Седьмая Ленинградская Дмитрия Шостаковича

Эль Ка 3: литературный дневник

9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии блокадного Ленинграда впервые была исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Ранее премьеры уже состоялись в Куйбышеве и Москве. Но эта- была, конечно, главная.


Летом 1941 года, в первые дни Великой Отечественной войны он начал писать новую симфонию в том виде, какой мы ее знаем.
23 июня Дмитрий Шостакович был в военкомате и просил принять его добровольцем в Красную Армию, но ему отказали.
Потом... на сборном пункте завода «Полиграфмаш» он обратился с этой же просьбой. Но и здесь ему отказали.


По просьбе друзей и знакомых его зачислили на строительство оборонных сооружений. Работу на стройке он совмещал и с работой в консерватории. Новые попытки попасть в ополчение привели к тому, что ему поручили возглавить музыкальную часть Ленинградского театра народного ополчения. Это совсем его не устраивало, и он вновь стал проситься в армию.


Шостаковича приняли в пожарную команду противовоздушной обороны. Он тушил загоравшиеся дома и зажигательные бомбы, выполнял другие противопожарные функции.


«Я выполнял две обязанности: композитора и пожарника - дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться... Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая моя вдохновенная работа...
Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся"


1 октября композитор вместе с семьей был эвакуирован из Ленинграда


После непродолжительного пребывания в Москве Шостакович отправился в Куйбышев. Здесь и продолжил работать над симфонией.
27 декабря 1941 года Седьмая симфония была готова.



5 марта 1942 года она была исполнена в Куйбышеве.


Следующее исполнение произошло 29 марта уже в Москве. Оркестр Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского исполнил ее чуть позже в Новосибирске, поскольку находился там в эвакуации. 22 июня 1942 года премьера Седьмой симфонии состоялась в Лондоне, а 19 июля в Нью-Йорке. Но главная премьера была еще впереди.
Было решено провести премьеру симфонии в блокадном Ленинграде.


Участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина рассказывала, что музыкантов разыскивали по радио, приглашали всех, кто мог прийти. Самого дирижера Элиасберга привозили сначала, еще зимой, на санях, так как он ослабел от голода.
Ударника Жаудата Айдарова спасли из морга, куда его вынесли, посчитав мертвым. Спасителем был сам Элиасберг, он спустился в морг и понял, что музыкант лишь в глубочайшем обмороке.
На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулеметчик. С миру по нитке – так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр.


9 августа в городе был праздник.
Несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбардировки, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. Была очень торжественная обстановка, и все музыканты играли с душой эту музыку.
Исполнение симфонии транслировалось по радио, а в городе были включены громкоговорители городской сети. Зал филармонии был переполнен. Среди зрителей были и исхудавшие завсегдатаи филармонии, и моряки Балтийского флота, и пехотинцы, и зенитчики, и связисты. Музыка выразила то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу. Симфонию слышали все жители осажденного города и... немецкие солдаты. Немцы были ошарашены, ведь они считали, что город уже мертвый.


Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно,
гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
"Вниманье!
Играет блокадный оркестр!.."


Даже сегодня, спустя десятилетия, эта музыка впечатляет и не оставляет людей равнодушными. Она звучит так же решительно и мощно, как и в годы блокады.
Симфония сплотила ленинградцев в самые трудные и сложные моменты и показала, что город продолжает жить и выживет, несмотря ни на что. И победит.
80 минут продолжалась симфония, и все это время враг не стрелял по городу, так как был организован еще один концерт – под названием «Шквал». По приказу командующего фронтом генерала Л. Говорова наши артиллеристы подавляли все огневые точки врага.
Слава героическим защитникам Ленинграда. ;


*По материалам статьи "Секретное оружие Ленинграда"



Ю.Воронов.
БАЛЛАДА О МУЗЫКЕ


Им холод кровавит
застывшие губы,
Смычки выбивает
из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы на лёд
западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…


Над вихрем бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки победно и скорбно неслись…


А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они сквозь израненный город брели.
И сани за спинами
их волочились –
Они так валторны и скрипки везли.


И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди неделями
ждут поезда
(......)


Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно,
гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»


И музыка встала
над мраком развалин,
Крушила безмолвие
тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…


Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.08.2024. ***
  • 15.08.2024. ***
  • 09.08.2024. Седьмая Ленинградская Дмитрия Шостаковича