Рецензии на произведение «Итоги»

Рецензия на «Итоги» (Мария Шпинель)

Великолепно, великолепно, как говаривал конферансье из старинной интермедии. Отлично пообщались, ни разу не перешли на личности, всех обожаю, всех обнимаю, Александру отдельно.
Предвкушаю новый конкурс.
И вообще, как приятно видеть людей без масок в этом кошмарном окружающем мире людей без лиц.
Всем – сохранить лицо, сыграть свою игру, взять свои взятки, раскрыть свои возможности, оставаться собой.
И помнить три заповеди Вильнюсского пьяницы:
- Не побеждай;
- Не защищайся;
- Не сдавайся.
До скорого
Семён

Гутман   18.02.2022 00:48     Заявить о нарушении
Семён, я вас от души поздравляю.
Спасибо за рассказ.

Варвара Солдатенкова   18.02.2022 08:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Семён!
Какие мудрые заповеди) Вывод - стой на своем, оставайся собой.
Мы все в предвкушении новых конкурсов.

Александра Стрижёва   18.02.2022 15:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Итоги» (Мария Шпинель)

Дорогие победители и участники конкурса,

критики и читатели,

поздравляем вас и желаем творческих успехов!

Мария Шпинель   17.02.2022 02:05     Заявить о нарушении
Неудобоваримый и Артур - мои фавориты. Поздравляю от души.
Ольга, вы меня удивили. Такая вот новая грань вашего таланта. Замечательный рассказ.
Спасибо вам, Саша и МБ, за конкурс. Всё было очень интересно. И участникам спасибо, и Рыбке, и Ольге Бланкар!

Варвара Солдатенкова   17.02.2022 08:41   Заявить о нарушении
Поздравляю победителей и всех заинтересованных лиц!
Самые искренние благодарности Саше и МБ!
Узнала всех авторов, кроме Соседки ) Варя, твоя история у меня в фаворитах.

До новых встреч и успехов!

Виктория Вирджиния Лукина   17.02.2022 12:00   Заявить о нарушении
Семен, браво!

Ольга, дважды восхищаюсь!
Поздравляю!

Голосование показывает как субъективные оценки приводят к реально объективному итогу.

Может быть это иллюзия, но у меня создается впечатление, что с каждым конкурсом работы становятся сильнее.

Спасибо, МБ.

Спасибо, Саша

Борис, а мне понравилась ваша кура. Не знаю почему, легко представилась вся картинка, люди.

Ой, я опять не на своей странице.

Ольга УП (Марина)

Воинственный Читатель   17.02.2022 12:14   Заявить о нарушении
Мои поздравления Семену! Вы всегда пишете ярко, стильно, и эта работа еще раз укрепила мое восхищение.
Спасибо всем участникам и рецензентам за высокую оценку моих работ, очень приятно. Неожиданно для меня, что Зоя обошла Артура:)
Спасибо конкурсантам за интересные работы, было чему поучиться, удивиться и задуматься.
Спасибо Саше, как всегда все четко организовано, прекрасные рецензии, поддержка и доброе участие.
Спасибо МБ за разборы, за уроки по стилистике, мемуаристике, экскурсу в тему обмана в литературе и знакомство с Джойсом (читаю пока с трудом, но к моему удивлению в голове откладывается ярким подробным пластом, хотя и не разгаданным).
Теперь, когда сняты маски, жду обещанного продолжения разговора про "Открытие".

Зоя-Артем-Ольга

Ольга Горбач   17.02.2022 12:37   Заявить о нарушении
Приятно, что два рассказа, которых я посчитал лучшими, оказались в числе победителей.
Но, нужно признаться, что один, который в моём рейтинге был худший, тоже есть в списке победителей. Но так решило большенство.
С Уважением к участникам и к основателю конкурса!
И здоровья всем!
Борис.

Шпинель   17.02.2022 13:47   Заявить о нарушении
Ольге УП (Марине)
Спасибо Вам за слова хорошие в адрес моего трагикомичного рассказа. Юмор, это всегда риск для таких конкурсов.
В моих фаворитах были рассказы занявшие второе и третье место.
С Уважением!
Борис

Шпинель   17.02.2022 13:58   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогие, за тёплые слова, за рассказы и рецензии. Вы заметили, что наши обсуждения стали ярче и интереснее? Это прекрасно.
Завтра войдёт Караван. В нём прекрасные рассказы, не менее интересные, чем у основного состава конкурса. Я приглашаю вас всех к обсуждению. Поверьте, будет о чём поговорить.
Жду всех с радостью.
А тема обмана себя ведь не исчерпала - не так ли?
Меня волнует ложь во благо и тот обман, о котором сказал Пушкин - сладкий, приятный, желанный.
Что думаете вы об этой грани обмана?

Александра Стрижёва   17.02.2022 15:36   Заявить о нарушении
Саша, ложь во благо - тяжелая тема.
В обыденной жизни всегда остается риск, что кто-то добрый раскажет правду,и боль неправды (лжи во благо) будет во сто крат сильней
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   17.02.2022 23:09   Заявить о нарушении
Я знаю случаи, когда ложь возвращала человека к жизни. Мало того, злая ложь заставляла написать шедевры, создать прекрасные музыкальные композиции, отчаяние вынуждало написать значимые картины.

Александра Стрижёва   18.02.2022 00:12   Заявить о нарушении
Мне кажется у Пушкина в более широком смысле. Прочла стихотворение и о стихотворении. Там всё сложно.
Филарет, Наполеон, Николай, чума, холера. Всё сложно.

Без поллитры, или без МБ не разберёшься.

А вообще, если говорить в широком смысле, творчество тоже в какой-то степени обман. Манипуляция реальностями. Искажение.
Или меня опять несёт? )))

Варвара Солдатенкова   18.02.2022 08:18   Заявить о нарушении
Виктория, спасибо!
Привет о Маргариты чудесному Рыжему Медведю!

Варвара Солдатенкова   18.02.2022 08:56   Заявить о нарушении
*от Маргариты

Варвара Солдатенкова   18.02.2022 10:16   Заявить о нарушении
Субъективное восприятие объективного мира по определению ложно. И мысль изреченная ложь. Тут и правда без поллитра с МБ не разберешься :))

Ольга Горбач   18.02.2022 10:35   Заявить о нарушении
\\ Субъективное восприятие объективного мира по определению ложно\\
Ну как тут не вспомнить Джойса? Ineluctable modality of the visible.

Но я против преувеличения моей роли в вашем творчестве. Предлагаю считать меня всего лишь палкой (ну хорошо, дорожным посохом, это как-то благородней звучит), которой вы можете потыкать в текст, чтобы проверить, что же там внутри. Я, как палка или детектор, могу подать определенный сигнал, но что вы будете делать дальше с обнаруженным – только ваша ответственность. Ваша ответственность, не моя, ибо какая у палки может быть ответственность?
Давайте попробуем потыкать в стихотворение Пушкина «Герой», раз уж зашла такая тема.

Каждое художественное произведение представляет собой сплав стиля, сюжета и сверхидеи.
Чтобы сузить тему, стиль Пушкина вынесем за скобки, оставим только сюжет и сверхидею.

Сюжет стихотворения и сюжет прозаического произведения – вещи различные. Опять же, не будем углубляться, остановимся на общности понятий. Сюжет позволяет нам понять, что происходит в рамках данного произведения.
Итак, что же происходит в стихотворении «Герой»?
Беседуют двое – Поэт и Друг. Отметьте эти 2 фигуры, к их характеристике мы еще вернемся.
Поэт и Друг рассуждают о том, кого следует называть героем (в значении: человек, обладающий выдающейся доблестью). Это диалог двух персон, имеющих различные взгляды на устройство жизни. Они оппонируют друг другу, аргументированно высказывают свои точки зрения и опровергают точку зрения собеседника. Таков сюжет (что происходит?).

Для понимания сюжета обязательно надо сказать об исторической фактуре. Стихотворение «Герой» Пушкин написал в период «Болдинской осени», на карантине (знакомое понятие, правда?).
Весной 1830 года в России началась эпидемия холеры. Смертность была столь высока, что в сентябре был учрежден карантин. Были организованы холерные заставы и караулы, военные расстреливали (именно так) тех, кто пытался перебраться с места на место.
К концу сентября холера достигла Москвы (а шла она от Астрахани, вспоминайте карту). Ситуация была ужасающей, и чтобы ее как-то нейтрализовать император Николай I посетил Москву. Своим личным примером он пытался вселить уверенность в людей, и надо сказать, достаточно в этом преуспел. Император посещал холерные бараки и вел себя весьма мужественно. Хотя зараза проникла в его ближайшее окружение. От холеры буквально в несколько часов умер его личный лакей, который всегда находился в его покоях, были и другие смерти.
Поведение императора воспринималось как героическое (почитайте воспоминания Бенкендорфа или Вяземского). Специально выписал цитату: «Тут есть не только не боязнь смерти, но есть и вдохновение, и преданность, и какое-то христианское и царское рыцарство, которое очень к лицу Владыке. <...> Здесь нет никакого упоения, нет славолюбия, нет обязанности. Выезд царя из города, объятого заразою, был бы, напротив, естественен и не подлежал бы осуждению; следовательно, приезд царя в таковый город есть точно подвиг героический».
Обратили внимание на определение «героический»? Поставьте себе галочку, вернемся к нему.

Итак, в основе сюжете «Герой» лежит именно героическое поведение Николая I. Под стихотворением, там, где обычно ставят дату написания, Пушкин поставил «29 сентября 1830, Москва». Это как раз день приезда императора в холерную Москву.
Уверен, что стихотворение все прочли, слова, что называется, знаете.
В центре сюжета – история посещения другим императором, Наполеоном, чумного госпиталя в Яффе во время его сирийской компании. Пушкин сопоставлял поведение значимых (очень значимых для современников) исторических фигур Наполеона и Николая I в сходных ситуациях.
Причем эта ситуация непосредственно касалась и самого Пушкина, который на несколько месяцев оказался запертым на карантин в глухой дыре. Уж не знаю, считать ли это везением, но мы с вами легко можем это проецировать на собственную жизнь. Вспомните ковидный карантин 2020. Все мы были лишены привычного образа жизни. Плюс страх. Вспомните, как все боялись заразиться и умереть от малопонятной заразы. Уверяю вас, ваши ощущения были близки к ощущениям Пушкина.
В одном из своих писем он писал: «Около меня колера морбус. Знаешь ли ты, что это за зверь? Того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает». Написано с иронией, но нас-то это не должно вводить в заблуждение. Ощущение смертельной опасности, незримо разлитой вокруг, нам хорошо знакомо на чувственном уровне.

Таким образом, опасность и изоляция. А также ощущение беспомощности, которое следует как-то излить, осмыслить, чтобы не спятить от страха. Знакомо?
Пушкинский «Герой» именно об этом. Но в высшем осмыслении явления, трансцендентном. Или даже эсхатологическом.
В письме Погодину Пушкин написал: «Посылаю вам из моего Патмоса Апокалипсическую песнь». Это о «Герое» он так писал: апокалиптическую песнь.

Вернемся опять к заявленному сюжету – диалогу двух персон, Поэта и Друга. Они обсуждают, кто из исторических личностей (теперь вы точно уверены, о каких личностях идет речь) более достоин Славы.
В рукописи «слава» написана с прописной буквы «Слава». В значении: божественный дар («Как огненный язык, она По избранным главам летает,». Слава - величие, великолепие, сияние как атрибуты божества, вот что подразумевается под этим словом.

Как вы наверняка заметили, Поэт и Друг отличаются по своим… чуть было ни написал «характерам», но нет, тут поэзия, не проза, образ героя рисуется иными средствами… поэтому – по мировоззрению. Поэт и Друг обмениваются репликами, которые противоречат друг другу. Это диалог – собеседники предъявляют друг другу свои позиции.
Но вы понимаете, что и Поэт, и Друг, по сути, есть стороны единого человека – Пушкина. То бишь, своим стихотворением, сложным, многосмысленным стихотворением, Пушкин полемизирует сам с собой, нащупывает истину. Недаром эпиграфом к стихотворению он поставил евангельское «Что есть истина?». И это как раз выход на сверхидею произведения.

Сверхидея - эта такая штука, которая ценна именно интерпретацией. Это как раз то самое эсхатологическое представление о сути вещей, ради понимания которой человек и живет. И (усмехаюсь) оно как нельзя кстати сегодня, когда человечество оказалось в самоизоляции и беспомощности.
И тут даже не столь интересно, какой ответ на вопрос «что есть истина?» (слава, правда, героизм) дает Пушкин, а какой рождается в твоем сердце, читатель?
Как вы интерпретируете строки «низкие истины» и «возвышающий обман»? Какое чувство испытали, прочтя финальное «Утешься…»?
Правильного ответа нет. «Правильным» будет то, что отзывается в вашей душе. И счастье, когда оно совпадает с представлением автора.
Вот что такое сверхидея.

А теперь давайте вернемся в наши палестины. Пока, будем честны, со сверхидеями ваших произведений все плохо. Возьмем конкурс «Обман». Ну что за обманы вы представили? Муж обманывает жену, жена мужа, любовник любовницу, невеста жениха, и все для того, чтобы получить ма-ахонькую выгоду. Микроскопическую преференцию в виде того, что сожительницы готовили завтрак утром? Стоило ради этого писать?
Мне кажется, большинство из вас уже готовы к тому, чтобы вложить в написанное побольше, чем четырехлапую куру, прости господи. Подумайте над этим.
Я же, со своей стороны, обещаю вам разгромную критику ваших идей в следующем конкурсе (и я не шучу).
В общем, Мечты поэта — Историк строгий гонит вас!

С наилучшими пожеланиями,

Мужик Бородатый   18.02.2022 22:51   Заявить о нарушении
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...

Спасибо, МБ, за строгий разговор.
/Я же, со своей стороны, обещаю вам разгромную критику ваших идей в следующем конкурсе (и я не шучу)./
Согласна. Заслужу - критикуйте!

Александра Стрижёва   19.02.2022 02:25   Заявить о нарушении
Спасибо, МБ.
Пойду перечитывать новыми глазами.

Варвара Солдатенкова   19.02.2022 10:44   Заявить о нарушении
Спасибо, МБ

Пусть в меня полетят копья, но я скажу: какое ужасное у нас было общее образование.

Болдинскую осень романтизировали не говоря, что это была холера ( узнала об этом не в школе)

А Герой!?
Это ж про декабристов, как нам объясняли. И вот уж ни разу не обмолвился преподаватель о царе и о его приезде в Москву во время холеры.

Конечно, если б жили в Пушкинское время и еще б в его кругу - все было бы понятно (надеюсь, с улыбкой).

Может быть так и есть, значимые произведения, спустя столетия требуют толкования?
С уважением,
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   19.02.2022 13:52   Заявить о нарушении
Образование подростков всегда ужасно. Во всех странах и во все времена. Драма не в том, что подростки чего-то там не знают, это даже нормально, драма в том, что взрослые не используют ту информацию, которая вокруг них находится в свободном доступе. Тут уж негоже сваливать собственную необразованность на плохих училок по литературе и истории.
Давайте небольшой тест)) Когда вы в последний раз читали «Войну и мир»?

Мужик Бородатый   19.02.2022 16:34   Заявить о нарушении
От начала до конца - никогда не перечитывала.

Помню как ужасно со слезами читала в школе. Раздражали куски на французском, убивали описания природы, которые надо было заучивать наизусть. Пьера Безухова просто ненавидела - казался мерзким толстым очкариком. Короткая губа с усиками маленькой княгини вызывала абсолютное отвращение, ее роды и смерть в момент возвращения Болконского - вызывали какой-то ужас и он (Андрей был неприятен).
Пожалуй, нравился первый бал Наташи, а скорее подготовка к балу и самое главное воспоминание как красивая девочка одевается и потом в контраст как собирается какая-то пожилая женщина и также как молодое надушено ее старое или дряхлое, не помню эпитет тело. - вот такой отрицательный первый опыт войны и мира.

В бумажном варианте листала выискивая нужные куски в конце 90-х (когда дочка училась в школе).
Она, увы, наотрез отказывалась читать эту толстую книжку.

Года два назад в электронном виде. Мне нужен был материал о масонах поэтому искала о масонстве Безухова и Болконского. Читала куски. Воспринимается гораздо спокойней без такого отторжения. Но не уверена, что захочу перечитать с начала до конца.

Вот Достоевского (Игрока, например) - читаю с удовольствием. Раза три наверно перечитывала - легко идет. А Толстой - нет.

Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   19.02.2022 20:46   Заявить о нарушении
В 2013 году.
Мне нравится " Война и мир". Чехова перечитываю гораздо чаще.

Александра Стрижёва   19.02.2022 21:06   Заявить о нарушении
Ольга, ваш опыт подтверждает важное положение о развитии русского романа. Те, кто более склонен к прозе Достоевского, не чувствительны к Толстому и наоборот. Это действительно так. Русская литература не линейна. Наивно считать, что сначала был Пушкин, потом Лермонтов, потом, скажем, Тургенев, потом Толстой и далее по хронологии. Отнюдь. Эволюция русского романа шла двумя мощными потоками. Первый (т.н. гармонический) – это линия: Пушкин – Тургенев – Гончаров – Толстой. Второй (т.н. дисгармонический) – линия: Гоголь – Лесков – Достоевский. Различия в идейных декларациях. В первом случае это цельность мира и рационализм, во втором – дискретность мира и иррационализм, если угодно, даже перверсивность. Соответственно, романы разных линий были построены по-разному. Так, у Толстого это реализм и конвенции эпического повествования (и «Война и мир» – идеальный пример подобной схемы), а романы Достоевского тяготеют к смещению пропорций в сторону гротеска (как «Игрок», например).
Ни одно направление не лучше и не хуже другого. Это как интроверты и экстраверты – кто из них приятней?
Понятно, что у каждого из нас собственные представления о прекрасном, но тем не менее, читайте и противную сторону (смеюсь). Безусловно, в молодости «Война и мир» – неподъемная ноша, но с годами роман становится все интересней и интересней. Попробуйте как-нибудь на досуге.
Не только Ольге советую, но и всем заинтересованным лицам. И карантин вам в помощь. Нет, серьезно. В 2020 году у меня все студенты, стопроцентно, прочли роман от корки до корки. Тогда как в мирное время осиливают с купюрами.
Вам будет легче, потому что у вас уже есть русская закваска, иностранцам кое-какие вещи, вообще, невозможно втолковать. Как вам, например, по определению непонятны кое-какие нюансы из Джойса. Менталитет, однако.
В общем, открытий вам в русском романе,

Мужик Бородатый   19.02.2022 22:31   Заявить о нарушении
Спасибо, МБ
Попробую.
Джойса дочитала.
Удивилась сама себе, что понравился 18 эпизод.
При первом взгляде на сплошной текст подумала: это не читаемо

Но потом оказалось, что очень легко читать и многое, что было в предыдущих эпизодах проявилось.

Я даже составила для себя одно длинное предложение о чем Улисс?

Потом подумала нет не все.

Вспомнила фразу в 16м эпизоде которая насторожила:
Чтобы отец Махер их обвенчал ( об удаляющихся Блуме и Стивене) и это в эпизоде 16 (а цифра 16, судя по примечаниям ассоциируется с гомосексуализмом) и я снова забралась в эпизод 9, посмотреть что там сказал Маллиган... и вот теперь иногда хаотично слоняюсь по всему роману - это стало как развлечение ( недолго, мин 15 в день)

С уважением,
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   20.02.2022 00:09   Заявить о нарушении