Ивану Алексеевичу Бунину 150 летПервый утренник, серебряный мороз! Я в холодный обнаженный сад пойду – Первый утренник - предвестник зимних дней. 1903 В глубоких колодцах вода холодна, Бесценный алмаз, оброненный в ночи, Иван Алексеевич Бунин *** Прозу Бунина люблю бесконечно и пытаюсь у нее учиться — в той мере, конечно, в какой ее понимаю. Несмотря на кристальную свою прозрачность, она для меня во многом — загадка. Бунин жил в то время, когда многим казалось, что литературные формы XIX века достигли своих пределов, потеряли выразительность, и их следует модернизировать. Бунина поначалу критиковали за традиционализм, да традиционалистом он, собственно говоря, и остался. Может быть, эта верность и сделала его одним из величайших писателей ХХ века. Развитие формы — занятие в каком-то смысле «внешнее», даже при том, что «внешность» в литературном произведении — вещь не последняя. Литературная реформа (здесь недаром просвечивает слово «форма») всегда несет в себе элемент шоу. Если фокусник выходит в цилиндре, то ясно, условно говоря, что из цилиндра вылетит голубь. Уж так он, фокусник одет. Сейчас покажет. У Бунина не было ничего такого, откуда можно было бы достать птицу. Но он протянул руку — и она села на его ладонь. И не голубь какой-нибудь — жар-птица, которую не упакуешь ни в один цилиндр. Нового литературного инструментария Бунин почти не касался. Фокусу он предпочел чудо. Бунинская проза переливается удивительным светом, источник которого — выше текста, да и словесности вообще. Это наводит на еретическую мысль, что главные достижения литературы, к которым. безусловно, относится проза Бунина, доступны анализу на весьма ограниченном пространстве. Но это пространство мы должны использовать со всей полнотой.
© Copyright: Эль Ка 3, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|