Игорь МоисеевСегодня день памяти Игоря Моисеева. Он родился со скрипкой в руке Буся Гольдштейн, пожалуй, самый блистательный скрипач-виртуоз. Безупречных исполнителей много, но Буся был другой. Он вел смычок не по струнам скрипки, а черпал звуки изнутри себя. В возрасте 5-ти лет Буся Гольдштейн начал свои занятия в классе легендарного одесского педагога Петра Соломоновича Столярского и уже через полгода публично исполнил программу из нескольких пьес. Даже для вундеркинда его быстрый творческий рост был необычен! Сталин заинтересовался блестящей игрой молодых скрипачей и пианистов; «дети Революции», они родились и выросли уже при Советской власти и были наглядным примером отеческой заботы «лучшего друга детей». Вот что написал старший брат Буси, сам отличный скрипач и композитор, Михаил Гольдштейн: Для вручения премии Бусю пригласили в Кремль. Деньги передавались в присутствии Сталина. Широко известен эпизод из жизни Буси Гольдштейна, когда его 1934 году во время гастролей в Москве Яши Хейфеца представили всемирно известному скрипачу. Буся играл перед мировой знаменитостью более получаса. Хейфец был поражен: «Отдайте мне в Америку этого мальчика, и через несколько лет это будет самый великий скрипач, который когда-либо играл на планете», — были его слова. «Природа, а часто и люди, стоят на пути молодого виртуоза», — писал профессор Леопольд Ауэр. Природа невероятно щедро наградила виртуоза Бусю Гольдштейна. Люди, советские люди — чиновники, коллеги делали все, чтобы Гольдштейн появлялся как можно реже на эстрадах Советского Союза и особенно за границей. В 70-е годы, когда открылись ворота эмиграции, семья Бориса Гольдштейна воспользовалась этой возможностью. В 1974-м году семье удалось поселиться в Германии. «Не иначе — провидению было угодно, чтобы Борис Гольдштейн завершил свой путь артиста на Святой Земле», — писал Сорокер в заключении своей книги. 17 марта 1987 года в зале театра «Жерар Бехар» состоялось последнее выступление Бориса Гольдштейна. На земле Израиля он играл с особым волнением. Играл свои любимые произведения Моцарта, Франка, Блоха, Бетховена, много «бисов», в основном — Крейслера. «Мы благодарны судьбе за то, что именно нам, израильтянам, довелось слушать последний его концерт, последние звуки его волшебной скрипки, обреченной умолкнуть на веки. Да будет благословенна его память!» — так написали в некрологе израильские друзья и соученики артиста. © Валентина Ерошкина 729 © Copyright: Валентина Ерошкина, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|