Ивану Алексеевичу Бунину 150 лет

Эль Ка 3: литературный дневник

Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.


Я в холодный обнаженный сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.


Первый утренник - предвестник зимних дней.
Но сияет небо ярче с высоты;
Сердце стало и трезвей и холодней,
Но как пламя рдеют поздние цветы.


1903
ПОЭТУ


В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.


Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь, –
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.


Иван Алексеевич Бунин
1915


***
Евгений Водолазкин о Бунине


Прозу Бунина люблю бесконечно и пытаюсь у нее учиться — в той мере, конечно, в какой ее понимаю. Несмотря на кристальную свою прозрачность, она для меня во многом — загадка.


Бунин жил в то время, когда многим казалось, что литературные формы XIX века достигли своих пределов, потеряли выразительность, и их следует модернизировать. Бунина поначалу критиковали за традиционализм, да традиционалистом он, собственно говоря, и остался. Может быть, эта верность и сделала его одним из величайших писателей ХХ века.


Развитие формы — занятие в каком-то смысле «внешнее», даже при том, что «внешность» в литературном произведении — вещь не последняя. Литературная реформа (здесь недаром просвечивает слово «форма») всегда несет в себе элемент шоу. Если фокусник выходит в цилиндре, то ясно, условно говоря, что из цилиндра вылетит голубь. Уж так он, фокусник одет. Сейчас покажет.


У Бунина не было ничего такого, откуда можно было бы достать птицу. Но он протянул руку — и она села на его ладонь. И не голубь какой-нибудь — жар-птица, которую не упакуешь ни в один цилиндр. Нового литературного инструментария Бунин почти не касался. Фокусу он предпочел чудо. Бунинская проза переливается удивительным светом, источник которого — выше текста, да и словесности вообще. Это наводит на еретическую мысль, что главные достижения литературы, к которым. безусловно, относится проза Бунина, доступны анализу на весьма ограниченном пространстве. Но это пространство мы должны использовать со всей полнотой.




Другие статьи в литературном дневнике: