Рецензия на «Контуры призрака» (Вера Июньская)

Обещал написать - значит, напишу. Добрый день, Вера! Для начала или конца пойдём по тексту - что смогу увидеть из спорного или хорошего. На мой взгляд.

"Это также бессмысленно, как ждать мгновенной перемены погоды." - А почему это бессмысленно? Мы часто ждём, ну, может, не мгновенной, но очень быстрой перемены. И часто это случается.

"...вылепленным из пластилина неумелым мастером", - я бы тут слово "мастер" не писал бы, мы ведь не о сантехнике говорим. Если говорим "мастер" применительно к искусству (надеюсь, что лепку из пластилина можно отнести), то это уже обозначает категорию профессионализма. Лучше бы написать - "неумёхой".

"...можно было изобразить любую гримасу: от гневной, плаксивой, до улыбающейся, клоунской." - Вспомнил Басилашвили перед зеркалом в фильме "Возвращение Святого Луки" после предполагаемого убийства своего подельника ("Червонца?) героем Дворжецкого. Басилашвили (его герой, а, может, и сам) тоже любил смотреться в зеркало. А вообще-то всё это как-то у меня катит к продолжению Дориана Грея.

"Они все равно предпочитают находиться внутри того пространства, у которого есть границы." - Хорошо кошкам. Чувствуют и умеют. Забираться. Хорошо, когда есть границы. Ну, как же мы не можем влезть в бесконечность Вселенной. Опереться не на что? - Я (для себя) уже придумал, что вселенные тоже имеют границы. Здесь одна закончилась, дальше другая пошла. Просто они очень разрежённые. (Опять же - как смотреть. Если находиться внутри письменного стола, как представителя одной из вселенных, и немножко уменьшиться при этом самому, то пробежка между атомами там примерно такая же, как и между звёздами.) Я - тигр по гороскопу, даже белый тигр, как говорил знающий Стукалов, так что мне про коробку близко.

"Когда он находился в пределах воображаемого ограниченного локума, к нему приходили спокойствие и осознание собственной неуязвимости. Тогда он впадал в забытьё с яркими эротическими видениями и мистическими историями, в которых ощущал себя счастливым, потому что всё лучшее...", - тут я вспоминаю Гроссмана, которого чуть читал (Жизнь и судьба, перед смертью одного из героев). Можно вспомнить и Василя Быкова (военные дела). (Только напечатал про Гроссмана, и тут же над левым ухом из телевизора, передача НТВ "Место встречи", один из приглашённых говорит: "Это можно встретить у Гроссмана в романе "Жизнь и судьба"... - Вот и думай о мгновенном, конечном и неожиданном. Была ещё то ли книга, то ли по радио услышал очень давно - там был один какой-то узник в одиночной камере (наверное, при нацизме), он был обречён. И вот, ему придумалось, что он стал невидимым, что есть такие кое-какие эффекты. Как лезвие безопасной бритвы может стать невидимым в стакане. Он поверил во спасение. Перед смертью. Ну, Кафка ещё есть на горизонте... Это уже совсем запердельное.

"...представляя близость её лобка". Лобок - это, конечно, неплохо. Со всех сторон, ожиданных и неожиданных.

"Казалось, что там, в зазеркалье, непременно существует рослый, накачанный молодой бонвиван с загорелым лицом и ослепительной улыбкой, открывающей ряд безупречных фарфоровых зубов со вставленным в верхний клык небольшим бриллиантом, свидетельствующим о высоком статусе и достатке владельца." - Это, скорее всего, только видения, у нашего героя, этого, кажется, не было (или я ещё не дочитал), если помнить о лампочке без плафона. Клоп может, конечно, и потом приползти. После бентли. А вот "без плафона" - уже говорит о статусе вечном. если квартиру не поменял, чтобы на вырученные жить потом.

"одышка усиливалась, ко всему прочему,добавлялся нервический кашель. Рот и нос наполнялись густой слизью, которая стекала по задней стенке носоглотки. Задыхаясь, он сел, дрожащей рукой нащупал на стоящей рядом с кроватью табуретке грязный носовой платок...", - здесь и далее, и ранее, ты живописуешь подробности, которых не все касаются в писаниях. Может, и пародия. Так тоже можно выразиться. Куда понесёт... Может, и попытка пойтить по этой дорожке и поглядеть, что будет с тобой при этом. С ними.... В целом же читается это, как ты правильно выразилась в переписке с кем-то, читается нестрашно. Нормально. На уровне человека, с которым этого почти не было, но который захотел попробовать. Что ж, ты можешь пробовать и дальше. Вполне неплохо.

"Он выпростал из-под одеяла худую оголённую руку...", - а ранее были:"Недельная небритость, неопрятность, немытость старили и без того отягощённое возрастом пятидесятилетнее грузное, бесформенное тело...". Что как-то сомневаюсь, хотя, наверное, и может быть грузное, бесформенное с худыми руками.

Как резать вены, вдоль или поперёк - это ты откуда-то вдруг узнала? Интересно.

"Он упал на колени, и остервенело начал отбрасывать в сторону куски битого кирпича, рваную ветошь, пластмассовые бутылки, строительный мусор…", - это как-то скликается с "Он хватался за каменистые края обрыва, не обращая внимания на раненые пальцы, содранные ногти, с которых стекала каплями кровь, холодная и вязкая" - в самом начале повествования?

"Сдирая ногти, он разрывал землю до тех пор, пока не уместил в образовавшуюся яму коробку от холодильника." - Это хорошо надо содрать ногти, чтобы уместить огромную, можно сказать, коробку в яме. Как-то сомнительно мне, хоть и вещь фантастическая. В каждой фантазии должна быть капля истинности. Могилу копают несколько человек. По очереди. А тут одутлый, туберкулёзный... С одышкой.
- На то и фантазия! Не было этого ничего!

Всё хорошо кончилось. ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ? - ОН ЗВОНИТ ПО ТЕБЕ.

Неплохая вещь. Ценнее всего сами твои, Вера, фантазии. Тут, в дальнейшем, можно будет углубиться. Если не угодить в коробку.
(Разговор бомжей только - немножко им не соответствующий. Обычно какие-то вещи, я так думаю, они совсем не комментируют. Они понимают всё молча, с полувзгляда.).
Успехов! Удачи! Твой Георгий.

Георгий Прохоров   19.05.2021 16:47     Заявить о нарушении
Здравствуй, Георгий!
Меньше всего, мне хотелось бы, чтобы читатель брал в руки лупу, рассматривал каждое слово и выстраивал логические связи между фразами. Лучше было бы, чтобы он прочитал рассказ одним махом, что называется, - на эмоциях, если, конечно, они возникли. Я - в курсе, что есть огрехи, не сомневайся.
Второе. Возможно, тебе помешала начитанность, которая не позволила сосредоточиться на тексте из-за постоянных мысленных отвлечений на всплывающие в памяти цитаты, имена авторов, ассоциации с той или другой книгой.
Третье. Я теперь понимаю, почему ты пишешь только мемуары. Для тебя важна реальность с её конкретными фактами, живыми людьми, жизненными историями и всеми атрибутами окружающей среды.
Четвёртое. Данный рассказ не стоило воспринимать, опираясь на опыт, как будто это параллельная реальность. Предполагалось, что первая фраза текста о том, что персонаж находится в "барической яме", даст необходимый стартовый импульс для дальнейшего понимания всего того, что происходило с персонажем дальше. Но ты начал рассуждать о погоде...)
Я могла бы пройтись по всем пунктам, которые вызвали у тебя вопросы и ответить на них, только вряд ли это имеет какой-то утилитарный смысл. Оставим всё, как есть.
Спасибо тебе за потраченное время.

Вера Июньская   19.05.2021 18:23   Заявить о нарушении
Кстати, один совет: прочитай милый стишок Марины Бородицкой, который приведён прямо в моём резюме. Мне он очень нравится. Глубо-о-о-кий, смысл! :-)

Вера Июньская   19.05.2021 18:31   Заявить о нарушении
Если вырывать из текста какие - то предложения и разбирать, снисходительно улыбаясь, то магия, метафизика произведения исчезает. Это может ранить автора, ведь он создал произведение не для пальпации и препарации. Это моё мнение. Описание Г, его желаний, психологии - на ОЧЕНЬ ВЫСОКОМ уровне. А описание взаимоотношений с собакой: "Потом они возвращались домой, оставаясь предоставленными каждый сам себе до следующего выгула." - только за этот текст автора нужно превозносить!

Михаил Патрик   20.05.2021 12:29   Заявить о нарушении
:-)) ...автора, конечно, может ранить пристрастный разбор, но не до такой степени, чтобы он сильно расстроился и раскис. Честно. Это я о себе. Автор достаточно закалён и отчётливо понимает, что критика на его текст, каким бы он ни был, рано или поздно последует... "проглотить и не подавиться" - это удел всех нерадивых любителей, которые занялись не своим делом.. )
Михаил, Вы исключительно тонко почувствовали "собачью" тему, которая задумывалась, как сквозная. Это не каждый сможет уловить. Когда автор встречает такого замечательного читателя, то начинает тешить себя иллюзией, что писал рассказ не зря... Для меня расхожая фраза "собаки, - это наше всё!" - не пустое восклицание. Сильно много я с ними пережила и не один десяток лет. Не буду здесь описывать.
Неожиданно мощная поддержка пришла от Вас, Михаил. Очень приятно.

Вера Июньская   20.05.2021 13:05   Заявить о нарушении
Забыла добавить - спасибо, Михаил!

Вера Июньская   20.05.2021 13:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Июньская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Прохоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.05.2021