник)

Вот и я хожу по родному городу и вижу старинные уголки, местами ещё не снятые трамвайные рельсы от давно упразднённого трамвая, купеческие дореволюционные дома, ставеньки резные... Иногда хочется пофотографировать "Ногинск уходящий, Богородск дореволюционный". Но не фотографирую, никому это не нужно, а мой город и так всегда внутри меня, н куда не денется.
Спасибо, что поделился размышлениями, Юра!

Мария Евтягина   24.07.2020 21:44     Заявить о нарушении
Случайно, у Курского, наткнулся как-то на церквушку белокаменную, буквально вросшую в небоскрёб. Жуткое зрелище. Этот ненасытный город уже сожрал немало таких, а вот надо же, эта махонькая ещё стоит.
Уж не знаю, за какие заслуги не порешили её раньше. Может Грозного помнит или Рублёва?
Не видела такую?

Юрий Ник   24.07.2020 23:43   Заявить о нарушении
Не помню, Юр. Там вроде и нет небоскребов у Курского... Но в дворах, окруженную домами небольшую церковку видала, и не раз. А ведь раньше это она смотрела на все окрестные дома свысока. Что ж, всё меняется, время не остановить...

Мария Евтягина   25.07.2020 08:38   Заявить о нарушении
Я проезжал мимо и не мог сфоткать. Да дом был этажей семь. Явно новый, стекло и сталь. Офис или подобное. А церковь получалась буквально в выемке этого здания и всё это у дороги.

Юрий Ник   25.07.2020 09:40   Заявить о нарушении