Рецензии на произведение «А. Битов Записки жюриста»

Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Уважаемый Евгений Романович!

Спасибо за интереснейший материал! Победителя всегда трудно выбрать из числа многих. Если это, разумеется, не бег на обговоренную дистанцию. «Сколько людей, столько и мнений, каждый из нас по своему гений ...» К месту это будет или не к месту, но мне почему-то вспомнился Иегуди Менухин, величайший скрипач мира, которого спросили однажды: какое, мол, место, по его мнению, он занимает в иерархии скрипачей мира. Он с иронией мгновенно ответил: «Второе». «А кто же тогда первый!?» «У-у... первых много».

Читая Ваш материал, я с удивлением отметил, что и сам недавно непроизвольно коснулся этой темы (темы графоманов и гениев, и отношения времени к тем и другим) в своём рассказике «Возвращённое время». Если найдёте время, полюбопытствуйте -
он на моей страничке.

Валерий Иванов-Архангельский   08.06.2022 01:33     Заявить о нарушении
К сожалению, автор скончался более полугода тому назад

Зус Вайман   16.06.2022 19:09   Заявить о нарушении
Да, мне об этом сообщили на прошлой неделе. Очень жаль Евгения Романовича. Необыкновенный был человек!

Валерий Иванов-Архангельский   16.06.2022 20:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Очень интересно, дорогой Евгений Романович!
Андрей Битов- замечательный писатель, а с его размышлениями
изложенными в произведении "Записки Жюриста" полезно ознакомиться нам всем.
Благодарю Вас!
С уважением,

Лада Арий   17.03.2021 23:29     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая Лада, за положительный отклик и интерес.
С искренним уважением, -

Евгений Говсиевич   18.03.2021 00:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте. Владимир Соловьёв заявил:двух вещей не встречал я в природе - законченного мерзавца и абсолютно святого. Нина Ягодинцева предложила что-то похожее в оценке литературных произведений. На одном краю шкалы идеальный графоман, на другом абсолютный гений. Их в природе тоже, наверное, не существует. Но найти положение произведения на этой шкале человеку с тонким литературным слухом относительно несложно. И ещё о нелёгкой доле журистов. Гораздо объективнее получается оценка анонимных произведений. И ещё. В фигурном катании эмпирически пришли к выводу, что чем больше человек в судейской коллегии, тем ближе к объективной получается оценка. Далее жест в стиле мушкетёра перед королём.

Николай Бондарев 2   17.03.2021 21:32     Заявить о нарушении
1. Свою позицию о плюсах и минусах подведения итогов в закрытом режиме высказал в нескольких публикациях, например, здесь http://proza.ru/2018/05/26/327.
Тогда же был проведен Опрос мнений нашей "конкурсной аудитории" с целью выявить позицию потенциальных конкурсантов. Подавляющее большинство высказалось за открытость «Жюрения».
В связи с этим вопрос на нашей площадке закрыт. Знаю, что на сайте есть конкурсы с другими системами голосования. Можно попробовать принять участие в них.

2. "В фигурном катании эмпирически пришли к выводу, что чем больше человек в судейской коллегии, тем ближе к объективной получается оценка" - АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН!!!!.

С пожеланием успеха.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 21:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Беда в том, что читать это всё очень скучно.

Доктор Би Куул   17.03.2021 19:32     Заявить о нарушении
Отнюдь нет

Зус Вайман   17.03.2021 19:55   Заявить о нарушении
Нет беды, если будем прислушиваться к классикам, например к мудрецу МОНТЕНЮ:

"Если при чтении я натыкаюсь на какие-нибудь трудности, я не бьюсь над разрешением их, а, попытавшись разок-другой с ними справиться, прохожу мимо. Если какая-нибудь книга меня раздражает, я выбираю другую".

УДАЧИ.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 21:23   Заявить о нарушении
Евгений! Вы гений!

Доктор Би Куул   18.03.2021 20:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Добрый вечер, уважаемый Евгений Романович! Огромное спасибо, что Вы познакомили всех желающих с такими замечательными размышлениями и выводами писателя Андрея Битова дважды: в "Литературных наблюдениях -11" и в отдельной статье. Очень интересны и познавательны заключения в развернувшейся полемике.Но лично меня особенно заинтересовали слова автора А.Битова о творчестве:29. "Как только автор хочет открыть глаза людям, это - безнадежно. Это не автор.Он должен сначала открыть их самому себе. И вдруг впасть в недоумение: неужели это еще кому-то надо и кому-то еще понятно. Для этого нужна энергия заблуждения, которую Лев Николаевич так хорошо сформулировал". Работа по 7-8 и более часов за письменным столом - это творческая работа каждого уважающего себя литератора. И рассказ о привязанном полотенцем Антоне Павловиче Чехове тоже понятен. Ведь он, будучи великим русским писателем, был еще и практикующим врачом, вырастил великолепный сад в Крыму, был очень гостеприимным хозяином и принимал сотни гостей.Авторы должны выкладываться по полной, если желают участвовать в Конкурсах А Жюри нужно в любом случае доверять полностью. Лично мне участие в Ваших Конкурсах дает много позитива: знакомство с творчеством очень ярких и талантливых Авторов, выход из тени собственных сомнений, выход на совершенно незнакомых Читателей, которым безмерно благодарна за их постоянство и внимание. С признательностью и неизменным уважением,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   17.03.2021 19:00     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна, спасибо за отклик.
Неоднократно говорил о том, что ваши комменты ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ. Они точные, личностные, не всегда удобные, но искренние, без оглядки))).
Мне они напоминают рецки Л.Май. Возможно поэтому я вас упомянул именно в ответе на её рецку.

Может быть, в этом и есть принципиальный плюс конкурсных баталий – передача эстафетной палочки от Мэтров и Аборигенов – Новичкам. Безусловно, это не означает сдачу позиций Зубров. Они в отличной творческой форме, но это значит, что есть ориентиры, на которые можно равняться.

Говоря же о конкретике, отмечу, что, по-моему, никто кроме вас не отметил очень важного пункта эссе А.Битова: "Как только автор хочет открыть глаза людям, это - безнадежно. Это не автор.Он должен сначала открыть их самому себе. И вдруг впасть в недоумение: неужели это еще кому-то надо и кому-то еще понятно. ….»

С искренним уважением и самыми наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   17.03.2021 22:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Добрый днь!

10. Ведь жюрение – это игра. При всех справделивостях и так далее…

11. Выбор. Жюри – это выбор. А кроме этого, вы выбираете кого-то, вы осуществляете свою справедливость. Так что многое остается на вашей совести.

19. Хотя много бывает несправедливости. Справедливость же торжествует, но торжествует относительно.

26. Не может быть бескорыстного жюрения.

27. Я спросил: все всё читали? Потом понял: нет, не все и не всё.
Вот и всё.

На мой взгляд, эти мысли автора сами отвечают на все вопросы, которые часто обсуждаются на сайте после объявления результатов большинства конкурсов.
В каждом конкурсе есть победители и проигравшие, т.е. довольные и недовольные.
Если судить справедливо, то надо отметить, что не всегда жюри выбирает победителем лучшее произведение.
И тому есть объективное объяснение, указанное Битовым выше в тезисах.
Жюрение - это игра. Играют жюристы, каждый со своим вкусом, своим видением литературы, своими предпочтениями, своим уровнем таланта и профессионализма.
В наших конкурсах учитель литературы уже считается профессионалом.
Но не секрет, что и уровень профессиональной подготовки у учителей тоже разный.

И ещё я заметила, что многие действительно талантливые авторы не участвуют в работе жюри, как мне написал один из них: "...у меня другие задачи на сайте".

26. Не может быть бескорыстного жюрения. - автор прав. Я бы сказала вернее:
абсолютно объективного!

Понимаю, что сейчас на меня обрушится лавина несогласных, но это мою мнение.

Нина Акатьева   17.03.2021 16:32     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Нина, за высказанную позицию.

На многие аспекты я уже ранее отвечал. Вернее высказывал своё ЛИЧНОЕ мнение. Повторяться не буду.

Ещё раз подчеркну только одно. Мнение каждого ЧЖ не может быть ОБЪЕКТИВНЫМ (хотя бы тем причинам, которые вы изложили в своём отклике).
Другое дело, что мнение многих (нескольких) ЧЖ представляет из себя "коллективный разум" и стремится к ОБЪЕКТИВНОМУ результату.

Только ОЧЕНЬ важно понимать РАЗНИЦУ между СУБЪЕКТИВНОЙ оценкой конкурсного произведения и ПРЕДВЗЯТОСТЬЮ к какому-либо конкурсанту. Такое может быть. У нас в алгоритме подведения итогов от этого предусмотрена защита.

За что "на вас может обрушиться лавина несогласных" мне непонятно.

Удачи.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   17.03.2021 11:35   Заявить о нарушении
Другое дело, что мнение многих (нескольких) ЧЖ представляет из себя "коллективный разум" и стремится к ОБЪЕКТИВНОМУ результату.

Согласна, в идеале так и должно быть.

Что греха таить! Предвзятость, увы, иногда имеет место быть...

Нина Акатьева   17.03.2021 16:33   Заявить о нарушении
Жюристов тоже жучат

Зус Вайман   17.03.2021 19:57   Заявить о нарушении
Главное, чтобы не считали "Жюлистами")).

Евгений Говсиевич   17.03.2021 21:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Уважаемый Евгений Романович!
Для меня очень привлекательны подобные темы, а мнение выдающегося писателя Андрея Битого - тем более. И если А.Б. говорил не только о престижности премий но и о существенных материальных составляющих, то в нашем случае (на Прозе.ру) всё проще, но, разумеется, не упрощённо – здоровые, нормальные амбиции конкурсантов никуда не деть. И все рассуждения А.Битого о жюрении можно спокойно перенести и на наше творчество.

А.Б. пишет: "Главное в моих откровенных и полуциничных признаниях: “Хочу быть честным”. И это остается каким-то внутренним душевным принципом."
А ниже - то самое признание: "…обязательно дать Пригову с Рубинштейном… Пригова себе хорошо представлял, а Рубинштейна слабее. Зато хорошо знал Тимура Кибирова. И вот начинается какой-то спортивный азарт – мне интересно выиграть какую-то свою “фишку”.
Вот в самую точку! Примерно так и представляю себе любое жюрение. По словам А.Б. - "…это игра. При всех справделивостях и так далее… Так что многое остается на вашей совести."

Нет-нет, я отлично понимаю (и принимаю) все эти метания, мучения, разногласия и споры с самим собой. Ведь у каждого, читающего конкурсное произведение, внутри сидит свой "жюрист". Во всяком случае, у меня он сидит, и сидит независимо от моего желания))

Всё это только подтверждает Битовскую фразу: "Не может быть бескорыстного жюрения". Бескорыстного, в моём понимании, - абсолютно честного и непогрешимого. Да такого и в природе не существует))

Спасибо, Евгений Романович за очень любопытный материал. Мне было интересно))

Людмила Май   17.03.2021 10:40     Заявить о нарушении
ДОРОГАЯ ЛЮДМИЛА, как же приятно читать ваши комментарии, наблюдения, рассуждения, выводы. Они, как всегда, хорошо выверены, точны и аргументированы.

Остановлюсь только на одном. Вот на этом вашем предложении:

"Нет-нет, я отлично понимаю (и принимаю) все эти метания, мучения, разногласия и споры с самим собой".

*****
Самое важное и ответственное дело для Жюри – это определение первой пятёрки и распределение мест между ними. Согласитесь, что распределение мест с 15 по 20, например, не так существенно.

Кому же отдать предпочтение при прочих равных условиях: хорошему знакомцу, успешному конкурсанту, автору с именем или новичку, впервые попавшему в первую пятёрку.

Для меня ответ очевиден. А для вас? Ваше мнение важно. Как поступили бы вы в такой ситуации при примерном равенстве конкурсных произведений? Ведь "аптеки здесь нет", точно взвесить их нельзя. Только по личным ощущениям.

Если вас интересует мой ответ, то скажу вам по секрету)), что моё глубокое убеждение и принципы заключаются в приоритете поддержки новых авторов, ибо успех их не только окрылит, не только может повлиять на приумножение уверенности в себе, но и в целом - придать огромный творческий импульс.
Могу назвать пару примеров, которые для меня на поверхности: Н.Дубровская, Т.Чебатуркина….Прошу у них прощения, если ошибаюсь.

Маленькая, но важная ремарка. Это моё ЛИЧНОЕ мнение. Мнение каждого члена нашего Жюри может быть своё, особое – и это их полное право. Такие вопросы, как общие подходы к выставлению оценок на жюри НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ. Каждый ЧЖ – самостоятельная, самодостаточная единица и "сам с усам")).

С ув., Ев.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 11:12   Заявить о нарушении
Верно сказано: "аптеки здесь нет". Личные ощущения – вот главный критерий, с этим я абсолютно согласна. И ваше, Евгений Романович, отношение к новичкам всецело поддерживаю! Это и есть моё мнение))
О жюри в целом вообще вопрос не стоял. Андрей Битов писал о личных впечатлениях от "жюрения", и я мысленно перенесла их на наши конкурсы. Но хорошо, что вы сделали такую ремарку.
С признательностью за откровенность и понимание,

Людмила Май   17.03.2021 12:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Дорогой Евгений Романович спасибо Вам за труд, интересные извлечения из "Записки жюриста" А.Битова, за просветительство!
Тяжёл "крест" жюриста - прочесть, прочувствовать, определить, прийти о обоюдному мнению при том, как некогда сказал Франклин Делано Рузвельт, что "Сколько экспертов — столько мнений".
А организатору конкурсов, полагаю, ещё сложнее быть в группе жюристов.
Лёгкого вам жюрения Евгений Романович и члены Жюри!!!
С признательностью и теплом души,-

Евгения Козачок   17.03.2021 06:58     Заявить о нарушении
Дорогая Евгения, большое спасибо за положительный отклик и прекрасный коммент.
Делано Рузвельт абсолютно прав, но всё же, удаётся найти консенсус)).
От имени Жюри благодарю за добрые пожелания.
ВСЕГО ВАМ САМОГО ДОБРОГО.
С московским приветом,
Ваш Евгений.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 08:22   Заявить о нарушении
Извините.

Очень доброжелательный отклик Евгении. Привлекает. Спасибо.

Успеха Вашым конкурсам, уважаемый, - и тоже - Евгений Говсиевич !

Ещё и по той причине, что, наверное, у Вас почти единственный на Прозе случай, где не кипят страсти противоборства идеологического и прочего боевого.
Хотя...

Сам Битов и говорит :
10. журение - это игра ...
26. Не м.б. бескорыстного журения...

Да преодолеет Ваша дипломатичность соблазны и скрытые опасности организаторской работы !
Успехов.

Георгий Сотула   17.03.2021 23:14   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Георгий, за добрый отклик.
Мы стараемся по принципу Л.Толстого "Делай что должно и будь что будет". Если получается, то мы очень рады.
С искренним уважением, -

Евгений Говсиевич   17.03.2021 23:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Получается, Андрей Битов - ваш предтеча, дорогой Евгений!))
Спасибо!

Рефат Шакир-Алиев   17.03.2021 05:44     Заявить о нарушении
Получается, дорогой Рефат, что он предтеча всех "Жюристов" нашего домика)).
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   17.03.2021 08:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Битов Записки жюриста» (Евгений Говсиевич)

Приветствую, Евгений! Весьма интересная и нужная публикация, как для устроителей конкурсов, так и для участников. Рассуждения Андрея Битова не вызывают у меня никаких возражений, однако, на мой взгляд, они имеют малое отношение к нашим конкурсам. Дело в том, что уважаемый А. Битов говорит о конкурсах, где, по большей части, принимают участие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ литераторы. Да простят меня великодушно, те авторы, кто не согласится со мной и, возможно, посчитает себя обиженным, но на нашем сайте не так много ПИСАТЕЛЕЙ, основная часть - это рассказчики историй из личной жизни. Есть среди них весьма умелые и талантливые, но увы, давно заметил: когда истории заканчиваются, очень многие авторы перестают публиковаться. Отличие ПИСАТЕЛЯ от, пусть даже талантливого рассказчика, состоит в том, что первый может не только прекрасно рассказывать случаи из жизни, но и СОЧИНЯТЬ. Разумеется, себя я тоже отношу, скорее, ко второй категории. При этом, я не вижу в этом ничего плохого, тем более, унизительного, особенно, когда обычная жизненная ситуация подана на высоком уровне и вызывает читательский интерес. Каким великолепным рассказчиком был А.П. Чехов!

К чему я пишу всё это? Просто, как устроитель конкурсов, я желаю, чтобы в предлагаемых конкурсных работах, чаще присутствовал элемент сочинительства, тогда обычное "а вот со мной однажды..." превратится в ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Чем больше таких произведений будет появляться на НАШИХ конкурсах, тем актуальней для НАС станут рассуждения уважаемого Андрея Битова. Или я не прав?

Владимир Пастернак   16.03.2021 23:10     Заявить о нарушении
Володь, благодарю за положительную оценку публикации, прекрасные комментарии. Постараюсь высказать своё мнение по поднятым тобой вопросам.
Только прошу иметь в виду, что не являясь писателем (даже любительского толка), не нахожусь внутри процессов, поэтому высказываю своё личное дилетантское мнение.

*****

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ литераторы/писатели.

На мой взгляд, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ писателей должны отличать 2 составляющие:
- это должно быть их ОСНОВНЫМ видом деятельности;
- это должно быть их ОСНОВНЫМ видом заработка.
Много ли на сайте таких писателей? Не думаю.

2. СОЧИНИТЕЛЬСТВО и МЕМУАРИСТИКА

На мой взгляд, подавляющее большинство произведений имеет абстрактную тематику (то есть можно отнести к сочинительству), а мемуаристика, то есть произведения о личной жизни – имеет небольшой процент.
Более того, мне кажется, что если взять такое соотношение среди конкурсных произведений, то процент СОЧИНИТЕЛЬСТВА будет ещё выше, т.к. многие прои создаются специально под конкурс.

*****

3. Теперь пару слов об отличиях в Жюрении профессионального сообщества и нашего любительского.

3.1 КТО СУДИТ

У НИХ, как правило, профессиональное жюри, состоящее из критиков и литературоведов, хотя, как мы видим, имеет место приглашение свадебных генералов: Аксёнова, Битова и др. писателей-Мэтров.

У НАС – любительские составы Жюри.

3.2 КОГО СУДИМ

ОНИ – профессиональных писателей/литераторов.
МЫ – писателей-любителей.

3.3 ЧТО СУДИМ

У НИХ могут быть абсолютно разные субъекты оценки:
- творчество за много лет,
- за значительный вклад в литературу,
- за искромётную сатиру,
- за строгое мастерство,
- за искусство создания характеров,
- за выдающийся талант эпического писателя,
- за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией,
- за творческую смелость и изобретательность,
- за лучший конкретный роман или книгу……

У НАС – конкретное конкурсное произведение, да ещё (как правило) и усечённое размером регламентного ограничения.

4. ОБЩИЙ ПОДХОД

На мой взгляд, некоторые общие позиции и подходы должны совпадать, например, отсутствие ПРЕДВЗЯТОСТИ.

И мне не нравится фраза А.Битова о том, что «Не может быть бескорыстного жюрения». Не знаю, как там у НИХ, но нашей корысти не вижу. В чём она?
Ты, как Организатор успешных конкурсов не хуже меня знаешь, что все призы и лавры достаются победителям и призёрам, а «ЧЖ» только критика, да шишки)).

Как-то так.
Всего доброго, Володь.
Жму твою дружескую руку.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 08:35   Заявить о нарушении
Всё ты точно разложил по полочкам и я согласен с тобой по всем позициям, включая и фразу Битова. Я лишь хотел подчеркнуть, что встретил здесь очень много интересных и талантливых рассказчиков, которые уже три-четыре года ничего нового не публикуют. Кончились случаи из жизни?

С уважением, пожеланием всяческих благ, доброго здравия и новых потрясающих успехов в проведении конкурсов.

Владимир Пастернак   17.03.2021 17:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Володь.
ВЗАИМНО.
Рад единомыслию.

Евгений Говсиевич   17.03.2021 17:44   Заявить о нарушении