И о клипе Исповедь
ЧЕМ ПАХНЕТ СНЕГ
Был первый снег, как первый смех
И первые шаги ребенка.
Глядишь — он выровнен, как мех,
На елках, на березах снег,—
Чем не снегуркина шубенка?
И лунки — по одной на всех:
Солонка или не солонка,
Но только завтра, как на грех,
Во всем преобразится снег.
Зима висит на хвойных лапах,
По-праздничному хороша,
Арбузный гоголевский запах —
Ее декабрьская душа.
В бумажных колпаках и шляпах,
Тряпье в чулане вороша,
Усы наводят жженой пробкой,
Румянец — свеклой; кто в очках,
Кто скалку схватит впопыхах
И в двери, с полною коробкой
Огня бенгальского в руках.
Факир, вампир, гусар с цыганкой,
Коза в тулупе вверх изнанкой,
С пеньковой бородой монах
Гурьбой закладывают сани,
Под хохот бьется бубенец,
От ряженых воспоминаний
Зима устанет наконец.
И — никого, и столбик ртути
На милость стужи сдастся днем,
В малиновой и дымной смуте
И мы пойдем своим путем,
Почуем запах госпитальный
Сплошного снежного пласта,
Дыханье ступит, как хрустальный
Морозный ангел, на уста.
И только в марте потеплеет,
И, как на карте, запестреет
Там косогор, там буерак,
А там лозняк, а там овраг.
Сойдешь с дороги — вязнут ноги,
Передохни, когда не в спех,
Постой немного при дороге:
Весной бензином пахнет снег.
Бензином пахнет снег у всех,
В любом краю, но в Подмосковье
Особенно, и пахнет кровью,
Остался этот запах с тех
Времен, когда сороковые
По снегу в гору свой доспех
Тащили годы чуть живые…
Уходят души снеговые,
И остается вместо вех
Бензин, которым пахнет снег.
1962 г.
Тарковский Арсений.
***
Посчитала нужным внести эту запись в дневник. Чтобы не потерялись мысли.
Думы мои, думы.
«О Русском Шамане замолвите слово-5» (Мила Пархоменко)
Подумала, что я так и не соберусь писать отдельную статью. Разбросано про SHAMANа по лит дневнику... .Будет время -соберу. Пока только так.
***
Добрый вечер, Мила!
Прекрасная статья. Пока я собиралась, вы уже всё написали.
Поэтому если и добавлю, то только очень субъективное.
СУБЪЕКТИВНОЕ.
Потому что надо было написать хотя бы в лит.дневник - как я сделала в течении первых 15 минут после опубликования клипа "Я русский".
Но сейчас шквал эмоций не позволил разместить аргументированно и по полочкам.
Да, это исповедь перед нами, НО молитва к Богу.
Потому что клип- это художественное произведение. И никак не пособие по православным ритуалам.
"ИСПОВЕДЬ"
*
Что я прежде всего увидела на первом кадре - Левитан "Над вечным покоем".
Не сюжет, хотя чего уж, сюжет тоже, но название...Не снег(покой), но простор и заброшенность и вечность. ВЕЧНОСТЬ.
*
А далее текст, слова, ГОЛОС и музыка. От которой всё внутри трепещет, настолько совпадают вибрации. ДА! Музыка - как раз доказательство, что всё написано не Фадеевым или Дробышем, а им самим, что это его собственный почерк. И это вовсе не "воровство у себя", а действительно внутренняя мелодия, лейтмотив, «узнаваемый с первых нот почерк мастера».
*
То, что было в конце - совершенно рембрандтовский кадр. Даже в цвете. Правда у Рембрандта много красного, а здесь просто коричневый тёплый. Но меня-то больше всего пяточки босые к Рембрандту отослали. Сделала для себя пометки и спросила подругу, что она видит на 2.40 сек? В клипе для меня столько смыслов открывается.
Кстати, опускается на колени он в сапогах, а первые прядки падают - Герой уже босой.
И я вижу "Возвращение блудного сына"
ВОЗВРАЩЕНИЕ. Сына.
Ну да, в названиях картин тоже смыслы. Кто что прочтёт.
И, и много чего ещё.
Такой короткий клип, а сколько всего заложено, чем больше смотришь, тем больше открывается.
И свет. СВЕТ. Эта концентрация белого. Так что слепит...
Но наверно главное для меня, что всплыл Тарковский с его "Рублёвым". Там в новелле "Страсти по Андрею" я недавно (этим летом или прошлым) вдруг увидела не страсти по Гению, а личные проблемы творчества самого Тарковского. Надо бы поискать мои записки по этому поводу...Но ведь у Тарковского тоже художественное произведение, а не историческое исследование, поэтому всё, что касается творчества тут же и всплывает.
*
И раз я вспомнила про Тарковского, то, пожалуй, ещё ближе тема к этому клипу - видеоряд из заключительных кадров "Соляриса". Где Крис поднимается на ступеньки родного дома к отцу и...- тоже кадр из Рембрандтовского "Возвращения блудного сына". Камера удаляется и уплывает в космос и уже следующие кадры - это Солярис создаёт на своей зыбкой поверхности остров с живой копией отчего домика, так похожего на церковь. Но ведь именно эти кадры говорят, что контакт состоялся на самом близком уровне. Мыслящая планета Солярис откликается на самые сильные мысли Человека.
И я здесь не о красках и картинках, а о взаимопонимании и слышимости друг друга и о сочувствии и о сопереживании, об ЭМПАТИИ.
Такие мои ассоциации. Такие мои мысли не глобального масштаба...
Такое маленькое, хотя получилось, что не маленькое, дополнение к вашей статье.
***
Меня, Мила, тоже поразила почти мгновенная реакция иностранцев. Тем более, что они воспринимали только голос и видеоряд, текст с английскими титрами появился только сегодня.
И огромная благодарность за ваши статьи. За этот цикл, посвящённый такому ЯВЛЕНИЮ - музыканту, автору-исполнителю Ярославу Дронову - SHAMAN.
С поклоном, Эль.
Эль Ка 3 29.01.2023 05:03
Тарковский о фильме
«Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».
***
Я подумала ещё о смыслах)) Слово. Логос.
Вот ведь название картины Левитана звучит не "Вечный покой", а "НАД вечным покоем". Как бы приподнимает над землёй. Да?
А в клипе, когда камера поднимается и висит над маленькой фигуркой в заснеженном поле тоже НАД...Словно дух поднимается вместе с музыкой, это уже не физическое, а духовное.
А теперь про другой ваш вопрос, помню, что он не здесь задан, но отвечаю здесь. Наверно всё же придётся написать отдельную статью:)), но обязательно со ссылкой на ваш цикл.
Я думаю, что идея всё же Ярослава. Иначе он не стал бы дожидаться снега. Запись голоса сделана была ещё летом, а видеоряд только через полгода...
Наверно поэтому и появились "Вороны мои", тема-то не отпускает. Как ответ, что он не ангел, в нём полно своих грехов, но он с ними борется. Это кстати к вопросу вам некоего г. Е. Костюры. Да и такая рифма была к "дураку". Молод был, это его косяки. Но они не настолько уж и косяки - если словари разрешают пользоваться в литературе. Но не в СМИ (насколько я помню). Но это как раз говорит о том, что Ярослав земной человек, а не мессия :) Он стремится открываться перед нами. Поэтому и рассказывает теми средствами, что ему подвластны- голосом и музыкой.
У Ярослава много разных песен. Он музыкант и пишет о том, что его волнует. Именно его. А у нас любят вешать ярлыки.
Ну и до кучи... Обсуждать художественный приём с ножницами ... Что нельзя портновские ножницы подавать при постриге. Ну чесслово..Разве о постриге в монастырь речь идёт? Нет, надо было именно парикмахерские подавать )) У меня эти реплики вызывают только смех- я сразу вспоминаю: "Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие глаза, бабушка, а почему такие уши, ба, а и почему почему такие зубы"...Бабушка, а что ты этими ножницами будешь ...
Эль Ка 3 30.01.2023 16:53
Другие статьи в литературном дневнике: