Рецензии на произведение «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов»

Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Уважаемый Сергей Борисович! Спасибо за ваше очень интересное исследование. Судя по откликам, для многих сказанное в нём было абсолютной новостью. Отмечу, что вы очень деликатно обошлись с этой непростой темой, не задев ни чьих национальных чувств. Мои родители были поволжскими немцами, себя я позиционирую так: советский гражданин по национальности немец (это из романа «Щит и меч»).
Я не историк и могу рассказать только о своём эмоциональном отношении к депортации. Во-первых, я думаю, что понятие «российские немцы» очень условно. Жившие в России немцы были очень и очень разными.
Прибалтийские немцы были совсем не похожи ни на украинских, ни на поволжских, ни на всех прочих немцев, впрочем, так же, как прочие не были похожи друг на друга. Физиономию прибалтийских немцев определяли остзейские бароны — крупные землевладельцы. Многие из них были офицерами и даже старшими офицерами в императорской армии и ВМФ. После революции подавляющее их большинство пошло служить белым, а потом эмигрировали. Ненависть к советской власти постепенно трансформировалось у них в русофобию. Яркий пример — Фёлькерзамы: папаша — адмирал, командир броненосца «Ослябя», умер накануне Цусимского сражения, а сынишка вернулся в Россию с гитлеровскими войсками одним из командиров диверсионно-террористического полка «Бранденбург-800».

Среди крымских немцев тоже было много землевладельцев, которые запятнали себя сотрудничеством с германской администрацией ещё во время первой оккупации Крыма в 1918 году.
Украинские немцы были обижены отношением к ним во время ПМВ, кроме того они здорово пропитались русофобией от «мазепствующих малороссов», среди которых жили.
Кроме них были ещё одесские, кавказские, сибирские немцы. Особняком, как мне кажется, стояли поволжские немцы.

Преподаватель факультета иностранных языков Новосибирского пединститута говорил моей сестре: «Не забывайте, что вы потомки тёмных неграмотных оборванцев». Ничего обидного в этом нет: мои предки действительно были неграмотными и даже несколько одичавшими оборванцами, слонявшимися по дорогам разорённой Семилетней войной Германии. Их ловили бессовестные вербовщики и продавали в армии немецких князьков, а больше всего солдатами в Америку, где в то время шла война за независимость. Немцы Поволжья в подавляющем большинстве нашли в России спасение и стали просто крестьянами.
Советскую власть они приняли или нейтрально, или положительно (мой дед по отцу служил в Первой Конной и дошёл с ней в 1920 году до окрестностей Варшавы). Уже к 1941 году они стали едва ли не самым советским народом из всех малых народов СССР. Помню, я читал в «Литературной газете» очень приятную мне статью известного историка А.И. Уткина, в которой было сказано, что гитлеровцы с приходом к власти постоянно пытались создать агентуру из числа немцев Поволжья, но им до начала войны не удалось завербовать ни одного человека.

И даже очень, очень антисоветски настроенный историк доктор наук Аркадий Герман признаёт, что немецкая молодёжь в АССР НП была предана Советской власти. Я могу это подтвердить чисто на уровне ощущений. Когда мои родители говорили о предвоенных годах, они светились. А почему? — Потому что они в то время были счастливы! Мой отец окончил с отличием техникум механизации сельского хозяйства в Марксштадте (нынешний город Маркс) и получил от Наркомзема направление на учёбу в Саратовский сельхозинститут со стипендией!!, с местом в общежитии!! Мать окончила педагогическое училище. За три дня до начала войны у них был выпускной вечер, и она подала документы на поступление в Саратовский педагогический институт. Мой дядя (брат матери) учился в музыкальном техникуме в Энгельсе (кстати играл в оркестре перед приехавшими в АССР НП Эрнстом Бушем и Эрихом Вайнертом, которые в то время снимали фильм «Красное Поволжье». Я это описал в повести «Трудармия»).
Поколение моих родителей было первым поколением немцев Поволжья — вечных крестьян — которые получили образование, стали врачами, учителями, инженерами, музыкантами. Как они могли быть не преданы Советской власти!
Я это к чему? Думаю, то что вытворяли крымские, украинские немцы, о чём свидетельствуют Юрий Нефёдов и Хрисанф Лашкевич, вряд ли делали бы поволжские немцы (по крайней мере в подавляющем большинстве). Кстати, в донесении Южного фронта от 3 августа говорится о немецких деревнях даже не на Украине, а на Днестре. Возможно, это были какие-то румынские немцы — много их, немцев, разбежалось по всей Европе.
И вместе с тем, имело ли советское правительство основания для депортации поволжских немцев. Я сейчас пришёл к выводу: да оно имело и основания и право на такое решение.
Имело право, потому что вся страна была по сути на военном положении, и всё население от мала до велика стало солдатами. Руководство страны имело право доверять или не доверять отдельным группам населения и перемещать по стране по своему усмотрению, как командиры перемещают полки и дивизии. Во-вторых, и не доверять немцам имелись основания, о чём свидетельствует донесение командования Южного фронта. И в-третьих, надо учитывать, в каких обстоятельствах принималось это решение: страна была похожа на избитого до полусмерти человека, истекающего кровью, и многие решения принимались на уровне рефлексов — некогда разбираться кто добрый немец, а кто не очень. Поэтому я всю вину (100%) за депортацию и связанные с нею мучения советских граждан немецкой национальности возлагаю не на сталинское руководство СССР, а на гитлеровскую Германию. Её нападение на Советский Союз стало причиной депортаций.

«По воспоминаниям Л. Д. Петрова, десант переодетых в форму Вермахта советских солдат, заброшенный на территорию автономии после начала немецкого вторжения в СССР, был встречен жителями республики как ожидаемое прибытие своих».
Вот это я ставлю под большое сомнение. Я не думаю, что подобная провокация в действительности имела место. Впервые я услышал о ней аж в восьмидесятых годах, кажется даже в конце восьмидесятых. В нашем районе жили тысячи немцев, с которыми общались и мои родители, и я сам — никто никаких солдат, да ещё в форме Вермахта не видел, не говорил, не упоминал о таком событии, а ведь смысл этой акции состоял именно в том, чтобы их увидело как можно больше людей.
Представляю, что я сижу здесь в Сибири и вдруг вижу, как по улице таскаются солдаты в НАТО-вской форме, явно отсвечивая: смотрите, мы тут. Может я инстинктивно и потянусь к телефону, но тут же отдёрну руку, подумав:
— Если я их вижу, то несомненно видят те, кому по долгу службы положено их видеть. К тому же они в НАТО-вской форме — тут что-то не то! Как бы не влипнуть!
Так же и немцы Поволжья, которые якобы не сообщили куда следует о десантниках. В то, что это десант можно было поверить, если б солдаты Вермахта переоделись в форму красноармейцев, пришли к местным жителям и сказали на чистом немецком: мы первые ласточки, за нами идут из фатерланда основные силы. Спрячьте нас. А тут… Ну откуда в волжских степях взяться немецкому десанту в августе 1941 года, когда фронт стоит на Днепре?! Тут надо было быть дураком, чтобы не понять, что это какая-то мутная игра, которая может иметь для меня недобрые последствия. Впрочем, я думаю, это выдумка для обоснования депортации, и эта выдумка была совершенно лишней.
И последнее: нам немцам надо помнить, что в это время в Советском Союзе страдали не одни немцы, а все народы СССР и прежде всего русский народ. Наши отцы и деды страдали со всеми, но и вместе со всеми внесли свой вклад в Победу.
Мне досадно, что советские граждане немецкой национальности повелись на вопли либеральных Андрияшек и завыли за ними, как глупые Парашки: «Ах мы бедные, ах несчастные! Как же нас обидели!» И вот результат: нет теперь такого народа российские немцы: ни сибирских, ни украинских, ни казахстанских, ни поволжских.

Александр Венгеровский   26.09.2023 12:35     Заявить о нарушении
Огромное СПАСИБО Вам за такой интересный и умный отзыв, Александр!
По Вашей фамилии сложно догадаться, что Вы из поволжских немцев.
Тем больше я рад, что Вы согласны с моими оценками той трагической эпохи и очень трудных и горьких решений Советского правительства о переселении народов в ту войну...
С Вашей оценкой слов Л. Д. Петрова о мифическом десанте гитлеровцев в Поволжье я тоже полностью согласен.
Еще раз СПАСИБО Вам!
С удовольствием привел бы Ваши слова в этой главе, если бы ее сейчас писал.

С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   26.09.2023 18:16   Заявить о нарушении
Спасибо и вам. С удовольствием читаю ваши работы.

Александр Венгеровский   27.09.2023 05:08   Заявить о нарушении
Всегда рад буду общению с Вами.
С уважением,

Сергей Дроздов   27.09.2023 11:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Суровые были времена. Конечно, кому-то даже без особых обид помнятся многие злоупотребления на местах. Но насколько я успел в 90-е узнать "переселенцев", никто, ни один из них не делал из этого политику. Нормальные советские люди уже здесь, в Германии.

Несправедливость была конечно - но где же её не было...

Разве что в Антарктиде.

Капитан Медуза   23.05.2021 04:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Согласен с Вами, Капитан.
Несправедливость и злоупотребления бывали и в то суровое время.
С уважением,

Сергей Дроздов   23.05.2021 09:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Побывал на Алтае в немецком посёлке в Волчихинском районе. Начало 0-х. Молодёжь в Германии, но более взрослое население оттуда никуда! Все ухожено и прибрано. Как говорят - работаем на себя и грех жаловаться. Они корнями из тех депортированных в начале ВОВ.
А в конце 80-х был в Краснотурьинске, где немцы трудармии во время войны строили алюминиевый завод. Он был пущен 9 мая 1945 года. А на набережной установлен памятник умершим строителям - трудармейцам из Богородского лагеря. И упомянуто, что это были депортированные немцы.

Владимир Островитянин   28.03.2021 23:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

К сожалению, тогда никак нельзя было обойтись без депортации немцев. "Десант переодетых в форму Вермахта советских солдат, заброшенный на территорию автономии после начала немецкого вторжения в СССР, был встречен жителями республики как ожидаемое прибытие своих". Если бы эту "проверку на вшивость" не прошли единицы, их можно было бы отловить, но поскольку таких встречающих, очевидно, было не так уж и мало, пришлось переселить всех, от греха подальше. Зная дисциплинированность немецкого населения и общность землячества, легко предположить, что активные (наиболее зажиточные) вожаки повели бы в объятья фашистов всех остальных. Как это было с другими народами, встречавшими "освободителей от коммунистов" хлебом-солью, караваями и чебуреками. Увы, это было неизбежно и правильно. В армии они не служили, а валить лес в Сибири и растить баранов в Казахстане, всё-таки легче, чем стрелять в своих соплеменников и единоверцев на поле боя. Так что можно считать эту акцию вполне гуманной. А по сравнению с другими государствами, в которых обращение с депортантами было гораздо бесчеловечнее, так и вовсе - спасением народа.

Мария Белая4   24.03.2021 18:06     Заявить о нарушении
Большое спасибо за такой интересный и аргументированный отклик, Мария!
Полностью согласен с Вами.
С уважением,

Сергей Дроздов   24.03.2021 18:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Уважаемый Сергей! Вы проделали серьезную работу по обобщению и анализу обстановки в критический период жизни нашей страны. Очень полезны примеры деятельности различных государств по решению вопросов о судьбе граждан других стран, в том числе участвующих в войне, и граждан собственной страны, но национальная принадлежность которых заставляет учитывать возможность их предательства. Сейчас многие критикующие советских период просто выдирают из времени и окружающей среды какой-нибудь факт и начинают строить высосанные из пальца предположения о "злодействах" руководства страны и областей, якобы, ничем не обоснованных, совершаемых буквально чуть ли не для развлечения.
Ваша статья - хороший ответ "диванным" аналитикам и стратегам. Желаю Вам удачи в творчестве и понимающих читателей.

Владимир Ленмарович Тимофеев   17.03.2021 12:03     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Владимир Ленмарович, за ваш отзыв и комментарии.
Полностью согласен с Вашими оценками.
Заходите, буду рад пообщаться.
С уважением,

Сергей Дроздов   17.03.2021 12:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

С огромным интересом продолжаю читать ваше исследование. Спасибо.

Сергей Воропанов   12.02.2021 13:33     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО за отклик и Ваше внимание, Сергей.

Сергей Дроздов   12.02.2021 14:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Спасибо за статью. Но по поводу того, что "десант переодетых в форму Вермахта советских солдат, заброшенный на территорию автономии после начала немецкого вторжения в СССР, был встречен жителями республики как ожидаемое прибытие своих" хотелось бы заметить. - Вот не совсем уверен, что ВСЕ советские немцы встретили этих десантников как своих. Многие (особенно из тех, кто имел обиды на Советскую власть) - несомненно. Но и среди русских (и особенно украинцев (западных)) было много таких "гостеприимцев".
В нашем городе Камышине (и Камышинском районе) всего 11 Героев Советского Союза. Один из них - советский немец Роберт Клейн,партизан-разведчик. Личность на самом деле легендарная. Во всяком случае известный партизанский военачальник Вершигора написал о нем в блокноте: «Замполит, а затем командир разведроты соединения немец-антифашист Роберт Клейн – легенда, рождённая жизнью». В своей повести "Рейд на Сан и Вислу" 21 параграф (или главу, не знаю, как называется) он посвящает рассказу о Клейне. http://profilib.com/chtenie/87585/petr-vershigora-reyd-na-san-i-vislu-34.php. У Вершигоры один из героев повести говорит, что Клейн (у него Кляйн) родом из города Энгельса. На самом деле он из села Кривцовка (немецкая колония Миллер), ныне исчезнувшего, нашего Камышинского района. Энгельс вообще в Саратовской области находится. Но до войны он был столицей Немецкой АССР, в которую и наш Камышинский район входил.

Тимур Сергий Давлетшин   07.02.2021 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и Ваше внимание, Тимур!
Подчеркну, что я вовсе и не писал, что ВСЕ советские немцы встретили бы гитлеровский десант, "как ожидаемое прибытие своих", верно?!
Другое дело, что такая вероятность была и Ставка ее учитывала.

О том, что другие советские немцы, на оккупированных территориях, тогда десятками тысяч подписывали "фолькслисты", становились "фольксдойч" и шли служить в вермахт в Ставке тоже знали.
И уж, разумеется никто не говорит что ВСЕ наши немцы были предателями. Были великолепные бойцы-интернационалисты, об одном из них Вы и упомянули.

Сергей Дроздов   07.02.2021 20:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Здравствуйте, Сергей!

Спасибо за интересную и объективную главу!
Выселение немцев Поволжья - это тяжелая тема, речь идет о гражданах нашей страны, о сотнях тысяч ни в чем не повинных людей. По-моему, правильно поступили, что воздержались от оценок. В свое время запомнилась книга Александра Широкорада: «Великая депортация».

«Всего же за годы войны из почти полутора миллиона советских немцев поражение в правах получит около 1,2 млн. человек»

Масштаб потрясает. Понятно, что у тотальной войны на взаимное уничтожение свои законы, интернирование по национальному признаку – это обычная практика для воющих стран, но всё это не отменяет трагедию. Любая депортация по национальному признаку – это огромная трагедия. Конечно, такие события в истории не проходят бесследно и обязательно напоминают о себе в будущем.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.02.2021 13:56     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО за отклик и Ваше внимание, Александр!
Очень рад, что наши взгляды на этот тяжелый вопрос совпадают.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   07.02.2021 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Сергей, поздравляю с очередной блестящей работой!
Хочу высказать своё мнение по поводу российских немцев. Как известно, иноземцев, в том числе немцев, как наиболее цивилизованных и трудоспособных, с давних пор приглашали жить в России. Для этого им давались земельные наделы и прочие блага. И надо сказать, немцы в поте лица своего трудились на благо России. Достаточно сказать, что до революции 42% экспорта хлеба давали немцы-колонисты Таврии и Новороссии, составлявшие всего 0,5% населения. Множество этнических российских немцев самоотверженно сражались за Россию во всех войнах до революции. Лично я уверен, что немцы Поволжья не представляли особой опасности. Считаю их депортацию и дальнейшие репрессии несправедливыми. Разумеется, оскорбленные в лучших чувствах немцы стали за последние 70 лет массово уезжать из России. Зато Россию стали заполнять полчища всякой приезжей шушеры...
С уважением,

Олег Каминский   07.02.2021 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Олег!
Как Вы знаете из предыдущих глав, я согласен с Вашей оценкой "российских" немцев. Народ трудолюбивый и дисциплинированный.
А вот как они повели бы себя в годы ВОВ, в случае массового гитлеровского десанта на территорию АРНП, очень большой вопрос.
Вы видели хронику 1938 года о визите Гитлера в Вену, после "аншлюса"?!
Миллионные толпы восторженных австрийцев приветствовали его там. (Это они в 1945г. заблажили, что "мы не немцы, а австрийцы!", а тогда была ОДНА восторженная вера у 90% немцев (даже в Палестине): "Ein Folk, ein Furer, ein Reuch!"
И где гарантия, что под влиянием головокружительных побед Гитлера 1939-41 г.г. этот лозунг не был бы поддержан "советскими" немцами?!
Так что решение о выселении было жестоким, но вызванным военной реальностью той поры. Такое мое мнение.
С уважением,

Сергей Дроздов   07.02.2021 13:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оккупация и нац. вопрос. ч. 4 Выселение немцев Пов» (Сергей Дроздов)

Познавательно, Сергей.
Фактура малоизвестная, особенно об АССР НП.
Спасибо.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   07.02.2021 12:23     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО за отклик и твою поддержку, Кузьма!
С уважением,

Сергей Дроздов   07.02.2021 13:48   Заявить о нарушении