Рецензии на произведение «Свидание»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Тяжело прочиталось. Не знаю. Сумбур мыслей. Наверное и правда надо пожить с этим что бы осознать и понять. Больше всего неприятно то, что такие люди есть. Я о всех четверых. Как они прожили свою жизнь? Впустую. Зачем они жили на этом свете?
И о рассказе самом. В голове сумбур, а на душе тревога. Затронуты какие то струны и нет душевного спокойствия. Когда нет ясности и хочется что то сделать, что то сказать, исправить. И понимаешь что ничего сделать ты уже не можешь. Наверное это самое главное в этом рассказе. Он задевает душу. И это здорово.
С уважением и теплом...
Александр Икрамов 16.11.2021 18:33 Заявить о нарушении
Ольга Горбач 17.11.2021 15:37 Заявить о нарушении
И я прочитал, Оль. Поживу с прочитанным, напишу обдумав.
Алексей Земляков 18.08.2021 06:50 Заявить о нарушении
А мне сразу захотелось спорить. Душещипательная история о трёх стариках, всю жизнь пронёсших любовь к одной женщине, так и живущих этой любовью, верой, надеждой на ещё одно свидание с ней...
С ней... которая бросила первого, чтобы не уехать из столицы, второго - в надежде на брак с богатым и всю жизнь изменяла обоим, бегая за красивой жизнью к этому богатому. И ни одному не родила ни одного ребёнка...
А потом я сидя на тракторе, пока он работал, понял: с кем я спорить-то собрался? Ведь, автор никому никакого отношения и не навязывал. Это и есть история о разрушительности мужской страсти к женщине, греховной неспособности её обуздать, подчинить разуму. Это ог только третий, но он другие греховные страсти лелеял. Вот и сидят в результате все в доме престарелых. Без любви. Детей, внуков. Заботы жён и о жёнах. Живы лишь воспоминанием эфемерных страстей.
Преступление и наказание.
А ты писала о чём? Только честно.
Мне не понравилось одно слово :"Петруша". Перебор. Его образ и так уж очень карикатурный. Да ещё его атор так называет. Не друг, не жена бывшая, а автор. Зачем? Для особо тупых читателей?
Оль, тексты твои обретают всё большую глубину, наполненность, самобытность. Чем круче брюлик, тем больше требований к огранке. Не спеши.
Спасибо за удовольствие от прочтения и всего дня жизни с твоим текстом.
Алексей Земляков 18.08.2021 19:53 Заявить о нарушении
Этот рассказ переделывался многократно. Бросила это занятие, так как почувствовала, что начинаю все дальше уходить от первоначального замысла. О чем писала? О любви. Четыре человека, у каждого своя история, хотя каждая история - часть другой. Я намеренно не идеализировала их любимую Верочку. Она у каждого - своя, ты заметил? Все четыре персонажа - неудачники в любви, включая и ее. Не гонялась он за богатством, просто любила того, для которого любовь была не на первом месте. Так ведь часто бывает. Только за настоящей любовью она бы поехала на край света, терпела нищету и опасности. Только он не позвал. Она не оставалась одна, ведь ей не надо было сохранять верность, она не связана обещаниями и надеждами. Да, бегала от мужей к любимому. Да, не Татьяна Ларина. Но от Петруши ушла в никуда. Наверное, из этих четверых она любила больше всех. Что до имени Петруша, то я его никак не могу назвать по-другому. Петр? Петр Иванович? Нет, для меня он Петрушой возник в голове, так и остался. Еще одна мысль была, не знаю, считывается ли она. К концу жизни с нами остается самое главное. И это не деньги, не заслуги, не почести. Остается потребность в человеческом тепле. Выразителем этой мысли как раз является Петруша, который "вечно ко всем цепляется". И в конце концов он получает это тепло от ГГ, бравого военного, первоначально отталкивающего Петрушу. Придет ли Верочка, не придет, но эти два оставшихся старика согреют своим душевным теплом друг друга. Это главное.
Ольга Горбач 18.08.2021 20:43 Заявить о нарушении
Оля, ты можешь себе думать что угодно, но написала ты то, что я прочёл. Вот я могу своё прочтение подтвердить выдержками из текста. Каждое слово. Если попросишь.
Да это не важно. Главное - ты заметила - я уже перестал писать о форме. Меня увлекает расшифровка смыслов. Понимание содержания. Потому, что это уже литература! Что-то щёлкнуло, родилось. Ты только не возгордись, пиши, а я расшифрую. )))
И, конечно, рассказ о том, к чему неизбежно приходим все. В жизни главное внимание, уважение к тебе близких. И других. Любовь. Не межполовая страсть, а вообще Любовь людей. Которую надо заслужить предыдущей жизнью. По-крайней мере хоть парочку этих людей родить, выкормить, воспитать.
Алексей Земляков 20.08.2021 06:37 Заявить о нарушении
Ольга Горбач 20.08.2021 12:09 Заявить о нарушении
Но, опять же - не суть. Это просто разные трактовки одной ситуации. Расные стороны одной медали. Я строил свою версию на оценке событий героями - они больше говорят о них самих, а на фактологии. Из диалогов выстраивается жизнь Веры в реальных поступках.
Она живёт с офицером, служащим в Москве. Когда его посылают в дальний гарнизон, уходит к научному сотруднику московского института, которого бросает, будучи любовницей бизнесмена, построившего бизнес на индустрии развлечений с эротическими шоу. Ни одного ребёнка она за жизнь не родила.
Всё так? Это описано в твоём тексте? И теперь представь себя бабушкой-соседкой на лавочке. Как ты всё это итерпретируешь? И рассказы о чувствах здесь ничего не изменят. Это прада жизни. Суть.
Может, у твоей героини есть близкий тебе прототип, или просто ты любишь её придуманную, тебе неприятны мои оценки - извини. Мы уже не о твоих чувствах. Мы о тексте, как литературе. Он уже сам по себе.
И ничего там добовлять не нужно. Тебе удалось написать роман маленьким рассказиком из диалога трёх человек, один из которых мёртв. И всё сказано. Это круто. Я бы ещё убавил - ну, уже писал что. А кто не понимает, пусть читают Жюль Верна. Или идут в жопу.
Алексей Земляков 21.08.2021 08:02 Заявить о нарушении
Очень сильный рассказ, и по замыслу и по исполнению. Давно я так не втягивался в историю, рассказанную простым и одновременно очень выразительным языком, а использовать простоту как выразительность это замечательное умение. Очень много верных по точности наблюдений и тем более это удивительно, зная, что автором является очаровательная женщина и это прекрасно! Три характера, совершенно безупречных, аутентичных, колоритных. Отличная идея одиночества и единственной привязанности, кроме которой в жизни каждого ничего и не осталось. И потрясающая фраза:- А она придет, Сереженька? Вдруг она приходила только из-за него?
Сколько в этой фразе неподдельного трагизма, причем оттененного комическим с виду обликом, усиливающим страх обреченности. Да и вообще все в этой истории очень и очень цельно! Ну и финал, тень подбирающаяся к старикам. Одного из них она уже забрала и продолжает ползти. Ольга, рассказ у Вас отменный!
Марзан 17.08.2021 23:58 Заявить о нарушении
Мне очень приятно, что Вы так точно уловили главную ноту - надежду, висящую на волоске над пропастью. Как жаль, что главные истины нам открываются слишком поздно. Как жаль.
С благодарностью и уважением,
Ольга Горбач 18.08.2021 20:57 Заявить о нарушении
И только легкий ветерок шелестел.... А может быть, это душа его крыльями шелестела....Прощаясь с этим миром...
Ох, Ольга, умеете Вы вызвать вздох грустный...
Спасибо! С уважением, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 16.08.2021 16:27 Заявить о нарушении
С уважением,
Ольга Горбач 16.08.2021 19:28 Заявить о нарушении
Валерий Павлович Гаврилов 16.08.2021 19:39 Заявить о нарушении
Ольга Горбач 16.08.2021 19:58 Заявить о нарушении
Вот как-то так...
Валерий Павлович Гаврилов 16.08.2021 20:10 Заявить о нарушении
Сколько же еще произойдет трагедий, пока на законодательном уровне не решат этот вопрос. Давали бы пожизненно или 50 лет, уверена, пьяным никто бы за руль не садился и в шашечки не играл. Почему-то чей-то комфорт у нас дороже жизней людских и животных.
Ольга Горбач 17.08.2021 12:43 Заявить о нарушении
Валерий Павлович Гаврилов 17.08.2021 16:06 Заявить о нарушении
Очень трогательно, до слез...
Какая все-таки стерва - старость!
С уважением и теплом, Маро.
Маро Сайрян 02.08.2021 05:59 Заявить о нарушении
С уважением,
Ольга Горбач 03.08.2021 20:50 Заявить о нарушении
Маро Сайрян 03.08.2021 21:23 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга.
Прочла новую редакцию вашего рассказа. Затем перечитала первоначальную версию, захотела освежить в памяти свой к ней комментарий – и не нашла его на странице Шпинель. Интересно, куда он делся, и видели ли вы его во время Школы, но в любом случае, он у меня сохранился:
«Здравствуйте, Липа. Отличная задумка в целом и к тому же неожиданная, нестандартная идея с умершим стариком. Видела ваше пояснение о замысле большого текста, и если честно, настроена крайне против него :) У вас уже сейчас готов скелет полноценного и оригинального рассказа, история «до» считывается из диалогов, история «после» с лёгкостью домысливается каждым читателем самостоятельно, и разнообразие этих домысливаний никак не идёт во вред тексту. Если же вы всё разжуёте и распишите, то получится… такой себе среднестатистический, нормальный, пусть и наверняка крепкий рассказ. А сейчас он нешаблонный, что для меня – огромнейший плюс!
Вот только поработать ещё нужно, привести текст к общему стилевому знаменателю, а диалоги сделать ёмкими и яркими, чтобы вся драма стариков считывалась из них и воссоздавалась у читателей в голове. МБ дал вам множество ценнейших советов и векторов для работы. Не бросайте этот рассказ и обязательно позовите меня, когда закончите доработку, потому что он мне очень симпатичен!»
Я позволила себе продублировать отзыв, потому что произошло именно то, что я и предсказывала. Вы расширили текст, история стариков теперь достоверно известна читателю – но было ли это так необходимо для понимания идеи вашего текста? На мой взгляд – нет. Например: «Всю жизнь на чужих шеях просидел – то на мамочкиной, то на жёнушкиных. А теперь вот подходящей шеи не нашлось. Сыну не нужен, внукам не нужен. Сбросили тебя сюда, как балласт. Так ведь и ты их бросил когда-то. Вот и пожинай». Эта информация и сама по себе не очень потрясающая, и никоем образом не помогает читателю лучше понять драму стариков в выбранном вами контексте, и даже наоборот, распыляет внимание, отвлекает от главной идеи вашего произведения.
Разумеется, всё это исключительно на мой вкус, многие же, наоборот, любят однозначность и единичность трактовки. Но тут дело ещё и в том, что для подачи этой дополнительной информации вы заставили ваших героев по очереди выходить в центр круга, становиться на табуретку и якобы друг другу, и совсем не читателю, рассказывать истории своих жизней и взаимоотношений с Верой. Всё это совершенно не достоверно с психологической точки зрения, слишком явно и грубо сделано. А вот в первой редакции этой нарочитости не было, и старики разговаривали друг с другом на самом деле, без оглядки на читателя. Согласитесь, они сто лет друг друга знают, последнее время встречаются на скамейке исключительно ради Веры – и вдруг «А что ты знаешь-то о нем? Ты хоть знаешь, кем он был?» Я, как читатель, уверена, что С.С. это знает. И да, в следующей реплике оказывается, что он это знает. Понимаете, Ольга, что я имею в виду?
А вот как вы дополнили и расширили реплики, уже имеющиеся в первой редакции, мне очень и очень понравилось. К примеру, та часть беседы, где речь о Полкане, преподавательской деятельности Петруши и «стишки бу-бу-бу, бу-бу-бу»:) Замечательно! И естественно вышло, и работает на создание образов обоих героев, и информативно. Будь это мой текст, именно в таком ключе я бы и работала с изначальным вариантом – углубляла, делала более естественными уже имеющееся, но не разжевывала бы всё от и до для ленивых читателей.
Финал тоже однозначно улучшился. Отрывок с нитроглицерином просто чудесен. Последняя фраза великолепна: «Густая тень медленно вытягивалась, поглощая подвижное кленовое кружево и неумолимо подбираясь к двум обнявшимся старикам…» В самом первом предложении рассказа я с этой тенью запуталась, но вы отлично провели её через весь текст и ею и подытожили – как рассказ, так и финал жизни стариков. Получилось очень сильно.
Единственное оставшееся слабое место финала – это реакция С.С. на известие о смерти А.А.:
«- Сережа!.. Он умер!
Сергей Сергеевич застыл на месте. Как рыба, беззвучно хватал ртом воздух. Рванул ворот рубахи, на дорожку отлетели галстук с зажимом и три пуговицы».
Всё происходит слишком быстро, чувствуете? Информация о смерти ничем не подготовлена, проиграйте этот эпизод, и вы увидите, что и ни С.С., ни читателю не хватает времени на осмысление произошедшего, хотя сама реакция СС и описана достоверно. Вам может это показаться придиркой (как, в общем, и весь мой спич:), но данный эпизод – кульминация вашего текста, малейшая фальшь может её испортить.
Вы проделали большую работу, Ольга, новая редакция в любом случае намного улучшила текст. Нужно ли было его расширять, добавлять информационные подробности – тут дело вкуса, и в первую очередь вы должны, конечно же, ориентироваться на саму себя, а не на придирчивых читателей вроде меня :)
А насчёт названия... У меня странная особенность: я никогда не читаю названия, просто беда, начисто их не замечаю, игнорирую, не знаю, почему так. Потому в таком вопросе я точно не советчик.
Удачи! Вы большая молодец, это я уже давно заметила :)
Летучая Рыбка 11.07.2021 01:40 Заявить о нарушении
С благодарностью,
Ваша давнишняя почита
Ольга Горбач 11.07.2021 14:19 Заявить о нарушении
А эту цитату Родена я люблю и пользуюсь ею всё время: таким образом можно примерять сказанное другими к своему восприятию мира и искусства. Ведь все мы гребём, наполовину вслепую, к собственной концепции прекрасного и пытаемся поделиться ею с читателями, в этом вся прелесть писательства и состоит.
Летучая Рыбка 13.07.2021 00:04 Заявить о нарушении
Ольга Горбач 25.07.2021 10:48 Заявить о нарушении
Просто и в то же время пронзительно как то получилось у Вас. Всё верно, ничего назад не вернешь.Но старость приходит и к праведникам...
Спасибо за хорошую работу.
Удачи и вдохновения!
Андрей Пучков 08.07.2021 15:34 Заявить о нарушении
С теплом и благодарностью,
Ольга Горбач 09.07.2021 12:45 Заявить о нарушении