Рецензии на произведение «1. Слава. Незнакомец»

Рецензия на «1. Слава. Незнакомец» (Мария Шпинель)

Здравствуйте, здравствуйте!
Наконец я с интернетом. Наконец я с вами.
Слава, в Вашем рассказе мне очень многое понравилось. Например, легкость чтения, интересные находки, очень неплохие описания...
Написали и насоветовали многое, и как бы шашкой после основного обсуждения не очень правильно, все же выскажусь.
исходя из прочитанного, главная героиня мать, у которой вполне сложившиеся взгляды на окружающий мир, людей и религию. Кстати о религии. У меня возникло ощущение,что автор не считает веру положительным моментом, так же, как и воспитание детей в духе своей веры. Возможно Слава осуждает именно сектанство.
Зачем я об этом? Да в рассказе же мистика.
Вот и мать что она, верующая, должна ощутить столкнувшись чем-то потусторонним, что она должна делать?
Мать должна сомневаться. Сомневаться в неожиданном знакомстве. Кто он демон искуситель или ангел. Она должна молиться так как умеет, так, как учили на собраниях/службах. Ведь её искушают (заставляют) отдать дочь. ОТДАТЬ дочь, отступиться от веры.
Пока они вдвоем у матери есть шанс воспитать дочь так, как считает нужным. На самом деле дети и сектах часто уходят, чтобы понять жизнь вне привычной религии. Их отпускают. Просто они возвращаются, поскольку мир жесток и бесчестен.Здесь та же ситуация: дочь хочет узнать этот мир. В рассказе мать часто смотрит с укором, но не доказывает, не кричит, не причитает в молитвах. Она понимает, что уход дочери неизбежен, раз приехала покупать джинсы. А вот вмешательство из вне, это страшно. и должно быть страшно в рассказе. Тот кто пришел давит, вынуждает, хочет отобрать дочь навсегда...Так мне кажется,должен быть завернут сюжет. и если мать отказывается, она отказывается от бога, она соглашается с сатаной.
Только во время погони надо показать эти страшные для матери метания души. Или она не отказывается, борется, не уступает...
Это уже на усмотрение автора.
Мистики и экшена надо добавить, на мой взгляд.
Итог: рассказ надо дописывать

Тайра Городницкая   20.07.2021 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Тайра! Ваш взгляд очень интересен. Нет, я не против религии и в целом и в любой частности. Где бы человек ни находил утешение, это по любому лучше, чем без него. В рассказе же хотела показать, что даже самый хороший человек может заблуждаться, что свобода делать собственные ошибки - это то, для чего мы живём) и что зачастую только пинки от жизни как то нас приводят в чувство и вынуждают посмотреть на свою жизнь с другой стороны.
Про молитву думала, но тут все сложно. Не хотела делать их приверженцами ортодоксальной религии, а выбирая что то иное, нужно было конкретизировать... А этого я не хотела совсем. Постаралась обойтись общими фразами
Слава

Воинственный Читатель   21.07.2021 07:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Слава. Незнакомец» (Мария Шпинель)

Рассказ оригинальный, читается легко и с удовольствием, несмотря на то, что написан на бегу. Лично мне параллельно, куда не вышел автор, но коробят пуговицы с длинным рукавом.

Насилие порождает насилие. Вот как заводятся черти в тихих омутах.

У вас отлично получается, но пишите медленней.

Ольга Бланкар   20.07.2021 07:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. На пуговицы с рукавами посмотрю, а с написанием медленнее все сложно. Или быстро или втопку.
Слава

Воинственный Читатель   20.07.2021 07:57   Заявить о нарушении
Рассказ понравился по сюжету и динамике. Немного смущало отношение автора к своим героям - не любит он их. А они - друг друга. Поэтому злые. Но персонажи имеют на это право, а автор, как мне представляется, должен быть нейтральным. Или симпатизировать хоть кому-то. Чтобы читатель проникся. Мне было не жалко ни мать ни дочь. А ситуация драматичная, в ней обе женщины жертвы. И финал у этой истории будет грустный - два одиночества.
Но ключевое слово, вернее два - рассказ понравился.
Плацебо

Шпинель   20.07.2021 20:43   Заявить о нарушении
Спасибо, Плацебо.
Да, я старалась максимально остаться нейтральной к своим героям. И вы правы, ни мать ни дочь мне не симпатичны. Странный вывод, что они обе будут одиноки. С чего это? Возможно у матери ещё пятеро детей, любящий муж и внуки. А у дочери как минимум есть парень. Это к тому, если вы считаете одиночество страшным итогом)
Слава

Воинственный Читатель   21.07.2021 07:20   Заявить о нарушении
Я о том, что у них нет любви друг к другу. И, если у матери есть ещё дети, не факт, что с ними по-другому. А дочка-бунтарка с таким характером вряд ли будет терпеть кого-либо рядом с собой. У неё уже сложился тип поведения, или это изначально характер - будет только по-моему. Пока была ребёнком, приходилось подчиняться. Подросла - всё, идите вы лесом, а я сама как нибудь.
У меня сложилась такая картинка: мать человек слабый. В юности залетела без мужа и ушла в секту или в религию - так проще выживать, за тебя всё решают другие. И ей действительно помогли - выжила и дочь вырастила. Но у девочки оказался строптивый характер, и вот мать уже не уверена ни в своей правоте, ни в своей вере. Потому и идёт на поводу у дочери. Потому и встречает искусителя. Дочь в этом процессе выступает как объект искушения. А может всё наоборот: мать любит дочь и идёт ей навстречу, не желая и дальше навязывать ей то, в чём сама не уверена. Иначе нашла бы методы воздействия, чтобы удержать. Или, если бы по-настоящему верила, воспитывала с пелёнок иначе. Но она живёт, не особо заморачиваясь над смыслами, плывёт по течению. Сначала уступила парню, после вручила себя воле абсолютно посторонних людей, потом пошла на поводу у дочки, и дальше поддалась влиянию странного незнакомца. Такая вот кармическая цепочка. И вот теперь её становится жаль. Жаль как слабого, заблудившегося, но любящего человека.
Плацебо

Шпинель   21.07.2021 09:11   Заявить о нарушении
Да, почему такое впечатление о матери - она быстро откликается на чужую беду: кормит незнакомца, сочувствует ему. Это вызывает симпатию и наводит на мысль, что женщина любит дочь и не хочет испортить ей жизнь, навязывая свои убеждения (или псевдоубеждения)
А одиночество не страшно, если это осознанный выбор. Если вынужденно - это тяжёлое испытание.
Плацебо

Шпинель   21.07.2021 09:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Слава. Незнакомец» (Мария Шпинель)

Слава, приветствую!

Строго говоря конкурсные условия соблюдены не в полной мере. Вместо пары мы видим трёх персонажей, в разной степени давящих друг на друга. Мать, посредством манипуляций, давит на дочь, находящуюся в зависимом положении. Дочь пытается давить на мать посредством вызывающего поведения. Наконец, незнакомец, пользуясь сверхъестественными способностями давит на обеих принуждая к правильному, с его точки зрения, выбору.

Чья ж в итоге победа, кто побеждён? Примет ли дочь навязываемый матерью образ жизни? Очевидно нет. Откажется ли мать от манипуляций в будущем? Вряд ли. Скорее она откажется от своего решения дать дочери свободу как только поймёт, что их жизням больше ничего не угрожает. Продолжит ли незнакомец "воспитательный" процесс? Здесь может быть и "да", и "нет". Как представитель тёмных сил он может как разово пошалить, так и начать серьёзное преследование жертв. Да-да, я не считаю незнакомца делегатом светлых. Светлым силам устав не позволяет прибегать к шантажу и насилию, а похищение, как не крути, насилие, и заявление "Вначале ты" (подразумевается, сделай, что нужно, потом отпущу) - шантаж. Ситуация получается патовая. Было плохо, стало, в лучшем случае, не хуже.

Есть ли в рассказе протагонист? На мой взгляд - нет. Если по началу незнакомец и кажется положительным персонажем, то, поразмыслив понимаешь - нет, далеко не положительный. Невозможно творить добрые дела шантажом и насилием.
Достоверны ли психологические портреты персонажей? Матери и незнакомца - да, дочери - нет. Девушка с таким характером скорее отрезала бы подол и сделала из длинной юбки мини, и требовала купить ей джинсы, чем крестилась вслед за матерью.

Теперь как я поняла тему, проблему и идею прои (ключевое здесь "я поняла, как читатель, прочитав текст", т.е. я буду говорить о своих выводах, которые могут не совпадать с выводами других читателей и тем, что автор, по его мнению закладывал в текст). Тема: навязывание ребёнку своего образа мыслей, действий и жизни. Проблема: как можно разрешить ситуацию, освободиться от гнёта. Идея: иногда только насильственное вмешательство свыше способно исправить ситуацию и пока этого не произойдет люди не в состоянии найти общий язык и обречены страдать. Упрощаем навороты и получается идея: не барахтайся, детка, если бог или добрый дядя/тётя/кто-нибудь тебе не помогут, сама из этой паутины один хрен не вырвешься. И вот такую идею, я как читатель, принимать не хочу, не близка она мне.

Чем, на мой взгляд, рассказ хорош? Тема и проблема актуальны и будут оставаться актуальными всегда. Не религия, так культ денег, "удачно выйти замуж", "добиться успеха" и т.д. и т.п. не мытьём, так катаньем во все времена навязывалось и будет навязываться детям. Каждое новое поколение неизбежно сталкивается с проблемой навязывания родителями своих ценностей и поиском решения как справиться с этой бедой. Интересен сюжет, хорошо описана погоня (звуковые эффекты - отдельный плюс), представимы и живы персонажи. Пусть поведение их местами не совсем естественно, это поправимо. Находка с пылью просто шикарна.

Вот как-то так.

С уважением, Лина

Чёрная Палочка   19.07.2021 22:53     Заявить о нарушении
Лина, я к Вам сюда в эту ветку.
Перечитываю еще раз.

Слава, вот что обнаружила.

Ваш автор-расказчик не вышел следом за героями из маршрутки, но продолжает видеть их действия и слышать разговоры.

Возможно, в самом начале рассказчик менее абстрактен, есть ощущение, что он в этой же маршрутке, на сидении сбоку, что позволяет ему наблюдать как переглядывается мать с мужчиной, как она открыла рот, чтобы что-то сказать, как двигает плечом дочь. И даже, как и все в маршрутке, автор не слышит, что говорит мать дочери.

Потом персонажи вышли, а автор не вышел, но продолжает наблюдать и слышать разговоры, видеть пирожок...

и потом следует за героями в уже мифическую машину.

Мне кажется, лучше сделать так, чтобы автор был всезнающим ( абстрагированным) или всегда наблюдателем из определенных точек обзора.

Или например, все что произойдет вне маршрутки уже просто представилось автору или подумалось автором.

Тоня

Воинственный Читатель   20.07.2021 00:02   Заявить о нарушении
Слава, возможно
Вот в этой фразе заковыка:
//В маршрутку вошли двое. Скорее всего – мать и дочь//, а вернее в двух словах//Скорее всего//.

Т.е. только здесь автор не уверен, что они мать и дочь, а потом уже не сомневается. Но никакого маркера,куда ушло сомнение нет.

(просто размышляю, не претендую на истину)))

Тоня

Воинственный Читатель   20.07.2021 00:23   Заявить о нарушении
Тоня, позвольте присоединиться к вашим рассуждениям по поводу повествователя. С ним просто беда в тексте. Причем одна из. Посмотрите, может, увидите что еще пошло не так в повествовании?

Мужик Бородатый   20.07.2021 01:01   Заявить о нарушении
Попробую.

До слов //они обе встали и вышли, а следом за ними вышел из маршрутки молодой мужчина// я вижу повествователя – пассажира(ку) маршрутки.

Начиная со слов // и бойким шагом, направились в ближайший магазин одежды. Мужчина не отставал. // повествователь меняется. Т.к. прежний не может знать куда они направились. И, любой повествователь, который даже бы пошел следом, не может знать их намерений. Т.е. здесь всезнающий автор-повествователь, который способен знать мысли, намерения всех героев.

Далее повествователь бесстрастно наблюдает сверху за событиями, не забираясь в мысли и намерения героев.

Но на фразе // - Ты зачем этого бомжару кормишь?

Незнакомец тем временем слопал один пирожок и принялся за второй//,

появляется повествователь, который смотрит глазами дочери (ни всезнающий повествователь, ни повествователь-наблюдатель не должны были бы использовать слово //слопал//.  

Потом снова повествователь-наблюдатель.

 Что можно сделать, я думаю, с минимальными правками:
- убрать сомнение (скорее всего) матт и дочь
- озвучить фразы, которые говорит мать на ухо, указав, что этого никто не слышал
- заменить слово //слопал// на более нейтральное

Возможно так, повествователь выровняется.

Тоня
(Но признаюсь, при первом прочтении это не бросилось в глаза, может кроме момента выхода из маршрутки, и того, что они направились в магазин. Потом забылось и дальше воспринималось легко)

Воинственный Читатель   20.07.2021 17:03   Заявить о нарушении
Рассуждаю о Протагонисте и Антагонисте с точки подачи повествователя.
(мать и дочь не могут быть единым главным героем как пара – признаю).

А могут ли протагонисты меняться по ходу действия?

Сначала: Протагонист – дочь, но это скрыто от читателя подачей повествователя.
Повествователь выступает как сторонний наблюдатель (пассажир маршрутки), мы видим только внешние проявления и его повествователя оценку: // Дочь – девица лет восемнадцати, но в ней не было задора молодости, этой дуринки в глазах, искры, что временами делает даже немолодое лицо более живым и свежим// - дочь не нравится повествоватлю. Ему более импонирует мать //типичная женщина средних лет//

Оценка повествователя не дает нам верной картины, и в этом изюминка. Мы не видим, что дочь угнетена и хочет решить свою проблему, и не воспринимаем (интуитивно) дочь в качестве протагониста, наверно, до тех пор пока не появляются джинсы с драными коленками.

// Одни джинсы с драными коленками и сверкающими лампасами из поеток, дочь отложила в сторону, посмотрела на мать с вызовом, та стояла рядом и не вмешивалась, только глянула с укором и тяжело вздохнула//

И вот тут интересно – оказывается дочь -боец (протагонист) И она добилась как минимум первой цели. Цель была джинсы. (потом еще мы узнаем о цели - мальчик, но об это потом)

Дочь добилась своего (джинсы), но не слишком рада // на её лице промелькнуло подобие радости// - в принципе здесь конфликт мог бы быть исчерпан. Добрейшей внешности антагонист побежден (как бы ни старалась мать отговорить и что-то нашептать). Вроде бы конфликт разрешен.

Но.
Победа протагониста-дочери оказалась не полной и появился новый

Протагонист – Незнакомец

Незнакомец показывает, что конфликт не в этом. Не в джинсах дело.

//И тут они обе враз увидели его//.

А он откуда-то знает, что дочь ненавидит мать // но без свободы ты не можешь стать счастливой, поэтому ненавидишь свою маму//

И мать не подозревала, она удивлена:
//- Ты ненавидишь меня? – глаза матери наполнились слезами мгновенно//.
И уже новый Протагонист разрешает конфликт дочери и матери не стандартным образом (мифическим) – и во все этой части мать и дочь второстепенные герои.

т.е. второй по ходу рассказа Протагонист – Незнакомец.
Антагонист у него - Мать-тюремщик собственной дочери.
Совсем запуталась)))

Тоня

Воинственный Читатель   20.07.2021 18:36   Заявить о нарушении
Тоня, согласен с вашим первым постом. Все верно написали.
По поводу второго имею комментарий к \\ А могут ли протагонисты меняться по ходу действия?\\
В рассказе категорически не могут. В романе, да, могут. Но рассказ – это единство. В т.ч. единство протагониста. Ниже я написал про взаимоотношения прота- и антагониста. Не буду повторяться, скажу только: протагонист есть всегда и он единственный и неизменный на протяжении всего рассказа. Ибо протагонист есть сосредоточение литературного конфликта.
То, что вы запутались, не удивительно. Вы пытаете толковать текст, который имеет значительные прорехи в плане представления главных героев. На данный текст нельзя натянуть схему, ибо прорехи (смеюсь).
Что касается схем. Предположу, что среди читающих может объявиться бунтарь, который заявит, что он, дескать, не признает никаких схем. Ok, объявиться бунтарь может, но написать рассказ – нет.
Приведу аналогию из школьного учебника по биологии. Помните, все живые организмы на планете Земля делятся на 3 группы? Первая группа преобразует неорганические вещества в органические (растения из углекислого газа и воды производят сахар). Вторая группа потребляет произведенную органику и преобразует ее в другую органику. И, наконец, третья группа разлагает органические соединения обратно в неорганические. Это круговорот веществ, который делает жизнь на планете Земля бесконечной. За счет чего? За счет того, что каждый живой организм при всех своих уникальности и своеобразии (клоп, корова или кит) выполняет четко определенную функцию, действует по четкой схеме, крутит нужное колесико в нужном направлении.
Рассказ – это тоже планета, обитатели которой должны крутить нужные колесики в нужном направлении. Тогда рассказ будет жить (и возможно, вечно). Хороший рассказ – образование цельное и самодостаточное именно за счет четкой иерархии героев: кто есть кто и зачем нужен в сюжете.
Каша в героях равняется каше в идее рассказа, а это очень плохо.

Мужик Бородатый   20.07.2021 21:45   Заявить о нарушении
Спасибо, М.Б.

На примере биологии, кажется, все становиться яснее.
Но одновременно укрепляется понимание, что научиться писать, пожалуй, гораздо сложнее, чем кататься на велосипеде или коньках или скользитт по волнам на доске...

Тоня

Воинственный Читатель   20.07.2021 22:54   Заявить о нарушении
Зато если научитесь, то навсегда. Как на велосипеде :)

Мужик Бородатый   20.07.2021 23:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Слава. Незнакомец» (Мария Шпинель)

Мать любит ближнего, попросившего воды. Похоже, ей хочется, чтобы дочь просила и тогда... А тогда последовали бы нравоучения о любви к ближнему или ещё что-то. Мудростью тут не пахнет. Привести насильно современную девушку к «богу» позволило, разве что, семейное горе. О нём можно догадываться, иначе неясно, как дочь могла пойти на подобное подчинение. Разве что путём манипуляций матери. Ясно одно – что-то удерживает рядом обеих, и это не любовь.
Им повезло – появился некий помощник. Повезло, потому что сами они ничего не делали и не планировали для разрешения конфликта. У одной не хватало интеллекта, у другой – решимости. Конфликт мог утонуть под слоем пыли или жёлтого песка, того, по которому ходил некто. Интересная деталь.
Часть рассказа с погоней динамичная. Обе дамы показали, кто они на самом деле. «Похитителя» застрелила полиция, не имея доказательств похищения. Всё как в жизни: делай добро и получишь пулю в спину. Есть о чём задуматься.

Александра Стрижёва   19.07.2021 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Не буду рассказывать что я задумала и откуда что взялось, занятие это пустое, бессмысленное. Хотелось в обычную историю плескануть катализатора и вывернуть все наизнанку. Не лучшая моя вещь да)
Слава

Воинственный Читатель   19.07.2021 15:19   Заявить о нарушении
Я всегда за попытки написать не так и не то, что привычно)

Александра Стрижёва   19.07.2021 16:16   Заявить о нарушении
Мне показалось, что вы малость перегнули с шифровкой кто есть кто.
Мать - выглядит виновато, заискивает перед дочерью и случайным попутчиком. О том, что она агрессивно религиозна, мы узнаем из слов ее дочери и обвинительных слов Незнакомства. Никаких действий, это подтверждающих в тексте нет. То, что она крестится на церковь и скромно одета, не отражает ее активного миссионерства.
Дочь - надутая злюка, хамит матери, незнакомому человеку. Мало похожа на девочку для битья.
И наконец - сам Незнакомец. Трикстер и Бог в машине в одном флаконе. И тоже ведет себя не логично.
Осуждая мать за давление на дочь, сам поступает точно таким же образом. Насильственно втолковывает какая она никудышняя мамаша и христианка.По сути, он ведет себя точно так же, как и мать.
То есть у всех трех персонажей сбит тот самый социальный статус и псих.портрет.
Поэтому, рассказ вызвал легкое недоумение.
С уважением и самыми искренними пожеланиями,

Елена Лозовая   19.07.2021 23:18   Заявить о нарушении
... Незнакомца..

Елена Лозовая   19.07.2021 23:19   Заявить о нарушении
Елена, и к вашим рассуждениям присоединяюсь. Образы героев нелогичны. И речь идет не о логике "по жизни", а о логике внутри произведения.
Хотите сложный вопрос? На основании чего у вас возникли сомнения в "правдивости" образов? Имею в виду несоответствия внутри произведения. Подсказка: какие художественные приемы были нарушены (применены неадекватно)?

Мужик Бородатый   20.07.2021 01:16   Заявить о нарушении
Чем нелогичны образы героев? Вы не видели таких людей и считаете, что их не существует?
Елена, а представьте, что дочь с самого рождения в этой религии, у нее никогда не было выбора, до поры до времени она не понимала, что ей это не нравится, а когда поняла, не знала как бороться с собственной матерью. Хорошо если бы мать была агрессивной, так проще от нее уйти, но тут все иначе.
Слава

Воинственный Читатель   20.07.2021 08:12   Заявить о нарушении
Ой, Слава, Слава... Если ребёнок с самого рождения приобщается к религии, то юная героиня скорее была бы мама-2. Потому как в школе - это на сто процентов изгой и протестно вести себя ей вряд ли свойственно. Если школа и улица перебивают семейное воспитание, то в 18 лет мама со своими идеями уже была бы задвинута в дали дальние и крестилась бы самостоятельно. Не срастаются пазлы. Или, если примеры характеров взяты из жизни вы либо не донесли значимую часть информации, либо исказили её.

Чёрная Палочка   20.07.2021 09:47   Заявить о нарушении
Славе.
В жизни кого только не бывает - и такие, и растакие. Но мы на поле литературного произведения.И кроме слов, хотелось бы увидеть конкретные действия, подтверждающие что этот такой, а тот - этакий.
Как пример возьмем всем известное и бессмертное прои Мольера "Тартюф". Представьте что в прои исчезли часть с соблазнением Эльмиры и эпизод со стукачеством Тартюфа по поводу пасквиля на короля. То есть Тартюф ни разу не прокололся. Нет этого. Есть небольшая возня со сватовством и конфликт с сыном, где сын и дочь фыркают, грубят благочестивому Тартюфу, в результате чего возмущенный Арагон лишает сына наследства и отписывает все свое имущество оплеванному другу. Потом, из маршрутки является посланник короля в компании грозной стражи и говорит: Сделка отменяется, потому что Тартюф мошенник. Упс!
Дальше - заламывающий руки Арагон, просветленные лица у сына и дочери, удирающий вскачь Тартюф.
Думаю в этом варианте, читатель или зритель( пьеса, как-никак) обалдело крякнет: а что это было? А в лучшем случае, просто почешет затылок, типа - вона оно как в жизни-то бывает и, пардон, зевнет.
Вот и в вашем рассказе не хватает "вычеркнутых и Тартюфа" сцен. Интриги или просто детали, которые бы подготовили читателя к последующему разоблачению.
Так мне кажется.
Пишете вы хорошо, фантазия о-го-го! может получится классная вещь.
М.Б.
Вопрос сложный, чуть позже отвечу. Надо подумать.

Елена Лозовая   20.07.2021 10:23   Заявить о нарушении
Попробую ответить на ваш вопрос, М.Б.

Думаю, Слава переборщила с повторами.
Думаю, повторы призваны подчеркнуть что-либо или усилить впечатление.

С самого начала автор, уж не знаю намерено или случайно) пытается вызвать во мне сочувствие к матери.

Мне демонстрируют, как мать пытается наладить контакт с дочерью. Это происходит несколько раз ( то есть - действие повторяется!) и каждый раз она остается отвергнутой. Я не наблюдаю никаких агрессивных жестов со стороны матери. Я вижу, как женщина нервничает. Она комкает платок, крестится на церквушку, ей неудобно перед пассажиром. И тот выражает свою поддержку, что невольно включает этот персонаж в группу поддержки матери.
В магазине происходит то же самое.
Автор использует тот же прием, что и в маршрутке. Повторяются одни и те же действия. Женщины ходят от прилавка к прилавку и в их поведении ничего не меняется, кроме появления бледного подобия радости на лице девушки при виде джинс. Единственная деталька, намекающая на конфликт между матерью и дочерью: девушка хочет заняться шопингом в другой компании или другом месте.
Я начинаю думать, что девушка на самом деле моложе заявленного. Лет 15 не больше.
Появляется Незнакомец.
Мать остается в образе Мальчика для битья, а вот дочь уже открыто выражает агрессию. Становится ясно: дочь — Серый Кардинал.

Дальше рассказ (для меня) разваливается на две части. Начинается магический реализм.
Между жизнью и смертью выясняется, кто есть кто.
Причем, потому как мать без рассуждений соглашается с обвинениями, говорит о том, она так и остается в своей роли.
Насчет дочери выясняется, что дело не только в шопинге. Дочь не хотела ходить на религиозные собрания, а хотела на свидания ( что совершенно естественно в 18-то лет!), но не решалась сказать маме.
- … да… нет. Мам, не обижайся, но эта религия, это не моё.
Эта та самая, кто открыто хамила матери в магазине, насмешничала над незнакомцем и как резанная орала в машине? Не могла сказать?
Хоть убейте, не верю.

Елена Лозовая   20.07.2021 14:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Слава. Незнакомец» (Мария Шпинель)

Слава,
Первые впечатления.
Очень интересен переброс смыслов.
Сначала кажется, что это дочь доводит свою мать. А добрейшая мать Мать// глядела на дочь так, будто провинилась перед ней, хочет загладить свою вину, и никак не может//

А оказалось, что //тюремщик// - это мать.

Ситуация жизненная.
И часто непоправимая. Вот может почему, вмешательство мистического персонажа воспринимается легко.

И, понимаешь, что в реальности очень сложно найти ситуацию, при которой мать скажет: //Доченька, можешь жить, как хочешь. Если не хочешь, можешь больше не ходить со мной на собрания, носи, что хочешь, и пусть этот мальчик приходит к нам. Да, я знаю, не считай мать совсем дурой. Больше слова тебе не скажу//.

Только что-то страшное (например авария) может изменить сознание матери, да и то вряд ли. Она же очень правильная, добрейшей души человек. Потому ее правильность так жестока.

Спасибо, понравилось.
Легкими мазками показана очень серьезная проблема, которая оборачивается трагедиями для многих, попавших под влияние людей.

Тоня

Воинственный Читатель   18.07.2021 11:31     Заявить о нарушении
Тоня, я к вам.
Здравствуйте, Слава. Здравствуйте, все.
Прочитала с интересом. Проблема знакомая. Решена необычно.
Вчера, когда читала в первый раз, заметила две вещи. Во-первых, не могла определиться с главным героем. Но мешало ли мне это? Наверное, нет. Пыталась понять почему (не мешало). Но так и не смогла сформулировать.
Во-вторых, внешность всех действующих лиц описана, как невыразительная. Только нос незнакомца несколько выделяется на общем фоне. Желтая пыль - классная находка. Может и для девушки найти какой-то лёгкий мазок, который бы высветил её? Вот в этом плане мне не хватило деталей. Может, я и не права.
Сегодня вот прочла второй раз с большим удовольствием.
Варакушка.

Воинственный Читатель   19.07.2021 07:13   Заявить о нарушении
По тексту только небольшой штрих вызвал "визуально-логический" диссонанс. Вот это://взял один из пирожков и надкусил его, отхватив сразу огромный кусок//
Слово надкусил - дает ощущение что это что это край пирожка и даже не до конца откушенный. М.б. "надкусив, отхватил" - так может получиться, вроде как надкусил не до конца и дернул рукой, тогда в зубах большая часть может оказаться)))
( но, это так, мелкая блошка).

Внешность героев у меня нарисовалась легко. Очень однотипная и узнаваемая безликая внешность представителей религий непонятно каких конфессий.

И странник легко представляется.

Кто главный герой, если честно, не задумалась. Попробую предположить - мать. По тому с каким уважением описывает ее рассказчик.

И, думаю, как раз это тот случай, где главный героиня, такая вся добродетельная, вдруг оказывается главным злодеем, тюремщиком собственного ребенка.

Тоня

Воинственный Читатель   19.07.2021 08:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тоня и Варакушка. Спасибо за ваше мнение, за лестную оценку этого небольшого рассказа. Тоня, с пирожком фразу поправлю, спасибо. А про главных и не главных героев, рассчитываю нас просветит МБ.
С уважением, Слава

Воинственный Читатель   19.07.2021 09:08   Заявить о нарушении
На МБ надейся, да сам не плошай (народная мудрость).
В тексте, помимо главных и не главных героев, есть еще много упущений, а местами и прямых ошибок. Отсюда вопрос: есть ли в тексте места, смущающие самого автора? Потому что, если самого автора ничего не смущает, то стоит ли затевать длинный разговор?

Мужик Бородатый   19.07.2021 15:03   Заявить о нарушении
Я не довольна рассказом. И отдавать его не особо хотела... Единственное, что мне было интересно - это позиция автора, когда я просто наблюдатель, который ничего не знает о своих героях. Так я не писала, было интересно. Ковыряться в моем рассказе или нет - ваше личное дело, МБ. Без обид.
Слава

Воинственный Читатель   19.07.2021 15:14   Заявить о нарушении
Ну если без обид, то рассказывайте, чем конкретно вы недовольны.

Мужик Бородатый   19.07.2021 15:23   Заявить о нарушении
Это сложно. Я не умею свои прои анализировать, чувствую, что не то, а что конкретно не то, фиг поймешь.
Слава

Воинственный Читатель   19.07.2021 16:18   Заявить о нарушении
Возможный протагонист - мистический похититель, причиняет добро, о котором его никто не просил, ко всеобщей радости и благу. Получается идея прои: добро может прийти как вмешательство свыше через насилие.

Чёрная Палочка   19.07.2021 17:49   Заявить о нарушении
Или такая идея: иногда только насильственное вмешательство свыше способно исправить ситуацию и пока этого не произойдет люди не в состоянии найти общий язык и обречены страдать.

Чёрная Палочка   19.07.2021 17:55   Заявить о нарушении
Возникла странная мысль. А может быть главный герой - это пара: мать и дочь? ( не знаю в принципе иакое возможно в рассказе или нет).

Но в самом начале они описаны как нечто целое, содержащее противоречия.
И из-за того, что они целое, конфликт не может быть разрешен без вмешательства мифического пкрсонажа.

Тоня

Воинственный Читатель   19.07.2021 22:46   Заявить о нарушении
Тоня, на мой взгляд, мать и дочь далеко не целое. Они искусственно и насильственно связаны волей и желанием матери слепить из дочери некий идеальный, с точки зрения матери, образ. Мать, как она показана, великолепный манипулятор, которому дочь не может противопоставить ничего кроме протеста.

Чёрная Палочка   19.07.2021 23:05   Заявить о нарушении
Действительно любопытная задача. Есть 3 персонажа: мать, дочь, незнакомец. Как их расставить по ступеням иерархической лестницы героев? Какой принцип положить в основу такой расстановки?

Мужик Бородатый   20.07.2021 01:20   Заявить о нарушении
Может быть главнее тот, кто является проводником идеи, двигает сюжет? Тогда главным получается незнакомец. Кстати, и название рассказа "Незнакомец", тем самым он выделен как тот, о ком основной рассказ.

Чёрная Палочка   20.07.2021 01:42   Заявить о нарушении
С другой стороны, конфликт требующий разрешения - между матерью и дочерью.

Чёрная Палочка   20.07.2021 01:47   Заявить о нарушении
Попробуем упростить. О чем рассказ? О незнакомце который помогает дочери выйти из-под материнской опеки. Тогда получается, что главный герой незнакомец, мать и дочь - второстепенные. На их фоне он может продемонстрировать свою мудрость и проявить геройство. Показать себя с лучшей (гмм...) стороны.

Чёрная Палочка   20.07.2021 02:04   Заявить о нарушении
Напомню о дефинициях.
Протагонист – тот, кто сталкивается с препятствием (литературный конфликт). Протагонист – тот, кто каким-либо образом преодолевает препятствие (решает литературный конфликт).
Антагонист – тот, кто препятствует герою преодолеть препятствие (гм…).
Отношения протагониста и антагониста есть противостояние взглядов (как частный случай – физическое противостояние).
Побеждает в этом противостоянии всегда протагонист (как частный случай – своей гибелью).
Второстепенные герои (неважно, группа поддержки или группа оппозиции) своими действиями всегда проявляют (подчеркивают, углубляют, раскрывают и т.д.) те качества протагониста, которые помогают протагонисту победить в противостоянии с антагонистом.
Победа протагониста есть квинтэссенция идеи произведения.
Попробуйте разложить поступки матери, дочери и незнакомца, чтобы определить их роли в литературном конфликте. (Кстати, в каком?)
Хороший рассказ – тот, в котором все персонажи укладываются в приведенную схему.

Мужик Бородатый   20.07.2021 02:17   Заявить о нарушении
О чем рассказ? Есть мать и дочь. Мать хотела, чтобы ее дочь жила по ее правилам (носила, так скажем, скромную одежду, соблюдала определенные религиозные ритуалы и проч.). Дочь хотела носить джинсы и встречаться с мальчиком. Сейчас опускаем обоснование мотиваций и отсутствие доказательств логичного поведения персонажей в тексте. Это отдельная претензия к автору. Рассматриваем только голую схему разногласий между матерью и дочерью. Итак, они исповедуют разные взгляды и, однозначно, это точка литературного конфликта. Появляется некий незнакомец, который организует героиням опасные гонки на машине. Мать и дочь пугаются возможной аварии. В результате испуга мать разрешает дочери носить джинсы и встречаться с мальчиком. Обе плачут, счастливые. Незнакомец пропадает. Конец.

Положение 1.
Кто тут победил в противостоянии, которое, несомненно, есть (мать и дочь исповедуют разные ценности)? Ответив на этот вопрос, вы определите протагониста и антагониста. Ну, а третьего будет легко идентифицировать. Если третий помогал протагонисту, он второстепенный герой из группы поддержки; вредил – из группы оппозиции.

Положение 2.
Однако не забывайте: протагонист побеждает за счет своих внутренних качеств. Он силой своего характера, силой воли, физической силой, наконец, добивается победы. Главный герой решает конфликт сам. Кого из нашей троицы можно назвать самый активным, самым действующим? Это и будет протагонист.

Теперь сведите положение 1 и положение 2. Что получилось?

Мужик Бородатый   20.07.2021 02:49   Заявить о нарушении
Да очень просто получится, на самом деле :).
Есть мать, которая считает, что всё должно быть "как надо" (протагонист).
Есть дочь, которая считает, что должно быть так, как она хочет (я только не понял, если дочь, как выше сказал автор, "с самого детства" в системе, откуда у неё вообще "неправильные" желания появились) (антагонист).
И есть незнакомец, который даёт возможность матери понять, "как надо" - внутри семьи (наличие свободы воли является естественной частью "как надо", а не её отрицанием). Заодно дочь слегка проникается тем, что мать есть ценность, а не только помеха (что тоже является частью пресловутого "как надо").
Таким образом протагонист у нас безусловно побеждает, причём своими усилиями и приобретая по ходу дела во взглядах нечто дополнительное (она в прямом смысле напоила жаждущего и накормила голодного - единственное "но" - это был чужой человек; осталось распространить этот принцип и в переносном смысле, и на родного).
А самое занятное, что доминирует по тексту не человек, а мировоззрение. Вот это самое "как надо".
И побеждает.

P.S.
Уважаемый автор. Я очень сомневаюсь, что то, что я прочитал, соответствует тому, что вы писали. Но чтобы этого не было, с текстом нужно работать, текст нужно строить. Да, это скучно и противно, но вот так.

Удав Юзик   20.07.2021 09:51   Заявить о нарушении
МБ, у меня получается, что протагониста нет. Если опираться на ваш первый расклад , логично предположить, что протагонистом должна быть дочь, незнакомец - её группа поддержки, мать - антагонист. Но если мы принимаем во внимание второй расклад, то дочь на протагониста не тянет. Сама она ничего не делает для достижения своих целей, её заслуги в желаемом финале нет. Всё сделали за неё, ещё и подали на блюдечке с золотой каёмочкой.
И вот, кстати, что незнакомцу за радость/выгода радеть о такой вздорной особе? Впрочем, он сущность мистическая, его конечные цели могут быть скрыты и нелогичны с точки зрения простых людей.

Чёрная Палочка   20.07.2021 10:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Удав, именно это я и планировала, то, что вы поняли, уверяю вас! Если мне не изменяет память, от вас еще ни разу не ускользнул смысл.
Слава

Воинственный Читатель   20.07.2021 12:25   Заявить о нарушении
Это характеризует скорее меня, как профайлера :).
И я согласен с Еленой Лозовой - в тексте есть крупные штрихи пером, но того, что должно заполнять пространство между этими, базовыми, штрихами - его просто нет, как данности.

Удав Юзик   20.07.2021 13:35   Заявить о нарушении