Рецензии на произведение «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1»

Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

У Вас написано: "...Итак. "Наивное искусство"- стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников.
Под примитивизмом следует понимать скорее профессиональное ПОДРАЖАНИЕ, подражание самодеятельному творчеству.

Ну и ко всему сказанному надо добавить, что стоит различать наивное искусство и народное. Народное изначально строго канонично, символично, знаково..." При всём уважении к Вашим усилиям, должен возразить. Находясь в среде самодеятельных художников более 40 лет сообщаю Вам, в ней немало тех, кто реально достиг необходимого совершенства, в том числе в техн. исполнении. Здесь Вы повторяете избитую "мантру" о том, что все любители "наивнисты". Утверждая подобное, следовало бы сначала более внимательно ознакомиться с вопросом и с картинами тех, о ком пишите. Если оставите к.-л. контакт, могу сбросить некоторые работы участников нашего объединения, доказывающие сказанное мной.

Виктор Большой   17.01.2023 12:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Придерживаясь вашей логики можно написать и так - все любители "наивнисты", все профессионалы - примитивисты.

Как будто не существует больше никаких других стилей, ни реализма, ни импрессионизма, ни кубизма, лучизма, футуризма, супрематизма и остальных измов.
За свой долгий профессиональный путь в искусстве(с 1963г)я повидала достаточно, чтобы иметь право порассуждать об одном направлении и поделиться своими мыслями, не унижая никого "избитыми мантрами".
*

Мне очень жаль, что Вы, находясь в среде художников более 40 лет, не заинтересовались ни всей статьёй, ни приложениями с большим количеством визуального материала, где я знакомлю читателей с моими любимыми "наивнистами", восхищаюсь их гениальными произведениями.
Вас видимо за эти года так сильно обижали...
Но, как говорится - Я не то, что вы видите во мне, я то, что я вижу в вас.

За сим разрешите откланяться, Любовь Васильевна.

Эль Ка 3   23.01.2023 00:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Гитлер был сыном таможенника(почти как Руссо)и тоже художник. Его перформанс известен. Диктат наивизма в сегодняшних кругах рыцарей кисти -это просто террор. Классическая живописная манера с её гуманизмом свободного восприятия подвергнута сущему геноциду.

Юрий Николаевич Горбачев 2   30.12.2021 01:14     Заявить о нарушении
Читала, что Гитлер не сдал вступительные экзамены в Венскую Академию дважды. Говорят, что если бы приняли, то может и не случился бы Гитлер, а получился бы неплохой пейзажист-урбанист. НО. К прошлому ведь неприменимо сослагательное наклонение. Поэтому, что выросло, то выросло. И этого уже не изменить.

Эль Ка 3   30.12.2021 02:48   Заявить о нарушении
Интересно, что в 1907 г. не сдал, как и Гитлер, вступительный экзамен некто Андерсен, ставший в 1946 г. ректором Венской академии изобразительных искусств. Примечательно, что дважды провалившись на вступительных экзаменах, Гитлер неплохо зарабатывал в 1909-1913 гг. в Вене и Мюнхене продажей своих картин и рекламных плакатов. Среди покупателей этих произведений немалую часть составляли евреи-интеллигенты и коммерсанты.

Алексей Аксельрод   30.12.2021 10:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Примитивизм. Очень люблю рассматривать, когда попадаются такие картины. Всё в них прописано до мелочей. Впервые увидела картину Анри Руссо в журнале. Покупала в киосках журналы посвящённые художникам. Помню его картину с экзотическим лесом. Пышная листва, всё выписано до деталей. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   22.10.2021 12:45     Заявить о нарушении
Дорогая Нина, спасибо за ваш такой постоянный интерес.
С благодарностью, Эль.

Эль Ка 3   22.10.2021 15:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Я был уже на 3-м курсе, когда к нам приехали гости, студенты из Сорбонны. Они привезли любительский спектакль. И фильм. Фильм был немой, вернее, в нем не было ни слова - только одна за другой появлялись на экране картины и звучала музыка, а иногда рычание животных. Минут 15-20 возникали и исчезали картины одна изумительней другой - именно изумление вызывали они, потому что не были похожи ни на что виденное мною раннее. Завораживающая, готовая в любой момент ожить живопись: так я познакомился с Анри Руссо. И нигде, к сожалению, никогда не смог потом найти этот необычный фильм.
А спектакль, он тоже оказался необыкновенным. Это была пьеса Ионеско, "Жак, или подчинение". Несчастный Жак - он все пытался отказаться от предлагаемой ему невесты с двумя носами... А неумолимые родители /ах, я столько для тебя сделала!.../ вместо двуносой подсовывали ему уже другую, у которой было три носа.

Александр Парцхаладзе   13.08.2021 19:25     Заявить о нарушении
Ух, ты! Как вам повезло, Саша!
Конечно, Ионеску их любимый автор :-)
Я его в молодости не осилила, просто не успела наверно.)) Но лежит в планах, да руки не доходят, или голова? В мои планы лучше не заглядывать. Я теперь не ставлю никаких сроков. Просто пишу, что надо бы сделать, прочитать, посмотреть, а когда - ну как только, так сразу.:-)
Вот для того чтобы написать эссе про время, про скорость времени, я не стала пересматривать "Тени забытых предков", но с удовольствием два раза посмотрела "Цвет граната", пересмотрела "Мольбу", а "Андрея Рублёва" пересматривать не стала.
И вот надо же, через пару недель он сам ко мне пришёл! И я оторваться не смогла.
И вот ведь помнила как молоко растекается в ручье, но такую деталь из чего - забыла. А тут смотрю и вижу, фляжка-то из БЕРЕСТЫ плетёная! Из узкого горлышка молоко вытекает сначала узкой струйкой, потом шире, шире, завихренивается в потоке ручья. И мастера-камнерезчики, что сотворили божественную красоту князю, обращают свои чёрные пустые глазницы к небесам...
Вообще сердце болело, а оторваться не могла.
Хорошо, что не посмотрела тогда, когда писала свой текст. Совсем не о том бы получилось. Точно знаю, что лишние детали мне бы мешали. :)

Эль Ка 3   13.08.2021 23:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

А вот это интересно. Многое, правда, я и так знал, но освежить память и получить новые сведения никогда не лишне. Спасибо за интересный текст.

Максим Рябов 2   11.07.2021 08:07     Заявить о нарушении
Благодарю, что не поленились открыть сам текст.

Эль Ка 3   11.07.2021 11:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Как много нового я узнала, Любовь.

Елена Гвозденко   06.07.2021 23:05     Заявить о нарушении
Ой, Леночка, заходите ещё! Я гостям всегда рада!

Эль Ка 3   07.07.2021 02:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Приветствую, Любовь.
Спасибо за вступление к необъятной теме примитивизма-наивного искусства. Сразу оговорюсь: дуб-дубом в теории-практике изобразительного искусства, и голос подаю исключительно как зритель. Любопытный. Любопытство же проявляю не только к произведению искусства, но и к самому автору, условиям-обстоятельствам создания шедевра etc.

Интересно, бесчисленное множество образцов наскальной живописи творцов, коих принято причислять к мало-разумным представителям первобытно-общинного строя и более ранних столетий, к какой категории относит современное определение жанров?

Наверное, субъективное восприятие (нравится-не нравится, красиво-некрасиво, правильно-неправильно) недопустимо с точки зрения напридуманных знатоками категорий-жанров-стилей, но только так лично я и воспринимаю произведения искусства. Или не воспринимаю. И никакая сила в мире не заставит меня считать искусством чёрно-квадратный шедевр Малевича, часами любоваться им, цокая языком и приговаривая при этом: "вахх"!

Хочу поделиться с вами одним неожиданным личным открытием на тему наивного искусства-примитивизма. Волею случая в советские времена посетил знаменитую рижскую психиатрическую клинику (визит носил частный характер, до пациента тогда не дотягивал). Во время беседы главврач показал мне собранную им многолетнюю коллекцию рисунков пациентов с диагнозами.
Вспоминая увиденное тогда, берусь утверждать, что подавляющее большинство тех рисунков при всём желании не назовёшь наивными-примитивными. Скорей, наоборот - столько информативности-энергии в них заключено, что мама не горюй!
Отсюда следует, что вовсе даже не простая-естественная основа у современного наивного искусства-привитимизма. В этом можно убедиться, посмотрев рисунки из коллекции психиатра Петра Каменченко -
http://weekend.rambler.ru/read/44188438-byl-by-chelovek-diagnoz-naydetsya/?updated.
Извините, если вам неинтересно написанное.
Удач.
С уважением, Владимир

Пранор 2   06.07.2021 00:14     Заявить о нарушении
Здраствуйте, Владимир!
Да именно наскальную живопись причисляют к наиву :)). Ну какое образование у первобытного человека ? Улыбаюсь до ушей. Но изобразить быка или зубра, как они - сейчас мало кто ТАК сможет.
Относительно рисунков психически больных людей. Тут всё так сложно...
Гении все ведь ходят по лезвию и часто всё же... имеют отклонения.
В начале нулевых вышла книга с рисунками Даниила Хармса. Ну....очень больной он уже был человек... после лагерей.
Спасибо за ваше мнение. А искусство и нужно воспринимать субъективно!
Мы все очень разные.
С поклоном, Эль.

Эль Ка 3   06.07.2021 02:03   Заявить о нарушении
Доброе утро, Любовь.
"Ну какое образование у первобытного человека? Улыбаюсь до ушей". - "Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"(с).
В середине семидесятых годов прошлого века навсегда разучился улыбаться по этому поводу, когда как раз в Западной Африке у натуральнейших людоедов в самых святых для них местах увидел многочисленные изображения свастики-символа Вселенной и карты Вселенной.
Исполнены эти карты были на чём придётся и наивно-примитивной техникой, но с таким знанием предмета и с такой подробностью-детализацией, которые ещё долго будут недоступны наипросвещённейшей части "хом сапнутых", мнящих себя вершиной мирозданья (догоны - не единственное африканское племя, владеющее Знанием, однако).

Возвращаясь к публикации Марии Купчиновой, как первопричины появления вашей статьи. Продолжу свою мысль, которую пыталс изложить в комментприи на "Петровича и Клаву".
Ведь побуждает какая-то сила художника (писателя, композитора, творца в любой отрасли человеческой деятельности) творить, а другую, принимающую сторону, - воспринимать им сотворённое! Именно это, а даже не сами произведения искусства, лично меня больше всего занимают. И при всей моей нелюбви к фальшивому, наигранному, деланно наивному (каковым в целом воспринимаю, как класс, примитивизм-наивное искусство), должен заметить, что всё по-настоящему талантливое удивительно просто устроено.

Не только все - и творцы и те, кто воспринимает плоды их творчества, - абсолютно разные, но ещё и каждое мгновение непрерывно меняются! Какие уж тут устоявшиеся взгляды-мнения! Наверное, и сам я слегка ... недообследованный, раз вполне нормально воспринимаю больного Хармса. И его молитва на сон грядущий долгое время была для меня призывом к тем самым непонятным силам, побуждающим творить и воспринимать мир (с оговоркой, что религию, как массовое учение, на дух не переношу ни в каком виде):
Господи, среди бела дня
Накатила на меня лень.
Разреши мне лечь и заснуть, господи,
И пока я сплю, накачай меня, господи,
Силою твоей.
Многое знать хочу,
Но не книги и не люди скажут мне это.
Только ты просвети меня, господи,
Путем стихов моих.
Разбуди меня сильного к битве со смыслами,
быстрого к управлению слов
и прилежного к восхвалению имени Бога
во веки веков.

Удач.
С уважением

Пранор 2   06.07.2021 07:20   Заявить о нарушении
Владимир, добрый день! Да я как раз написала в след частях, что для меня наив - честнее.
А примитивизм -это всё таки игры. Маска, которая может прилипнуть на всю жизнь.
Сегодня ночью выложу, если удастся, оставшиеся части, ну... или хотя бы третью. С текстом всё просто. С картинками сложнее, заморочек с уменьшением много. Пока найду то, что и сайт принимает и не так размыто... времени тратится... И бесконечные пропадания текста то с картинкой, то без, меня раздражают. А я люблю, чтобы был порядок. Поэтому ночью... И температура воздуха - удобоВАРИМАЯ .. Не как днём - кипяток для раков. :)) Это я так о питерских +30.))
Но всё равно хорошо... ЛЕТО!!!

Эль Ка 3   06.07.2021 13:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

Это, наверно, необходимо тонкое эстетическое чувство, чтобы отличать примитивизм, как искусство, от обыкновенной мазни.
Спасибо, дорогая Любовь!

Рефат Шакир-Алиев   05.07.2021 19:44     Заявить о нарушении
Рефат, дорогой, благодарю.

Эль Ка 3   06.07.2021 01:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 1» (Эль Ка 3)

А можно поинтересоваться, относится ли к наиву творчество следующих авторов
- Митьки?
- Вася Ложкин?
- Игорь Растеряев?
- Даниил Хармс?

Благодарю за статью.

Еще Один Дождь   05.07.2021 14:08     Заявить о нарушении
Можно, Дождь.
1. Митьки это ленинградский андеграунд, можно отнести и к примитивизму, но скорее постмодерн. Учитывая, что это группа, а не один художник, и как любой организм находится в развитии, то говорить надо о каждом в отдельности. Тем более что не всё ладно в их королевстве. Но художественное образование есть у всех участников. Так что не наив точно.
2.Вася Ложкин - наив.
3.Игорь Растеряев- не знаю такого художника.
4.Даниил Хармс. Художественного образования не было. Влияние же Хармса на современную литературу несомненно, но я писала о художниках.
С поклоном, Любовь Васильевна.

Эль Ка 3   05.07.2021 15:01   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ.

"3.Игорь Растеряев- не знаю такого художника. "
Да, простите, я смешал в одном флаконе и поэтов, и художников. И я согласен с критерием, по которому Вы отличаете наив от фольклера. И я бы свел в частном случае этот критерий к использованию лотмановских микросимволов. В фольклере это использование подчиняется канону. В наиве художник использует как считает нужным. Или Вы считаете иначе?

С уважением,

Еще Один Дождь   05.07.2021 15:29   Заявить о нарушении
Дождь, всё так. Я же написала наив свободен от академических постулатов и народных, фольклерных рамок. Или не здесь я написала?
У меня четыре части этих записок. ))

Эль Ка 3   05.07.2021 15:42   Заявить о нарушении
"Или не здесь я написала?"
Здесь, именно здесь.

"Народное изначально строго канонично, символично, знаково. И каждый символ в вышивке, или в резьбе наличников - не случаен. Они несут архаические и сакральные контексты, связанные с заклинаниями и оберегами.

Наив же свободен ото всех фишек - как академических, так и народных. То есть у него нет табу. "

Мне просто был интересен более строгий критерий, который можно бы было формализовать.

С уважением,

Еще Один Дождь   05.07.2021 15:50   Заявить о нарушении