Рецензии на произведение «Беседа с Шопенгауэром О различии между возрастами»

Рецензия на «Беседа с Шопенгауэром О различии между возрастами» (Елена Пацкина)

С удовольствием прочел диалог. На мой взгляд, продолжительность жизни человека, я бы сказал «психологическая продолжительность», измеряется не количеством прожитых лет, а количеством испытанных впечатлений, интеллектуальной и эмоциональной насыщенностью жизни. Постоянное однообразие: одни и те же люди рядом, одна и та же работа, бытовые проблемы и хлопоты «укорачивают жизнь» и люди, живущие такой жизнью, в конце ее испытывают разочарование. «Пролетела жизнь», «Не заметил, как жизнь прошла» - подобные высказывания я слышал множество раз. Отпуск раз в год, поездки на море и т.д. не решают проблемы, этого слишком мало для содержательной жизни. Но в наше время «продлить жизнь», то есть, внести в нее свежесть, разнообразие, новизну, можно с помощью интернета. Все шедевры кинематографа, лучшие книги, знаменитые композиторы и музыкальные произведения, лекции, интервью с интересными людьми, документальные фильмы, живопись, шахматные блоги - все нам доступно, ешь не хочу. Важно только не переборщить, ибо, как говорил Б.Франклин: «Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо для ума и для тела.» Увы, большинство людей интернет используют не для познания. По поводу угасания сознания в старости можно сказать, что оно происходит не у всех и, вероятно, Артур имел в виду не себя и не людей подобных себе. Где-то я читал мнение то ли психологов, то ли социологов, что в каждом государстве, в каждом обществе есть примерно 10% людей, которые всю жизнь читают книги, познают жизнь, искусство, занимаются творчеством. Полагаю, что такие люди сохраняют ясное сознание до последних дней жизни и в старости не ощущают, что жизнь пролетела незаметно. Лично мне моя жизнь (я с 1952 г.р.) кажется бесконечной. Еще в диалоге меня восхитили мысли В.Токаревой о старости. Все в точку!
Спасибо за работу, Лена!
С уважением.

Евгений Терещенко   07.04.2024 17:50     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, за Ваши, всегда такие интересные, рассуждения.
Я с Вами полностью согласна: интернет беспредельно расширил для нас границы - только было бы желание познавать, впитывать, читать и писать. Порой трудно себя оторвать от потока информации, а ведь, как Вы с Франклином точно заметили, надо еще эту информацию осмыслить, переварить, возможно, мысленно оспорить, подбирая свои доводы и сравнивая разные мнения экспертов.
Действительно, А. Ш., прожив 72 года, до последних дней не изменял свой образ жизни, наполненный интеллектуальным трудом.
С тех пор, как я нашла свой способ общения - "Беседы с мудрецами", время пролетает незаметно, и его очень не хватает.
Желаю новых интересных текстов.
С уважением,

Елена Пацкина   07.04.2024 22:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беседа с Шопенгауэром О различии между возрастами» (Елена Пацкина)

Здравствуйте, Елена, и с праздником - с Днем Победы.
Хотелось бы поговорить о том, что Вы написали в своем письме: "Кроме того, чем дольше живет человек, тем более он одинок, даже если окружен потомками, потому что ушли сверстники.
Эта тема (весьма косвенно) обсуждается в "Беседе с Шопенгауэром О различии между возрастами".
Я рад, что Вы прочитали "Мемуары Сергея Додонова" - то, о чем вы (и Шопенгауэр) говорите, там сказано едва ли ни дословно. Так что тут мы с Вами и с Шопенгауэром находимся в согласии. Но в остальном я к Шопенгауэру отношусь так же, как и небезызвестный Шариков к переписке Энгельса с Каутским: "...пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет".
Позвольте и мне вступить в полемику с Шопенгауэром - тем более, что он в силу известных обстоятельств вряд ли сумеет ответить.
«А. Ш. – В детстве мы являемся гораздо более познающими существами.
От этого именно зависит то счастливое состояние первой четверти нашей жизни, которое впоследствии придает ей вид потерянного рая.
В детстве у нас мало связей, и потребности наши незначительны.
Интеллект, подобно мозгу, уже на 7-м году приобретающему свои полные размеры, рано достигает своего развития, если и не зрелости, и все время ищет себе пищи в целом мире еще нового бытия, где все, все блещет прелестью новизны. Отсюда и происходит, что наши детские годы представляют собою непрерывную поэзию.»
А вот фигушки! Детство – это рай, конечно, но в равной мере оно же и ад. Родители не купили мороженого, не взяли в гости, поставили в угол? Это трагедии, которые по эмоциональному накалу сопоставимы с самыми страшными событиями взрослой жизни. И я назову причину: человек – скотинка социальная, настолько социальная, что, собственно, это есть главное отличие человека от всех прочих зверушек и составляет нашу сущность. Детство и юность – период социализации, и ребенок ищет свое место, карабкаясь изо всех сил наверх. Место в классе, в неформальной стайке молодых, в спортивной иерархии, в умении одеваться и материться, в перспективах, в уровне внимания будущих жен/мужей – и можно перечислять до бесконечности. Это увлекательный и изматывающий марафон, и сойти с дистанции почти невозможно, потому что гормоны и черт знает что еще толкают: «Вперед! Ты должен! Ты можешь! Ты же не фуфло!» Как следствие – знакомые всем сомнения, метания, самоуничижение, нервны срывы и прочие штуки. Так что назвать молодость поэзией и раем можно лишь потом, когда буря утихнет, а страсти забудутся.
Но есть и еще одно: мы в старости и в детстве – бесконечно разные существа. Дети фантастически талантливы. Судите сами: ребенок к пяти годам осваивает речь со всеми ее компонентами, при том, что в будущем, когда он начнет осваивать иностранный язык в школе, ему заботливо разъяснят значение каждого слова, сопоставят его с аналогом из родного языка, объяснят структуру и формальные правила… У малыша ничего этого нет, он должен, как правило, догадаться о значении слов, опираясь всего лишь на действия взрослых – и он умудряется всё это сделать! А еще он каким-то образом догадывается, как формировать звуки языком, губами и легкими, что означаю интонации и как их использовать…
Наконец, третье, но не последнее: мир ребенка ярче и богаче. Почти все дети слышат ультразвук, и почти никто из взрослых его не слышит. Сам помню, как в школе, проходя по улице, я знал, у кого включен телевизор, потому что прекрасно слышал «зудящий» - другого слова не подберу – звук от трансформатора строчной развертки. К концу школы эта способность ушла. А теперь я не слышу и «верхушку» из диапазона, который считается доступным для слуха здоровых людей. И это делает мир тусклее.
К слову сказать: Верди к старости сказал, что утратил интерес к музыке, она кажется ему назойливым шумом. А ведь так оно и есть, в молодости музыка воспринимается невероятно остро – отчасти благодаря тому, что в звуке слышно всё тембровое многообразие. И – опять же о себе (кто про что, а вшивый про баню): я лет тридцать просто обмирал от звуков хорошей гитары, на слух мог отличить с полсотни исполнителей, сам всё это время учился – и так и остался посредственным дилетантом, а вот дети, которые учатся лет с шести, играючи осваивают сложнейшие для взрослого вещи. Вот, скажем, такие: http://www.youtube.com/watch?v=yTzUabbWUN8.
И зрение у детей иное: оно не просто острее – оно шире по спектральному диапазону. В хрусталике желтый пигмент начинает накапливаться едва ли ни с рождения. И вот – результат: фиолетовый цвет блекнет, небо теряет яркость, и это заметно уже годам к двадцати. Так что мир ребенка ярче, сочнее и в цвете, и в звуке…
А что уж говорить о гормоналке, которая перекраивает тело и психику ребенка день ото дня? Юноша или девушка способны отчаянно влюбиться, мальчишки из-за внимания девчонок дерутся с Адамовых времен, а старики хоть и помнят, что есть такое сумасшествие – любовь, но абстрактно. Им достается другое: тревога о всё отдаляющихся детях, грустная забота друг о друге (у кого такая пара есть), желание потетешкать внуков…
Откровенно говоря, мне по душе такой расклад: уходящая яркость жизни вкупе со стариковскими болячками позволяет проще смириться с неизбежным уходом. Ну и черт с ним.
Я много о чем мог бы поспорить с Шопенгауэром, но толку-то – он лежит себе и скалится желтыми зубами черепа, и плевать он на меня хотел. Так что закругляюсь.
Елена, я попробую обратить Вас в свою веру. Вот музыка, которая мне нравится до сих пор – и исполнители тоже нравятся. Может, и Вас зацепит?
http://www.youtube.com/watch?v=O16HpJP3eQ4 – Тонадилья Гранадоса из вокального цикла
http://www.youtube.com/watch?v=hZVgxoA8fQk – Маноло Санлукар играт свою «Ронденью»
http://www.youtube.com/watch?v=wnK0O043nus – великий Сергей Орехов играет свою обработку «Дремлют плакучие ивы». Мне с ним доводилось встречаться.

Алексей Степанов 5   09.05.2021 19:41     Заявить о нарушении
Приветствую, Алексей, и рада побеседовать.
С интересом прочитала Ваши размышления на тему… и со всем (почти) согласна.

«Позвольте и мне вступить в полемику с Шопенгауэром - тем более, что он в силу известных обстоятельств, вряд ли сумеет ответить».

Если позволите, я, в силу моего понимания, постараюсь ответить за Учителя.
Сказать по правде, не вижу между Вами и А. Ш. существенных противоречий: просто Вы говорите другими словами, дополняете другими примерами и собственным опытом.
Давайте сравним.

«Детство – это рай, конечно, но в равной мере оно же и ад».

А. Ш. не называет детство раем в буквальном смысле (было бы странно, если бы умный человек говорил о рае на земле), а имеет в виду воспоминание: «то счастливое состояние первой четверти нашей жизни, которое впоследствии придает ей вид потерянного рая».

А. Ш.: «Именно, жизнь, во всей своей значительности, стоит перед нами еще столь новая, свежая, впечатления еще не успели притупиться от повторения, и мы, среди своих детских интересов, в тиши и без ясного умысла, все время заняты тем, что в отдельных сценах и происшествиях улавливаем сущность самой жизни, основные типы ее форм и проявлений».

«Это увлекательный и изматывающий марафон, и сойти с дистанции почти невозможно, потому что гормоны и черт знает что еще толкают: «Вперед! Ты должен! Ты можешь! Ты же не фуфло!»
Как следствие – знакомые всем сомнения, метания, самоуничижение, нервны срывы и прочие штуки. Так что назвать молодость поэзией и раем можно лишь потом, когда буря утихнет, а страсти забудутся».

А. Ш.: «Что касается юношеского возраста, то его омрачает, даже делает несчастным, именно погоня за счастьем, в твердой уверенности, что оно должно нам встретиться в жизни. Отсюда возникает постоянно обманываемая надежда, а из нее – недовольство. Вот почему в годы нашей юности мы большею частью бываем недовольны своим положением и обстановкою, каковы бы они ни были».

«Но есть и еще одно: мы в старости и в детстве – бесконечно разные существа».
Об этом А. Ш., собственно, и пишет.

«Дети фантастически талантливы. Судите сами: ребенок к пяти годам осваивает речь со всеми ее компонентами, при том, что в будущем, когда он начнет осваивать иностранный язык в школе, ему заботливо разъяснят значение каждого слова, сопоставят его с аналогом из родного языка, объяснят структуру и формальные правила… У малыша ничего этого нет, он должен, как правило, догадаться о значении слов, опираясь всего лишь на действия взрослых – и он умудряется всё это сделать! А еще он каким-то образом догадывается, как формировать звуки языком, губами и легкими, что означаю интонации и как их использовать…»

Конечно, поэтому дети могут сразу изучать несколько языков легко и непринужденно, потом эту способность сохраняют лишь единицы. Дети «Маугли» так и не могут социализироваться – ушло время адаптации.
А отец Монтеня позаботился, чтобы с рождения ребенок слышал только латинский язык, греческий изучал в играх, и потом, в колледже, у Мишеля не было таких мучительных проблем, как у других детей.

«Наконец, третье, но не последнее: мир ребенка ярче и богаче».
Но А. Ш. тоже так считает и об этом пишет.

«Почти все дети слышат ультразвук» – с этим не могу согласиться, исходя из собственного опыта. Наверное, я была из тех «почти». Но и мои подружки тоже таких способностей не обнаруживали. Вы, Алексей, очень одаренный природой человек, но – не всем дано. Хоть я и мучила несколько лет пианино, но не слишком преуспела.

Не буду дальше комментировать Ваши мысли – Вы совершенно правы, но ведь и А. Ш. писал о том же.
Вероятно, я должна признать, что мой друг Михайлов не сумел донести должным образом мысли Учителя. Мой грех.

«Я много о чем мог бы поспорить с Шопенгауэром» – было бы интересно узнать Ваши аргументы. Ему это все равно, а мне – нет.

Благодарю за рекомендацию – послушала. Зацепило!!!

Елена Пацкина   11.05.2021 19:59   Заявить о нарушении
Елена,
спасибо за полемику. Наверное, меня увлекло копание в несущественных мелочах, а по сути больших расхождений с Ш. и в самом деле нет. Ну и ладушки.
Но самое приятное - то, что вас "зацепило". Вы так просто не отделаетесь: вот второй вальс Шопена http://www.youtube.com/watch?v=kzfmWzNU9XA ,
а вот - из разряда гитарных фокусов: рондо ля-минор Моцарта вдвоем на одной гитаре http://www.youtube.com/watch?v=5WD3DncRK3c
и "Badinerie" Баха, больше известная под именем "Шутка" из сюиты для флейты http://www.youtube.com/watch?v=gxfEZRJapAE
Надеюсь, что тоже зацепит.

Алексей Степанов 5   11.05.2021 20:22   Заявить о нарушении
Благодарю,Алексей, это волшебно!
Шопен - мой любимейший композитор, и я слышала его в исполнении самых разных знаменитостей, а вот гитарного варианта слышать не довелось. И вообще, не представляла, что классикА ТАК звучит на гитаре!
До сей поры гитара для меня звучала как сопровождение (часто прекрасное) авторской песни, которой я увлекаюсь с молодых лет. Но ведь в настоящей "бардовской" песне главное - хорошие стихи, хотя без берущей за душу мелодии
песня не получается.
Сергея Орехова я послушала еще разные композиции - с наслаждением.
Так что Вы открыли мне возможности гитары, за что - низкий поклон.

В свою очередь хочу предложить послушать "мозговеда" - профессора С. Савельева (не знаю, знакомо ли Вам это имя) на тему, которую мы обсуждали.
Не уверена, что Вас он заинтересует, но вдруг?
Я люблю его слушать, хоть и не со всеми мыслями могу согласиться.
http://www.youtube.com/watch?v=parDclwOVBE

Елена Пацкина   12.05.2021 21:20   Заявить о нарушении
Елена, а Баха вы любите? Вот вещь, казалось бы, абсолютно не гитарная, потому что трудно сопоставить орган и гитару. И - тем не менее, звучит. Эдсон Лопес, один из моих любимых гитаристов http://www.youtube.com/watch?v=ojBYW3ycVTE
И вот еще одна вещь Баха, скрипичная на сей раз, которая, на мой взгляд, на гитаре звучит гораздо лучше, чем на скрипке. Тут ее исполняет Андрес Сеговия, человек, без которого гитары бы как сценического инструмента не было бы.
http://www.youtube.com/watch?v=zcGt9AFlIPY - исполнение Сеговии
http://www.youtube.com/watch?v=oNLGswpewwY в исполнении Яши Хейфица

Алексей Степанов 5   19.05.2021 18:06   Заявить о нарушении
А вот Паганини в цыганском варианте:

http://www.youtube.com/watch?v=aHwzzSYhHrs

Елена Пацкина   19.05.2021 23:26   Заявить о нарушении
Спасибо за Баха!Удивительно!

Елена Пацкина   31.05.2021 17:54   Заявить о нарушении
Елена,
добрый день.
Рад, что музыка вам понравилась. Я на днях нашел одного гитариста - он прекрасный оранжировщик с неожиданным репертуаром: много оперной музыки. И интерпретатор, каких поискать. Я таких давно не слышал. Пришлю ссылку, если вы заинтересованы. Боюсь оказаться излишне назойливым.
Савельева послушал. Интересный дядька. Немного циничный, как мне показалось. И темы у него интересные. Буду слушать и другие его выпуски. Кое-что не совсем понял, потому что не вся терминология мне знакома.
Послушал и цыган, играющих Паганини. Мне больше по душе традиционное исполнение - хотя ребята умелые, в этом им не откажешь.
И спасибо, что заглядываете ко мне. Я обдумываю что-то вроде эссе, навеянное вашей статьей, той, где речь идет о природе коррупции. Если что-то получится, обсудим. А не получится - сделаю короткий вариант в форме комментария. Мне кажется, что у коррупции помимо социальных есть еще и биологические "корешки" - равно как и у иерархической структуры общества вообще.

Алексей Степанов 5   04.06.2021 15:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за все ссылки, с удовольствием послушаю нового гитариста-интерпретатора.
Насчет Савельева Вы правы, он действительно довольно дерзок в своих оценках,
но мыслит неординарно. Кое-что я не понимаю, с чем-то внутренне не согласна, но слушать его мне всегда интересно.
Вас читаю с большим удовольствием и посылаю ссылки друзьям - им тоже нравится.

О природе коррупции я писала очень давно, когда еще знать не знала о Прозе.ру,
а мы с подругой вдвоем развлекались, издавая журнал "Экспромт". Потом нас стало четверо. Эта статья, наряду с прочими, написана для этого журнала.
Всего мы сделали 11 номеров. Тогда я не знала о С. Савельеве. Теперь согласна с ним и с Вами о "биологических "корешках". Он всегда повторяет, что, после
насыщения и стремления размножиться, наша главная биологическая потребность -
доминирование над...
Как ученому, не могу ему не верить, но поскольку этой третьей потребности никогда в себе не ощущала, считаю себя ошибкой природы)).
Было бы очень интересно прочитать Ваше эссе на эту тему. Ждем-с.

Елена Пацкина   04.06.2021 17:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беседа с Шопенгауэром О различии между возрастами» (Елена Пацкина)

Благодарю за интервью, Елена. Шопенгауэр - не самый поэтический из философов, конечно. Он напоминает мне мудреца-наставника из сказки "Волшебная лампа Алладина" в исполнении Милляра. Впрочем, сугубая рассудительность - отличительная черта всех немецких философов. Они не склонны были выражать мысли сжато и ярко. Но с их точной логикой не поспоришь, и если хватит терпения, то можно получить и несомненный толк от раматывания длинного клубка немецкой философии.
От себя добаволю чуток афористичнее. Старики подбны яблокам: некоторые из них сладкие, некоторые горькие, некоторые кислые, а есть и такие, которые насквозь червивы и не годятся ну никуда.
с уважением

Владимир Радимиров   25.02.2021 08:04     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир, за Ваше мнение.
Мне А. Ш. дал очень много в понимании жизни и людей. Прекрасно понимаю, что далеко не всем он может показаться интересным.

"сугубая рассудительность - отличительная черта всех немецких философов".

Позволю себе не вполне согласиться: его антогонист Гегель для меня вообще недоступен по стилю изложения (приходилось мучиться в институте).
А Шопенгауэр пишет, на мой взгляд, замечательно: ярко, убедительно, с множеством примеров и искусно подобранных цитат. Конечно, имею в виду "Афоризмы житейской мудрости", а не более сложные философские труды.
Что касается Вашего прекрасного афоризма, думаю, что не только старики, а люди вообще (в любом возрасте) подобны яблокам.

С уважением,

Елена Пацкина   25.02.2021 11:53   Заявить о нарушении
Добавлю, Елена, что моя непроходящая любовь в философии - это греки. Не китайцы, не индусы, и точно не немцы. Вот как-то близко мне древнегреческое любомудрие по духу. Наверное жил когда-то в Элладе в прошлой жизни.

Владимир Радимиров   25.02.2021 12:59   Заявить о нарушении
Греков я тоже особенно почитаю - они были первыми. С главными из них я давно "побеседовала". Но люблю мудрых людей, всяких и разных.

Елена Пацкина   25.02.2021 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беседа с Шопенгауэром О различии между возрастами» (Елена Пацкина)

Странно, что я первая пишу рецензию. И как всегда, очень интересные высказывания Шопенгауэра. Я заметила, что этого великого мыслителя, известного мизантропа, очень трудно найти в библиотеке. Благодарю, что дали возможность ознакомиться с его мыслями. Вы удивительная женщина, Елена, я бы сказала, что вы не нормальная, в хорошем смысле слова, когда нормой жизни стала пошлость, редко встретишь благородную натуру, которой вы являетесь.

Также было познавательно узнать, кто сказал фразу: "Мы родом из детства" и "Если бы молодость знала, если бы старость могла". Даже не знала Анри Этьена.

Любовь Коваленко   24.01.2021 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за столь высокую оценку моей работы и меня как автора.
Мне странно, что нашелся человек, написавший отзыв и,следовательно,прочитавший эту "Беседу". Признаюсь, что она далась мне с трудом и получилась длиннее, чем я рассчитывала. Я ее делала для себя и для двух-трех друзей, которым это может быть интересно. И надеялась, что найдется, помимо них, еще кто-то, способный оценить мысли этого великого мыслителя и тонкого психолога.
На моей странице есть "беседы с А. Ш. о счастье".

Елена Пацкина   24.01.2021 21:24   Заявить о нарушении
я уже читала, но перечитаю ещё, мне нравится Шопенгауэр, пишите ещё, многих людей, с которыми у вас интервью, я вообще не знала до этого времени

Любовь Коваленко   25.01.2021 11:50   Заявить о нарушении