точка отсчета

Елена Карелина: литературный дневник


Оглушенная событиями в Японии, поступающими оттуда репортажами о мужестве японцев, об их сплоченности и, поистине, самурайском понятии о чести, я не могла не провести параллель с нашей, российской реальностью.


Что было бы у нас в стране, приключись катастрофа подобных масштабов? К бабке не ходи! Сразу бы появились на улицах люди с целеустремленным выражением лица и пустыми глазами. Мародеры. Они выходили бы на улицы, как на работу, - обыскивать трупы и грабить покинутые жилища.


Основным отличием нынешней генерации этой неистребимой разновидности "человека прямоходящего" от таких же особей времен голода, разрухи, войны и природных катаклизмов прошлого века было бы отсутствие обременительной необходимости оглядываться вокруг.
Нет сегодня в нашем обществе тех сил, которые могли бы противостоять (даже общественным порицанием и презрением) подобным проявлением человеческой натуры!


В этой связи возник у меня вопрос, с которым я приставала ко всем, соглашающимся меня выслушать:"Когда начался распад общества? Где точка невозврата общественной морали, позволяющей замалчивать убийства, воровство и издевательства над слабым?"
Может показаться, что я свалила в одну кучу вещи, по тяжести, мало сопоставимые. Но я ведь имею в виду вопросы не наказуемости деяний, а вопросы допущения обществом этих действий, вопросы отсутствия общественного резонанса на них.


Спускаясь, поэтапно, в дебри отечественной истории,я пришла к выводу, что тот самый момент, когда просвещенная часть русского дворянства, пусть и негласно, стало одобрять террор, а это произошло, примерно, во времена появления "народовольцев", и нужно считать точкой отсчета гибели общественной морали.


"Святая Русь" всегда была сильна своей нравственностью, основанной на христианстве. Одобрение или замалчивание безнравственности физических расправ с инакомыслящими, возведение "бомбистов" в ранг мучеников и героев, развернуло общество в сторону нравственного регресса. Очевидно, что регресс, как всякая разрушающая сила мгновенно набрал обороты и уже через сто-сто пятьдесят лет мы строим ГУЛАГ, вывозим народы в калмыцкие степи, расстреливаем десятки тысяч "подозрительных".


Господа, на этом фоне, пожалуй, мародерство - не самое худшее из зол, но, повторюсь, речь идет не о степени тяжести проступка, а о его "нравственной", точнее - "безнравственной" составляющей. А вот она-то, эта составляющая, и является той самой нижней границей, за которой лежит уже не просто бездуховность, а тот неопределимый, пока, нюанс, позволяющий относить людей вообще к семейству "человекообразных".





Другие статьи в литературном дневнике: