Рецензии на произведение «Об интеллигентах и об образованцах»

Рецензия на «Об интеллигентах и об образованцах» (Беднарский Константин Викторович)

Академик Лихачев на вопрос, что такое интеллигент? Ответил: интеллигентом нельзя притвориться. Не согласен! Большинство людей, считающие себя интеллигентами, имеют лишь оболочку интеллигента. Он состоит, как у Вас сказано в "интеллигентском кругу - товариществе взаимной лести". Кстати прочитав воспоминания Лихачева о ленинградской блокаде, я лично вывел его из круга Интеллигенции.

Артем Кресин   03.03.2024 23:44     Заявить о нарушении
Притвориться интеллигентом, конечно, можно.
Сотрудники и "помощники" госбезопасности притворялись, внедрялись...
.
Вот только какое от подобного притворства удовольствие, если ты сам - не интеллигент.
"Принятые в интеллигентской среде правила и ритуалы кажутся ему (образованцу) глупыми и обременительными".

Беднарский Константин Викторович   06.03.2024 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Об интеллигентах и об образованцах» (Беднарский Константин Викторович)

Чудесная статья, и комментарии интересные. А я всю жизнь с детства считал, и до сих пор считаю, что интеллигент - это человек культурный, причём независимо от образования, и главное в нём то, что он не способен совершать подлости и творить гадости.
Может, я ошибаюсь, а вероятнее всего, что у просто у разных людей разные мнения по одному не совсем понятному поводу. Слово-то импортное, пришло в русский язык без чёткого однозначного определения, вот и путаются все в определениях уже двести лет.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   11.12.2023 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моей статье и за Ваш отзыв.

Как я понимаю, Вы в своё время отдали дань тому, что я назвал "интеллигентостроительством" (занимались этим делом не только великие).

Можно говорить совсем-совсем примитивно и коряво:
интеллигент - это образованный (можно заменить термином культурный) человек, но не просто образованный (культурный), а интеллигент.
И такое определение будет работать на практике.

Можно определять по пунктам:
1. Чувство интеллигентской сопричастности...
И т.д.
И т.д.

Под эти определения будут попадать одни и те же люди, с одними и теми же сходными свойствами.

Ещё раз спасибо за Ваш отзыв и Ваши мысли.

Беднарский Константин Викторович   11.12.2023 10:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Об интеллигентах и об образованцах» (Беднарский Константин Викторович)

Константин, доброе утро.
Я уже писал тебе, уточни чья это фраза Александра или Владимира???
В 1966 году я окончил школу и поступал в институт. В нашем городе-миллионнике было 6 вузов. Моя внучка поступала в институт в 2010 году в городе было 43 вуза (вместе с разными филиалами). Сейчас многие закрылись или их закрыли, но штук 30 точно есть. Вот оно и засилье "новообразованцев".

Алексей Борзенко   14.10.2023 09:06     Заявить о нарушении
Добрый день!
Первой знаменитостью, пустившей фразу в обиход, был Александр III.
Потом эту фразу повторяли многие. Включая такого непримиримого противника царизма как Владимир Ильич.

Беднарский Константин Викторович   14.10.2023 11:42   Заявить о нарушении
Приму к сведению

Алексей Борзенко   14.10.2023 15:31   Заявить о нарушении
Прошу прощения за небольшой вопрос - говоря - Те о которых мечтали Жуковский, Бердяев, Лихачёв? Алексей, вы их хотя бы относите к интеллигенции?

Владимир Рысинов   15.10.2023 04:43   Заявить о нарушении
Доброго утра желаю Владимиру Рысинову, если там где он так рано проснулся(в 4:43 уже за компьютером) уже утро.
Владимир, эту фразу написал Константин, но я отвечу:
- Я написал статью - "О термине интеллигенция" в которой рассказал историю появления этого слова в русском языке. Если вас это интересует прочитайте.
- К интеллигенции я отношу тех, кто сам считает себя интеллигентом. Когда у
Л.Н.Гумилёва спросили: "Вы интеллигент?" Он ответил: "Боже упаси! Все мои предки защищали Родину".

Алексей Борзенко   15.10.2023 06:13   Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за ответ.
Гумилёв косвенно подтвердил правоту Алексея Лосева, который понятие "интеллигенция" относил к действию, к процессу расширения кругозора личной ответственности. Начинающегося с масштабов личной колыбели и постепенно охватывающего весь мир. А весь земной мир, возможно и всё здание мира, шире масштабов России.
Возможно в этом и состоит претыка, ведь если заботиться о всём мире, то нужно ущемлять такие частности, как отдельная страна, пусть даже и своя.
Одновременно, если принять весь мир единым организмом, телом, с которым сросся сам... то как же можно ущемлять право на здоровье собственного пальца, руки, сердца в заботе о всём теле?
Отсюда и обвинение "так называющим себя" интеллигентам - расширенные масштабы ответственности включают в себя всю площадь её круга, включая и колыбель, и свою Родину. Они же заботятся не о площади, но только о периметре. Это свойственно и в гуру-теледивам, и прочим "троцким-швабам".
Головокружение от успехов, оторвавшееся от почвы самомнение, болезнь всех акселератов. Стремление то неплохое, а вот исполнение на двоечку.

Владимир Рысинов   15.10.2023 07:43   Заявить о нарушении
Владимир Рысинов, Вы вычленили один из ключевых пунктов в характеристике интеллигента - "исполнение на двоечку".

В своём крестовом походе за уважением окружающих, интеллигенты свою практическую никчёмность пытаются компенсировать благостью намерений.
Т.е. пытаются двигаться заведомо тупиковым путём антигероя из знаменитого романа Сервантеса.

Весьма показательно, что герой, отрицательный для автора, большинством российских интеллигентов воспринимается как положительный. Видимо, в силу ощущения сродства душ.

Беднарский Константин Викторович   15.10.2023 16:58   Заявить о нарушении
Константин Викторович, спасибо за ответ.
Мне ближе подмеченная Бердяевым особенность разномастного общества - Пусть разными способами и разной интенсивностью, но все люди в конечном счёте добиваются добра. И поэтому в мире нет схватки чистого добра и зла, а идёт сражение разных способов одного направления (по памяти, как понял я)... или по церковному - Все пути ведут в храм... Но каждый ищет свою дорогу, кто-то автострадой, а кто-то придорожной канавой. Наверное эта псевдоинтеллигенция, по своебычию своему, внутренне очень несчастна.

Владимир Рысинов   15.10.2023 19:00   Заявить о нарушении
Соглашусь с Вами и с Бердяевым, что конфликты между людьми, ищущими добра на разных путях встречаются чаще, чем борьба добра со злом.

Не соглашусь с тем, что к добру стремятся ВСЕ люди.
Это не так.
Существует, пусть и не очень значительная доля тех, кто тяготеет к злу. Западноевропейцы именуют их "малифетиками". Может Вы слышали формулировку:"Приговаривается к сожжению колдун и малифетик..."

И не соглашусь с термином "псевдоинтеллигенция".
Описанная в статье шушера и есть настоящая интеллигенция. Другой нет. И более того, возникнуть не может.

Беднарский Константин Викторович   15.10.2023 23:11   Заявить о нарушении
А Жуковский, Бердяев, Лихачёв?

Владимир Рысинов   16.10.2023 04:55   Заявить о нарушении
Владимир Рысинов,

Есть анекдот:
Входит в вагон хулиган и спрашивает: "А ну, кто против может меня?"
Никто не отзывается.
"Ну тогда давайте каждый сюда по гривеннику, а кто не сдаст - морду начищу!"
Все отдают по гривеннику, хулиган их собирает, идёт в следующий вагон.
Снова "А ну, кто может против меня?"
Из середины вагона встает здоровенный детина, засучивает рукава, "Ну, я могу против тебя..."
"А как тебя зовут?"
"Вася"
"А кто против нас с Васей?"

У Вас есть основания утверждать, что Жуковский публично объявлял себя интеллигентом? Что принадлежал к сообществу, кружку людей, публично объявлявших себя интеллигентами?
Или Вы причисляете Жуковского к интеллигентам по принципу приведенного анекдота?

Вы уверенны что Лихачёв не отмежёвывался (публичным образом!) от своей принадлежности к интеллигенции?

Беднарский Константин Викторович   16.10.2023 10:55   Заявить о нарушении
Да просто - я вижу процесс интеллигенции, как процесс духовного породнения личности с общественным бытием... и одновременного - старания себя улучшить, и окружающее бытие вместе с собой.
И надеюсь, что подобные личности всё таки существуют на свете, пусть даже они обладают ещё и скромностью. Чаще всего это крестьянин, рабочий, учитель, человек искусства - глубинный народный слой.

Владимир Рысинов   16.10.2023 12:24   Заявить о нарушении