Кто рожает людей, которыепо пьянке, на озере включают телевизор? Да и сыночек достойный, на самом деле. Во всяком случае, Лёха извинился, надлежаще покривился, и признался, что смотрел вчера в Москве по Пятому каналу судилище им Сванидзе на политические темы. Оно, вроде, не первую неделю уже идёт, а в тот раз обсуждали ключевой вопрос: "Как оно по-вашему: большевики Расею погубили, али наоборот, спасли?" Гхм. Я не знаю, что делать с такими формулировками. До того корявая и драматичная - что даже жопу не подотрёшь. Нет, большевики не спасли Россию. Поскольку главное, от чего её следовало спасать - это от большевиков и социализма. Более хренового на горизонте по-любому ничего не наблюдалось. Но, естественно, они не могли спасти её от самих себя и своего учения. Нет, большевики не погубили Россию. Всё как-то ещё жива, блин, грешная и святая наша старушка-потаскушка, матушка, блин, Расея. И в гроб не торопится, вроде. Да и где ж гроб-то такой сыскать, по ея-то мамонтовьей стати? Это ж Земля накренится во своём вращении, если Россия откинется (кроме шуток). Можно, конечно, судить-рядить, что потеряла эта страна (прошу прощения, если кого коробит выражение "эта страна" - но меня в равной мере коробит "наша страна"; ладно ещё явреи так могут говорить про свой юный ненаглядный Израиль: "Наша страна, наш рукотворный садик, где все мы братья, шалом алха и всеобщий мазл тов до самого дна этого бокала!"; но Россия (Англия, Франция, США) - это другой случай; здесь нет никаких "мы", здесь нет никаких "наших" (если не считать якеменковских клоунов); это взрослая страна со взрослыми отношениями между взрослыми людьми со своими взрослыми взаимопротиворечивыми интересами, а не спаянная беззаветным коллективизмом группа детского садика в мечтаниях блаженной воспитательницы). Да, согласен, немножко отвлёкся. Ну просто, заебали уже эти "нашестранцы", яростные уличители "этостранцев" как врагов Отечества. Да нет, друзья, когда я говорю "эта страна" - я вовсе не враг Отечеству. Возможно, я - враг ВАМ, что не хочу с вами солидаризироваться в некое ваше коровье "мы". Поскольку я всё же хищник и мычать не обучен. И нет у меня друзей ни среди баранов, ни среди волов, ни среди бурёнок. Но, заметьте, всё же мы, те хищники, которые реально делают погоду в России, - не говорим "наша страна". Поскольку и мы, хищники, - всё же разные и конкурирующие... Возвращаясь к большевистскому перевороту 1917 года (Лёшка Зимин таки затащил меня на просмотр, под лозунгом "Определи, кто из них главный ****обол"). В смысле, то ли Млечин ("архи-либераст"), то ли Кургинян ("юбер-ымперец"), то ли Сванидзе (судья настолько беспристрастный, что его тоже можно было порой принять за Ымперца, но вы-то знаете :-) ). Нет, на самом деле, я не отрицаю, что у всех задействованных там людей имеются вполне состоятельные внутренние убеждения, против которых они не покривят душой. В действительности, будучи хорошо знаком с политической журналистикой, готов подтвердить: обычно ею занимаются люди, которые действительно имеют убеждения и продают (в смысле, предлагают публике) именно их, а не способность их менять ad hoc. Явное проституирование своих убеждений - удел дилетантов от политической журналистики. Оно всегда выливается в заискивание перед "быдлосом" с его комплексами (как то представляется господину умнику). Выглядит весьма жалко и ничтожно, даже если человек на самом деле умён (как, скажем, математик Фоменко со своей "Хронологией", где, должно быть, нарочито издевается над коллегами гуманитариями; как "Онотоле" Вассерман со своей апологетикой Сталинизма в духе "до пятидесяти лет я дурак был полный", а сейчас мне бабушки на лавочке всё-всё объяснили). И должен сказать, что в данной передаче, несмотря на общий её "фиглярский" формат, - нет, люди вполне искренне говорят, что думают. И кто особенно порадовал - так это Кургинян. Оказывается, какая-то логика у него всё-таки есть. И какой-то инструментарий для анализа исторических документов. Но, естественно, поскольку он всё же совпат, как ни крути, он не понимает главного: логика социализма и логика цивилизации - это... расходящиеся параллельные прямые (по Лобачевскому, по Риману... не помню уж, у кого они как себя вели не по-Евклидовски). Вот Кургинян, бичуя Временное Правительство, говорит (цитата не дословная): "А во Французскую Революцию крестьянам дали землю СРАЗУ, а Временное правительство не могло решить этой проблемы в течение почти года". То бишь, всё сопли жевали, желваками играли, лясы точили. Скажу честно, я не очень в курсе, как именно был решён земельный вопрос во Французскую революцию. И оставим за бортом даже понятные комментарии к ходу самой Французской революции (понятно, если сначала вырезать аристократов, потом жирондистов, потом начать валить всех подряд, включая топ братьев-якобинцев - бесхозной земли в стране образуется дохуя). Но примем к сведению, что в глазах Кургиняна это большое достижение - наделение крестьян землёй. Видите ли, сейчас в России, может, это не так понятно, но в восемнадцатом веке в Европе - почти вся земля имела конкретных хозяев. Да и в России, на СРВ, по крайней мере - тоже имела. Ну и вот я с некоторым дребезгом душевным - могу ещё понять отмену крепостного права, что в России, что в европейских странах. Хотя и это волюнтаризм со стороны любого "освободителя" - так бесцеремонно вмешиваться в отношения граждан, скреплённые контрактом. Но тут - зачастую контракт заключался веков пять назад, далёким пращуром этого крестьянина, и пращур, будучи в сознании, подписал: "Буду холопом твоим, и всё потомство моё, а только не сгоняй нас с землицы по неурожаю и дай нам хлебушка!"
Но земля? Да нет, она-то уж чётко имеет хозяина! И что было в 1861, когда помещикам вывернули руки, заставив сохранить за уже вольными их крепостными земельный надел - это была нисколько не либеральная, блин, мера. Либерализм - это защита частной законной собственности как главная функция государства, для каковых иных целей оно нахер не нужно. В Пруссии, помнится, когда отменили крепостное право (не так уж "давнее" российского, в начале того же века), правило было другое. Крестьяне лично освобождались, но - без земли. И это правильно. Ибо земля - это собственность её собственника, а не его собственности, которая вдруг объявлена свободной. Соответственно, сразу возникал серьёзный вопрос: и что ты, вольный крестьянин, будешь делать? Хочешь - можешь идти арендатором, к этому помещику или другому. Хочешь - можешь пойти в город на фабрику (поначалу за копейки, конечно, ибо много тут таких). А хочешь - можешь купить землю для себя. Но поскольку зачастую это невподъёмно для тебя - один из двух первых вариантов. Естественно, возникший © Copyright: Артем Ферье, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|