Издержки народного обрезыванияНа днях гостила Маринка, моя бывшая одногруппница, барышня занятной судьбы. И пропала где-то в песках Египта. Потом, правда, нашлась - как раз, когда мы уж были готовы поиграть в персидское нашествие. Замечу, каждый встречный армейский блокпост живо и охотно предлагал нам свои услуги для этого веселого дела всего за двести баксов. Но - не понадобилось. История вышла комичная и добрая. Маринка схватила солнечный удар, её подобрали сердобольные бедуины, выходили. И даже сателлитник не сперли. Вот только батарейки сели. С тех пор Марина завязала с экзотическими странствиями, защитилась... и устроилась учительницей литературы в гимназию. Собственно, о школьном образовании речь и пойдёт. Прежде - была лишь подводка. "Блин, кошмар! - сказала взволнованная Марина. - Мне, блин, среди бедуинов не так страшно было, как среди этих головорезов!" Я подумал, что она сгущает краски. И спросил: Марина задумалась. Припомнила: "Да, придётся потерпеть", - согласился я. "Блин, нет, но вот этот случай... Мрак!" Она говорила о недавнем происшествии в Иркутске. Когда неуравновешенный юноша из одиннадцатого класса пописал ножиком училку физики за отказ исправить неуд. Что сказать? Конечно, диковатая история. Хотя не столь уж редкая. Понятно, Марина оценивала инцидент с позиций корпоративной солидарности. Прочая публика - с позиций общего гуманизма, который гласит, что резать училок ножиком - не бонтон. И лишь я, как привычный и циничный отморозок, предложил вдуматься в нюансы. "Марин, - сказал я, - а ты поставила бы парню неуд в ПОСЛЕДНИЙ месяц ПОСЛЕДНЕГО года? Даже если он ни в зуб ногой?" Маринка нахмурилась: Да, это верно. Последний год - он вообще "халявный". Все уже более или менее определились, куда идти и поступать. Ни один вменяемый учитель не станет требовать особого внимания к своему предмету, если выпускнику этот предмет нахрен не нужен. Задача школы - в меру сил поднатаскать по профильным (для выбранного вуза) дисциплинам и выдать приличный аттестат. Собственно, об аттестате и речь, об итоговой оценке в нём - а не о текущей двойке. Если б этот парень резал учителей за каждую двойку - едва ли он дотянул бы до одиннадцатого класса (или - педсостав бы кончился). Но неуд в аттестате... сейчас, конечно, я бы сказал: какая фигня. Но для выпускника школы - это совсем не фигня. Ни один приличный вуз не возьмёт абитуриента с неудом в аттестате, даже по "левому" предмету. И я очень легко могу представить себе такую ситуацию. Предположим, парень - гуманитарий, физику не любит и не понимает, а понимает лишь то, что нафиг она ему не сплющилась. Он штудирует историю, литературу, налегает на иностранный язык, нервы на пределе - а эта "принципиальная" овца упирается рогами: "Расскажи мне за переменную Планка, а то не будет тебе счастья!" Парень пытается вразумить: "Да чмо и педик твой Блок! Ты мне Планка давай!" Ну тут оно и прорвалось - бессонные ночи над томиками стихов, абитуриентская неврастения, боль за попранную и поруганную русскую литературу. "Что? Про Блока - так? Умри ж, негодная!" И ножиком - тык. Ножик, понятное дело, каждый второй иркутский школьник при себе имеет, для защиты своей одухотворённости. В итоге - трагедия. Впрочем, училка осталась жива. И то слава богу... А может, конечно, парень был просто гопник, охреневший от героиновой ломки (сейчас, когда в Иркутске особо свирепствует свора черкессовских спаниелей, пытаясь монополизировать рынок, перебои с ширевом неизбежны; они докладывали, что ситуация нормализована - на самом деле, конечно, нет). Но это - вряд ли. Весьма симптоматично, что парня выпустили под подписку. Это при обвинении в умышленном ТТП?(Вообще-то - могли и покушение на убийство вменить). Редкое, удивительное добродушие для российской юстиции, известной своим чрезвычайно карательным уклоном. Обычно - она укатывает в СИЗО и за куда меньшие шалости. В том числе - малолеток. Тут же - казалось бы, впрямь тяжкое преступление, и впрямь стрёмно выпускать на волю индивида, склонного к поножовщине. Соответственно, одно из двух. Либо парень - чей-то сынок (но тогда непонятно, зачем ему вообще понадобилось резать учительницу, при таких влиятельных родичах), либо - серьёзность дела здорово преувеличена СМИ и никаких опасных для жизни повреждений там не было. При том, что мотив и аффект, вероятно, настолько очевидны и закономерны, что у суда не хватило духу упечь парня за решётку. То есть, первый вариант: школярский беспредел - в ответ на беспредел учительский. Если будут ещё какие-то упоминания этого дела - следует ожидать, что перешьют на "состояние аффекта" или вовсе на "хулиганку", эту палочку-выручалочку российского УК. В обоих случаях - с условным сроком. Вообще же, не хотелось бы возводить напраслину на ту несчастную покоцанную училку, но, как бы то ни было, в конфликте тигра с дрессировщиком обычно виноват дрессировщик. Я уж не говорю о том, что половину наших учителей составляют люди, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к работе с подростками. Полная выбраковка социума, индивиды, чьи коммуникативные навыки непригодны даже для уличной торговли - и потому, конечно, дорога в школу... Тем больше - уважаю нашу Мариночку. Умница, красавица, доктор наук. И по мирному разрешению конфликтов - мне фору даст (поскольку у меня всегда есть искушение перевести конфликт в открытую, немирную фазу - и понеслась). Вот таких бы чокнутых альтруисток - побольше в нашем образовании. Напившись, в очередной раз признался ей: "Вот сдам как-нибудь дела - и сам в педагоги двину. Обожаю издеваться над тупыми подростками!" Но - мечты, мечты. "А кто зло забарывать будет?" :-) © Copyright: Артем Ферье, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|