Давид Бурлюк

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Давид Бурлюк ( 21 июля 1882 - 15 января 1967)


Душа — кабак.
А небо — рвань.
Поэзия — истрепанная девка.
А красота — кощунственная дрянь.


© Давид Бурлюк


В 1910;20-е братья Бурлюки — Владимир, Давид и Николай — были яркими участниками художественной и литературной жизни России. В эпоху Серебряного века даже существовал термин «бурлючество»: Бурлюки стали основоположниками русского футуризма и неизменно эпатировали публику поэтическими сборниками и художественными выставками. Самый яркий из братьев — Давид Бурлюк был одинаково талантливым живописцем и поэтом, он прожил долгую жизнь и написал интереснейшие воспоминания о своей семье. Поэта Николая Бурлюка характеризовали как «таланта второстепенного», который в основном «помогал братьям в теоретизации их живописных статей».


Давид - король эпатажа: он призывал "кушать камни, травы", заколоть для утоления аппетита "всех телят", вырубить "дерева" и иссушить любые, "под рукой и вдалеке", воды. Будет шокировать публику жилетом невообразимых цветов, цилиндром и нарисованной на щеке "лошадкой".
Самый известный факт биографии Давида Бурлюка - он был учителем Маяковского
Революцию принял восторженно. И тем не менее эмигрировал в Америку.
где работал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сло­жилась достаточно удачно. В 1930–60-х со­стоялось более 30 выставок его картин.
Известно, что накануне Отечественной войны Давид Бурлюк обращался в Генеральное консульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении и получил отказ. Мало того, советское правительство не пожелало не только "приютить" художника, но даже принять от него в дар полотно "Непобедимая Россия".


В 1956 и 1965 приезжал в СССР. Встречавшийся с ним Эренбург напис. в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы - Давид Бурлюк с же­ной. Бурлюк в Америке рисует, прилично за­рабатывает, стал почтенным, благообраз­ным: ни лорнетки, ни „беременного мужчи­ны”» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 1).


Мог ли он знать…через тридцать лет после смерти, когда в Москве и Петербурге пройдет целых четыре выставки: в 1995 и 2000 гг. - в Русском музее, в 2001 г. - в Московском Центре искусств на Неглинной и в 2003 г. - в Государственном литературном музее. (забавная "призрачная" деталь: на петербургскую выставку двухтысячного года из Америки специально привезут стеклянный глаз, палитру, серьгу, расшитую бисером, и футуристический жилет Бурлюка).


Браво, мистер Бурлюк!



Другие статьи в литературном дневнике: