Рецензии на произведение «Контуры призрака»

Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Доброй ночи, Вера!

Первое и главное - это неустойчивость точки обзора, отсюда возникает неустойчивость конструкции в целом, она шатается. Вначале Вы рассматриваете героя как бы его глазами, как бы это он имеет о себе то или иное суждение о своей внешности и своей сути. Потом Вы как бы делаете шаг назад и рассматриваете героя уже не изнутри, а как наблюдатель со стороны и уже сами даёте ему оценку. То есть, если герой рассматривает себя сам и мы как бы читаем его мысли, то так и нужно было продолжать до финала. Но Вы меняете точку обзора и возникает неустойчивость доверия к портрету героя, ощущение намешанности, возникает ощущение громоздкости и утраты ориентиров, раскрывающих замысел. Второе - текст нужно уполовинить, как минимум. Сделать его более сжатым, лаконичность придаст динамику, сохраняя общую атмосферу рассматриваемого мира. И третье - из повествования никак не складывается идея финала. В тексте присутствуют детальные описания человеческих впечатлений, которые, как выясняется, принадлежат призраку. Если призрак был когда-то человеком, то необходимо дать понять как и почему он превратился в призрака. И тогда возникает логика, типа, и жизнь не удалась и смерть не получилась. Как был никем, так никем и остался. Как вариант финала. Если герой не призрак, а просто пустое место, то это смелое и интересное решение, однако предполагающее внутреннюю подготовленность читателя к экзистенциональному скачку, когда мы заменяем некоторое физическое действие (был герой и нету героя) ментальной договоренностью по умолчанию, что это в принципе в порядке вещей вообразить, что существовавшая человеческая сущность является ничем, ну, или находится в парамире. Я бы это понял, но не уверен что сразу, если исходить только из того, что написано в тексте.

Что касается картинок, из которых структурно состоит текст (что само по себе очень непросто сделать), то по замыслу они оригинальны и разнообразны. Как нынче говорят, "зачётные" картинки.

Вера, Вы расширяете жанровые границы, это хорошо и правильно, а тем более, что у Вас это получается. Не судите меня строго за высказанное мнение, оно ни на что не претендует, всегда поступайте так, чтобы творчество приносило только радость.

Марзан   03.12.2021 03:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Никита.
"Расширяю жанровые границы", это точно..) В моей небольшой коллекции персонажей такого убогого и жалкого ещё не было.
Как мне представляется, это т.н. существо - некий обобщённый образ гипотетического человека, не сумевшего (если коротко) справиться с трудностями жизни. В рассказе нет того, кого можно было бы рассматривать, как реальное телесное действующее лицо... иллюзия, миф, игра воображения, не более.
Странное для меня ощущение: не было ничего вымученного. Писала быстро, как говорят, - на взлёте. Оставаться равнодушной к "герою" не получилось, поэтому в тексте явно читается и моё оценочное суждение. Отношение - полярное: от негативного в начале до оправдательного в конце... об этом говорит финал, где он приставляет руку к стороне коробки, за которой похоронена любимая собака.
Спасибо за столь подробный разбор, Никита. Очень полезные для меня разъяснения. К подобного рода жанровой фантазии я вряд ли когда-нибудь вернусь. Ведь для меня погружение в атмосферу ирреального всего лишь - "опыт, сын ошибок трудных.." Захочется ли мне его повторить..не знаю )

Вера Июньская   03.12.2021 08:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Здравствуйте, Вера! Давно что-то мне не пишется, не читается здесь на Прозе.) Но вот наконец появилось вдохновение хотя бы почитать.
Прочла и комментарии. Не знаю, мне кажется, что Вы часто описываете какую-то такую безысходность, но при этом с ноткой юмора... Наверное Вы оптимист по жизни)

Ольга Смородина   12.10.2021 14:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга!
Приятно, что Вы здесь, с визитом )

Трудно сохранять оптимизм в нынешней общей ситуации, когда то и дело узнаёшь о печальных событиях, касающихся такой непонятной зловещей болезни.

Безысходность присутствует в моих рассказах не всегда.
Мне очень интересно пробовать себя в разных жанрах, в разных темах с разными героями и их судьбами.

Эта сюрреалистическая история написана под впечатлением от прочтения нескольких новелл одного интересного здешнего автора.
Было любопытно получить такой опыт. Думаю, кое-что получилось.
Спасибо Вам за комментарий.
С уважением и пожеланием всего самого доброго,

Вера Июньская   12.10.2021 18:44   Заявить о нарушении
Конечно получилось! Просто мы все разные.


Ольга Смородина   13.10.2021 00:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Литературно, мне рассказ понравился.
С концовкой можно еще поработать.
С уважением,Михаил.

Михаил Панюшенко   08.07.2021 16:14     Заявить о нарушении
Рада, что Вам понравился рассказ. Спасибо, Михаил.
Однако хотелось бы узнать чуть подробнее по поводу финальной части текста. Что в ней не так? Существует довольно логичное объяснение, почему именно таким образом закончилась эта история.

Вера Июньская   08.07.2021 16:45   Заявить о нарушении
Нет, все так. Но, текст сильнее вначале, чем в конце. На мой взгляд, концовка должна быть более яркой, может даже парадоксальной(как у О,Генри). Она должна заставить читателя задуматься. Но здесь концовка смазывает впечатление от рассказа.К тому же стоимость упаковки из под телевизора-невелика ценность и вряд ли позволит господам, ее нашедшим, приобрести на вырученные деньги вожделенный напиток.
Не, подумайте, что я как-то хочу вас обидеть.Если бы ваш рассказ меня совершенно не заинтересовал я бы прошел мимо и ничего бы не стал писать, растрачивая свои буквы на чужой текст.
С уваженим,
Михаил.

Михаил Панюшенко   09.07.2021 00:31   Заявить о нарушении
Прежде всего, - про стоимость упаковки от телевизора. Если Вы заметили, то те "товарищи" повезут на сдачу вторсырья не только одну эту упаковку. На тележке у них уже собрано разное бумажное хламьё. Так что, в целом, думаю, на чекушку они макулатуры наберут.
Что касается парадоксальности. Мне казалось, что именно неожиданным финалом и завершился рассказ. Бомжи забрали коробку, в которой никого не оказалось. Призраки не могут существовать в телесном обличье человека.
Когда идёт конструктивное обсуждение текста, то никаких обид быть не может в принципе. Наоборот, очень интересно знать, как видится эта история со стороны. Так что признательна Вам за высказанное мнение.
К Вашим работам вернусь позднее и, конечно же, поделюсь впечатлениями. :-)
С уважением, Вера.

Вера Июньская   09.07.2021 06:11   Заявить о нарушении
Соглашусь с Вами.
Но все же, если вы через какое-то время вернётесь к тексту и может чуть чуть-чуть подшлифуете концовку, рассказ станет идеальным.
С уважением, Михаил.

Михаил Панюшенко   09.07.2021 08:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, извините за вклин.
Может быть, стоит упомянуть в тексте, что коробка оказалась пустой? Какой-то штришок? Это не совсем понятный момент.
С другой стороны, может это и хорошо, что не понятно?
Немного перевешивает описание внешности ГГ. Возможно стоит добавить воспоминаний о жизни с собакой? Но это только мои личные ощущения.
Вера, если такие высказывания здесь не к месту, дайте знать.
А вообще, понравился рассказ.

Варвара Солдатенкова   14.08.2021 08:44   Заявить о нарушении
Уважаемая Варвара.. вся фишка кроется в названии. Речь не идёт о реальном человеке, который живёт привычной жизнью. Данный сюжет совершенно не свойственен для моих придуманных историй. Это, в каком-то смысле, - эксклюзив. Возможно, Леонтий, своими рассказами тоже спровоцировал. )
Это - воображаемый персонаж, поэтому и в коробке его не было...
Что касается дополнений эпизодов с собакой... Я сама просто обожаю собак!
О них столько сказано и пересказано. Мне показалось, что тот момент когда он, умирая, приложил руку к стенке коробки, говорит о том, как сильно он любит своего верного друга..Именно этот штрих.
Варвара, я с вниманием отношусь к любым замечаниям, советам и критике. Так что всё нормально... можно писать их и непосредственно под текстом. Просто не знаю, как Михаил воспринимает дополнения от других читателей. Надеюсь, не рассердится...:-))
Спасибо.

Вера Июньская   14.08.2021 09:30   Заявить о нарушении
Конечно же, Михаил благосклонно воспримет.
Для меня любой коммент благо. Молчание и безразличие читателей - однозначно плохо.
А самые замечательные комменты, которые люблю:
- Михаил, да кто ж так пишет?.. Писать нужно...
Комменты, которые пишутся, чтобы не обидеть автора, они тоже мало чего стоят.
Так, что пишите комменты и не стесняйтесь в выражениях.

Михаил Панюшенко   14.08.2021 14:36   Заявить о нарушении
Тогда и я поучаствую.

"Что касается парадоксальности. Мне казалось, что именно неожиданным финалом и завершился рассказ. Бомжи забрали коробку, в которой никого не оказалось. Призраки не могут существовать в телесном обличье человека".

Если призрак не может существовать в телесном обличье человека, то каким образом он вырыл яму и переместил в неё коробку?

Или он в одном абзаце может, а в другом не может?

Павел Лобатовкин   02.10.2021 12:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Интересно, Вера! И, откровенно говоря, мне этот рассказ литературно нравится больше, чем реалистичные рассказы, которые я читал у Вас ранее. Да меня со временем всё меньше стало интересовать в литературе содержание как таковое, больше внимания обращаю на стиль. Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось здесь даже отчасти влияние мрачноватой стилистики Леонтия Варфоломеева.

Владимир Алисов   06.07.2021 20:10     Заявить о нарушении
Владимир, Вы меня просто потрясли своей догадкой...:-)) Находясь под сильным впечатлением от рассказов Леонтия, я решилась, говоря банально, выйти из привычной для меня зоны комфорта и попытаться сочинить историю про человека-призрака, который не способен жить в реальном мире, но и в иллюзорном оставаться у него не хватило сил. Надеюсь, что на плагиат мой рассказ не тянет, но, Вы правы, влияние творчества нашего знакомого автора очевидно..) Не стану скрывать, это был интересный увлекательный опыт.
У меня есть ещё одна попытка погрузиться в "иные миры" за горизонт событий. Там девочка = подросток вспоминает приключения со своим другом детства, но, это уже чисто мои фантазии.)
Спасибо Вам, Владимир, за чуткость внимательного читателя и слова одобрения.

Вера Июньская   06.07.2021 22:10   Заявить о нарушении
Нет, это конечно не эпигонство, стиль Ваш собственный, просто влияние оказалось благотворным. Естественно, каждый работающий автор постоянно развивается.

Владимир Алисов   06.07.2021 22:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

И мне почти 50. Есть что-то интересное в этом возрасте. Ещё можешь прошлепать за раз километров 20, но не всегда хочется. Уже ощущается приближение старости, но ещё отчётливо помнишь молодость. И да, в зеркале показывают прикольную, легко мимикрирующую физиономию.

Хотел бы я назад в 20-30 лет? Не-а.

Собрались как то с школьными друзьями посидеть. Когда-то говорили о девушках, а тут так увлеченно поговорили про медицину. Оказывается у каждого с собой небольшая мобильная аптечка. Так на всякий случай.

Ну, за полтинник! Несколько месяцев осталось.

С уважением Анатолий.

Анатолий Меринов   29.06.2021 03:13     Заявить о нарушении
Добрый день, Анатолий! Признательна Вам за комментарий к этой необычной истории. Действительно, пятидесятилетний возрастной рубеж является в каком-то смысле знаковым. Наверняка, у каждого человека в этот день мелькает мысль:" ну, вот...половина жизни прожита". Очень хочется думать, что много лет ещё впереди и нет в этой круглой дате ничего критичного... Однако изменения не заставят себя долго ждать. Всё чаще и чаще приходят мысли о том, как было бы здорово, если бы можно было скинуть столько-то годков ... иное настроение, иное отношение к жизни, к удовольствиям и потерям. Конечно, в рассказе весьма утрировано описана судьба некоего гипотетического человека, утратившего веру в себя, желание жить..такое, к большому сожалению, случается.
Пусть Ваш день рождения пройдёт на полном позитиве без всяких грустных мыслей и сожалений!
С уважением,

Вера Июньская   29.06.2021 13:49   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Вера.
С уважением Анатолий.

Анатолий Меринов   29.06.2021 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Интересный рассказ...

Андрей Бухаров   28.06.2021 16:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и оценку.

Вера Июньская   28.06.2021 17:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Интересный и глубокий рассказ, Вер, получился. Такие вещи сложно комментировать, но написано очень пронзительно и натуралистично.

Ля Бемольная   14.06.2021 23:02     Заявить о нарушении
иногда бывает, что нужно выложиться, прислушиваясь к себе к чему-то не вполне осознанному..) Таким получился этот опыт открытого монолога...
Спасибо, Лен.

Вера Июньская   15.06.2021 08:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Самое обидное то, что смерть от коронавируса настигает прежде чем несчастный успевает понять суть происходящего в этом странном секторе психбольницы под именем Вселенная.

Так и хочется воскликнуть: БЕЗ ПАНИКИ - как в Автостопом по галактике, но это неуместно по той причине, что рассказ глубже популярной повести.

Может быть, никому пока не удалось настолько ярко показать весь ужас смерти от коронавируса. Браво! Снимаю шляпу.

Капитан Медуза   29.05.2021 18:09     Заявить о нарушении
Вы не поверите, Сергей, но с каждым новым читательским откликом я всё больше и больше заглубляюсь в эту историю.Разноликость летального исхода... кто-бы мог подумать полтора года назад, что он может быть ещё и ковидным.
Это как подниматься на колесе обозрения до самой высокой точки обзора и потом вдруг понять, что спуск может быть только вниз. Безысходность, бессилие, отчаяние... поиск, условно, коробки от холодильника, которая не спасает. И только голодный клоп будет ползать в надежде найти новую жертву...
Навели Вы меня на странные размышления, Сергей.) Спасибо.

Вера Июньская   29.05.2021 23:28   Заявить о нарушении
Не, я ни в коем случае не хочу быть пропагандистом пессимизма!

Только не это!

Только Позитив, Позитив и ещё раз Позитив!!!

Капитан Медуза   30.05.2021 03:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Вера, здравствуйте.
Очень необычный, но хорошо написанный рассказ.
Читал с удовольствием. С уважением

Никонов Андрей 2   25.05.2021 16:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей.
Этот рассказ - попытка что-нибудь изобразить в новом для меня жанре. Надеюсь, получилось, частично..)
Спасибо.
С уважением.

Вера Июньская   25.05.2021 20:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Обещал написать - значит, напишу. Добрый день, Вера! Для начала или конца пойдём по тексту - что смогу увидеть из спорного или хорошего. На мой взгляд.

"Это также бессмысленно, как ждать мгновенной перемены погоды." - А почему это бессмысленно? Мы часто ждём, ну, может, не мгновенной, но очень быстрой перемены. И часто это случается.

"...вылепленным из пластилина неумелым мастером", - я бы тут слово "мастер" не писал бы, мы ведь не о сантехнике говорим. Если говорим "мастер" применительно к искусству (надеюсь, что лепку из пластилина можно отнести), то это уже обозначает категорию профессионализма. Лучше бы написать - "неумёхой".

"...можно было изобразить любую гримасу: от гневной, плаксивой, до улыбающейся, клоунской." - Вспомнил Басилашвили перед зеркалом в фильме "Возвращение Святого Луки" после предполагаемого убийства своего подельника ("Червонца?) героем Дворжецкого. Басилашвили (его герой, а, может, и сам) тоже любил смотреться в зеркало. А вообще-то всё это как-то у меня катит к продолжению Дориана Грея.

"Они все равно предпочитают находиться внутри того пространства, у которого есть границы." - Хорошо кошкам. Чувствуют и умеют. Забираться. Хорошо, когда есть границы. Ну, как же мы не можем влезть в бесконечность Вселенной. Опереться не на что? - Я (для себя) уже придумал, что вселенные тоже имеют границы. Здесь одна закончилась, дальше другая пошла. Просто они очень разрежённые. (Опять же - как смотреть. Если находиться внутри письменного стола, как представителя одной из вселенных, и немножко уменьшиться при этом самому, то пробежка между атомами там примерно такая же, как и между звёздами.) Я - тигр по гороскопу, даже белый тигр, как говорил знающий Стукалов, так что мне про коробку близко.

"Когда он находился в пределах воображаемого ограниченного локума, к нему приходили спокойствие и осознание собственной неуязвимости. Тогда он впадал в забытьё с яркими эротическими видениями и мистическими историями, в которых ощущал себя счастливым, потому что всё лучшее...", - тут я вспоминаю Гроссмана, которого чуть читал (Жизнь и судьба, перед смертью одного из героев). Можно вспомнить и Василя Быкова (военные дела). (Только напечатал про Гроссмана, и тут же над левым ухом из телевизора, передача НТВ "Место встречи", один из приглашённых говорит: "Это можно встретить у Гроссмана в романе "Жизнь и судьба"... - Вот и думай о мгновенном, конечном и неожиданном. Была ещё то ли книга, то ли по радио услышал очень давно - там был один какой-то узник в одиночной камере (наверное, при нацизме), он был обречён. И вот, ему придумалось, что он стал невидимым, что есть такие кое-какие эффекты. Как лезвие безопасной бритвы может стать невидимым в стакане. Он поверил во спасение. Перед смертью. Ну, Кафка ещё есть на горизонте... Это уже совсем запердельное.

"...представляя близость её лобка". Лобок - это, конечно, неплохо. Со всех сторон, ожиданных и неожиданных.

"Казалось, что там, в зазеркалье, непременно существует рослый, накачанный молодой бонвиван с загорелым лицом и ослепительной улыбкой, открывающей ряд безупречных фарфоровых зубов со вставленным в верхний клык небольшим бриллиантом, свидетельствующим о высоком статусе и достатке владельца." - Это, скорее всего, только видения, у нашего героя, этого, кажется, не было (или я ещё не дочитал), если помнить о лампочке без плафона. Клоп может, конечно, и потом приползти. После бентли. А вот "без плафона" - уже говорит о статусе вечном. если квартиру не поменял, чтобы на вырученные жить потом.

"одышка усиливалась, ко всему прочему,добавлялся нервический кашель. Рот и нос наполнялись густой слизью, которая стекала по задней стенке носоглотки. Задыхаясь, он сел, дрожащей рукой нащупал на стоящей рядом с кроватью табуретке грязный носовой платок...", - здесь и далее, и ранее, ты живописуешь подробности, которых не все касаются в писаниях. Может, и пародия. Так тоже можно выразиться. Куда понесёт... Может, и попытка пойтить по этой дорожке и поглядеть, что будет с тобой при этом. С ними.... В целом же читается это, как ты правильно выразилась в переписке с кем-то, читается нестрашно. Нормально. На уровне человека, с которым этого почти не было, но который захотел попробовать. Что ж, ты можешь пробовать и дальше. Вполне неплохо.

"Он выпростал из-под одеяла худую оголённую руку...", - а ранее были:"Недельная небритость, неопрятность, немытость старили и без того отягощённое возрастом пятидесятилетнее грузное, бесформенное тело...". Что как-то сомневаюсь, хотя, наверное, и может быть грузное, бесформенное с худыми руками.

Как резать вены, вдоль или поперёк - это ты откуда-то вдруг узнала? Интересно.

"Он упал на колени, и остервенело начал отбрасывать в сторону куски битого кирпича, рваную ветошь, пластмассовые бутылки, строительный мусор…", - это как-то скликается с "Он хватался за каменистые края обрыва, не обращая внимания на раненые пальцы, содранные ногти, с которых стекала каплями кровь, холодная и вязкая" - в самом начале повествования?

"Сдирая ногти, он разрывал землю до тех пор, пока не уместил в образовавшуюся яму коробку от холодильника." - Это хорошо надо содрать ногти, чтобы уместить огромную, можно сказать, коробку в яме. Как-то сомнительно мне, хоть и вещь фантастическая. В каждой фантазии должна быть капля истинности. Могилу копают несколько человек. По очереди. А тут одутлый, туберкулёзный... С одышкой.
- На то и фантазия! Не было этого ничего!

Всё хорошо кончилось. ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ? - ОН ЗВОНИТ ПО ТЕБЕ.

Неплохая вещь. Ценнее всего сами твои, Вера, фантазии. Тут, в дальнейшем, можно будет углубиться. Если не угодить в коробку.
(Разговор бомжей только - немножко им не соответствующий. Обычно какие-то вещи, я так думаю, они совсем не комментируют. Они понимают всё молча, с полувзгляда.).
Успехов! Удачи! Твой Георгий.

Георгий Прохоров   19.05.2021 16:47     Заявить о нарушении
Здравствуй, Георгий!
Меньше всего, мне хотелось бы, чтобы читатель брал в руки лупу, рассматривал каждое слово и выстраивал логические связи между фразами. Лучше было бы, чтобы он прочитал рассказ одним махом, что называется, - на эмоциях, если, конечно, они возникли. Я - в курсе, что есть огрехи, не сомневайся.
Второе. Возможно, тебе помешала начитанность, которая не позволила сосредоточиться на тексте из-за постоянных мысленных отвлечений на всплывающие в памяти цитаты, имена авторов, ассоциации с той или другой книгой.
Третье. Я теперь понимаю, почему ты пишешь только мемуары. Для тебя важна реальность с её конкретными фактами, живыми людьми, жизненными историями и всеми атрибутами окружающей среды.
Четвёртое. Данный рассказ не стоило воспринимать, опираясь на опыт, как будто это параллельная реальность. Предполагалось, что первая фраза текста о том, что персонаж находится в "барической яме", даст необходимый стартовый импульс для дальнейшего понимания всего того, что происходило с персонажем дальше. Но ты начал рассуждать о погоде...)
Я могла бы пройтись по всем пунктам, которые вызвали у тебя вопросы и ответить на них, только вряд ли это имеет какой-то утилитарный смысл. Оставим всё, как есть.
Спасибо тебе за потраченное время.

Вера Июньская   19.05.2021 18:23   Заявить о нарушении
Кстати, один совет: прочитай милый стишок Марины Бородицкой, который приведён прямо в моём резюме. Мне он очень нравится. Глубо-о-о-кий, смысл! :-)

Вера Июньская   19.05.2021 18:31   Заявить о нарушении
Если вырывать из текста какие - то предложения и разбирать, снисходительно улыбаясь, то магия, метафизика произведения исчезает. Это может ранить автора, ведь он создал произведение не для пальпации и препарации. Это моё мнение. Описание Г, его желаний, психологии - на ОЧЕНЬ ВЫСОКОМ уровне. А описание взаимоотношений с собакой: "Потом они возвращались домой, оставаясь предоставленными каждый сам себе до следующего выгула." - только за этот текст автора нужно превозносить!

Михаил Патрик   20.05.2021 12:29   Заявить о нарушении
:-)) ...автора, конечно, может ранить пристрастный разбор, но не до такой степени, чтобы он сильно расстроился и раскис. Честно. Это я о себе. Автор достаточно закалён и отчётливо понимает, что критика на его текст, каким бы он ни был, рано или поздно последует... "проглотить и не подавиться" - это удел всех нерадивых любителей, которые занялись не своим делом.. )
Михаил, Вы исключительно тонко почувствовали "собачью" тему, которая задумывалась, как сквозная. Это не каждый сможет уловить. Когда автор встречает такого замечательного читателя, то начинает тешить себя иллюзией, что писал рассказ не зря... Для меня расхожая фраза "собаки, - это наше всё!" - не пустое восклицание. Сильно много я с ними пережила и не один десяток лет. Не буду здесь описывать.
Неожиданно мощная поддержка пришла от Вас, Михаил. Очень приятно.

Вера Июньская   20.05.2021 13:05   Заявить о нарушении
Забыла добавить - спасибо, Михаил!

Вера Июньская   20.05.2021 13:12   Заявить о нарушении