*** Это окончание 1 главы. Всё читать можно на Дзене. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт». (Н. В. Гоголь) Нет слов, более подходящих к творчеству Ярослава, чем это высказывание великого Мастера. Особый песенный язык Яра — сложно-простой, если можно так выразиться, и поэтически, и музыкально, - это его, философа и музыканта (и еще вопрос, кого в нем больше) настоящий, подлинный язык. Музыка. Если бы Ярослав мог, он, возможно, вообще бы не разговаривал, потому что это нарушает его духовную полноту. Но публичная профессия и уважение к публике обязывают. А вспомните «Волшебную скрипку» Николая Гумилева - одно из лучших стихотворений о творчестве: «Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки, Слушают его не только благодарные, любящие и понимающие люди. Слушают его и вот те самые… И хищно идут по следу, ища, в какое бы слово вцепиться клыками… А если вдруг «ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье» - тут уж в горло вцепиться ну какой же для них восторг невообразимый… И ведь не только «те самые»… В случае краткого замедления (которого он практически никогда не допускает, работая буквально до обморока), сразу же раздаются и голоса простодушного эгоизма, беззастенчиво вопрошающие: «Куда ты скрылся?» и требующие: «Пиши давай! Пой давай!». Что поделаешь — подсели на его творчество, уж простите за сленг. Понятное дело. Стихи Ярослава изумляют своей точностью и высокой эмоциональной энергией. Энергией смыслов. «Небо плачет от боли «Ho тoлькo кaждый paз «B мoeй душe гopит oгoнь Упоительную мелодичность он создает, тщательно подбирая слова. И не только слова. ЗВУКИ. Сочетания звуков в словах, Он ищет «звуки небес», о которых писал молодой Лермонтов («Ангел»). Он их слышит. И находит. Потому что внутри него — Солнце, о котором Лермонтов же и сказал: «Восходит чудное светило Тут я, конечно, подставляюсь, причем сознательно, под удар тех, кто предпочитает бронзу. Ну в самом деле, как можно сравнивать Михаила Юрьевича — и Ярослава Юрьевича? А можно. Лермонтов был так же молод, горяч, нетерпелив. С тем же огнем в груди. И вниманием к СЛОВУ. И сейчас я процитирую свое самое любимое лермонтовское - «Есть речи — значенье...» (отрывок): «Не встретит ответа Но в храме, средь боя Не кончив молитвы, ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА. Не из пламени. А из ПЛАМЯ. Эта грамматическая чудесность гения давно уже запротоколирована и оправдана литературоведами. Ну как иначе. А ведь она — истинное поэтическое чудо. Безмерность. Которая именно и заставляет сердце отвечать «долгим биеньем». К чему я это вспомнила? А вот к чему. Есть у Ярослава песня «Вызов». И в ней — такая строчка, о которую уже сломали копья целые легионы: «Этo вызoв твoй Ну да, ну да. Можно «одержать победу над собой» или же «победить себя». Но он написал именно так: «побеждать над собой». Я могу объяснить, что это никакая не ошибка, но — не буду. Просто почувствуйте. Пусть значенье и «темно» (будто бы), но - «без волненья внимать невозможно». И это главное. "Музыка - это язык Бога, который не нуждается в том, чтобы его переводили. Если творчество действительно искренне, если творчество действительно от сердца, то никакие границы, ничего его не остановит..."(Ярослав Дронов) Малыш, который в три года пел про «Черного кота», притоптывал в такт — очень ловко. Домашнее видео, к нашей радости, сохранило это серьезное, увлеченное личико, белокурые кудри, маленькую ножку, уверенно отбивающую ритм... Ребенок, который уже тогда знал, чего он хочет и что приносит радость. Барабаны на всю жизнь остались для него источником этой радости. Десять минут игры на ударной установке — это то, что он позволяет себе перед концертом, чтобы завести стабильный душевный двигатель. Он любит играть на барабанах — и играет очень прилично, я слушала. Сама этому училась когда-то. В его аранжировках мне нравится экспериментальный подход к ритмической структуре. Не только он, конечно. Думаю, что изящество, полётность и текстов его обусловлены не в последнюю очередь прекрасным чувством ритма. Ведь в стихах ритм не просто важен — он основа. Говоря о стихах Яра, я хочу выразить ему отдельную благодарность, которая, быть может, прозвучит неожиданно. Своими песнями, их подачей, экспрессивной пластикой, чувственностью без намека на пошлость — он вызвал к жизни множество «ответов» от своей публики: в стихах, рисунках, видео… Мало того, приучил без смущения употреблять высокую лексику — ту, которой я лично, как правило, избегала: душа, любовь, гордость, честь…сердце, кровь, боль... Сделал то, что принято называть «пафосом», - естественным, близким. Словно снял негласные запреты. Двери распахнул. И это — феномен уже не просто литературного процесса. Это психологический, социальный прорыв, который удается далеко не многим. А еще его стихи сравнивают с псалмами. Только ОН способен из любой песни сделать больше, чем песню - СОБЫТИЕ, ЯВЛЕНИЕ, БОЖИЙ ДАР. Голос. Глава 2. «Будь смелей, акробат» В 4 года люди в песочнице играют, а он — со сцены пел. В 17 лет Ярослав выиграл целое море вокальных конкурсов, в том числе международных. Он об этом, кстати, никогда не рассказывает. В 2013 году - пошел на «Фактор А», в 2014 — на «Голос». Вот тогда я и увидела его впервые. Поразил диссонанс между внешностью и вокалом. Сначала — даже в пределах одной только внешности. У юного -— кого? птенца или волчонка? - тоненького, с длинной беззащитной шейкой и мальчишеской взъерошенной стрижкой оказался умный, испытующий, совсем не мальчишеский взгляд. Но это еще что… Голос. Сногсшибательная виртуозность владения им, каким-то совершенно безразмерным (я пыталась сосчитать октавы, в которые он укладывается, не сосчитала), красота его, гибкость, сила, чистейшие интонации, шикарная подача, наполненная эмоциями и смыслами, очень индивидуальная… А пластика — свободная и одновременно аристократичная… А поведение на сцене — уверенное, профессиональное круче некуда… 21 год. Боже. Имя-фамилию его запомнила на всю жизнь — Ярослав Дронов, дав себе слово вернуться к этому чудесному мальчику, когда разовьется полностью. И тут ему вдруг не дают первого места. И я поклялась больше не смотреть эти конкурсы-продажи НИКОГДА. Но посмотрела четвертьфинал, а потом и финал в «Голосе». Второе место. Была мысль разбить телевизор. Хотя — это бы не помогло снять повторное ощущение вопиющей несправедливости, не меньшее, чем после «Фактора». Однако репертуар там, на «Факторе А», был странный. Что-то — как будто его, подходящее, а другое — вовсе нет. Меня немножко расстроила «Ария мистера Икс». Когда он вышел в этом костюме Арлекина, интересном, кстати, но, как говорили в моей молодости, «немного не в ту степь», меня что-то кольнуло. Вроде бы могу представить, с каким блеском и как волнующе он способен ее спеть… А спел - «актерски», без вокальной обширности… Меня до сих пор это мучает — почему исполнение было именно таким? Первая песня, которую я услышала в его исполнении на «Голосе» - «Когда молод был». Я обычно не смотрю никакие конкурсы, особенно конкурсы певцов. Не понимаю, как можно соревноваться в ПЕНИИ. И мне всегда всех участников жалко. Ну, почти всех. Но Ярослав меня потряс до основания. Мне казалось, что он может умереть вот прямо сейчас, во время пения. Настолько это было…. божественно. Он выглядел сразу и очень юным, и — вечным. И звучал так же. Это было и прекрасно, и страшно. За него страшно. Я знаю, он плакал потом за сценой. Но как решился, с такой душой, выйти в этот циничный и жестокий мир — конкурсов, интриг, балагана, где настоящее искусство вовсе не ценится, а истинный талант с удовольствием топчут? Понимал ли он это? Кто знает... Голос Яра. Былинные всплески вкупе с роковым драйвом. Умелое и очень красивое вкрапление в вокал элементов народного пения. Запоминающийся тембр. Модуляции, которые словно приподнимают и совершенствуют смыслы. Легчайшие мелизмы. Мощная опора. Иногда кажется, что слышишь, как звук зарождается у него в груди и продолжает жить там, у сердца, даже тогда, когда он готовится спеть новую фразу. Мнение профессионалов: «его речевой аппарат — идеален для прохождения звука свободным потоком. А широкая грудь, сильная шея… Это же труба иерихонская!». Один знакомый музыкант, впервые послушав Ярослава, выдохнул изумленно: «Фредди...».Сходство и правда есть. Аккуратно использует расщепление, легко, без слышимых усилий «прыгает» на октаву вверх. Прямым своим звуком выделывает тончайшие нюансы. Тесситура, удирающая за грань воображения. Уверенные низы, сочная середина, блистательные верхушки.. А главное (для меня) — очень плавные и практически незаметные для слуха переходы из регистра в регистр. Не буду глупо говорить: магия. Знаю, что он над этим работал. Как? Микст? Смешение грудного и головного регистров? Низкая диафрагма? Наклон, прости Господи, щитовидного хряща? Впрочем, какая разница. Уникальность не объяснишь техническими приемами и не повторишь. В 15 лет он поступил в музыкальный колледж и тогда же устроился работать в ресторан. Вечером. Певцом. Пел Лепса, Носкова, Кипелова. Очень хотел петь высоко, а диапазон был сравнительно небольшой. Он говорит, что слушал вокалистов с высокими голосами, хотел петь так же, но не знал, как это сделать. Эстрадной школы в городе не было. И жизнь сама предложила решение: он брал высокую песню, учил ее, выходил вечером на сцену в ресторане и, находясь в стрессовой ситуации (напомним, мальчик, 15 лет, а вокруг — разнокалиберные отдыхающие, иногда буйные) — РАСТЯГИВАЛ ДИАПАЗОН. Успевая отскочить от сильно увлекшихся отдыхом (включая огнестрел) и даже с успехом их отправляя на улицу. Ресторанная школа его закалила, стресс помог увеличить диапазон. Потом мышцы привыкли, «запомнили», как берется высокая нота, как она «стоит» в горле… - и всё получилось. За вибрато, читала, его почему-то ругают, ну, точнее, кривятся те, кто просто ищут, к чему бы придраться. А сам какие достоинства и недостатки (если недостатки вообще есть) своего вокала он может назвать? Пока не называл. И мутацию голоса в подростковый период, как я понимаю, не ощутил. Потому что весь этот период пел, и пел, и пел. Однако мой соавтор, тот самый, что сказал, услышав Яра впервые, с придыханием: «Фредди...», стал ну не то что копировать, скорее изучать, причем подсознательно, его звукоизвлечение, систему дыхания… Он вообще-то фанат оперного пения, поёт самые трудные теноровые арии — не для сцены, для себя. И вдруг я слышу: в его голосе появилось ЯРОВСКОЕ серебро, до-диез взял почти как SHAMAN— легко, мощно. Ария Каварадосси прямо полетела… А у него далеко не шаманский диапазон. Вот как это объяснить?) А еще довелось от того же музыканта услышать сравнение — совершенно неожиданное для меня — певца с нейрохирургом. В том смысле, что ошибка в положении речевого аппарата, скул, челюстей и так далее, то есть какой-то сдвиг буквально на полмиллиметра, может навредить звуку. Нейрохирург звука, вот так вот. Но звуку SHAMANа — ничто не вредит, как кажется. Даже пение на двадцатиградусном морозе — зимой в Сибири, на открытой площадке, во время какого-то оздоровительного мероприятия, когда он пел в распахнутой куртке и пар валил изо рта, а стоящие рядом люди обливались из ведер холодной водой. Ну хорошо хоть его не облили. ПРОДОЛЖЕНИЕСЛЕДУЕТ Маргарита Белая. © Copyright: Эль Ка 3, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|